бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование системы упражнений по формированию грамматического строя на уроках закрепления изученн... бесплатно рефераты

Учебный материал, усвоенный на уроках формирования грамматического строя речи, учащиеся должны уметь практически использовать в своей повседневной учебной и бытовой речевой деятельности.

Учащиеся 2 отделения почти не владеют связной речью. Степень снижения слуха не позволяет им самостоятельно овладевать грамматической структурой языка. Поэтому главной задачей раздела "Формирование грамматического строя речи" во 2 отделении является практическое овладение языковыми грамматическими закономерностями и использование их в связной речи. Эта задача последовательно решается на трех уровнях:

-   понимание отдельных словосочетаний, выражающих определенные значения,

-   употребление их в связной речи,

-   систематизация (обобщение) языковых фактов.

Таким образом, в процессе обучения у учащихся постепенно формируются грамматические обобщения, автоматизируется навык правильного использования в самостоятельной речи грамматических закономерностей.

Речевые умения, приобретенные на уроках формирования грамматического строя речи, должны автоматизироваться в повседневной учебной и  внеклассной речевой практике учащихся.

Сроки овладения грамматическим строем речи соответствуют этапам обучения и решаемым задачам на каждом конкретном этапе (см. Таблицу 6).


Таблица 6: Этапы формирования грамматического строя речи:

Этапы

Задачи обучения

Классы

1

Овладение отдельными грамматическими закономерностями

1-3

2

Систематизация основных грамматических закономерностей

4-5


На первом этапе обучения программа раздела "Формирование грамматического строя речи" включает в себя 17 основных тем, распределенных по годам обучения и четвертям каждого учебного года.

Расположение всех основных тем в учебной программе строится на базе первой изучаемой детьми темы "Понятие о предмете и действии и его выражение в языке" (1 класс, 2 четверть). Вся система изучаемых в дальнейшем понятий опирается на знания, полученные учащимися при изучении этой темы. Вся система понятий планируется таким образом, что основой каждого последующего понятия является предыдущее, уже осмысленное и усвоенное учащимися понятие. Результатом такого планирования является последовательное усложнение и расширение изучаемого материала. Эту последовательность К.Г.Коровин наглядно отразил в схеме:


СХЕМА 1

Кто? Что делает?

Что? Что делает?


Понятие о предмете

и действии


Что? (Кого?)


Кто? Что делает?

Понятие

о переходности

действия на предмет


Кто? Что делает? Что?

Что? Что делает?

Куда? Где?

Понятие о выражении

пространственных

отношений



Кто? Что делает? Что?

Чем?

Понятие об орудийности действия



Наиболее объемные из 17-ти основных тем подразделяются на ряд подтем, изучаемых в определенной последовательности в зависимости от их сложности и места в программе всего раздела. Например, тема "Понятие о способах выражения пространственных отношений" состоит из одиннадцати подтем, изучаемых на протяжении всего первого этапа обучения, (т.е. с 1 по 3 класс). Тема "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" содержит в себе шесть подтем, последовательно изучаемых во 2 и 3 классах:

Предложения со словами, обозначающими признаки предметов

-   словосочетания прилагательных с существительными в именительном падеже единственного и множественного числа - 2 класс 1 четверть,

-   словосочетания притяжательных прилагательных с существительными в именительном падеже - 2 класс, 2 четверть,

-   словосочетания прилагательных с существительным в дательном, винительном и творительном падежах - 2 класс, 3 четверть,

-   словосочетания порядковых числительных с существительными в именительном падеже - 2 класс, 3 четверть,

-   словосочетания притяжательных местоимений с существительными в именительном падеже - 2 класс, 3 четверть,

-   словосочетания прилагательных с существительными в винительном, творительном и предложном падежах (уточнение пространственных отношений в словосочетаниях с предлогами в, на, под, за) - 3 класс, 4 четверть. Эта тема является одной из наиболее сложных для понимания и усвоения слабослышащими детьми и такое последовательное ее изучение позволяет учащимся более полно и осознанно овладеть соответствующими особенностями грамматического оформления предложений.

В программе раздела "Формирование грамматического строя речи" отражены как теоретические, так и практические задачи обучения. Решение этих задач происходит на специфических уроках формирования грамматического строя речи в ходе выполнения учащимися системы тренировочных упражнений. Практические упражнения, используемые на уроках формирования грамматического строя речи, широко представлены в современных учебниках русского языка для 2 и 3 классов 2 отделения школы слабослышащих. Поэтому следующим этапом нашего изучения содержания работы по формированию грамматического строя речи является анализ учебников русского языка.

В настоящее время обучение слабослышащих школьников родному языку во 2 и 3 классах строится на материале учебников русского языка, авторами которых являются Т.А.Абрамова, А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин, А.Г.Котенко.

Содержание учебников состоит из двух больших, примерно одинаковых по объему разделов: "Развитие речи" и "Грамматика". В учебнике 2 класса имеется приложение в виде 22-х цветных сюжетных картин, используемых в работе по разделу "Развитие речи".

Учебный материал в разделах расположен по учебным четвертям в соответствии с программой таким образом, что позволяет учителю одни и те же грамматические закономерности и конструкции как на уроках развития речи, так на уроках формирования грамматического строя речи.

В связи с задачами нашего исследования мы более подробно рассмотрим содержание раздела "Грамматика".

Темы, изучаемые в этом разделе, включают в себя как программные грамматические понятия, так и элементы фонетики, синтаксиса и пунктуации. Например, в учебнике 2 класса представлены следующие темы: "Большая буква", "Алфавит", "Разделительный мягкий знак", "Разделительный твердый знак", "Восклицательный знак", "Вопросительный знак". Это небольшие по своему объему темы, включающие в себя 4-5 упражнений.

Грамматические понятия в учебнике 2 класса представлены в виде 7-ми основных тем, включающих в себя 12 подтем. В каждой учебной четверти учащиеся усваивают три-четыре грамматические закономерности (обобщения), которые на каждом последующем уроке  постепенно усложняются и расширяются. Например, в 1 четверти 2 класса при изучении темы "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" рассматриваются предложения со словосочетаниями прилагательных с существительными в именительном падеже единственного и множественного числа. Во 2 четверти 2 класса в этой же теме изучаются предложения со словосочетаниями притяжательных прилагательных с существительными в именительном падеже. Таким образом соблюдается принцип последовательного усложнения изучаемого материала. 

В каждой изучаемой теме в учебнике предлагается система тренировочных упражнений, виды и количество которых зависят от сложности конкретного грамматического понятия.

В учебнике русского языка для 3 класса в разделе "Грамматика" представлены только грамматические темы, а элементы фонетики, синтаксиса и пунктуации отсутствуют. Восемь основных тем и входящие в них восемь подтем распределены по учебным четвертям с учетом их постепенного усложнения в соответствии с учебной программой. Например, со 2 по 4 четверти 3 класса учащиеся осваивают тему "Понятие о способах выражения пространственных отношений" в виде нескольких составляющих подтем: "Предложения со словами, обозначающими место действия (с предлогом по)", "Предложения со словами, обозначающими направление и место действия (с предлогами за, перед)" и т.д..

Каждая изучаемая тема содержит систему тренировочных упражнений, основная часть которых используется на уроках закрепления изученного материала.

После изучения содержания и расположения учебного материала в учебниках русского языка для 2 и 3 классов 2 отделения школы слабослышащих следующей нашей задачей является подробная характеристика предлагаемых в них групп тренировочных упражнений.

3.2. Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах на уроках формирования грамматического строя речи.

Характеристика тренировочных упражнений, предлагаемых в учебнике русского языка для 2 класса.


Общее количество тренировочных упражнений в каждой учебной четверти зависит от объема и сложности изучаемых основных тем. В этом отношении выделяется 1 четверть, в которой за счет повторения изученного в 1 классе используется наибольшее количество тренировочных упражнений по сравнению с другими учебными четвертями. Даны распределения тренировочных упражнений по учебным четвертям представлены нами в Таблице 7.


Таблица 7 : Распределение тренировочных упражнений по учебным четвертям

Четверти

Всего упражнений

 

Количество

%

1 четверть

80

30'%

2 четверть

57

21,4%

3 четверть

65

24,3%

4 четверть

65

24,3%

ИТОГО:

267

100%


Количество тренировочных упражнений зависит от конкретной, изучаемой в данный момент  темы. Например, темы "Понятие о выражении временных отношений" и "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" включают в себя больше тренировочных упражнений, чем другие основные темы. Данные темы предусматривают практическое овладение учащимися такими отвлеченными частями речи, как глаголы и их временные категории и имена прилагательные. Эти части речи трудны для понимания их слабослышащими учащимися и требуют большого количества тренировочных упражнений для автоматизации их в речи.

Количественное распределение тренировочных упражнений по основным темам мы можем видеть в Таблице 8.


Таблица 8: Распределение тренировочных упражнений по основным темам

Тема

Всего упражнений

п/п

 

Кол-во

%

1

Понятие о выражении временных отношений

68

25,5%

2

Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке

66

24,7%

3

Понятие о способах выражения пространственных отношений

51

19,1%

4

Понятие о предмете в значении орудия действия и его выражения в языке

22

8,3%

5

Понятие о выражении переходности действия на действующее лицо

18

6,7%

6

Понятие о признаках действий и их обозначение в языке

17

6,4%

7

Грамматическое понятие о лице

15

5,6%

8

Понятие о выражении количественных отношений

10

3,7%

 

ИТОГО:

267

100%


От содержания изучаемой основной темы зависит не только общее количество тренировочных упражнений в теме, но и количественное соотношение упражнений разных групп в каждой основной теме. Например, в теме "Понятие о выражении временных отношений" преобладают тренировочные упражнения 6 группы, а в теме "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" - упражнения 5 группы. Таким образом, в первой названной нами основной теме большее внимание уделяется работе над предложением, а во второй основной теме преобладает работа по конструированию словосочетаний, что отражает специфику содержания каждой темы: понимание слабослышащими учащимися временных отношений происходит в структуре предложения, а понятие о признаках предметов отрабатывается в синтаксической структуре словосочетания. В ряде основных грамматических тем некоторые группы тренировочных упражнений не используются. Например, в теме "Грамматическое понятие о лице" отсутствуют упражнения 2, 3 и 5 групп (группы упражнений приводятся по классификации Е.Е.Вишневской).

 По результатам, представленным в Таблице 9, можно судить о частоте использования той или иной группы упражнений в изучаемых во 2 классе основных грамматических темах.


Таблица 9: Распределение тренировочных упражнений по группам (классификация Е.Е.Вишневской)

Тема

Всего упражнений по группам

Всего

п/п

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


 © 2010 Все права защищены.