бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование системы упражнений по формированию грамматического строя на уроках закрепления изученн... бесплатно рефераты

-   словосочетание типа прилагательное + существительное-согласование, средством осуществления связи является окончание ("Яркое солнце. Маленькая птичка").

В ходе анализа работ нами было отмечено наличие большого количества речевых, грамматических и орфографических ошибок:

-   пропуск членов предложения ("Птица летит ] гнездо. Солнце ярко лучи [светит]");

-   нарушение временных форм глагола, использование глаголов в начальной форме ("Птицы летать на небо. Растёт зелёный дерева [растут зелёные деревья]");

-   большое количество ошибок в использовании форм согласования и управления ("Лучи светит. Новый зелёный листа.") и т.п.

С точки зрения используемых морфологических разрядов слов (частей речи) существительные составляют около 25%, прилагательные, наречия и служебные части речи - менее 15%

Поскольку наше задание ориентировало детей на использование в своих предложениях имён прилагательных, их количество несколько больше, чем в других работах этих же учащихся. Однако мы отметили, что дети испытывают затруднения, включая прилагательные в свои высказывания, т.к. их словарь содержит весьма ограниченное количество слов, обозначающих признаки предметов.

Таким образом, нами получены данные об уровне владения речью слабослышащих детей и о характере грамматического строя их речи.

Наиболее характерными особенностями грамматического строя слабослышащих являются:

-   отсутствие в предложении некоторых членов предложения или служебных слов;

-   смешение родовых и падежных окончаний имён существительных;

-   нарушение законов согласования и управления;

-   ошибки в употреблении предлогов.

 2.2. Характеристика умений определять число и род имен существительных слабослышащими учащимися 2 и 3 классов.

Для исследования умения определять число имени существительного мы предложили детям три задания.

С учащимися каждого класса мы провели игру "Зоопарк", атрибутами которой были мелкие и крупные фигурки животных (лиса, заяц, медведь, тигр, жираф и т.д.). Количество игрушек колебалось от одной до пяти. В атрибуты входили также карточки с названиями животных с выделенными окончаниями:

лиса

лисы

  

и

ы

и карточки только с окончаниями множественного числа: 


Сначала детям предлагалось назвать животных с опорой на карточку (показывался один предмет и группа однородных предметов). Внимание детей обращалось на изменение окончания слова при изменении количества предметов. Во 2 классе дети оперировали понятиями "один" и "много", в 3 классе дети использовали терминологию "единственное число" и "множественное число".

Затем выборочно нескольким детям мы предложили провести экскурсию по зоопарку. "Экскурсоводу" нужно было назвать всех представленных животных без опоры на табличку. Более слабые дети могли использовать карточки с окончаниями множественного числа.

Во втором задании мы дали детям короткий текст, из которого им нужно было выписать подчеркнутые слова и изменить их число так, чтобы стало "много" или "один" - во 2 классе, в 3 классе дети определяли число выписанных имен существительных и изменяли его.


ОБРАЗЕЦ ТЕКСТА:

"Волк, лиса, заяц, медведь - дикие животные. Они живут в лесу. Коровы, козы, собаки, кошки - это домашние животные. Они живут рядом с человеком."

В третьем задании детям предлагался текст, в котором детям требовалось дописать окончания слов, опираясь на контекст.

Результаты анализа полученных ответов представлены в таблице №4.


Таблица 4: Определение числа имен существительных слабослышащими учащимися

 

Задания

п/п

Характер выполнения задания

называние игрушек

изменение окончаний

дописывание окончаний

 

 

2 кл

3 кл

2кл

3кл

2кл

3кл

1

Правильно определили число существительных и обосновали свой выбор

20%

50%

30%

50%

20%

60%

2

Правильно определили число существительных, но не обосновали свой ответ.

60%

40%

40%

40%

50%

30%

3

Не определили число существительных

20%

10%

30%

10%

30%

10%


Как видно из таблицы, с первым заданием большинство детей справилось хорошо и затруднения возникали только при обосновании их ответов.

При проведении второго задания, когда мы спросили учащихся 2 класса, почему они изменили окончания слов, только двое смогли объяснить, что "волк" - один, окончания нет (нулевое), а "волки" - много, окончание И. Остальные дети не смогли дать логичного ответа, хотя задание было выполнено правильно у 40% учащихся.

В 3 классе половина детей сумела дать связное объяснение зависимости окончания имени существительного от его числа. Объяснения других детей звучали неуверенно и были грамматически неграмотны.

В третьем задании работу выполнили правильно 70% учащихся 2 класса, но только 20% смогли обосновать свой выбор. Трое учащихся с заданием не справились.

В 3 классе задание выполнило большинство учащихся. Они дали определение числа ("один, мало - единственное число, много - множественное число") и объяснили изменение окончания имени существительного в зависимости от его числа.

Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу о том, что ошибки, возникающие у детей, являются следствием ряда причин, таких как:

-   недостаточная сформированность навыка,

-   забывание усвоенных знаний из-за малой практики речевого общения,

-   недостаточное развитие словесно-логического мышления, что затрудняет объяснение детьми выполненных ими действий.

Другой значимой для нашего исследования характеристикой умений детей было определение учащимися рода имен существительных.

Принадлежность имени существительного к тому или иному роду определяется особенностями основы и окончания слова и проявляется  синтаксически в определенной форме прилагательного или глагола, в определенных отношениях сочетающихся с данными существительными.

Изучение того, как слабослышащие учащиеся начальных классов различают морфологические признаки рода имени существительного и пользуются ими, входит в содержание нашего исследования.

Проводимая работа строилась на материале, соответствующем уровню развития детей. В своих заданиях мы исходили из уже полученных детьми сведений о родовых окончаниях имен существительных.

Исследование включало в себя два задания.

В первом задании учащимся было предложено распределить данные имена существительные по родам. Во 2 классе род существительных был условно изображен на карточках на доске. В 3 классе не доске были прикреплены карточки с общепринятым обозначением рода имени существительного:

2 класс:

он

она

оно



3 класс:

СР.Р.

 


М.Р.

Ж.Р.


Детям нужно было из 15-ти слов выбрать и распределить в три столбика имена существительные мужского, женского и среднего рода, объяснить, почему они выбрали это слово и подчеркнуть окончание.

Во втором задании детям был предложен текст "Весна". Учащимся нужно было самостоятельно дополнить предложение именем существительным определенного рода и подходящим по контексту. Учащимся 2 класса в конце предложения вместо слова требовалось нарисовать картинку. Учащимися 3 класса было нужно написать слово и определить род .

ТЕКСТ: Весна.

Ярко светит ... . На лесной полянке растаял ... . Появилась первая зеленая ...

Результаты анализа работ учащихся представлены в таблице №5.


Таблица 5: Определение рода имен существительных слабослышащими учащимися.

 

Задания

п/п

Характеристика

выполнения задания

Игра

"определи род"

Определение рода существительных по контексту

 

 

2 кл

3кл

2кл

3кл

1

Правильно определили род существительных и обосновали свой ответ

30%

70%

20%

50%

2

Правильно определили род существительных но не обосновали свой ответ

50%

20%

50%

40%

3

Не определили род имён существительных

20%

20%

30%

40%

С первым заданием большинство учащихся 2 и 3 классов справилось без каких-либо затруднений, но только 30% учащихся связно и логично обосновали свой ответ. Другие дети старались объяснить свои действия, но их объяснения были несвязными и грамматически не оформленными.

При выполнении второго задания дети показали неплохое знание изученного  материала, однако при объяснении выполненных действий у них возникали затруднения.

Анализ работ, выполненных учащимися 2 и 3 классов, позволил определить не только характерные особенности грамматического строя их речи, но и дать характеристику их умений и навыков в согласовании имен прилагательных с именами существительными, и в определении рода и числа имен существительных.

Для дальнейшего формирования и закрепления у детей обобщенных представлений об именах существительных и прилагательных как частях речи необходимо проведение определенной практической работы в системе тренировочных упражнений на уроках формирования грамматического строя речи (на уроках закрепления изученного материала).

В главе 3 нами будет рассмотрен опыт работы по практическому формированию навыка построения предложений по 2 и 3 классах 2 отделения школы слабослышащих.

Глава 3. Изучение опыта работы по использованию тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала.

3.1. Изучение содержания работы по формированию грамматического строя речи. Анализ учебных программ и учебников русского языка.

Содержание практической работы по формированию грамматического строя речи определено "Программой специальной общеобразовательной школы для слабослышащих и позднооглохших детей".

По объему предлагаемого материала учебная программа по русскому языку для 1 и 2 отделения школы слабослышащих соответствует содержанию учебного курса начальной массовой общеобразовательной школы. Основным отличием программы для школы слабослышащих является ее коррекционная направленность, обеспечение формирования практических речевых навыков и развития слухового восприятия учащихся.

Задачами курса русского языка в программе школы слабослышащих являются:

-   преодоление речевого недоразвития учащихся,

-   практическое овладение речевыми навыками,

-   практическое овладение грамматическими закономерностями языка,

-   развитие навыков связной речи и т.д.

Таким образом, начальный курс русского языка в школе слабослышащих охватывает все стороны речевого развития учащихся.

Программа курса русского языка включает в себя несколько разделов:

-   обучение грамоте

-   чтение

-   развитие речи

-   формирование грамматического строя речи

-   грамматика и правописание.

Эти разделы можно объединить в две группы: коррекционные и общеобразовательные. К группе коррекционных разделов относятся "Развитие речи" и "Формирование грамматического строя речи". Общеобразовательными разделами являются "Обучение грамоте", "Чтение", "Грамматика и правописание".

Предметы коррекционной группы по срокам обучения и объему материала занимают наибольшее место в программе для 2 отделения. Программное содержание этих предметов не соотносится с программами массовой школы.

Предметы общеобразовательного цикла, изучаемые одновременно с коррекционными предметами, по своему содержанию в основном соответствуют программе массовой школы и отличаются от нее лишь сроками изучения.

Задачи и тематическое содержание каждого раздела подробно раскрывается в учебной программе. Материал разделов распределен по годам обучения, в каждом из которых выделяются конкретные задачи и темы для каждой учебной четверти.

В связи с предметом нашего исследования мы подробно рассмотрим раздел программы "Формирование грамматического строя речи", сравним задачи этого раздела в 1 и 2 отделениях.

Учащиеся 1 отделения в основном владеют связной речью, но в силу своих слуховых особенностей допускают нарушения в грамматическом оформлении предложений. Поэтому задачей раздела "Формирование грамматического строя речи" является накопление и уточнение словарного запаса, практическое формирование навыков построения предложений с одновременным уточнением значений входящих в них словоформ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


 © 2010 Все права защищены.