|
Меню
|
|
Использование системы упражнений по формированию грамматического строя на уроках закрепления изученн...
-
словосочетание типа прилагательное +
существительное-согласование, средством осуществления связи является окончание ("Яркое
солнце. Маленькая птичка").
В ходе анализа работ нами было отмечено
наличие большого количества речевых, грамматических и орфографических ошибок:
-
пропуск членов предложения ("Птица летит [в] гнездо. Солнце ярко лучи [светит]");
-
нарушение временных форм глагола, использование
глаголов в начальной форме ("Птицы летать на небо. Растёт зелёный
дерева [растут зелёные деревья]");
-
большое количество ошибок в использовании форм
согласования и управления ("Лучи светит. Новый зелёный листа.")
и т.п.
С точки зрения используемых морфологических
разрядов слов (частей речи) существительные составляют около 25%, прилагательные, наречия и служебные части речи - менее 15%
Поскольку наше задание ориентировало детей на
использование в своих предложениях имён прилагательных, их количество несколько
больше, чем в других работах этих же учащихся. Однако мы отметили, что дети
испытывают затруднения, включая прилагательные в свои высказывания, т.к. их
словарь содержит весьма ограниченное количество слов, обозначающих признаки
предметов.
Таким образом, нами получены данные об уровне
владения речью слабослышащих детей и о характере грамматического строя их речи.
Наиболее характерными особенностями
грамматического строя слабослышащих являются:
-
отсутствие в предложении некоторых членов
предложения или служебных слов;
-
смешение родовых и падежных окончаний имён
существительных;
-
нарушение законов согласования и управления;
-
ошибки в употреблении предлогов.
Для исследования умения определять число имени
существительного мы предложили детям три задания.
С учащимися каждого класса мы провели игру
"Зоопарк", атрибутами которой были мелкие и крупные фигурки животных
(лиса, заяц, медведь, тигр, жираф и т.д.). Количество игрушек колебалось от одной
до пяти. В атрибуты входили также карточки с названиями животных с выделенными
окончаниями:
и карточки только с окончаниями множественного
числа:
Сначала детям предлагалось назвать животных с
опорой на карточку (показывался один предмет и группа однородных предметов).
Внимание детей обращалось на изменение окончания слова при изменении количества
предметов. Во 2 классе дети оперировали понятиями "один" и
"много", в 3 классе дети использовали терминологию "единственное
число" и "множественное число".
Затем выборочно
нескольким детям мы предложили провести экскурсию по зоопарку.
"Экскурсоводу" нужно было назвать всех представленных животных без
опоры на табличку. Более слабые дети могли использовать карточки с окончаниями
множественного числа.
Во втором задании мы
дали детям короткий текст, из которого им нужно было выписать подчеркнутые
слова и изменить их число так, чтобы стало "много" или
"один" - во 2 классе, в 3 классе дети определяли число выписанных
имен существительных и изменяли его.
ОБРАЗЕЦ ТЕКСТА:
"Волк, лиса,
заяц, медведь - дикие животные. Они живут в лесу. Коровы, козы, собаки, кошки -
это домашние животные. Они живут рядом с человеком."
В третьем задании
детям предлагался текст, в котором детям требовалось дописать окончания слов,
опираясь на контекст.
Результаты анализа
полученных ответов представлены в таблице №4.
Таблица 4: Определение числа имен существительных слабослышащими учащимися
|
№
|
|
Задания
|
п/п
|
Характер выполнения задания
|
называние игрушек
|
изменение окончаний
|
дописывание окончаний
|
|
|
2 кл
|
3 кл
|
2кл
|
3кл
|
2кл
|
3кл
|
1
|
Правильно определили
число существительных и обосновали свой выбор
|
20%
|
50%
|
30%
|
50%
|
20%
|
60%
|
2
|
Правильно определили
число существительных, но не обосновали свой ответ.
|
60%
|
40%
|
40%
|
40%
|
50%
|
30%
|
3
|
Не определили число
существительных
|
20%
|
10%
|
30%
|
10%
|
30%
|
10%
|
Как видно из таблицы, с первым заданием
большинство детей справилось хорошо и затруднения возникали только при обосновании
их ответов.
При проведении второго задания, когда мы
спросили учащихся 2 класса, почему они изменили окончания слов, только двое
смогли объяснить, что "волк" - один, окончания нет (нулевое), а
"волки" - много, окончание И. Остальные дети не смогли дать логичного
ответа, хотя задание было выполнено правильно у 40%
учащихся.
В 3 классе половина детей сумела дать связное
объяснение зависимости окончания имени существительного от его числа.
Объяснения других детей звучали неуверенно и были грамматически неграмотны.
В третьем задании работу выполнили правильно
70% учащихся 2 класса, но только 20%
смогли обосновать свой выбор. Трое учащихся с заданием не справились.
В 3 классе задание выполнило большинство
учащихся. Они дали определение числа ("один, мало - единственное число,
много - множественное число") и объяснили изменение окончания имени существительного
в зависимости от его числа.
Анализируя полученные результаты, мы пришли к
выводу о том, что ошибки, возникающие у детей, являются следствием ряда причин,
таких как:
-
недостаточная сформированность навыка,
-
забывание усвоенных знаний из-за малой практики
речевого общения,
-
недостаточное развитие словесно-логического
мышления, что затрудняет объяснение детьми выполненных ими действий.
Другой значимой для нашего исследования
характеристикой умений детей было определение учащимися рода имен
существительных.
Принадлежность имени существительного к тому
или иному роду определяется особенностями основы и окончания слова и
проявляется синтаксически в определенной форме прилагательного или глагола, в
определенных отношениях сочетающихся с данными существительными.
Изучение того, как слабослышащие учащиеся
начальных классов различают морфологические признаки рода имени
существительного и пользуются ими, входит в содержание нашего исследования.
Проводимая работа строилась на материале,
соответствующем уровню развития детей. В своих заданиях мы исходили из уже
полученных детьми сведений о родовых окончаниях имен существительных.
Исследование включало в себя два задания.
В первом задании учащимся было предложено
распределить данные имена существительные по родам. Во 2 классе род
существительных был условно изображен на карточках на доске. В 3 классе не
доске были прикреплены карточки с общепринятым обозначением рода имени существительного:
2 класс:
3 класс:
Детям нужно было из 15-ти слов выбрать и
распределить в три столбика имена существительные мужского, женского и среднего
рода, объяснить, почему они выбрали это слово и подчеркнуть окончание.
Во втором задании детям был предложен текст
"Весна". Учащимся нужно было самостоятельно дополнить предложение
именем существительным определенного рода и подходящим по контексту. Учащимся 2
класса в конце предложения вместо слова требовалось нарисовать картинку.
Учащимися 3 класса было нужно написать слово и определить род .
ТЕКСТ: Весна.
Ярко светит ... . На лесной полянке растаял
... . Появилась первая зеленая ...
Результаты анализа работ учащихся представлены
в таблице №5.
Таблица 5: Определение рода имен существительных слабослышащими
учащимися.
|
№
|
|
Задания
|
п/п
|
Характеристика
выполнения задания
|
Игра
"определи род"
|
Определение рода существительных по контексту
|
|
|
2 кл
|
3кл
|
2кл
|
3кл
|
1
|
Правильно определили
род существительных и обосновали свой ответ
|
30%
|
70%
|
20%
|
50%
|
2
|
Правильно определили
род существительных но не обосновали свой ответ
|
50%
|
20%
|
50%
|
40%
|
3
|
Не определили род
имён существительных
|
20%
|
20%
|
30%
|
40%
|
С первым заданием большинство учащихся 2 и 3
классов справилось без каких-либо затруднений, но только 30% учащихся связно и логично обосновали свой ответ. Другие дети старались
объяснить свои действия, но их объяснения были несвязными и грамматически не
оформленными.
При выполнении второго задания дети показали
неплохое знание изученного материала, однако при объяснении выполненных
действий у них возникали затруднения.
Анализ работ, выполненных учащимися 2 и 3
классов, позволил определить не только характерные особенности грамматического
строя их речи, но и дать характеристику их умений и навыков в согласовании имен
прилагательных с именами существительными, и в определении рода и числа имен
существительных.
Для дальнейшего формирования и закрепления у
детей обобщенных представлений об именах существительных и прилагательных как
частях речи необходимо проведение определенной практической работы в системе
тренировочных упражнений на уроках формирования грамматического строя речи (на
уроках закрепления изученного материала).
В главе 3 нами будет рассмотрен опыт работы по
практическому формированию навыка построения предложений по 2 и 3 классах 2
отделения школы слабослышащих.
Содержание практической работы по формированию
грамматического строя речи определено "Программой специальной
общеобразовательной школы для слабослышащих и позднооглохших детей".
По объему предлагаемого материала учебная
программа по русскому языку для 1 и 2 отделения школы слабослышащих
соответствует содержанию учебного курса начальной массовой общеобразовательной
школы. Основным отличием программы для школы слабослышащих является ее
коррекционная направленность, обеспечение формирования практических речевых
навыков и развития слухового восприятия учащихся.
Задачами курса русского языка в программе
школы слабослышащих являются:
-
преодоление речевого недоразвития учащихся,
-
практическое овладение речевыми навыками,
-
практическое овладение грамматическими
закономерностями языка,
-
развитие навыков связной речи и т.д.
Таким образом, начальный курс русского языка в
школе слабослышащих охватывает все стороны речевого развития учащихся.
Программа курса русского языка включает в себя
несколько разделов:
-
обучение грамоте
-
чтение
-
развитие речи
-
формирование грамматического строя речи
-
грамматика и правописание.
Эти разделы можно объединить в две группы:
коррекционные и общеобразовательные. К группе коррекционных разделов относятся
"Развитие речи" и "Формирование грамматического строя
речи". Общеобразовательными разделами являются "Обучение
грамоте", "Чтение", "Грамматика и правописание".
Предметы коррекционной группы по срокам
обучения и объему материала занимают наибольшее место в программе для 2
отделения. Программное содержание этих предметов не соотносится с программами
массовой школы.
Предметы общеобразовательного цикла, изучаемые
одновременно с коррекционными предметами, по своему содержанию в основном соответствуют
программе массовой школы и отличаются от нее лишь сроками изучения.
Задачи и тематическое содержание каждого
раздела подробно раскрывается в учебной программе. Материал разделов
распределен по годам обучения, в каждом из которых выделяются конкретные задачи
и темы для каждой учебной четверти.
В связи с предметом нашего исследования мы
подробно рассмотрим раздел программы "Формирование грамматического строя
речи", сравним задачи этого раздела в 1 и 2 отделениях.
Учащиеся 1 отделения в основном владеют
связной речью, но в силу своих слуховых особенностей допускают нарушения в
грамматическом оформлении предложений. Поэтому задачей раздела
"Формирование грамматического строя речи" является накопление и
уточнение словарного запаса, практическое формирование навыков построения
предложений с одновременным уточнением значений входящих в них словоформ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|