бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование художественно-графических умений у учащихся 5 классов на уроках технологии при изучении... бесплатно рефераты

                                                                                                    Таблица 2

Художественно-графические умения, формируемые на уроках

 технологии в 5 классе                                                                                                                                                            

Формируемые художественно-графические умения

Раздел технологии, в котором формируются умения

 

Тема занятия

Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов

 

 

 

 

Кулинария

Технология приготовления пищи. Бутерброды. Горячие напитки

Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц

Технология приготовления пищи. Блюда из овощей

Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку

Сервировка стола

Зарисовка традиционных орнаментов. Выполнение эскизов композиции вышивки. Изготовление шаблонов




Рукоделие. Художественные ремесла

Вышивка

Перевод рисунка на ткань. Увеличение или уменьшение рисунка

Этапы выполнения творческого проекта. Подготовка к вышивке: выбор и перевод рисунка на ткань

Выполнение эскиза интерьера столовой, прихваток, полотенец

Интерьер жилого дома

Интерьер кухни, столовой

Выполнение простейших кинематических схем

 

 

 

 

 

 

Машиноведение

Знакомство с назначением и устройством швейной машины. Техника безопасности при работе на швейной машине

Зарисовка схем выполняемых швов

Выполнение машинных швов в подгибку с открытым и закрытым срезом

Зарисовка схемы стачного шва

Выполнение стачного шва. Контроль качества работ.

Умение строить и оформлять чертежи и эскизы в соответствии с общими правилами, типами линий в системе ЕСКД, масштабом. Пользование чертежными инструментами и принадлежностями.

 

 

 

 

 

 

 

Конструирование швейных изделий

Рабочая одежда ее характеристики. Измерение фигуры человека, запись результатов. Правила выполнения чертежно-графических работ

Построение чертежа фартука в масштабе 1:4

Построение чертежа фартука и косынки в натуральную величину

Построение чертежа фартука в масштабе 1: 4.

Изготовление выкройки фартука и косынки. Контроль выполнения.

Моделирование фартука выбранного фасона. Выполнение эскизов фартука в соответствии с формой, контрастом, симметрией, закономерностями цвета

 

 

Моделирование швейных изделий

Приемы моделирования. Модели фартуков, способы их отделки. Определение расхода ткани


Можно говорить о необходимости планомерного и систематичного формирования у девочек художественно-графических умений на уроках технологии. Учитель технологии должен учитывать два существенных фактора при первоначальном обучении девочек элементам художественно-графической грамотности:

фундамент для формирования знаний по черчению у них практически отсутствует, за исключением сведений о геометрических фигурах, полученных ранее из школьного курса;                 

пространственное воображение, являющееся необходимым фактором восприятия объемных изображений, в большинстве случаев не развито.               Следовательно, фундамент графической грамотности должен создаваться путем последовательного, поэтапного построения необходимых знаний и умений, а пространственное воображение - формироваться путем систематического сопоставления чертежа (эскиза) с реальным изделием.                           Однако нужно принимать во внимание еще один аспект трудового обучения. В старших классах школы мальчики и девочки по одной программе изучают курс графики, ориентированный на машиностроительное черчение. Многие ГОСТы составляют его основу, но в школьной программе не оговариваются графические особенности целого ряда работ, предусмотренных программой технологии для девочек. В швейном деле, рукоделии, моделировании и конструировании применяются чертежи, где существует присущая только этим видам деятельности специфика, которую нужно учитывать при формировании графической грамотности у девочек. Вот почему обозначения машинных швов, условные обозначения на лекалах, образцы линий на развертках и др. должны отражаться в рабочих тетрадях – вместе с эскизами лекал, чертежами построения изделий, с тем, чтобы прослеживалась зависимость между полученными знаниями и необходимостью их применения на практике.

         Большой объем художественно-графических умений  у школьников должен быть заложен учителем в начальных классах. В начальной школе на уроках рисования, математики, технологии учитель формирует у учащихся базовые художественно-графические умения. В соответствии с программой начальных классов, к концу 4 класса школьники должны обладать следующими художественно-графическими умениями:

         конструировать модели плоскостных геометрических фигур, зарисовывать их на бумаге;          

анализировать, расчленять на части простейшие объекты, называть составляющие их части;                                                                                                      сконструировать объект по схематичному рисунку, по техническому рисунку, видоизменить его и усовершенствовать по заданному условию в результате обнаружения дефекта или несовершенства;                                                       контролировать правильность изготовления деталей конструкции и всей конструкции;         

Учащиеся должны усвоить в начальных классах:                                           сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.),               деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый).                        Учащиеся получают представления о таких геометрических понятиях, как точка, прямая, отрезок, кривая, луч, замкнутая, незамкнутая линия, ломаная линия, многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, угол, параллепипед, куб, цилиндр, шар, пирамида.

В начальных классах учитель обычно не ставит цели доводить овладение трудовыми операциями до уровня автоматизированных навыков, за исключением простейших действий по оперированию графической информацией и овладению простейшими приемами работы инструментам.

Художественные умения формируются у учащихся также на уроках изобразительного искусства. На этих уроках учащиеся учатся чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении, выполнять изображения отдельных предметов с использованием перспективы, анализировать предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, использовать гармонию цветовых оттенков, цветовой контраст, передавать фигуру человека.

Все эти умения очень востребованы на уроках технологии при изучении раздела «Конструирование и моделирование швейных изделий».

Для того чтобы определить задачи, которые необходимо ставить перед учениками пятого класса на занятиях по моделированию и конструированию, необходимо коротко раскрыть особенности психики детей 10-11 лет.

В.С.Кузин в своём учебнике "Психология" раскрывает психологические особенности этого возраста. В этот период ведущим типом деятельности является учение. С десяти лет особенно интенсивно развиваются познавательные инстинкты, основанные на потребностях в накоплении знаний, в активном познании мира в труде. Дети этого возраста более усидчивы, чем малыши 7-9 лет. Они способны дольше обдумывать поставленную задачу, но если выполнение того или иного задания затягивается, постепенно они теряют интерес. Характеристика познавательных процессов такова: на первом месте - производительность, затем продуктивность и, наконец, усидчивость. [11]

         В этот   период   происходят  существенные  изменения  в  психике ребенка.  У него начинает развиваться теоретическое мышление, так как новые знания, новые представления об окружающем мире изменяют сложившиеся ранее житейские понятия.  На основе  развития  нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов,  т.е., как заметил Д.Б.Эльконин,  "память  становится мыслящей,  а  восприятие  думающим".  Многочисленные исследования показывают,  что  развитие  мышления  в   понятиях   способствует дальнейшему  развитию  у  детей  рефлексии  - понимания ими своей психической  жизни,  формирования  отношения  к  самому  себе.  В результате  у  ребенка  начинают развиваться собственные взгляды, мнение, в том числе понимание значимости образования. [43]

Качественно    изменяются    требования   к   мотивации   учебной деятельности.  Появляется  новый  вид  учебного   мотива -   мотив самообразования,  представленный  пока  в наиболее простых формах (интерес  к  дополнительным  источникам  знаний).

Рубеж 4-5-х  классов,  по  свидетельству  многих   психологов   и педагогов  характеризуется некоторым снижением интереса к учебе в школе и самому процессу обучения.  Это выражается в  недовольстве школой в целом и обязательным ее посещением,  нежелании выполнять дома учебные задания, в нарушении правил поведения в школе.

Существенно меняется также характер самооценки  школьников  этого возраста.  Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка определялась   учителем   на   основании    результатов    учебы, подвергаются корректировке и переоценке другими детьми.     

Дети чаще отвлекаются, не адекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости.

В соответствии с рассмотренными психическими и умственными особенностями учащихся и анализом программ по технологии, начальным классам, ИЗО необходимо разработать соответствующие подходы к преподаванию уроков, на которых предусмотрено формирование художественно-графических умений.

При формировании художественно-графических умений на уроках технологии перед учащимися необходимо поставить четкую цель, которую они будут осознавать, понимать то, чему они должны научиться в процессе урока. Далее важным условием является заинтересовать учащихся. Необходимо сформировать мотив. Важно убедить их, что получаемые умения пригодятся им не только для конкретного урока, но и в повседневной жизни. Для этого рекомендуется использовать задачи, которые позволят связать художественно-графическую деятельность с разнопредметными знаниями и умениями. Необходимо, чтобы компоненты графических действий и художественных умений давали правильное представление им о черчении и ИЗО в приложении к другим видам деятельности человека. Далее следует организовать совместную с учителем деятельность по формированию конкретного художественно-графического умения. Учитель на этом этапе демонстрирует образец выполнения задания и обосновывает алгоритм решения. Ученики усваивают алгоритм, изучают частные случаи применения алгоритма. Затем следует процесс закрепления алгоритма, который включает различные случаи и ситуации по формируемому художественно-графическому умению, упражнения в использовании данного умения, проблемные и творческие задания.

        Художественно-графические умения очень значимы в системе подготовки учащихся. Программа по технологии не предусматривает специального выделения часов для ознакомления учащихся с основами черчения, рисования. Поэтому речь идет о попутных сообщениях школьникам сведений, которые должны вместе с тем, однако, формировать стройную последовательную систему представлений. Все это требует от учителя технологии целенаправленных систематических действий по формированию фундамента художественной культуры и графической грамотности.








 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: Формирование художественно-графических умений у учащихся на уроках технологии

2.1 Анализ уровня сформированности художественно-графических

умений у школьников 5 классов

 

         В данном параграфе наша задача – выделить цели исследования и результаты констатирующего эксперимента, свести полученные результаты исследования в таблицу, проиллюстрировать их  графически.

Проходя педагогическую практику в лицее «Развитие» (школа № 19) на 5 курсе в период с 8.11.2004 по 25.12.2004, был проведен констатирующий эксперимент. Для исследования был выбран 5 «Б» класс (20 человек).

Цель нашего исследования – выявить уровень художественно-графических умений у учащихся 5 классов.

Применяемые методы исследования: анкетирование учащихся, анализ планов-конспектов учителей технологии, исследование опыта учителей, наблюдения, творческие задания, анализ дидактического обеспечения к урокам, беседа с учащимися и учителями.

В число вопросов анкеты были включены такие, которые позволили выявить  уровень знаний о закономерностях цвета, форме, пространственных отношениях, геометрических фигурах, понятии симметрии, конструировании и моделировании. Вопросы составлены с учетом знаний и умений учащихся, которые они получили в период обучения в начальной школе и на уроках изобразительного искусства. Кроме того знания, необходимые при ответе на вопросы очень важны при формировании художественно-графических умений на уроках технологии и в частности на занятиях по конструированию и моделированию швейных изделий. Некоторые вопросы составлены с выбором ответа, чтобы навести учащихся на правильную мысль, другие вопросы требуют полного ответа, знаний определений, приведения примеров. Для выявления уровня развития пространственного мышления некоторые задания снабжены иллюстрациями для большей наглядности. Вопросы сформулированы в соответствии с умственным развитием пятиклассников, доступны и понятны. Анкета состоит из 13 вопросов разного характера и уровня сложности (приложение № 1).

Проведенная анкета позволила установить уровень развития художественно-графических умений учащихся до начала специального обучения. Полученные результаты мы оформили в сводной таблице (приложение № 2). Ответы на некоторые наиболее интересные и важные вопросы мы проиллюстрировали графически в виде диаграмм (см. приложение № 3). Например, на вопрос № 5 (Знаете ли вы что такое симметрия? ответ: а – да, б - нет) большинство учащихся ответили отрицательно и не смогли привести примеры симметричных предметов (рис. 1). На вопрос № 6 (Знакомо ли вам понятие масштаб? Если масштаб 1:2, то больше или меньше самого предмета будет его изображение на чертеже? Ответ: а – больше, б – меньше, в – затрудняюсь ответить) многие учащиеся ответили неправильно (рис. 2).

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7