Место и роль моделей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей старшего школьного возраста
Затем параллельно с диагностическим минимумом начинается
подготовка к проведению второго этапа диагностики – углубленного обследования.
Оно включает в себя определение индивидуальных особенностей и склонностей
личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в
профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов
нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Для каждого учащегося
должен быть составлен краткий план, программа предстоящего исследования. В
основе программы и, соответственно, подобранных диагностических процедур
обязательно лежит определенная гипотеза о происхождении психологических
трудностей школьника, которая и позволяет значительно сократить процедуру
углубленного обследования.
После проведения углубленных исследований обязательно
наступает важный и ответственный момент подготовки к психолого-педагогическому консилиуму.
Психологу необходимо подготовить и заполнить протоколы обследований, выделить
группы школьников с различными проблемами и психологически благополучных учащихся,
выделить у каждого склонности и способности к определенному типу профессии,
определить степень готовности к профессиональному самоопределению. Кроме того,
психолог готовит обобщенную аналитическую информацию по классам и параллели в
целом, заполняя сводные таблицы. Он проводит предварительные консультации с
классными руководителями и школьным врачом (медсестрой), заранее оповещая о тех
учащихся, по которым особенно важно иметь педагогическую и медицинскую
информацию, собирая дополнительные психологические данные о тех учениках,
которые особенно беспокоят педагогов и медработника. Желательно накануне
консилиумов решить, в каком порядке будут обсуждаться стратегии психолого-педагогического
сопровождения конкретных учащихся, выделить группы для обсуждения на каждом психолого-педагогическом
консилиуме. Всего должно быть запланировано три консилиумных недели, с одной
встречей в неделю. Очевидно, что число психолого-педагогических консилиумов в
рамках одной недели и их продолжительность могут колебаться в зависимости от
конкретной ситуации.
По итогам психолого-педагогического консилиума психолог
осуществляет целую серию обязательных мероприятий. Во-первых, проведение групповых
и индивидуальных консультаций педагогов-предметников. Во время этих
консультаций обсуждаются данные о психологических особенностях детей и
рекомендации, данные консилиумом, планируются конкретные направления и формы психолого-педагогического
сопровождения профессионального сопровождения учащихся. Педагоги заполняют
соответствующие документы, в соответствии с которыми будет осуществляться их
работа с конкретными учащимися и параллелью в целом. По просьбе педагога могут
быть даны и индивидуальные консультации по вопросам, касающимся профессионального
самоопределения учащихся. Во-вторых, проведение групповой консультации
родителей учащихся. На этой встрече психолог в общей форме рассказывает
родителям результаты обследования, объясняет значение проделанной работы, дает
некоторые рекомендации. Ситуация консультирования используется и как
просветительская, так как на основе имеющихся данных психолог может раскрыть
некоторые важные закономерности развития учащихся, влияющие на готовность к
профессиональному самоопределению. В-третьих, это консультирование
администрации, имеющее форму психологического отчета (устного или письменного)
с предоставлением школьной администрации всех основных данных, аналитических
выкладок и рекомендаций по совершенствованию процесса психолого-педагогического
сопровождения учащихся в школе. Анализ должен касаться и психологического
состояния школьников, и вопросов их эффективного обучения, общения с педагогами
и др. В-четвертых, это общая развивающая работа с учащимися данной школьной
параллели. В зависимости от числа учащихся и возможностей психолога она может
осуществляться в форме спецкурсов и новых дисциплин; занятий с учащимися
углубленным изучением общеобразовательных предметов; курсовой подготовки по
различным областям знаний; профессиональной подготовки в рамках профиля класса
и вне его; разработки индивидуального маршрута развития учащегося (групп учащихся)
и его реализация; специальных тренинговых занятий, обучающей психодиагностики,
большой психологической игры типа Олимпиады, КВНа и т. д.
Также психолого-педагогическое сопровождение
профессионального самоопределения может реализовываться в форме дополнительного
образования, которое будет основываться на свободном и добровольном сотрудничестве
учащихся, их родителей и педагогов, будет способствовать установлению
взаимопонимания и доверия между субъектами образовательного процесса и обладать
большими возможностями:
·
возможность
всестороннего развития учащихся по личностно ориентированным программам с целью
выявления и развития индивидуальности каждого;
·
возможность
варьирования различными курсами, исходя из интересов учащихся и пожеланий
родителей;
·
возможность
свободного выбора занятий, в наибольшей степени соответствующих интересам и
проявлению индивидуальности каждого ученика;
·
возможность
концентрации внимания педагога на индивидуальности каждого ребёнка;
·
возможность
включения в образовательный процесс родителей обучающихся с целью создания в
семье среды, способствующей саморазвитию личности.
Таким образом, целенаправленная система средств, многообразие
и вариативность форм организации психолого-педагогического сопровождения могут
способствовать решению проблем учащихся в профессиональном самоопределении.
При внедрении предложенной нами модели
психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в
систему школьного образования мы полагаем, что образ современного выпускника
должен несколько измениться. И в связи с этим предлагаем свою схему направленности
развития компетентности старшеклассника (см. рис.6), благодаря которой можно
будет осуществлять оценку эффективности работы по психолого-педагогическому
сопровождению профессионального самоопределения учащихся.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К умению проектирования своего профессионального,
карьерного роста
|
|
|
|
К формированию навыков самопрезентации
|
|
|
|
|
|
К общению с различными возрастными группами
|
|
|
|
|
|
|
К познанию окружающего мира
|
|
|
|
К ориентации в мире профессий
|
|
|
|
|
«Я»
богатство отношений и интересов
|
|
|
|
|
К исполнительской деятельной
|
|
|
|
|
К коллективной деятельности
|
|
|
|
|
|
|
К сопереживанию, соучастию
|
|
|
|
К себе как полноценной личности
|
|
|
|
К творческой деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 6. Схема направленности развития профессиональной
компетентности старшеклассника
На рисунке 6 показано, что оценкой качества готовности учащихся
к профессиональному самоопределению является ряд основных критериев:
·
характеристика
ценностей, связанных с профессиональным выбором;
·
представленность
индивидуально выраженных целей профессионального самоопределения;
·
информационная
подготовленность в отношении значимости профессионального самоопределения;
·
наличие опыта
социального взаимодействия, востребованного в профессиональном самоопределении;
·
общий уровень
самопознания, актуального для осмысления результатов профильного обучения.
Зрелый выбор предполагает, что учащийся осознает свои
жизненные цели и планы. Он правильно оценивает возможность для их реализации, а
сделанный им выбор не расходится с его ценностными ориентациями и позволяет
реализовать ему собственные намерения. Так, основными параметрами профессиональной зрелости личности
человека являются:
·
автономность;
·
информированность
о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями;
·
умение принимать
решения;
·
умение
планировать свою профессиональную жизнь;
·
сопоставление
знаний о себе, предпочитаемой профессии и карьерного выбора;
·
эмоциональная
включенность в ситуацию по принятию решения.
Также считаем необходимым выделить особенности учащихся девятых
классов к выбору профиля обучения в старшей школе:
·
выраженность
ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему
направлениями послешкольного образования;
·
представленность
индивидуально выраженных целей профильного обучения;
·
информационная
подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего
продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;
·
наличие опыта
приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению ключевых
компетенций, востребованных в профильном обучении.
Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение
профессионального самоопределения учащихся по предложенной нами модели,
психолого-педагогическая служба в школе должна оценивать готовность школьников
к профессиональному самоопределению по критериям, которые мы предлагаем в
таблице 11. В ней мы отразили набор тех качеств, которыми должен обладать
выпускник каждой ступени школьного образования: начальной, средней и старшей.
Данная модель будет служить критерием оценки готовности учащегося к профессиональному
самоопределению.
Модель выпускника строится с учётом мнения всех участников
образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей . В основу разработки
модели положены:
·
положения Устава
образовательного учреждения в части содержания и организации образовательного
процесса,
·
современные
тенденции развития системы образования и особенности региональной и
муниципальной политики в области образования,
·
потребности
учащихся и ожидания их родителей.
Основные элементы модели:
·
требования к обученности
школьников,
·
требования к
готовности продолжения образования,
·
требования к
воспитанности школьника, его умениям выстраивать эмоционально-ценностные
отношения с самим собой и другими людьми,
·
требования к
уровню физического развития, сформированность умений и потребности вести
здоровый образ жизни,
·
требования к
общекультурному развитию.
Таблица 11 Модель выпускника на каждой ступени обучения в
школе
Ступень
|
Психолого-педагогический портрет
|
Психологические качества
|
Личностные качества
|
Начальная
|
Эмоциональный, волевой, интеллектуальный, трудолюбивый,
усидчивый внимательный, с развитой речью, мышлением, со способностью ощущать
и воспринимать признаки, свойства и качества предметов, с чувством познавательного
значения ощущения, с умением чувствовать окружающий мир, с первоначально
отработанной памятью: зрительной, слуховой и мажорной; внимательный (умеющий
слушать и слышать), рефлексивный (умеющий ощущать себя), умеющий мыслить,
обладающий чувством самоконтроля и самостоятельности.
|
Учебно-познавательные интересы, мотивация достижения
успеха, социальная мотивация (долг, ответственность); уверенность в себе,
чувство полноценности, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, адаптивность,
самостоятельность в действиях, желание и способность иметь собственное
мнение, коммуникабельность, доброжелательность, эмпатия.
|
Средняя
|
Теоретическое сознание, интеллектуальная зрелость,
самостоятельность в решении и выбора образа действий, овладение своими
познавательными процессами, аргументация и доказательство истинности
убеждений, критичность мышления, способность к познанию общих законов природы
и общению, научное мировоззрение, творческая активность, рефлексия,
психические состояния, чувство собственного достоинства.
|
Социальная зрелость, осознание себя членом общества,
осознание и критическое отношение к себе, профессиональные интересы,
профессиональное ориентирование, профессиональные самоопределения, открытие
своего внутреннего мира, осознание своей индивидуальной целостности, неповторимости,
потребность в поиске смысла жизни, социальные и нравственные убеждения,
гражданское мировоззрение, моральное самоопределение, моральная зрелость.
|
Старшая
|
Аналитико-синтетическое восприятие, наблюдательность,
регулируемая память, абстрактное мышление, целесообразование и планирование,
способность рассуждать, интеллектуальная познавательная активность;
креативность; чувство психологической защищенности, учебно-познавательные
интересы, мотивация достижения успеха, социальная мотивация (долг,
ответственность); уверенность в себе, чувство полноценности, трудолюбие,
усидчивость, дисциплинированность, адаптивность, самостоятельность в
действиях, желание и способность иметь собственное мнение, коммуникабельность,
доброжелательность, эмпатия.
|
Социальная взрослость, ответственность за свои действия,
мотивация общественно полезной деятельности (учебно-трудовой и т.д.),
познавательные интересы, самосознание и адекватная самооценка, потребность в
самопознании. Осознание собственной индивидуальности. Личностное
самоопределение, стремление к самоутверждению, потребность в общественном
признании, психосексуальная идентичность, удовлетворенность своим положением,
нравственное осознание.
|
Основа данного психологического портрета является актуальной
и хорошо согласуется с требованиями к характеристикам личности в современной
России, представленными академиком В.В.Рубцовым: «Эффективность современной
жизнедеятельности будет теперь зависеть от того, в какой мере индивид:
·
способен не к
одному конкретному виду деятельности, а к различным;
·
способен понимать
принципы функционирования не одной социальной общности, а различных;
·
способен
принимать участие в деятельности различных социальных общностей, но уже с
существующими в них правилами и, в конечном счете, влиять на развитие этих
общностей;
·
способен
координировать различные типы своей деятельности и свое «я» одновременно в
различных социальных общностях» (В.В. Рубцов, 1996).
Таким образом, создавая данный психолого-педагогический
портрет, мы, прежде всего, ориентируемся на формирование полноценной личности,
подготовленной к успешному функционированию в условиях современной
социально-культурной ситуации, стремящейся и способной оказывать влияние на
изменение этой ситуации в соответствии со своими социально и профессионально значимыми
жизненными принципами и ценностями. Полноценная личность – это, прежде всего,
личность свободная и активная. Свободная от догматических стереотипов и
комплексов, тормозящих ее личностный и профессиональный прогресс. Активная в
преобразовании своей жизненной среды для достижения намеченных целей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе было проведено
исследование психолого-педагогическое сопровождение профессионального
самоопределения старшеклассников.
Теоретический анализ литературных источников показал, что
психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как целостный
и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания
условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на
всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами
воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия.
Психолого-педагогическое
сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального
развития личности, укрепление профессионального Я, поддержание адекватной
самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности,
освоение технологий профессионального самосохранения.
Теория и практика профессиональной
ориентации имеют почти столетнюю историю. Возникает вопрос, почему не прекращаются
научный и практический поиск, направленный на совершенствование подготовки
подрастающего поколения к личностному и профессиональному самоопределению.
Во-первых, из-за постоянных
изменений, происходящих в обществе и научных достижений в области профориентации.
Во-вторых, из-за сложности проблемы профессионального самоопределения в силу
его многоаспектности и многогранности, что ведет к хроническому отставанию
практики от теории и теории от жизни. И, в-третьих, это отсутствие социального
заказа не только на подготовку молодежи к профессиональному выбору, но и на
специалистов будущих профессионалов.
Проведенное исследование позволило
установить, что учителя общеобразовательных школ имеют возможность:
организовать систематическое изучение интересов и мотивов выбора профессии
учащимися; направлять развитие интересов в сторону практического применения
имеющихся знаний в области профориентации; использовать для профориентации
школьников учебные занятия, осуществляя в процессе преподавания своего предмета
тесную связь изучаемого материала с жизнью; развернуть в школе разностороннюю
внеклассную работу (кружки, конкурсы, игры и т.д.); в процессе которой изучать
и развивать склонности и способности школьников к определенной трудовой
деятельности; вовлекать в общественно полезный труд.
Поиск новых подходов к решению этих
проблем в России на сегодня обусловлен сложностью переживаемого ею
социально-экономического кризиса и нахождением путей выхода из него, когда
отторгнуты многие старые нравственные и мировоззренческие принципы, а новые еще
только складываются, вызывая подчас немало сомнений.
Таким образом, профессиональная ориентация в школе
приобретает новое качество. Она является не только важнейшим компонентом
образования, но и его приоритетной целью. Но еще имеет место серьезное
ослабление внимания к вопросам профессионального самоопределения учащихся в общеобразовательной
школе, слабая связь между системой образования и рынком труда. Все это
свидетельствует о том, только согласованная и целенаправленная работа педагогических
коллективов школ и других образовательных учреждений положительно сказывается
на общем повышении качества психологической и практической подготовки учащихся
к сознательному выбору профессии.
На основании полученных данных была разработана модель
психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников,
отражающая единство цели и результата, логику и внутреннюю динамику процесса
сопровождения, эффективна для анализа образовательных систем, проектирования
содержания готовности старшеклассника к профессиональному самоопределению.
Также наряду с данной моделью были созданы: схема направленности развития
профессиональной компетентности старшеклассника и модель выпускника каждой
ступени школьного образования.
Исследование психолого-педагогического сопровождения профессионального
самоопределения старшеклассников имеет большие перспективы: интересным
представляется расширение выборки, то есть включение школ других городов и
районов, а также апробация разработанной модели и проверка ее эффективности.
ЛИТЕРАТУРА
1. А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньщиков и др. Профессиональная
ориентация молодежи [Текст] / А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньщиков и др.
– М.: Высшая школа, 1989.– 272 с.
2. Белянина О.А. К вопросу психологической поддержки юных людей в их
профессиональном самоопределении [Текст] /О.А. Белянина // Психологическое
сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения. –
Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. - с.73-76.
3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] /М.Р.
Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с. (Практическая психология в образовании).
4. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия [Текст] /
Е.М. Борисова, Г.П. Логинова – М.: Знание, 1991.– 80 с.– (Новое в жизни, науке,
технике. Сер. «Педагогика и психологи»; № 11).
5. Бурцева, И. Социально-психологическая служба в структуре управления
муниципальной системой образования [Текст] / Ирина Бурцева // Народное образование.
– 2004. – №4. – С. 136-142.
6. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие [Текст] /
И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; Под ред. И.Б. Гриншпуна. – 3-е
изд., стер. – М.; Воронеж: Изд-во Москов. психолого-социального института:
МОДЭК, 2004. – 463 с.
7. Вариативность образования [Электронный документ] // #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"OLE_LINK2">Размещено на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|
|