бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование системы упражнений по формированию грамматического строя на уроках закрепления изученн... бесплатно рефераты

Количество

%

1 четверть

111

30%

2 четверть

79

21,4%

3 четверть

105

28,3%

4 четверть

75

20,3%

ИТОГО:

370

100%


Из результатов, представленных в таблице, мы видим, что наиболее насыщенными тренировочными упражнениями являются 1 и 3 четверти учебного года. Это связано с тем, что в данных четвертях изучаются сложные для понимания слабослышащими учащимися основные темы: "Понятие о выражении временных отношений" и "Понятие о способах выражения пространственных отношений". Эти же темы содержат наибольшее количество тренировочных упражнений различных групп по сравнению с остальными изучаемыми темами. Данные о распределении тренировочных упражнений по основным грамматическим темам представлены нами в Таблице 12.


Таблица 12: Распределение тренировочных упражнений по грамматическим темам

Тема

Всего упражнений

п/п

 

Кол-во

%

1

Понятие о выражении временных отношений

83

22,4%

2

Понятие о способах выражения пространственных отношений

88

23,8%

3

Понятие о выражении сопровождения и совместности действия

73

19,7%

4

Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке

38

10,3%

5

Понятие о выражении значения отрицания

25

6,6%

6

Понятие о выражении значения принадлежности

23

6,2%

7

Понятие о выражении направленности действия на предмет

22

6%

8

Понятие о выражении значения содержания (предмета) мысли

18

5%

 

ИТОГО:

370

100%

Количественное соотношение тренировочных упражнений разных групп изменяется в зависимости от изучаемого грамматического понятия. Например, при изучении темы "Понятие о выражении значения отрицания" больше половины всех тренировочных упражнений составляют упражнения  4 группы (на "образование грамматической формы слова по контексту"), а упражнения 1, 3 и 5 групп отсутствуют. Результаты распределения тренировочных упражнений по гркппам сведены в таблицу 13.


Таблица 13: Распределение тренировочных упражнений по группам (классификация Е.Е.Вишневской)

Тема

Всего упражнений по группам

Всего

п/п

 

1

2

3

4

5

6

упр. в

теме

1

Понятие о выражении временных отношений

12

23

13

14

5

16

83

2

Понятие о способах выражения пространственных отношений

9

12

6

31

3

27

88

3

Понятие о выражении сопровождения и совместности действия

2

19

9

17

11

15

73

4

Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке

-

19

-

16

-

3

38

5

Понятие о выражении значения отрицания

-

9

-

13

-

3

25

6

Понятие о выражении значения принадлежности

1

9

-

9

1

3

23

7

Понятие о выражении направленности действия на предмет

-

2

2

6

3

9

22

8

Понятие о выражении значения содержания (предмета) мысли

-

5

-

8

1

4

18

 

Всего упражнений в группе:

24

98

30

114

24

80

370

Рассмотрим более подробно использование каждой группы тренировочных упражнений в учебнике русского языка для 3 класса.

Упражнения 1 группы (на смысловое комбинирование) предлагаются в 50% изучаемых основных тем и их количество по сравнению с другими группами упражнений невелико. Большая часть упражнений 1 группы используются при закреплении изученного материала по темам "Понятие о выражении временных отношений" и "Понятие и способах выражения пространственных отношений" (50% и 38%). Объем упражнений на смысловое комбинирование составляет 4-5 предложений. Все упражнения этой группы включают в себя дополнительные задания по постановке вопросов к данным словам. Это побуждает учащихся осознанно выбирать нужные грамматические формы .

Упражнения 2 группы (на выделение изучаемых грамматических форм) широко используются во всех изучаемых основных темах и их количество составляет 26% всех тренировочных упражнений разных групп. Постоянное использование упражнений 2 группы позволяет учителю автоматизировать у учащихся умение выделять требуемую грамматическую форму слова по вопросу или вопросной схеме, определять род, число, падеж имен существительных и прилагательных, временные формы глаголов и т.д., например:

"Выпиши глаголы, определи время глаголов";

"Прочитай. Выпиши слова, отвечающие на вопросы где? и куда?";

"Прочитай. Поставь вопросы к выделенным словам".

В учебнике для 3 класса в большом количестве представлены упражнения 2 группы, предполагающие выписывание или подчеркивание словосочетаний по вопросной схеме, например:

"Прочитай. Выпиши словосочетания что делает? + в + каком? + где?".

Так же, как и в учебнике для 2 класса, упражнения данной группы в 3 классе используются как дополнительные задания в упражнениях других групп.

Упражнения 3 группы (на образование грамматической формы слова по аналогии) встречаются в 50% изучаемых основных тем в основном в виде таблиц, например:

Дополни и запиши таблицу

Единственное число:

что?                            нож, молоток (мужской род)

что делает?             чем?

режет                         . . .

забивает                    . . .

и т.д.

Затем учащиеся дополняют такие же таблицы с существительными женского и среднего рода, единственного и множественного числа:

Множественное число:

что?                            утюги, топоры (мужской род)

что делают?                        чем?

гладят                         . . .

колют                          . . .

Дополняя таблицы, учащиеся тренируются в образовании новых грамматических форм слов, проводят под руководством учителя наблюдения за изменениями грамматических форм слов по аналогии. Упражнения 3 группы в виду своей сравнительной легкости для учащихся составляют лишь 9% от общего количества тренировочных упражнений, предлагаемых в учебнике.

Упражнения 4 группы (на "образование грамматической формы слова по контексту") по частоте использования в учебнике для 3 класса занимают 1 место и в различном количестве представлены во всех основных темах. Данные упражнения составляют 31% всех тренировочных упражнений.

Так же, как и в учебнике русского языка для 2 класса, в 3 классе учащимся предлагается 3 варианта упражнений 4 группы, например:

"Спиши предложения, допиши окончания",

"Спиши предложения, измени окончания слов в скобках" (дописывание окончаний у контрольных слов в предложении);

"Вставь слова, измени, где нужно, окончания" (дополнение предложения данными словами);

"Вставь слова в предложения" (самостоятельное дополнение предложений).

Упражнения 4 группы позволяют учителю развивать и закреплять умение учащихся самостоятельно образовывать требующуюся по контексту грамматическую форму слова. Поэтому эти упражнения широко используются в учебнике для 3 класса.

Упражнения 5 группы (на конструирование словосочетаний) встречаются в 75% изучаемых основных тем, но общее их количество составляет всего 6,5% от всех тренировочных упражнений. Половина упражнений 5 группы сосредоточена в теме "Понятие о выражении сопровождения и совместности действия". В практической работе над данным понятием преобладают упражнения на составление словосочетаний по вопросной схеме и опорному слову, например:

"Составь и напиши словосочетания что делает?+чем?, что делает?+с чем?, что делает?+без чего?

Подметает . . .  ,

 ест пирог с . . .  ,

пьет чай без . . .  ,

 несет тарелку с . . .  .";

"Составь и напиши словосочетания что делают?+что? и что делают?+чем? (с существительными мужского рода во множественном числе)

гладят (что?) . . .  ,

гладят (чем?) . . .  ,

колют (что?) . . .  ,

колют (чем?) . . .  ."

Затем учащимся предлагаются такие же упражнения с существительными  женского и среднего рода. Таким образом учащиеся усваивают законы словосочетаемости глаголов с родовыми категориями имен существительных множественного числа в винительном и творительном падежах.

Упражнения 6 группы (на конструирование предложений) предлагаются для практической работы со всеми изучаемыми грамматическими понятиями и составляют 22% от всего количества тренировочных упражнений. Как и в учебнике русского языка для 2 класса, в анализируемом учебнике используется несколько подгрупп  данных упражнений.

 Упражнения первой подгруппы представляют собой конструирование предложений на комбинированной основе (по картинкам и вопросам к ним). Данная подгруппа упражнений представлена в нескольких основных темах, но в небольшом количестве.

Самыми распространенными являются упражнения на конструирование предложений только на словесной основе, составляющие вторую подгруппу, например:

"Составь и напиши предложения со словосочетаниями бежит по дороге, подошел к сосне"(с данными словосочетаниями);

"Составь и напиши предложения с предлогами по, к по схемам: кто? что делает? куда?, кто? что делает? где?"(по вопросной схеме);

"Составь и напиши два предложения со словами перешли, мы, по через, бревну, ручей; старушке, пионер, улицу, помог, через, перейти"(по деформированному тексту);

и т.д.

Благодаря упражнениям 6 группы на уроке происходит практическое закрепление навыка конструирования предложений, у учащихся формируется умение грамматически правильно строить предложения.

В таблице 14 мы приводим количественное распределение тренировочных упражнений по группам.

Таблица 14: Количественное  соотношение групп тренировочных упражнений

Группа

Всего упражнений

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


 © 2010 Все права защищены.