|
|
Меню
|
|
Использование системы упражнений по формированию грамматического строя на уроках закрепления изученн...
|
группы
|
упражнений
|
Количество
|
%
|
1
|
Упражнения на
смысловое комбинирование
|
24
|
6,5%
|
2
|
Упражнения на
выделение изученных грамматических форм
|
98
|
26,5%
|
3
|
Упражнения на
образование грамматической формы слова по аналогии
|
30
|
8,1%
|
4
|
Упражнения на
образование грамматической формы слова по контексту
|
114
|
30,8%
|
5
|
Упражнения на
конструирование словосочетаний
|
24
|
6,5%
|
6
|
Упражнения на
конструирование предложений
|
80
|
21,65
|
|
ВСЕГО:
|
370
|
100%
|
Рассмотрев предлагаемые в учебниках русского
языка для 2 и 3 классов разные группы тренировочных упражнений, можно сделать
следующие выводы:
-
все тренировочные упражнения расположены в виде
системы упражнений, характерной для конкретной изучаемой темы и могут
использоваться учителем на уроках закрепления изученного материала;
-
самыми насыщенными темами в обоих классах являются
темы "Понятие о выражении временных отношений" и "Понятие о
способах выражения пространственных отношений".
Эти данные мы приводим в сравнительной таблице
15.
Таблица 15:
Распределение тренировочных упражнений по основным темам в учебниках для 2 и 3
классов
|
№
|
Тема
|
2 класс
|
3 класс
|
п/п
|
|
Кол-во
|
%
|
Кол-во
|
%
|
1
|
Понятие о выражении
временных отношений
|
66
|
25,5%
|
83
|
22,8%
|
2
|
Понятие о признаках
предметов и их обозначение в языке
|
65
|
24,3%
|
38
|
10,4%
|
3
|
Понятие о способах
выражения пространственных отношений
|
51
|
19,1%
|
88
|
13,8%
|
4
|
Понятие о предмете в
значении орудия действия и его выражения в языке
|
21
|
7,9%
|
-
|
-
|
5
|
Понятие о выражении
переходности действия на действующее лицо
|
20
|
7,5%
|
-
|
-
|
6
|
Понятие о признаках
действий и их обозначение в языке
|
17
|
6,4%
|
-
|
-
|
7
|
Грамматическое
понятие о лице
|
15
|
5,6%
|
-
|
-
|
8
|
Понятие о выражении
количественных отношений
|
10
|
3,7%
|
-
|
-
|
9
|
Понятие о выражении
сопровождения и совместности действия
|
-
|
-
|
73
|
20,1%
|
10
|
Понятие о выражении
значения принадлежности
|
-
|
-
|
23
|
6,3%
|
11
|
Понятие о выражении
направленности действия на предмет
|
-
|
-
|
22
|
6%
|
12
|
Понятие о выражении
значения содержания (предмета) мысли
|
-
|
-
|
18
|
5%
|
13
|
Понятие о выражении
значения отрицания
|
-
|
-
|
25
|
6,6%
|
|
ИТОГО:
|
267
|
100%
|
370
|
100%
|
Из данных таблицы мы видим, что общее
количество тренировочных упражнений, используемых при закреплении материала
основных тем, в учебнике для 3 классе больше, чем в учебнике для 2 класса.
Наиболее распространенными группами тренировочных упражнений, как в учебнике
для 2 класса, так и в учебнике для 3 класса, являются упражнения на "образование
грамматической формы слова по контексту" (4 группа) и "на
конструирование предложений" (6 группа). Количество упражнений других
групп колеблется в зависимости от года обучения. Эти данные представлены в
сводной таблице №16.
Таблица 16: Распределение групп тренировочных упражнений по годам обучения
|
№
|
Тема
|
2 класс
|
3 класс
|
п/п
|
|
Кол-во
|
%
|
Кол-во
|
%
|
1
|
Упражнения на
смысловое комбинирование
|
40
|
15
|
24
|
6,5
|
2
|
Упражнения на
выделение изученных грамматических форм
|
32
|
12
|
98
|
26,5
|
3
|
Упражнения на
образование грамматической формы слова по аналогии
|
24
|
9
|
30
|
8,1
|
4
|
Упражнения на
образование грамматической формы слова по контексту
|
48
|
18
|
114
|
30,8
|
5
|
Упражнения на
конструирование словосочетаний
|
45
|
17
|
24
|
6,5
|
6
|
Упражнения на
конструирование предложений
|
78
|
29
|
80
|
21,6
|
|
ИТОГО:
|
267
|
100%
|
370
|
100%
|
Как можно видеть из данных таблицы, в
учебниках для 2 и 3 классов преобладают упражнения 4 группы (18% и 30,8%) и 6
группы (29% и 21,6%). В 3 классе на втором месте по частоте использования стоят
упражнения 2 группы (26,5%). Увеличение количества упражнений на выделение
изучаемой грамматической формы связано с завершением в 3 классе 1 этапа
формирования грамматического строя речи: данные упражнения позволяют закрепить
у слабослышащих учащихся умение определять различные грамматические категории и
формы, что на 2 этапе облегчит детям усвоение грамматических обобщений.
Проанализировав предлагаемые в учебниках
русского языка группы тренировочных упражнений, используемых на уроках
закрепления изученного материала, рассмотрим опыт работы учителя по применению
данной системы на уроках закрепления изученного материала по теме "Понятие
и признаках предметов и их обозначение в языке" во 2 и 3 классах 2
отделения школы слабослышащих.
Практическое овладение грамматическим строем
языка слабослышащими детьми основывается на прочно усвоенных умениях и навыках.
Навыки формируются постепенно в системе тренировочных упражнений на уроках
формирования грамматического строя речи. Практическая направленность системы
специального обучения слабослышащих детей языку требует, чтобы упражнения в
максимальной степени обеспечивали автоматизацию речевых навыков учащихся. Такую
автоматизацию обеспечивают уроки закрепления изученного материала,
предполагающие практическую речевую деятельность учащихся в системе
тренировочных упражнений.
Для определения методики работы с системой
тренировочных упражнений нами были проанализированы 20 уроков формирования
грамматического строя речи. Эти уроки строились на материале учебников русского
языка для 2 и 3 классов 2 отделения школы слабослышащих. При подборе упражнений
для уроков формирования грамматического строя речи учителя опирались на
характеристику групп упражнений, данную Е.Е.Вишневской.
В ходе анализа уроков нами были определены
характер и виды помощи, оказываемой учителем в ходе выполнения тренировочных
упражнений на уроках закрепления изученного материала.
Также мы выделили группы тренировочных
упражнений, включающих в себя дополнительные задания. В таблице 17 мы приводим
процентное соотношение по каждому виду заданий.
Таблица 17: Виды заданий к группам тренировочных упражнений, используемых на
уроках формирования грамматического строя речи (при выборе из 20 уроков)
№
|
Название групп
|
Кол-во в %
|
Виды
|
Кол-во в %
|
п/п
|
упражнений
|
2 кл
|
3 кл
|
заданий
|
2 кл
|
3 кл
|
1
|
Упражнения на
смысловое комбинирование
|
7
|
6
|
Постановка вопросов
к словам
|
50
|
40
|
|
|
|
|
Подчёркивание слов,
отвечающих на вопросы
|
25
|
30
|
2
|
Упражнения на
образование грамматической формы по
|
27
|
45
|
Постановка вопросов
к словам
|
73
|
69
|
|
контексту
|
|
|
Подчёркивание слов,
отвечающих на данные вопросы
|
7
|
12
|
|
|
|
|
Подчёркивание частей
речи (глаголов, существительных).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|