бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование системы упражнений по формированию грамматического строя на уроках закрепления изученн... бесплатно рефераты

 

1

2

3

4

5

6

упр. в

теме

1

Понятие о выражении временных отношений

13

11

12

8

-

24

68

2

Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке

3

6

5

15

23

14

66

3

Понятие о способах выражения пространственных отношений

4

4

-

9

13

21

51

4

Понятие о предмете в значении орудия действия и его выражение в языке

3

3

-

4

6

6

22

5

Понятие о выражении переходности действия на действующее лицо

4

2

5

-

-

7

18

6

Понятие о признаках действий и из обозначение в языке

7

4

-

-

3

3

17

7

Грамматическое понятие о лице

6

-

-

7

-

2

15

8

Понятие о выражении количественных отношений

-

2

2

5

-

1

10

 

Всего упражнений в группе:

40

32

24

48

45

78

267


Как можно видеть из таблицы, упражнения на смысловое комбинирование (1 группа) представлены в большинстве изучаемых во 2 классе основных грамматических тем (88%). Это наиболее легкий вид упражнений. В учебнике русского языка упражнения 1 группы обычно предлагаются в начале работы над понятием для проверки его понимания учащимися и для закрепления уже пройденного материала. Например, при изучении темы "Понятие о предмете в значении орудия действия и его выражение в языке" учащиеся выполняют такое упражнение: "Вставь слова и напиши предложения".

Зина, . . .  Васе картину указкой. Женя, . . .  дом карандашом. Тома, . . .  маме письмо шариковой ручкой. Витя, . . .  стол тряпкой. Нина, . . .  таблицу кнопкой.

(нарисуй, вытри, напиши, прикрепи, покажи).

Выполняя это упражнение, дети тренируются в смысловом комбинировании предложений со словосочетаниями в значении орудийности действия, уточняют смысловое значение глаголов повелительного наклонения.

Упражнения на выделение изучаемых грамматических форм (2 группа) используются также при изучении 88% всех грамматических понятий. Упражнения этой группы имеют большое значение для закрепления у учащихся представлений о грамматических понятиях и закономерностях. Данные упражнения предполагают осмысленное выделение изучаемых грамматических форм и категорий слабослышащими учащимися, что исключает механическое запоминание. Например, при закреплении у учащихся понятия о выражении временных отношений предлагается следующее упражнение:

"Прочитай. Выпиши из текста слова, которые отвечают на вопросы что делают? что делал? что делали?"

Это упражнение позволяет не только практически закрепить у учащихся умение определять по данному вопросу грамматические категории времени и числа глаголов, но и уточнить семантическое значение временных отношений.

Из упражнений 2 группы в учебнике для 2 класса широко представлены упражнения на выписывание словосочетаний по вопросной схеме ("Прочитай. Выпиши словосочетания: какой?+ что? и какие?+что?" и т.д.); на постановку вопроса к выделенным словам ("Прочитай. Поставь вопросы к выделенным словам"). Упражнения на постановку вопроса к словам встречается как самостоятельное упражнение, и как дополнительное задание в упражнении другой группы, например:

"Спиши предложения, вставь слова. Поставь вопросы к этим словам.

Мама будет . . .  грибной суп. Бабушка . . .  картошку. Зина . . .  кастрюлю. Кастрюля будет . . .  на плите.

(почистила, стоять, варить, вымыла)"

Такое упражнение с дополнительным заданием позволяет закрепить представления учащихся о временных отношениях не только при  подборе нужного по контексту слова, но и при осознанной постановке вопроса к выбранному слову.

Упражнения, предполагающие образование грамматической формы слова по аналогии (3 группа), используются в 62% всех основных грамматических понятий, изучаемых во 2 классе. Общее количество упражнений 3 группы невелико по сравнению с другими группами упражнений. В учебнике для 2 класса эта группа упражнений представлены заданиями на изменение грамматической формы слов по образцу, например:

"Измени и напиши слова:

вытирает - вытирается               . . .  - умывается

причесывает - . . .                            одевает - . . . "     и т.д.

Упражнения 3 группы позволяют автоматизировать навык образования новой грамматической формы слова по аналогии с данными изменениями. Так, в приведенном примере учащиеся закрепляют умение образовывать возвратную форму глаголов.

Упражнения на "образование грамматической формы слова по контексту" (К.Г.Коровин) составляют 4 группу в классификации Е.Е.Вишневской и в анализируемом учебнике представлены в 75% изучаемых грамматических тем. Для практической работы учащимся предлагаются различные варианты упражнений этой группы, например:

"Спиши предложения, допиши окончания".

В зале висят красн ... флажки.

Деревянн... ложка упала на пол.

На окне висят длинн... широк... шторы.

Нов... учебники лежат в шкафу.

Выполняя этот вариант упражнений, учащиеся закрепляют умение образовывать грамматическую категорию числа имени прилагательного, дописывая окончания у контрольных слов в предложении.

Второй вариант упражнений этой группы представляет собой дополнений предложений данными словами, изменяя их окончания, например: "Спиши предложения. Вставь слова, измени окончания".

Третий вариант упражнений 4 группы предполагает самостоятельное дополнение предложений, например:

"Допиши предложения".

Ученик вытирает доску . . .  .

Женя постучал в дверь . . .  .

Учитель прикрепил картинку . . .  .

Валя рисует дом . . .  .

Этот вариант в учебнике для 2 класса используется реже, чем предыдущие варианты, так как для учащихся он ещё довольно сложен.

Упражнения на конструирование словосочетаний - 5 группа упражнений, используемых во 2 классе на уроках закрепления. Эти упражнения предлагаются в четырёх основных темах Максимальное количество (50%) упражнений этой группы используется при изучении темы "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке".  Упражнения этой группы условно разделяются на 2 вида.

К первому относятся упражнения на образование словосочетаний по вопросной схеме и опорному слову, например:

"Составь и напиши словосочетания что? + какие?".

Яблоки сладкие, ... ;

брёвна ... ;

ремни ... ;

... синие,

и т.д.

Такие же упражнения предлагаются и при изучении темы "Понятие о способах выражения пространственных отношений", например:

"Напиши словосочетания что делает? + куда?, что делает? + откуда?".

Вешает на ... ,

снимает с ... ,

ставит на ... ,

и т.д.

Второй вид упражнений этой группы - самостоятельное дополнение словосочетаний и согласование слов в словосочетаниях, способствует активизации и расширению словаря учащихся. Дети должны самостоятельно подобрать нужные части речи, отвечающие на заданный вопрос, например: "Дополни словосочетания":


что?

какому?

кому?

Даёт

. . .

. . .

. . .


 

 

 

что?

каким?

чем?

Рисует

. . .

. . .

. . .


Наиболее распространёнными упражнениями во 2 классе являются упражнения на конструирование предложений (4 группа). Они составляют примерно третью часть всех используемых упражнений. Чаще всего в учебнике встречается подгруппа упражнений на составление предложений на словесной основе. Существуют различные варианты заданий, например:

Составь из запиши два предложения со словами: вечером, на, читал, утром, Гриша, мама, вчера, уходит, сказку, работу (по деформированному тексту);

Составь предложения со словами: рисую, помогаешь (с заданным словом);

Придумай и напиши предложения по схемам кто? + что делает? + что?, что? + что делали? + где?, кто? + что делали + где? (по вопросной схеме);

Составь и напиши два предложения со словосочетаниями: старшему брату, маленькой лопатой (сданными словосочетаниями) и т.д.

Упражнения этой подгруппы используются при изучении и закреплении всех основных тем 2 класса, так как их содержание является наиболее соответствующим задачам формирование грамматического строя речи у слабослышащих учащихся.

Упражнения на составление предложений на комбинированной основе представляют собой вторую по частоте использования подгруппу. В основном они предлагаются в виде упражнений на составление предложений по картинке и вопросам к ней, например:

Рассмотри картинку. Ответь письменно на вопросы: куда залез кот? Откуда бежит кот? и т.д.

Задача учащихся в этом упражнении - подбор правильного предлога и конструирование предложений по вопросу и картинке с этим предлогом (тема "Понятие о способах выражения пространственных отношений").

Подгруппа упражнений на составлений только на наглядной основе в учебнике 2 класса не используется.

В ходе анализа упражнений, предлагаемых в учебнике 2 класса 2 отделения школы слабослышащих в разделе "Грамматика", было выделено следующее количественное соотношение упражнений различных групп:

Таблица 10: Количественное соотношение групп тренировочных упражнений

Группа

Всего упражнений

группы

упражнений

Количество

%

1

Упражнения на смысловое комбинирование

40

15%

2

Упражнения на выделение изученных грамматических форм

32

12%

3

Упражнения на образование грамматической формы слова по аналогии

24

9%

4

Упражнения на образование грамматической формы слова по контексту

48

18%

5

Упражнения на конструирование словосочетаний

45

17%

6

Упражнения на конструирование предложений

78

29%

 

ВСЕГО:

267

100%


Характеристика тренировочных упражнений, предлагаемых в учебнике русского языка для 3 класса.

В учебнике для 3 класса количество тренировочных упражнений так же, как и в учебнике для 2 класса, находится в зависимости от объема и сложности изучаемого понятия в каждой учебной четверти. Эти данные мы приводим в Таблице 11.

Таблица 11: Распределение тренировочных упражнений по учебным четвертям

Четверти

Всего упражнений

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


 © 2010 Все права защищены.