бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование художественно-графических умений у учащихся 5 классов на уроках технологии при изучении... бесплатно рефераты










                                                           





Рис. 1











                                                 





                                        

 

Рис. 2

Из полученных ответов учащихся видно, что они не умеют оперировать графическими понятиями  (симметрия, масштаб, эскиз и др.), которые важны при формировании художественно-графических умений, и которые они должны знать из программы начальных классов. Пространственное воображение не достаточно развито. Школьницы не знают закономерностей цвета, цветовых сочетаний. Зная названия геометрических фигур, многие ученицы неправильно называют те или иные фигуры. Можно сделать выводы, что на уроках изобразительного искусства и математики не уделяется должного внимания формированию этих знаний и умений. Учащиеся не достаточно усвоили предусмотренные программой начальных классов знания и умения.

Далее мы проанализировали 10 планов-конспектов учителей технологии по различным темам, где нужно развивать у школьников художественный вкус и графическую культуру. Из анализа мы выявили, что в развивающих целях уроков не всегда заложено формирование художественно-графических умений. При изучении конструирования и моделирования одежды учителя  ставят перед собой такую цель. Но на практике мы обнаружили, что на уроках учителя для реализации заданной цели не используют проблемных заданий, редко используют творческие задания. Учащиеся в основном пассивно воспринимают знания, копируют действия учителя, иногда не осознанно, не заинтересованы в уроке. Из анализа дидактического обеспечения можно сделать вывод, что для формирования художественно-графических умений их недостаточно.

Также во время практики мы предложили учащимся выполнить творческие задания, например, выполнить аппликацию для фартука, используя исключительно симметричные предметы и применяя только контрастные цвета. Большинство учащихся не смогли справиться с заданием. Хорошо выполняли творческие задания школьники, которые дополнительно обучаются в художественной школе или аналогичных заведениях.

Можно сделать вывод о необходимости систематического  и планомерного формирования у учащихся художественного вкуса и графической грамотности. Нужно придавать особое значение формированию этих специальных умений у школьников на уроках технологии. Необходимо разработать методический материал для учителя и дидактические материалы для учащихся, которые будут способствовать формированию художественно-графических умений на уроках технологии, и провести в школе формирующий эксперимент для выявления эффективности использования  этих пособий.

   

 

 

 

 

 

2.2 Методические рекомендации по использованию дидактических материалов на уроках по конструированию и моделированию фартука


Целью данного параграфа является рассмотреть наиболее эффективные формы и приемы, позволяющие формировать у учащихся на уроках технологии художественно-графические умения, представить собственные дидактические материалы для проведения занятий по конструированию и моделированию фартука.

На изучение конструирования и моделирования рабочей одежды программой «Технология. Обслуживающий труд» предусмотрено 6 учебных часов: 4 часа - конструирование фартука, 2 часа - моделирование фартука. Школьницам на этих уроках необходимо усвоить такие основные теоретические сведения: виды рабочей одежды, фартуки в национальном костюме, общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий, типы линий в системе ЕСКД, правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями, понятие о масштабе, чертеже, эскизе, фигура человека и ее измерение, правила снятия мерок, понятие о форме, контрасте, симметрии и ассиметрии, использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.          На уроках предусмотрены следующие практические работы:

снятие мерок и запись результатов измерений;

построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам;

моделирование фартука выбранного фасона;

подготовка выкройки к раскрою.

Для успешного формирования художественно-графических умений на уроках по конструированию и моделированию фартука нами поставлены следующие задачи:                                                                

овладение учащимися знаниями элементарных правил построения и чтения чертежа, пользования чертежными инструментами, формирование навыков моделирования, конструирования, ознакомление с особенностями оформления чертежа;                                                                      

развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного;

развитие конструктивного мышления.            

Для выполнения поставленных задач мы наметили основные пути их практического осуществления через:                                                                    увлекательную манеру изложения материала с использованием дидактических пособий, инструкционных карт по элементам швейного конструирования, наглядного материала;

дифференцированный подход к учащимся на уроке, который предполагает  наличие  достаточного   количества инструкционно - технологических   карт,   карточек  -  заданий,  различных по степени трудности;

самоконтроль учащихся;

использование на уроке проблемных и творческих заданий;                         проведение выставки детских интересных разработок, творческих работ;      

использование на уроках графических упражнений.                                      Для успешного формирования графических умений и художественного вкуса у учащихся 5 классов на уроках по конструированию и моделированию фартука мы предлагаем разработать:    

инструкционно-технологическую карту для ознакомления уча­щихся с поэтапным описанием конструирования фартука с элементами самоконтроля. Технологические карты могут быть использованы как вспомогательный дидактический материал при формировании художественно-графических умений - вместе с учителем (за учителем) и самостоятельно (самообразование, опережающие задания - для учащихся, проявляющих повышенный интерес к предмету). Инструкционно-технологическая карта снабжена поэтапными операциями с наглядными изображениями, что является очень важным, так как в 5 классе учащиеся впервые сталкиваются с конструированием швейного изделия и у них недостаточно развито пространственное воображение. Карта способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец действий,  с которым они будут сверять свои действия;

плакат для изучения цветовых сочетаний - цветовой круг. Цвет играет большую роль в жизни человека. Чистые, яркие тона радуют глаз, создают приподнятое настроение, а мрачные, блеклые и невыразительные могут угнетать, вызывать чувство подавленности. Подбирая ткать для фартука, необходимо знать, как влияют друг на друга различные цвета. За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг. Три основных цвета – синий, красный и желтый размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы жёлтый был у вершины, красный справа внизу и синий — внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получаем, таким образом, дополнительные цвета: желтый + красный – оранжевый; жёлтый + синий = зелёный; красный + синий = фиолетовый. Цветовой круг можно условно разделить на четыре части. В одну четверть войдут желто-красные цвета, в другую красно-синие, в третью сине-зеленые и в четвертую зелено-желтые. Так мы получим четыре группы родственных цветов. Контрастные цвета располагаются в противоположных четвертях цветового круга. Их используют там, где нужно привлечь внимание, так как такие сочетания сразу бросаются в глаза. Сочетаясь друг с другом, они становятся ярче, заметнее один на другом. Любой цвет получается смешиванием близлежащих к нему цветов. Цветовой круг можно разделить пополам так, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые тона, а в другую половину - голубые, зеленые, сине-фиолетовые. Цвета желтой половины круга называют теплыми, яркими, а цвета голубой его половины - холодными.

плакат для изучения способов моделирования фартука. На плакате показаны различные варианты моделирования кармана, нагрудника и нижней части фартука. В процессе моделирования фартука к выбранной нижней части подбирают нагрудник определенной формы и карман так, чтобы они дополняли друг друга.

плакат для изучения пропорций человека. Программой предусмотрено изучение особенностей строения детской и женской фигуры. Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. Пропорции маленького ребёнка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. У взрослого размер головы занимает примерно 1/7 или 1/8 часть всего его роста, а у ребёнка 0 -5 лет занимает 1/4 или 1/5 часть.

чертеж фартука с нагрудником и технологическая карта к нему для учителя, карта включает в себя те же операции что и инструкционно-технологическая карта  для учащихся.

опорные схемы по снятию мерок, по типам линий в чертежах. Опорные схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в тетрадях в виде таблиц, карточек, чертежей и рисунков. Компактные, опорные схемы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску. В опорных схемах есть и элемент игры, и экономия времени и места. Но главная цель – изложить изучаемое так, чтобы на основе логических связей материал стал доступен, отпечатался в долговременной памяти, а также произошло осмысление конечной цели и промежуточных этапов. В каждом листе опорных схем закодирован учебный материал по моделированию и конструированию. Опорные схемы – это надёжный помощник восприятия, запоминания, творчества, развития художественно-графических умений. Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь схемой, он приобретает уверенность, снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения, а всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, осознание причинно-следственных связей. Ни один, даже самый слабый ученик, не чувствует себя беспомощным, возрастает учебная активность ребят, интерес к уроку. Время, сэкономленное благодаря сконцентрированному изучению теории, увеличивается для выполнения практического задания. Очень важное условие в работе со схемами то, что они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учится.

образец творческого мини-проекта по моделированию фартука в виде журнала мод с вариантами фартуков и их конструкцией. Учащиеся выполняют моделирование фартука, применяя полученные на уроках знания, оформляют его в соответствии с правилами построения композиции. Перед изготовлением журналов учащимся можно задать конкретные условия выполнения, например, выполнить моделирование фартука, используя контрастные цвета, родственные цвета и т. п. Такая форма работы может выполняться как индивидуально, так и в малых группах, повышает творческую активность учащихся, развивает художественные способности. По окончании можно провести выставку лучших работ учащихся.

комплекс мини-упражнений по формированию графических и художественных умений, содержащих большое количество графических построений, по закреплению умений пользования чертежными инструментами, а также перед повторением и изучением таких понятий как симметрия, масштаб, цвет (приложение № 6). Назначение - научиться выполнять разные геометрические построения, правильно использовать чертежные инструменты, оперировать понятиями, сочетать цвета.  

карточки-задания для закрепления и контроля знаний, умений и навыков по конструированию и моделированию фартука. Рекомендуется разработать  2-3 комплекта разноуровневых карточек. В каждом комплекте карточки дифференцированы по сложности. Таким образом, по каждой теме можно применить карточки, содержащие задания разной сложности, подбирая их к конкретному классному коллективу или отдельному ученику. Карточки содержат вопросы теоретического и практического характера. Карточки-задания  представлены в приложении № 7.

образец изделия – фартук. Перед изучением правил конструирования и моделирования фартука нужно показать учащимся готовое изделие, чтобы они наглядно представляли, что в конечном итоге у них должно получиться. Учащимся можно предложить назвать отдельные элементы фартука. Это будет способствовать лучшему пониманию дальнейшего материала.

Необходимо проверить в ходе формирующего эксперимента, насколько эффективны разработанные пособия, успешно ли формируются у учащихся художественно-графические умения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Методические рекомендации для учителя по проведению уроков и практических работ по конструированию и моделированию фартука

 

Наша задача разработать методические рекомендации для учителя технологии по проведению уроков и практических работ по конструированию и моделированию фартука,  представить планы-конспекты проведенных уроков, подвести итоги и выводы о проделанной работе.

Представляется важным, что первые занятия по проектированию и изготовлению фартука должны пробудить интерес школьниц к швейным работам. Увлекательные рассказы о значении одежды в жизни человека, перемежающиеся с показом изделий, выполненных старшеклассницами, призваны заинтересовать девочек, вызвать желание быстрее и лучше усвоить умения по конструированию и изготовлению первого изделия – фартука. На этом этапе обучения, методически оправдано не акцентировать внимание на неизбежных ошибках, а всемерно укреплять уверенность в ученицах, что они смогут отлично справиться с этой работой.

         На первых занятиях основным диалектическим правилом учителя должна стать постепенность в овладении приемами в сочетании с неизменной доброжелательностью по отношению к учащимся.

При моделировании изделия учащиеся сталкиваются с понятием эскиза. Необходимо обратить их внимание на требования, предъявляемые к эскизам. Эскиз изделия часто выполняется несоразмерно, непропорционально, то есть не соблюдается одно из требований к нему. Поэтому следует объяснить учащимся, что понятие эскиза в черчении и технологии одинаково.

На уроках по моделированию учитель должен поощрять любую выдумку учениц, так как у них еще не сформирован вкус.

Знакомя учеников с элементами графической грамоты, учителю важно выявить, что они усвоили на уроках технологии, математики, рисования в начальной школе, какие знания они приобрели в ходе кружковой работы. Уроки по конструированию и моделированию следует начинать с демонстрации образца изделия – фартука, который будет изготавливаться на последующих занятиях. Следует задать учащимся вопрос: «Что необходимо знать, чтобы изготовить подобное изделие?» Как правило, школьницы отвечают, что для этого нужно знать размеры отдельных элементов, иметь чертежи.

         Обобщая ответы, важно подчеркнуть, что на предприятии ни одно изделие не изготавливают без чертежа конструкции. Далее необходимо спросить какие способы изображения деталей изделия на бумаге знают ученицы. Каждое изделие можно изобразить на бумаге в виде обыкновенного или технического рисунка, эскиза или чертежа.

На уроках по моделированию и конструированию можно использовать инновационные формы проведения занятий.

         Например, на уроках по конструированию фартука при проверке знаний и умений можно провести дидактическую игру. Дидактические игры способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывают живой интерес к предмету и помогают усваивать учебный материал. С помощью игры можно привить ученицам стремление пополнять недостающие знания, совершенствовать специальные умения и навыки, необходимые для повышения творческой активности.

         Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре  ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность.

         Создавая игровые моменты при проверке качества знаний на уроках технологии необходимо учитывать интересы учащихся.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7