бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Место и роль моделей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей старшего школьного возраста бесплатно рефераты

Затем параллельно с диагностическим минимумом начинается подготовка к проведению второго этапа диагностики – углубленного обследования. Оно включает в себя определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Для каждого учащегося должен быть составлен краткий план, программа предстоящего исследования. В основе программы и, соответственно, подобранных диагностических процедур обязательно лежит определенная гипотеза о происхождении психологических трудностей школьника, которая и позволяет значительно сократить процедуру углубленного обследования.

После проведения углубленных исследований обязательно наступает важный и ответственный момент подготовки к психолого-педагогическому консилиуму. Психологу необходимо подготовить и заполнить протоколы обследований, выделить группы школьников с различными проблемами и психологически благополучных учащихся, выделить у каждого склонности и способности к определенному типу профессии, определить степень готовности к профессиональному самоопределению. Кроме того, психолог готовит обобщенную аналитическую информацию по классам и параллели в целом, заполняя сводные таблицы. Он проводит предварительные консультации с классными руководителями и школьным врачом (медсестрой), заранее оповещая о тех учащихся, по которым особенно важно иметь педагогическую и медицинскую информацию, собирая дополнительные психологические данные о тех учениках, которые особенно беспокоят педагогов и медработника. Желательно накануне консилиумов решить, в каком порядке будут обсуждаться стратегии психолого-педагогического сопровождения конкретных учащихся, выделить группы для обсуждения на каждом психолого-педагогическом консилиуме. Всего должно быть запланировано три консилиумных недели, с одной встречей в неделю. Очевидно, что число психолого-педагогических консилиумов в рамках одной недели и их продолжительность могут колебаться в зависимости от конкретной ситуации.

По итогам психолого-педагогического консилиума психолог осуществляет целую серию обязательных мероприятий. Во-первых, проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов-предметников. Во время этих консультаций обсуждаются данные о психологических особенностях детей и рекомендации, данные консилиумом, планируются конкретные направления и формы психолого-педагогического сопровождения профессионального сопровождения учащихся. Педагоги заполняют соответствующие документы, в соответствии с которыми будет осуществляться их работа с конкретными учащимися и параллелью в целом. По просьбе педагога могут быть даны и индивидуальные консультации по вопросам, касающимся профессионального самоопределения учащихся. Во-вторых, проведение групповой консультации родителей учащихся. На этой встрече психолог в общей форме рассказывает родителям результаты обследования, объясняет значение проделанной работы, дает некоторые рекомендации. Ситуация консультирования используется и как просветительская, так как на основе имеющихся данных психолог может раскрыть некоторые важные закономерности развития учащихся, влияющие на готовность к профессиональному самоопределению. В-третьих, это консультирование администрации, имеющее форму психологического отчета (устного или письменного) с предоставлением школьной администрации всех основных данных, аналитических выкладок и рекомендаций по совершенствованию процесса психолого-педагогического сопровождения учащихся в школе. Анализ должен касаться и психологического состояния школьников, и вопросов их эффективного обучения, общения с педагогами и др. В-четвертых, это общая развивающая работа с учащимися данной школьной параллели. В зависимости от числа учащихся и возможностей психолога она может осуществляться в форме спецкурсов и новых дисциплин; занятий с учащимися углубленным изучением общеобразовательных предметов; курсовой подготовки по различным областям знаний; профессиональной подготовки в рамках профиля класса и вне его; разработки индивидуального маршрута развития учащегося (групп учащихся) и его реализация; специальных тренинговых занятий, обучающей психодиагностики, большой психологической игры типа Олимпиады, КВНа и т. д.

Также психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения может реализовываться в форме дополнительного образования, которое будет основываться на свободном и добровольном сотрудничестве учащихся, их родителей и педагогов, будет способствовать установлению взаимопонимания и доверия между субъектами образовательного процесса и обладать большими возможностями:

·                   возможность всестороннего развития учащихся по личностно ориентированным программам с целью выявления и развития индивидуальности каждого;

·                   возможность варьирования различными курсами, исходя из интересов учащихся и пожеланий родителей;

·                   возможность свободного выбора занятий, в наибольшей степени соответствующих интересам и проявлению индивидуальности каждого ученика;

·                   возможность концентрации внимания педагога на индивидуальности каждого ребёнка;

·                   возможность включения в образовательный процесс родителей обучающихся с целью создания в семье среды, способствующей саморазвитию личности.

Таким образом, целенаправленная система средств, многообразие и вариативность форм организации психолого-педагогического сопровождения могут способствовать решению проблем учащихся в профессиональном самоопределении.

При внедрении предложенной нами модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в систему школьного образования мы полагаем, что образ современного выпускника должен несколько измениться. И в связи с этим предлагаем свою схему направленности развития компетентности старшеклассника (см. рис.6), благодаря которой можно будет осуществлять оценку эффективности работы по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся.


К умению проектирования своего профессионального, карьерного роста

 

К формированию навыков самопрезентации

 

К общению с различными возрастными группами

 

К познанию окружающего мира

 

К ориентации в мире профессий

 

«Я»

богатство отношений и интересов

 

К исполнительской деятельной

 

К коллективной деятельности

 

К сопереживанию, соучастию

 

 

К себе как полноценной личности

 

К творческой деятельности

 

К самопознанию

 




















Рис. 6. Схема направленности развития профессиональной компетентности старшеклассника

На рисунке 6 показано, что оценкой качества готовности учащихся к профессиональному самоопределению является ряд основных критериев:

·                   характеристика ценностей, связанных с профессиональным выбором;

·                   представленность индивидуально выраженных целей профессионального самоопределения;

·                   информационная подготовленность в отношении значимости профессионального самоопределения;

·                   наличие опыта социального взаимодействия, востребованного в профессиональном самоопределении;

·                   общий уровень самопознания, актуального для осмысления результатов профильного обучения.

Зрелый выбор предполагает, что учащийся осознает свои жизненные цели и планы. Он правильно оценивает возможность для их реализации, а сделанный им выбор не расходится с его ценностными ориентациями и позволяет реализовать ему собственные намерения. Так, основными параметрами профессиональной зрелости личности человека являются:

·                   автономность;

·                   информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями;

·                   умение принимать решения;

·                   умение планировать свою профессиональную жизнь;

·                   сопоставление знаний о себе, предпочитаемой профессии и карьерного выбора;

·                   эмоциональная включенность в ситуацию по принятию решения.

Также считаем необходимым выделить особенности учащихся девятых классов к выбору профиля обучения в старшей школе:

·                   выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;

·                   представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения;

·                   информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;

·                   наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению ключевых компетенций, востребованных в профильном обучении.

Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся по предложенной нами модели, психолого-педагогическая служба в школе должна оценивать готовность школьников к профессиональному самоопределению по критериям, которые мы предлагаем в таблице 11. В ней мы отразили набор тех качеств, которыми должен обладать выпускник каждой ступени школьного образования: начальной, средней и старшей. Данная модель будет служить критерием оценки готовности учащегося к профессиональному самоопределению.

Модель выпускника строится с учётом мнения всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей . В основу разработки модели положены:

·                   положения Устава образовательного учреждения в части содержания и организации образовательного процесса,

·                   современные тенденции развития системы образования и особенности региональной и муниципальной политики в области образования,

·                   потребности учащихся и ожидания их родителей.

Основные элементы модели:

·                   требования к обученности школьников,

·                   требования к готовности продолжения образования,

·                   требования к воспитанности школьника, его умениям выстраивать эмоционально-ценностные отношения с самим собой и другими людьми,

·                   требования к уровню физического развития, сформированность умений и потребности вести здоровый образ жизни,

·                   требования к общекультурному развитию.


Таблица 11 Модель выпускника на каждой ступени обучения в школе

Ступень

Психолого-педагогический портрет

Психологические качества

Личностные качества

Начальная

Эмоциональный, волевой, интеллектуальный, трудолюбивый, усидчивый внимательный, с развитой речью, мышлением, со способностью ощущать и воспринимать признаки, свойства и качества предметов, с чувством познавательного значения ощущения, с умением чувствовать окружающий мир, с первоначально отработанной памятью: зрительной, слуховой и мажорной; внимательный (умеющий слушать и слышать), рефлексивный (умеющий ощущать себя), умеющий мыслить, обладающий чувством самоконтроля и самостоятельности.

Учебно-познавательные интересы, мотивация достижения успеха, социальная мотивация (долг, ответственность); уверенность в себе, чувство полноценности, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, адаптивность, самостоятельность в действиях, желание и способность иметь собственное мнение, коммуникабельность, доброжелательность, эмпатия.


Средняя

Теоретическое сознание, интеллектуальная зрелость, самостоятельность в решении и выбора образа действий, овладение своими познавательными процессами, аргументация и доказательство истинности убеждений, критичность мышления, способность к познанию общих законов природы и общению, научное мировоззрение, творческая активность, рефлексия, психические состояния, чувство собственного достоинства.

Социальная зрелость, осознание себя членом общества, осознание и критическое отношение к себе, профессиональные интересы, профессиональное ориентирование, профессиональные самоопределения, открытие своего внутреннего мира, осознание своей индивидуальной целостности, неповторимости, потребность в поиске смысла жизни, социальные и нравственные убеждения, гражданское мировоззрение, моральное самоопределение, моральная зрелость.

Старшая

Аналитико-синтетическое восприятие, наблюдательность, регулируемая память, абстрактное мышление, целесообразование и планирование, способность рассуждать, интеллектуальная познавательная активность; креативность; чувство психологической защищенности, учебно-познавательные интересы, мотивация достижения успеха, социальная мотивация (долг, ответственность); уверенность в себе, чувство полноценности, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, адаптивность, самостоятельность в действиях, желание и способность иметь собственное мнение, коммуникабельность, доброжелательность, эмпатия.

Социальная взрослость, ответственность за свои действия, мотивация общественно полезной деятельности (учебно-трудовой и т.д.), познавательные интересы, самосознание и адекватная самооценка, потребность в самопознании. Осознание собственной индивидуальности. Личностное самоопределение, стремление к самоутверждению, потребность в общественном признании, психосексуальная идентичность, удовлетворенность своим положением, нравственное осознание.


Основа данного психологического портрета является актуальной и хорошо согласуется с требованиями к характеристикам личности в современной России, представленными академиком В.В.Рубцовым: «Эффективность современной жизнедеятельности будет теперь зависеть от того, в какой мере индивид:

·                   способен не к одному конкретному виду деятельности, а к различным;

·                   способен понимать принципы функционирования не одной социальной общности, а различных;

·                   способен принимать участие в деятельности различных социальных общностей, но уже с существующими в них правилами и, в конечном счете, влиять на развитие этих общностей;

·                   способен координировать различные типы своей деятельности и свое «я» одновременно в различных социальных общностях» (В.В. Рубцов, 1996).

Таким образом, создавая данный психолого-педагогический портрет, мы, прежде всего, ориентируемся на формирование полноценной личности, подготовленной к успешному функционированию в условиях современной социально-культурной ситуации, стремящейся и способной оказывать влияние на изменение этой ситуации в соответствии со своими социально и профессионально значимыми жизненными принципами и ценностями. Полноценная личность – это, прежде всего, личность свободная и активная. Свободная от догматических стереотипов и комплексов, тормозящих ее личностный и профессиональный прогресс. Активная в преобразовании своей жизненной среды для достижения намеченных целей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе было проведено исследование психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников.

Теоретический анализ литературных источников показал, что психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия.

Психолого-педагогическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального Я, поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения.

Теория и практика профессиональной ориентации имеют почти столетнюю историю. Возникает вопрос, почему не прекращаются научный и практический поиск, направленный на совершенствование подготовки подрастающего поколения к личностному и профессиональному самоопределению.

Во-первых, из-за постоянных изменений, происходящих в обществе и научных достижений в области профориентации. Во-вторых, из-за сложности проблемы профессионального самоопределения в силу его многоаспектности и многогранности, что ведет к хроническому отставанию практики от теории и теории от жизни. И, в-третьих, это отсутствие социального заказа не только на подготовку молодежи к профессиональному выбору, но и на специалистов будущих профессионалов.

Проведенное исследование позволило установить, что учителя общеобразовательных школ имеют возможность: организовать систематическое изучение интересов и мотивов выбора профессии учащимися; направлять развитие интересов в сторону практического применения имеющихся знаний в области профориентации; использовать для профориентации школьников учебные занятия, осуществляя в процессе преподавания своего предмета тесную связь изучаемого материала с жизнью; развернуть в школе разностороннюю внеклассную работу (кружки, конкурсы, игры и т.д.); в процессе которой изучать и развивать склонности и способности школьников к определенной трудовой деятельности; вовлекать в общественно полезный труд.

Поиск новых подходов к решению этих проблем в России на сегодня обусловлен сложностью переживаемого ею социально-экономического кризиса и нахождением путей выхода из него, когда отторгнуты многие старые нравственные и мировоззренческие принципы, а новые еще только складываются, вызывая подчас немало сомнений.

Таким образом, профессиональная ориентация в школе приобретает новое качество. Она является не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной целью. Но еще имеет место серьезное ослабление внимания к вопросам профессионального самоопределения учащихся в общеобразовательной школе, слабая связь между системой образования и рынком труда. Все это свидетельствует о том, только согласованная и целенаправленная работа педагогических коллективов школ и других образовательных учреждений положительно сказывается на общем повышении качества психологической и практической подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

На основании полученных данных была разработана модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, отражающая единство цели и результата, логику и внутреннюю динамику процесса сопровождения, эффективна для анализа образовательных систем, проектирования содержания готовности старшеклассника к профессиональному самоопределению. Также наряду с данной моделью были созданы: схема направленности развития профессиональной компетентности старшеклассника и модель выпускника каждой ступени школьного образования.

Исследование психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников имеет большие перспективы: интересным представляется расширение выборки, то есть включение школ других городов и районов, а также апробация разработанной модели и проверка ее эффективности.



ЛИТЕРАТУРА

1. А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньщиков и др. Профессиональная ориентация молодежи [Текст] / А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньщиков и др. – М.: Высшая школа, 1989.– 272 с.

2. Белянина О.А. К вопросу психологической поддержки юных людей в их профессиональном самоопределении [Текст] /О.А. Белянина // Психологическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. - с.73-76.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] /М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с. (Практическая психология в образовании).

4. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия [Текст] / Е.М. Борисова, Г.П. Логинова – М.: Знание, 1991.– 80 с.– (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психологи»; № 11).

5. Бурцева, И. Социально-психологическая служба в структуре управления муниципальной системой образования [Текст] / Ирина Бурцева // Народное образование. – 2004. – №4. – С. 136-142.

6. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие [Текст] / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; Под ред. И.Б. Гриншпуна. – 3-е изд., стер. – М.; Воронеж: Изд-во Москов. психолого-социального института: МОДЭК, 2004. – 463 с.

7. Вариативность образования [Электронный документ] // #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"OLE_LINK2">Размещено на


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12