Использование системы упражнений по формированию грамматического строя на уроках закрепления изученн...
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
упр. в
теме
|
1
|
Понятие о выражении
временных отношений
|
13
|
11
|
12
|
8
|
-
|
24
|
68
|
2
|
Понятие о признаках
предметов и их обозначение в языке
|
3
|
6
|
5
|
15
|
23
|
14
|
66
|
3
|
Понятие о способах
выражения пространственных отношений
|
4
|
4
|
-
|
9
|
13
|
21
|
51
|
4
|
Понятие о предмете в
значении орудия действия и его выражение в языке
|
3
|
3
|
-
|
4
|
6
|
6
|
22
|
5
|
Понятие о выражении
переходности действия на действующее лицо
|
4
|
2
|
5
|
-
|
-
|
7
|
18
|
6
|
Понятие о признаках
действий и из обозначение в языке
|
7
|
4
|
-
|
-
|
3
|
3
|
17
|
7
|
Грамматическое
понятие о лице
|
6
|
-
|
-
|
7
|
-
|
2
|
15
|
8
|
Понятие о выражении
количественных отношений
|
-
|
2
|
2
|
5
|
-
|
1
|
10
|
|
Всего упражнений в группе:
|
40
|
32
|
24
|
48
|
45
|
78
|
267
|
Как можно видеть из таблицы, упражнения на
смысловое комбинирование (1 группа) представлены в большинстве изучаемых во 2
классе основных грамматических тем (88%). Это наиболее легкий вид упражнений. В
учебнике русского языка упражнения 1 группы обычно предлагаются в начале работы
над понятием для проверки его понимания учащимися и для закрепления уже
пройденного материала. Например, при изучении темы "Понятие о предмете в
значении орудия действия и его выражение в языке" учащиеся выполняют такое
упражнение: "Вставь слова и напиши предложения".
Зина, . . . Васе картину указкой. Женя, .
. . дом карандашом. Тома, . . . маме письмо шариковой ручкой. Витя, . . .
стол тряпкой. Нина, . . . таблицу кнопкой.
(нарисуй, вытри, напиши, прикрепи,
покажи).
Выполняя это упражнение, дети тренируются в
смысловом комбинировании предложений со словосочетаниями в значении орудийности
действия, уточняют смысловое значение глаголов повелительного наклонения.
Упражнения на выделение изучаемых
грамматических форм (2 группа) используются также при изучении 88% всех
грамматических понятий. Упражнения этой группы имеют большое значение для закрепления
у учащихся представлений о грамматических понятиях и закономерностях. Данные
упражнения предполагают осмысленное выделение изучаемых грамматических форм и
категорий слабослышащими учащимися, что исключает механическое запоминание.
Например, при закреплении у учащихся понятия о выражении временных отношений
предлагается следующее упражнение:
"Прочитай. Выпиши из текста слова,
которые отвечают на вопросы что делают? что делал? что делали?"
Это упражнение позволяет не только практически
закрепить у учащихся умение определять по данному вопросу грамматические
категории времени и числа глаголов, но и уточнить семантическое значение
временных отношений.
Из упражнений 2 группы в учебнике для 2 класса
широко представлены упражнения на выписывание словосочетаний по вопросной схеме
("Прочитай. Выпиши словосочетания: какой?+ что? и какие?+что?"
и т.д.); на постановку вопроса к выделенным словам ("Прочитай. Поставь
вопросы к выделенным словам"). Упражнения на постановку вопроса к
словам встречается как самостоятельное упражнение, и как дополнительное задание
в упражнении другой группы, например:
"Спиши предложения, вставь слова.
Поставь вопросы к этим словам.
Мама будет . . . грибной суп. Бабушка . .
. картошку. Зина . . . кастрюлю. Кастрюля будет . . . на плите.
(почистила, стоять, варить, вымыла)"
Такое упражнение с дополнительным заданием
позволяет закрепить представления учащихся о временных отношениях не только
при подборе нужного по контексту слова, но и при осознанной постановке вопроса
к выбранному слову.
Упражнения, предполагающие образование
грамматической формы слова по аналогии (3 группа), используются в 62% всех
основных грамматических понятий, изучаемых во 2 классе. Общее количество
упражнений 3 группы невелико по сравнению с другими группами упражнений. В
учебнике для 2 класса эта группа упражнений представлены заданиями на изменение
грамматической формы слов по образцу, например:
"Измени и напиши слова:
вытирает - вытирается . . .
- умывается
причесывает - . . .
одевает - . . . " и т.д.
Упражнения 3 группы позволяют автоматизировать
навык образования новой грамматической формы слова по аналогии с данными
изменениями. Так, в приведенном примере учащиеся закрепляют умение образовывать
возвратную форму глаголов.
Упражнения на "образование грамматической
формы слова по контексту" (К.Г.Коровин) составляют 4 группу в
классификации Е.Е.Вишневской и в анализируемом учебнике представлены в 75%
изучаемых грамматических тем. Для практической работы учащимся предлагаются
различные варианты упражнений этой группы, например:
"Спиши предложения, допиши
окончания".
В зале висят красн ... флажки.
Деревянн... ложка упала на пол.
На окне висят длинн... широк... шторы.
Нов... учебники лежат в шкафу.
Выполняя этот вариант упражнений, учащиеся
закрепляют умение образовывать грамматическую категорию числа имени
прилагательного, дописывая окончания у контрольных слов в предложении.
Второй вариант упражнений этой группы
представляет собой дополнений предложений данными словами, изменяя их
окончания, например: "Спиши предложения. Вставь слова, измени
окончания".
Третий вариант упражнений 4 группы
предполагает самостоятельное дополнение предложений, например:
"Допиши предложения".
Ученик вытирает доску . . . .
Женя постучал в дверь . . . .
Учитель прикрепил картинку . . . .
Валя рисует дом . . . .
Этот вариант в учебнике для 2 класса
используется реже, чем предыдущие варианты, так как для учащихся он ещё
довольно сложен.
Упражнения на конструирование словосочетаний -
5 группа упражнений, используемых во 2 классе на уроках закрепления. Эти
упражнения предлагаются в четырёх основных темах Максимальное количество (50%)
упражнений этой группы используется при изучении темы "Понятие о признаках
предметов и их обозначение в языке". Упражнения этой группы условно
разделяются на 2 вида.
К первому относятся упражнения на образование
словосочетаний по вопросной схеме и опорному слову, например:
"Составь и напиши словосочетания что?
+ какие?".
Яблоки сладкие, ... ;
брёвна ... ;
ремни ... ;
... синие,
и т.д.
Такие же упражнения предлагаются и при
изучении темы "Понятие о способах выражения пространственных
отношений", например:
"Напиши словосочетания что делает?
+ куда?, что делает? + откуда?".
Вешает на ... ,
снимает с ... ,
ставит на ... ,
и т.д.
Второй вид упражнений этой группы -
самостоятельное дополнение словосочетаний и согласование слов в
словосочетаниях, способствует активизации и расширению словаря учащихся. Дети
должны самостоятельно подобрать нужные части речи, отвечающие на заданный
вопрос, например: "Дополни словосочетания":
|