Использование системы упражнений по формированию грамматического строя на уроках закрепления изученн...
Учебный материал, усвоенный на уроках
формирования грамматического строя речи, учащиеся должны уметь практически
использовать в своей повседневной учебной и бытовой речевой деятельности.
Учащиеся 2 отделения почти не владеют связной
речью. Степень снижения слуха не позволяет им самостоятельно овладевать
грамматической структурой языка. Поэтому главной задачей раздела "Формирование
грамматического строя речи" во 2 отделении является практическое овладение
языковыми грамматическими закономерностями и использование их в связной речи.
Эта задача последовательно решается на трех уровнях:
-
понимание отдельных словосочетаний, выражающих
определенные значения,
-
употребление их в связной речи,
-
систематизация (обобщение) языковых фактов.
Таким образом, в процессе обучения у учащихся
постепенно формируются грамматические обобщения, автоматизируется навык
правильного использования в самостоятельной речи грамматических
закономерностей.
Речевые умения, приобретенные на уроках
формирования грамматического строя речи, должны автоматизироваться в
повседневной учебной и внеклассной речевой практике учащихся.
Сроки овладения грамматическим строем речи
соответствуют этапам обучения и решаемым задачам на каждом конкретном этапе
(см. Таблицу 6).
Таблица 6: Этапы
формирования грамматического строя речи:
|
Этапы
|
Задачи обучения
|
Классы
|
1
|
Овладение отдельными
грамматическими закономерностями
|
1-3
|
2
|
Систематизация
основных грамматических закономерностей
|
4-5
|
На первом этапе обучения программа раздела
"Формирование грамматического строя речи" включает в себя 17 основных
тем, распределенных по годам обучения и четвертям каждого учебного года.
Расположение всех основных тем в учебной программе
строится на базе первой изучаемой детьми темы "Понятие о предмете и
действии и его выражение в языке" (1 класс, 2 четверть). Вся система изучаемых
в дальнейшем понятий опирается на знания, полученные учащимися при изучении
этой темы. Вся система понятий планируется таким образом, что основой каждого
последующего понятия является предыдущее, уже осмысленное и усвоенное учащимися
понятие. Результатом такого планирования является последовательное усложнение и
расширение изучаемого материала. Эту последовательность К.Г.Коровин наглядно
отразил в схеме:
СХЕМА 1
Кто? Что делает?
Что? Что делает?
|
Понятие о предмете
и действии
Понятие
о переходности
действия на предмет
Кто? Что делает? Что?
Что? Что делает?
|
Понятие о выражении
пространственных
отношений
Понятие об орудийности действия
Наиболее объемные из 17-ти основных тем
подразделяются на ряд подтем, изучаемых в определенной последовательности в
зависимости от их сложности и места в программе всего раздела. Например, тема
"Понятие о способах выражения пространственных отношений" состоит из
одиннадцати подтем, изучаемых на протяжении всего первого этапа обучения, (т.е.
с 1 по 3 класс). Тема "Понятие о признаках предметов и их обозначение в
языке" содержит в себе шесть подтем, последовательно изучаемых во 2 и 3
классах:
Предложения со словами, обозначающими признаки
предметов
-
словосочетания прилагательных с существительными в
именительном падеже единственного и множественного числа - 2 класс 1 четверть,
-
словосочетания притяжательных прилагательных с
существительными в именительном падеже - 2 класс, 2 четверть,
-
словосочетания прилагательных с существительным в
дательном, винительном и творительном падежах - 2 класс, 3 четверть,
-
словосочетания порядковых числительных с
существительными в именительном падеже - 2 класс, 3 четверть,
-
словосочетания притяжательных местоимений с
существительными в именительном падеже - 2 класс, 3 четверть,
-
словосочетания прилагательных с существительными в
винительном, творительном и предложном падежах (уточнение пространственных
отношений в словосочетаниях с предлогами в, на, под, за) - 3 класс, 4
четверть. Эта тема является одной из наиболее сложных для понимания и усвоения
слабослышащими детьми и такое последовательное ее изучение позволяет учащимся более
полно и осознанно овладеть соответствующими особенностями грамматического
оформления предложений.
В программе раздела "Формирование
грамматического строя речи" отражены как теоретические, так и практические
задачи обучения. Решение этих задач происходит на специфических уроках формирования
грамматического строя речи в ходе выполнения учащимися системы тренировочных
упражнений. Практические упражнения, используемые на уроках формирования
грамматического строя речи, широко представлены в современных учебниках
русского языка для 2 и 3 классов 2 отделения школы слабослышащих. Поэтому
следующим этапом нашего изучения содержания работы по формированию грамматического
строя речи является анализ учебников русского языка.
В настоящее время обучение слабослышащих
школьников родному языку во 2 и 3 классах строится на материале учебников
русского языка, авторами которых являются Т.А.Абрамова, А.Г.Зикеев,
К.Г.Коровин, А.Г.Котенко.
Содержание учебников состоит из двух больших,
примерно одинаковых по объему разделов: "Развитие речи" и
"Грамматика". В учебнике 2 класса имеется приложение в виде 22-х
цветных сюжетных картин, используемых в работе по разделу "Развитие речи".
Учебный материал в разделах расположен по учебным
четвертям в соответствии с программой таким образом, что позволяет учителю одни
и те же грамматические закономерности и конструкции как на уроках развития
речи, так на уроках формирования грамматического строя речи.
В связи с задачами нашего исследования мы
более подробно рассмотрим содержание раздела "Грамматика".
Темы, изучаемые в этом разделе, включают в
себя как программные грамматические понятия, так и элементы фонетики,
синтаксиса и пунктуации. Например, в учебнике 2 класса представлены следующие темы:
"Большая буква", "Алфавит", "Разделительный мягкий
знак", "Разделительный твердый знак", "Восклицательный
знак", "Вопросительный знак". Это небольшие по своему объему
темы, включающие в себя 4-5 упражнений.
Грамматические понятия в учебнике 2 класса
представлены в виде 7-ми основных тем, включающих в себя 12 подтем. В каждой
учебной четверти учащиеся усваивают три-четыре грамматические закономерности
(обобщения), которые на каждом последующем уроке постепенно усложняются и расширяются.
Например, в 1 четверти 2 класса при изучении темы "Понятие о признаках
предметов и их обозначение в языке" рассматриваются предложения со
словосочетаниями прилагательных с существительными в именительном падеже
единственного и множественного числа. Во 2 четверти 2 класса в этой же теме
изучаются предложения со словосочетаниями притяжательных прилагательных с
существительными в именительном падеже. Таким образом соблюдается принцип
последовательного усложнения изучаемого материала.
В каждой изучаемой теме в учебнике предлагается
система тренировочных упражнений, виды и количество которых зависят от
сложности конкретного грамматического понятия.
В учебнике русского языка для 3 класса в
разделе "Грамматика" представлены только грамматические темы, а
элементы фонетики, синтаксиса и пунктуации отсутствуют. Восемь основных тем и
входящие в них восемь подтем распределены по учебным четвертям с учетом их
постепенного усложнения в соответствии с учебной программой. Например, со 2 по
4 четверти 3 класса учащиеся осваивают тему "Понятие о способах выражения
пространственных отношений" в виде нескольких составляющих подтем:
"Предложения со словами, обозначающими место действия (с предлогом по)",
"Предложения со словами, обозначающими направление и место действия (с
предлогами за, перед)" и т.д..
Каждая изучаемая тема содержит систему
тренировочных упражнений, основная часть которых используется на уроках
закрепления изученного материала.
После изучения содержания и расположения
учебного материала в учебниках русского языка для 2 и 3 классов 2 отделения
школы слабослышащих следующей нашей задачей является подробная характеристика
предлагаемых в них групп тренировочных упражнений.
Характеристика тренировочных упражнений,
предлагаемых в учебнике русского языка для 2 класса.
Общее количество тренировочных упражнений в
каждой учебной четверти зависит от объема и сложности изучаемых основных тем. В
этом отношении выделяется 1 четверть, в которой за счет повторения изученного в
1 классе используется наибольшее количество тренировочных упражнений по
сравнению с другими учебными четвертями. Даны распределения тренировочных
упражнений по учебным четвертям представлены нами в Таблице 7.
Таблица 7 : Распределение тренировочных упражнений по учебным четвертям
|