бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование художественно-графических умений у учащихся 5 классов на уроках технологии при изучении... бесплатно рефераты

         Можно использовать игру под названием «пазлы». Принцип игры хорошо знаком детям: картину, наклеенную на картон, разрезают на части, смешивают их и предлагают играющему сложить из них целое. Складывать картинки можно по образцу, т. е. имея перед собой второй ее экземпляр или без образца. Именно по этому принципу можно построить проверку знания учащимися чертежа швейного изделия – фартука.

         Чертеж фартука нужно разрезать на части, перемешать и попросить учениц собрать. Естественно никакого образца у них перед глазами нет и, если ученица не знает, как выглядит чертеж, справиться с таким заданием ей будет нелегко. Но если чертеж усвоен, то задание окажется несложным. Школьницы, не подозревая, что это проверка их знаний, с удовольствием играют в «пазлы».

         Важный момент при преподавании конструирования фартука – демонстрация макета (развернутого чертежа) изделия из бумаги, обращая внимание на среднюю линию. Для наибольшего усвоения симметрии в чертеже фартука следует наложить правую половинку чертежа на левую и проанализировать. Нужно объяснить, что любой симметричный чертеж принято строить на половине. Учителю необходимо обращать внимание на обозначение линий на чертеже и соотносить их с расположением этих линий на человеке.

         Особое внимание должно быть уделено обучению школьниц снятию мерок. Пояснение обозначений мерок, где буква С (полуобхват) наглядно изображает половину окружности (обхвата), воспринимается, как правило, легко, если речь идет параллельно с конструированием чертежа на половину фигуры. Так как здесь происходит переход от пространственного изображения к плоскостному, желательно, чтобы использовался манекен с нанесенными на нем линиями, по которым осуществляется измерение.

         Далее мы представляем разработки планов-конспектов уроков конструирования и моделирования фартука.

 

Разработка урока по моделированию фартука

Тема урока: «Моделирование рабочей одежды для дома (фартуков).

         Цели урока:

знакомство с видами фартуков различного назначения и их отделкой, с применением приемов моделирования при изготовлении новых моделей фартуков, знакомство с источником творчества — русским народным костюмом, обобщение и систематизация знания о понятиях: «форма», «контраст», «симметрия», «цвет».

формирование творческого начала учащихся, воспитание самостоятельности, доброжелательных отношений в коллективе.

развитие художественно-графических умений, умения применять полученные знания на практике, вызвать познавательный интерес к процессу создания модели изделия, развитие мышления.

выбрать модели для творческих проектов.

         Инструменты и оборудование:

 наглядные пособия — модель фартука; плакаты по композиции костюма: пропорции, цвет, плакат с возможными способами моделирования фартука; образец творческого мини-проекта «Журнал мод» с фартуками различных фасонов; книга с изображением фартуков в русском народном костюме; хлопчатобумажные лоскутки, альбом, карандаши цветные, фломастеры, ластик ножницы, линейка, различные виды отделок — тесьма, кружева, пуговицы, ленточки и т. д.

         План урока.

1) организационный этап

2) провести повторение, опросить по теме предыдущего урока, используя карточки-задания разного уровня сложности;

         3) сообщение темы и цели урока, критериев оценивания работ учащихся;

4) сообщить познавательные сведения по теме «Рабочая одежда для дома (фартуки). Фартук в русском народном костюме, отделка и ткани для фартука»;         

5) творческая практическая работа: выполнение эскизов фартуков различного назначения и фасона в виде коллекции для «Журнала мод» с использованием полученных знаний о цвете, пропорциях.

6) провести мини-защиту творческих работ.

         Содержание урока.

Повторение предыдущей темы. Сообщение познавательной информацию о рабочей одежде для дома и на производстве, ее национальных традициях. Одежда по назначению разделяется на бытовую и производственную: к бытовой одежде относится повседневная, домашняя, нарядная, спортивная, национальная; к производственной одежде — рабочая и специальная. Специальная одежда предохраняет человека от воды, огня, высокой и низкой температуры, пыли, грязи, различных химических веществ. К специальной одежде относится и форменная одежда. Рабочая одежда также предохраняет человека от пыли и грязи. Форма рабочей одежды разнообразная: комбинезоны, халаты, куртки, брюки, фартуки. Характер работы учитывается в качестве и цвете используемых тканей, в отделке, деталях и фурнитуре.

         Фартуки могут иметь различное назначение: повседневные, нарядные, женские, детские, мужские.

         Основные требования, которые предъявляются к фартукам и, конечно, ко всей современной одежде, - утилитарность, эстетичность.

         В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальность. Большое внимание уделяется силуэту, пропорциям, цветовому решению, качеству тканей, отделке, деталям.

Важен подбор цветовой гаммы. Хоть и говорят, что на вкус и цвет товарища нет, но существуют законы цвета. Здесь помощь окажет цветовой круг. Повторим закономерности цвета: теплые, холодные цвета, цветовая гармония, цветовой контраст.

Прекрасно смотрятся:

а) ткани контрастных цветов;

б) ткани родственных цветов;

в) пестрая и однотонная ткани, если гладкокрашеная ткань повторяет одну из красок пестрой.

   Далее рассмотрим на плакате пропорции фигуры человека, особенности строения женской и детской фигуры. Зарисуйте в рабочих тетрадях схематично фигуру ребенка 12 лет.

         Повседневные фартуки более спокойные по силуэту, фасону, отделке, не мешающие движениям; используемые ткани должны хорошо стираться и утюжиться.

         Нарядные фартуки предназначены для домашних праздников. Это фартуки, надевающиеся поверх нарядной одежды или являющиеся дополнением к костюму. Выполняются из легких тканей белых или пастельных тонов. Отделкой могут служить кружево, вышивка, оборки, рюши. учащимся следует показать различные виды отделки.

         Детские фартуки должны быть яркими, сочными, насыщенными по цвету, интересными по форме (в виде плодов, ягод, игрушек, зверей и т. д.).

         Фартуки для мужчин лаконичны по силуэту, отделочным деталям, цветовая гамма спокойная.

         Основой русского народного костюма является фартук. Форма этих фартуков повторяется и в современном костюме. Фартуки в народных костюмах богато украшались, декорировались и являлись дополнением к костюму. Посмотрите на изображения русских народных костюмов, обратите внимание на фартук.

         Практическая работа. Выполнение творческих мини-проектов. Учащиеся выполняют моделирование фартуков и оформляют их в виде коллекции для журнала мод, в котором представлены модели фартуков и их конструкция. Учащиеся работают в малых группах по 2-3 человека.

         Проведение мини-защиты творческих работ, коллективное выставление оценок.

Разработка уроков по конструированию

Урок № 1

Тема урока: Снятие мерок, построение чертежа цельнокроеного

                               фартука (М 1:4).

Цели урока:

знакомство с общими правилами построения и оформления чертежей швейных изделий; обобщение и систематизация знаний о чертеже, масштабе, эскизе; знакомство с правилами снятия мерок, типами линий в системе ЕСКД;

развитие умения пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями, строить чертежи в масштабе, оформлять и читать чертежи;

формирование творческой активности учащихся, пространственного воображения, аккуратности и точности, научить применять полученные знания на практике.

Инструменты и оборудование:

наглядные пособия — модель фартука из ткани, чертеж цельнокроеного фартука (М 1:1), манекен; сантиметровая лента, альбом, линейка закройщика (М 1:4), карандаш, фломастеры, ластик, опорные схемы по снятию мерок и по изучению линий в системе ЕСКД, инструкционные карты с поэтапным построением чертежа фартука, карточки-задания по моделированию фартука.

План урока:

1)     организационный этап;

2)     сообщить цели урока;

3)     сообщить познавательные сведения по снятию мерок, практическая работа по снятию мерок;

4)     рассмотреть типы линий в системе ЕСКД;

5)     расширить представление учащихся о понятиях «масштаб», «симметрия»;

6)     повторить правила пользования чертежными инструментами;

7)     рассмотреть общие правила построения и оформления чертежей;

8)     построить чертеж фартука в масштабе 1:4;

9)     подвести итоги урока.

         Содержание урока:

Сообщение познавательных сведений по снятию мерок для построения чертежа и выкройки фартука. Мерки снимают сантиметровой лентой с человека, стоящего прямо, в естественной позе с опушенными вниз руками. Перед снятием мерок нужно точно определить линию талии. Для этого талию перевязывают узким поясом или тесьмой. Затем приступают к снятию мерок. По опорным схемам с описанием последовательности работы, обозначением мерок, названием мерок, правилами снятия мерок и их назначением, а также с наглядным изображением фигуры человека вам необходимо выполнить снятие мерок друг с друга и записать их в рабочую тетрадь. Учителю необходимо провести инструктаж и проверить правильность снятия мерок.

Перед тем, как строить чертеж фартука вспомним такие понятия как «масштаб», «симметрия». Для этого проведем небольшие тренировочные упражнения. Затем учителю необходимо показать учащимся типы линий, указать их назначение и применение. Это можно оформить в виде опорных схем. Чтобы вспомнить, как правильно пользоваться чертежными инструментами, проведем тренировочные упражнения для закрепления этих умений.

 Построение чертежа цельнокроеного фартука в масштабе 1:4 осуществим с помощью инструкционных карт. Построение чертежа фартука можно осуществить несколькими способами:

         учитель строит чертеж фартука на доске, учащиеся копируют действия учителя в тетрадях. Этот метод рекомендуется для более слабых классов, которые не смогут проделать эти операции самостоятельно;

ученицы по очереди выходят к доске и показывают по схеме одну из последовательных операций конструирования, другие учащиеся выполняют те же действия в рабочих тетрадях. В этом случае в работу включается весь класс. Этот метод наиболее эффективный и продуктивный;

учащиеся самостоятельно по полученным инструкционным картам выполняют чертеж фартука.

         Практическая работа: снятие мерок, запись результатов, построение чертежа цельнокроеного фартука (М 1:4).


Урок по конструированию фартука №2

Тема урока: Построение чертежа фартука в масштабе 1:1 по своим меркам. Подготовка выкройки к раскрою.

         Цели урока:

научить расчету конструкции по индивидуальным меркам, изготовлению и оформлению выкройки;

         формирование художественно-графических умений;        

формирование творческой активности учащихся, пространственного мышления, точности, научить применять полученные знания на практике.

Инструменты и оборудование:

наглядные пособия — модель фартука из ткани, чертеж цельнокроеного фартука (М 1:1); сантиметровая лента, альбом, линейка, карандаш, фломастеры, ластик, инструкционные карты с поэтапным построением чертежа фартука, карточки-задания по конструированию фартука.

План урока:

1)     организационный этап;

2)     сообщить цели урока;

3)     провести проверку знаний и умений по предыдущему уроку;

4)     повторить правила пользования чертежными инструментами;

5)     вспомнить общие правила построения и оформления чертежей;

6)     построить чертеж фартука в масштабе 1:1;

7)     подвести итоги урока.

Практическая работа учащихся: построение чертежа фартука в М 1:1. Изготовление и оформление выкройки.

В ходе проведенного формирующего эксперимента  с использованием разработанных дидактических материалов для проведения занятий можно отметить, что учащиеся с большей легкостью, чем в начале экспериментальной работы выполняли предложенные им задания, уровень художественно-графических умений повысился. Учащиеся без затруднений выполняли конструирование и моделирование фартука: правильно использовали чертежные инструменты, строили и оформляли чертеж фартука в соответствии с правилами, с желанием и интересом выполняли творческое задание по моделированию, усвоили закономерности цветовых сочетаний. Школьницы умеют оперировать графическими понятиями, такими как масштаб, симметрия и т. п. Учащиеся не копировали действия учителя, а осознанно выполняли индивидуальные и групповые задания.

        


 

 

 

Заключение

 

Практическим результатом данного дипломного проекта явились разработки методического материала для учителя технологии по проведению уроков, практических работ и дидактического обеспечения для проведения занятий по конструированию и моделированию фартука: плакаты, инструкционные карты, карточки-задания, комплекс упражнений, опорные схемы, образец изделия – фартук, творческий мини-проект. Разработанные материалы могут быть использованы в практической деятельности учителя технологии на уроках по конструированию и моделированию фартука, некоторые пособия можно применять также при изучении других тем.

Практически на всех уроках технологии у учащихся необходимо развивать художественный вкус и графические способности. Но не все учителя придают этой проблеме значение. На уроках они редко используют творческие задания, проблемные задания, упражнения для усвоения художественно-графических умений и т. п. Предложенные нами дидактические пособия повышают уровень художественно-графических умений у школьников. Учащиеся научились строить чертежи и оформлять их в соответствии с требованиями, правильно пользоваться чертежными инструментами, оперировать графическими понятиями, передавать форму, пропорции и размеры фигур, правильно сочетать цвета, составлять композиции, выполнять эскизы. Проведя формирующий эксперимент в школе можно сказать, что учащиеся стали выполнять предложенные им задания с легкостью  творчески и с интересом. Необходимо систематически и планомерно формировать художественные способности и графическую культуру у учащихся далее при изучении других тем для наиболее полного усвоения умений.

Цель дипломной работы достигнута, поставленные задачи выполнены. Гипотеза подтверждена.


 

Список литературы

1.     Васин Е. К. Работа над проектом в 5 классе// Школа и производство. – 2004. - №7. – с 34 - 35

2.     Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.

3.     Выявление знаний и умений учащихся по обслуживающему труду// Школа и производство. – 2003. - №6. – с 57 – 62

4.     Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. - М.: МГУ, 1988. - 256с.

5.     Гальперин П. Я. Четыре лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Книжный дом « Университет», 2000. – 112 с.

6.     Занятия по трудовому обучению 5 – 7 кл.: Обработка тканей, кулинарные, ремонтные и электротехнические работы: Кн. для учителя/ Л. В. Левицкая, О. Г. Радугина, В. А. Перов, А. И. Иванов. – М.: Просвещение, 1992 – 158 с.

7.     Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы// Вопросы психологии.- 1986.- №2.

8.     Климов Е. А. Основы психологии: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 462 с.

9.     Кроль В. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов тех. вузов/ В. М. Кроль. – изд. 2-е, перераб и доп. – М.: Высшая школа, 2004. – 324 с.

10.  Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

11.  Кузин В. С. Психология: Учебник для студ. сред. спец. уч. заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АГАР, 1997. – 304 с.

12.  Лаптев Г. Г. Элементы графической грамоты на уроках технического труда// Школа и производство. – 2003. - №5. – с 84 - 85

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7