бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование системы упражнений по формированию грамматического строя на уроках закрепления изученн... бесплатно рефераты

группы

упражнений

Количество

%

1

Упражнения на смысловое комбинирование

24

6,5%

2

Упражнения на выделение изученных грамматических форм

98

26,5%

3

Упражнения на образование грамматической формы слова по аналогии

30

8,1%

4

Упражнения на образование грамматической формы слова по контексту

114

30,8%

5

Упражнения на конструирование словосочетаний

24

6,5%

6

Упражнения на конструирование предложений

80

21,65

 

ВСЕГО:

370

100%


Рассмотрев предлагаемые в учебниках русского языка для 2 и 3 классов разные группы тренировочных упражнений, можно сделать следующие выводы:

-   все тренировочные упражнения расположены в виде системы упражнений, характерной для конкретной изучаемой темы и могут использоваться учителем на уроках закрепления изученного материала;

-   самыми насыщенными темами в обоих классах являются темы "Понятие о выражении временных отношений" и "Понятие о способах выражения пространственных отношений".

Эти данные мы приводим в сравнительной таблице 15.

Таблица 15: Распределение тренировочных упражнений по основным темам в учебниках  для 2 и 3 классов

Тема

2 класс

3 класс

п/п

 

Кол-во

%

Кол-во

%

1

Понятие о выражении временных отношений

66

25,5%

83

22,8%

2

Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке

65

24,3%

38

10,4%

3

Понятие о способах выражения пространственных отношений

51

19,1%

88

13,8%

4

Понятие о предмете в значении орудия действия и его выражения в языке

21

7,9%

-

-

5

Понятие о выражении переходности действия на действующее лицо

20

7,5%

-

-

6

Понятие о признаках действий и их обозначение в языке

17

6,4%

-

-

7

Грамматическое понятие о лице

15

5,6%

-

-

8

Понятие о выражении количественных отношений

10

3,7%

-

-

9

Понятие о выражении сопровождения и совместности действия

-

-

73

20,1%

10

Понятие о выражении значения принадлежности

-

-

23

6,3%

11

Понятие о выражении направленности действия на предмет

-

-

22

6%

12

Понятие о выражении значения содержания (предмета) мысли

-

-

18

5%

13

Понятие о выражении значения отрицания

-

-

25

6,6%

 

ИТОГО:

267

100%

370

100%



Из данных таблицы мы видим, что общее количество тренировочных упражнений, используемых при закреплении материала основных тем, в учебнике для 3 классе больше, чем в учебнике для 2 класса. Наиболее распространенными группами тренировочных упражнений, как в учебнике для 2 класса, так и в учебнике для 3 класса, являются упражнения на "образование грамматической формы слова по контексту" (4 группа) и "на конструирование предложений" (6 группа). Количество упражнений других групп колеблется в зависимости от года обучения. Эти данные представлены в сводной таблице №16.


Таблица 16: Распределение групп тренировочных упражнений по годам обучения

Тема

2 класс

3 класс

п/п

 

Кол-во

%

Кол-во

%

1

Упражнения на смысловое комбинирование

40

15

24

6,5

2

Упражнения на выделение изученных грамматических форм

32

12

98

26,5

3

Упражнения на образование грамматической формы слова по аналогии

24

9

30

8,1

4

Упражнения на образование грамматической формы слова по контексту

48

18

114

30,8

5

Упражнения на конструирование словосочетаний

45

17

24

6,5

6

Упражнения на конструирование предложений

78

29

80

21,6

 

ИТОГО:

267

100%

370

100%


Как можно видеть из данных таблицы, в учебниках для 2 и 3 классов преобладают упражнения 4 группы (18% и 30,8%) и 6 группы (29% и 21,6%). В 3 классе на втором месте по частоте использования стоят упражнения 2 группы (26,5%). Увеличение количества упражнений на выделение изучаемой грамматической формы  связано с завершением в 3 классе 1 этапа формирования грамматического строя речи: данные упражнения позволяют закрепить у слабослышащих учащихся умение определять различные грамматические категории и формы, что на 2 этапе облегчит детям усвоение грамматических обобщений.

Проанализировав предлагаемые в учебниках русского языка группы тренировочных упражнений, используемых на уроках закрепления изученного материала, рассмотрим опыт работы учителя по применению данной системы на уроках закрепления изученного материала по теме "Понятие и признаках предметов и их обозначение в языке" во 2 и 3 классах 2 отделения школы слабослышащих.

3.3. Характеристика опыта работы по использованию системы тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала во 2 и 3 классах.

Практическое овладение грамматическим строем языка слабослышащими детьми основывается на прочно усвоенных умениях и навыках. Навыки формируются постепенно в системе тренировочных упражнений на уроках формирования грамматического строя речи. Практическая направленность системы специального обучения слабослышащих детей языку требует, чтобы упражнения в максимальной степени обеспечивали автоматизацию речевых навыков учащихся. Такую автоматизацию обеспечивают уроки закрепления изученного материала, предполагающие практическую речевую деятельность учащихся в системе тренировочных упражнений.

Для определения методики работы с системой тренировочных упражнений нами были проанализированы 20 уроков формирования грамматического строя речи. Эти уроки строились на материале учебников русского языка для 2 и 3 классов 2 отделения школы слабослышащих. При подборе упражнений для уроков формирования грамматического строя речи учителя опирались на характеристику групп упражнений, данную Е.Е.Вишневской.

В ходе анализа уроков нами были определены характер и виды помощи, оказываемой учителем в ходе выполнения тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала.

Также мы выделили группы тренировочных упражнений, включающих в себя дополнительные задания. В таблице 17 мы приводим процентное соотношение по каждому виду заданий.


Таблица 17: Виды заданий к группам тренировочных упражнений, используемых на уроках формирования грамматического строя речи (при выборе из 20 уроков)

Название групп

Кол-во в %

Виды

Кол-во в %

п/п

упражнений

2 кл

3 кл

заданий

2 кл

3 кл

1

Упражнения на смысловое комбинирование

7

6

Постановка вопросов к словам

50

40

 


 

 

Подчёркивание слов, отвечающих на вопросы

25

30

2

Упражнения на образование грамматической формы по

27

45

Постановка  вопросов к словам

73

69

 

контексту

 

 

Подчёркивание слов, отвечающих на данные вопросы

7

12

 


 

 

Подчёркивание частей речи (глаголов, существительных).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


 © 2010 Все права защищены.