бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование художественно-графических умений у учащихся 5 классов на уроках технологии при изучении... бесплатно рефераты

Формирование художественно-графических умений у учащихся 5 классов на уроках технологии при изучении...

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С. М. КИРОВА

 

Факультет технологии и предпринимательства

 

Кафедра технологии промышленно-художественной обработки

материалов

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Формирование художественно-графических умений у учащихся

5 классов на уроках технологии при изучении раздела

«Конструирование и  моделирование швейных изделий».

 

 

Работа выполнена студенткой

5 курса факультета технологии и предпринимательства

Зайцевой Ольгой

Владимировной

Руководитель: Демешко А. Г.

 

 

 

Псков, 2005

Аннотация

         Тема работы – Формирование художественно-графических умений у учащихся 5 классов на уроках технологии при изучении раздела «Конструирование и моделирование швейных изделий».

Дипломная работа состоит из введения, теоретической части практической части, заключения списка литературы и приложений.

Первая глава: Теоретическое обоснование понятий «умение», «художественно-графические умения» состоит из двух параграфов. В первом параграфе  рассмотрены теоретические основы понятия «умение» от взглядов ученых-педагогов прошлого до современных исследователей. Во втором параграфе сформулировано понятие «художественно-графические умения», определено значение графического образования, художественной культуры для школьников, выявлено, при изучении каких разделов по технологии в 5 классе необходимо формировать у учащихся художественно-графические умения, рассмотрены психические особенности пятиклассников, их возрастные особенности, определены условия формирования художественно-графических умений на уроках технологии.

Вторая глава - Формирование художественно-графических умений у учащихся на уроках технологии – содержит итоги проведенного констатирующего и формирующего эксперимента во время прохождения педагогической практики на 5 курсе, собственные методические разработки для учителя технологии, дидактическое обеспечение для проведения занятий по конструированию и моделированию фартука.

Разработанные материалы могут быть использованы в практической деятельности учителя технологии.



 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                    4

Глава 1.Теоретическое обоснование понятий «умение»,

«художественно-графические умения».                                                           

1.1   Психолого-педагогические основы понятия «умение».  

Формирование умений у учащихся.                                                                 6

1.2   Условия формирования художественно-графических

умений у школьников.                                                                                      18

         Глава 2. Формирование художественно-графических умений

у учащихся на уроках технологии.

2.1 Анализ уровня сформированности художественно-

графических умений у школьников 5 классов.                                              29

2.2 Методические рекомендации по использованию

дидактических материалов на уроках по конструированию

и моделированию фартука.                                                                              33

2.3 Методические рекомендации для учителя по проведению

уроков и практических работ по конструированию и моделированию

фартука.                                                                                                             39

         Заключение                                                                                             49

         Список литературы                                                                                50

         Приложения                                                                                            54




 

 

 

 

 

 

Введение

             В настоящее время очень распространена и востребована профессия дизайнера, которая предполагает высокий художественный вкус и графическую культуру. Поэтому развитие художественно-графических умений у учащихся - наиважнейший аспект обучения. Художественно-графическая грамотность расширяет возможности учащихся, развивает пространственное мышление, воображение, чувство прекрасного, творческие способности, наблюдательность, внимание. Поэтому тема дипломной работы актуальна.

Художественно-графические умения учащиеся приобретают на уроках изобразительного искусства, черчения, геометрии, географии. Большой объем художественно-графических умений формируется на уроках технологии при изучении таких разделов как «Интерьер», «Элементы машиноведения», «Рукоделие», «Проектирование и изготовление рабочей одежды».

         На уроках по конструированию швейных изделий у учащихся закладываются умения строить, правильно оформлять, понимать и читать чертежи. Учащиеся выполняют эскизы, знакомятся с типами линий. При моделировании швейного изделия учащиеся изучают закономерности цвета, пропорции человека, закономерности композиции. Конструирование и моделирование швейных изделий одна из наиболее трудных для усвоения тем программы «Технология».

Цель нашего дипломного проекта формирование художественно-графических умений и навыков у учащихся 5 классов на уроках технологии при изучении раздела  «Конструирование и моделирование фартука». 

Для реализации заданной цели необходимо выполнить следующие задачи:

провести анализ научной литературы по проблеме формирования умений у школьников;

на основании этого выявить основные взгляды и позиции ученых-педагогов, психологов и методистов по данному вопросу;

исследовать специальную технологическую литературу по данной теме;

провести экспериментальную работу во время педагогической практики;

разработать собственный методико-дидактический материал, который будет способствовать формированию графической культуры и художественного вкуса у учащихся на уроках по конструированию и моделированию;

подвести итоги и выводы о проделанной работе.

Для решения поставленных задач мы используем такие научные методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, обобщение, анкетирование, метод математического анализа, анализ собственного опыта и опыта педагогов.

Предметом исследования является формирование художественно-графических умений у учащихся на уроках технологии.

Объектом нашего исследования являются художественно-графические умения.

В результате проделанной работы предполагается подтвердить фактами и в ходе практического опыта следующую гипотезу: планирование уроков с использованием специальных методико-дидактических пособий, проблемных заданий на уроках по конструированию и моделированию фартука будет способствовать повышению уровня  художественно-графических умений у учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Теоретическое обоснование понятий «умение»,

«художественно-графические умения»

 1.1  Психолого-педагогические основы понятия «умение».

Формирование умений у учащихся

 

         В данном параграфе перед нами стоит задача рассмотреть теоретические основы понятия «умение» от взглядов ученых-педагогов прошлого до современных исследователей, выявить сходства и различия точек зрения на данную проблему: психологов, педагогов, методистов.

         Проблема формирования умений у школьников очень давно привлекает внимание ученых-исследователей. Например, немецкий философ, психолог и педагог И. Ф. Гербарт считал, что целью обучения является, прежде всего, формирование интеллектуальных умений учащихся, их умственное развитие. Для усвоения учениками определенных знаний и навыков он предложил четыре ступени обучения: первоначальное наглядное ознакомление учеников с материалом, усвоение связи новых представлений со старыми в процессе беседы, связное изложение учителем материала, выполнение упражнений и применение новых знаний и умений на практике. [38]

Проблемой формирования умений занимались такие известные психологи и педагоги как Рубинштейн С.Л. , Талызина Н. Ф. , Хуторской А. В. , Фридман Л. М. и др. [29, 35, 38, 37]

Фридман Л. М. определяет умение как способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. [37]

Климов Е. А. определяет умения как системные образования, устойчивые целостности в структуре деятельности субъекта, включающие тактики и стратегии ориентировки во внешней и внутренней обстановке деятельности, знания, навыки исполнения и гибкой перестройки деятельности в зависимости от меняющихся условий. Внешне умение обнаруживается в успешном и, по видимости, легком решении профессиональных или жизненных задач. Он считает, что ошибочно сводить умения только к исполнительной стороне поведения и недооценивать познавательную и мотивационную основу, которую обеспечивает это поведение. [8]

Педагоги и психологи (Фридман Л. М., Талызина Д. Г. Левитес, Лошкарева) выделяют несколько типов умений. На основе проанализированного материала мы составили таблицу, в которой в общем виде представлены типы умений и способы их формирования (таблица 1).

                                                                                                     Таблица 1

Типы умений

 

Типы умений

 

Характеристика умений

Способы формирования умений

Двигательные

Включает в себя разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние моторные аспекты деятельности. Например, спортивная деятельность целиком построена на основе этих умений.

Многократное выполнение действия, систематические упражнения с коррекцией неточностей, их осмысливанием, исправлением ошибок в повторных попытках.

Познавательные

Включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Это умения, посредством которых человек приобретает самостоятельные знания. Например, работа с книгой, наблюдение, эксперимент, измерение.

Использование методов активизации учащихся: проблемное обучение, частично-поисковый метод, метод проектов. Усиление индивидуального подхода на уроках, четкий контроль. Самостоятельная работа учащихся, самоконтроль. Специальные задания и упражнения, построение алгоритма.

Теоретические

Связь с абстрактным мышлением. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод из одной знаковой системы в другую.

Творческая деятельность. Использование методов активизации учащихся. Работа, направленная на стимулирование мыслительной деятельности учащихся.

Практические

Скоропись, беглое чтение.

Задания и упражнения с элементами самоконтроля.

Интеллектуальные

Включают умения выделять главное, сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать, проводить аналогии, вычленять компоненты.

Специальные упражнения, задания, вопросы, которые учитывают уровень психического развития.

Исследовательские

Включают умение формировать цель исследования, устанавливать предмет и объект исследования, выдвигать гипотезу, планировать эксперимент и его проведение, проверять гипотезу, определять сферы и границы применения результатов исследования.

Включение в исследовательскую деятельность, выполнение практических заданий, индивидуальный подход к каждому ученику. Повышение осмысленности усвоенных знаний, развитие когнитивных способностей учеников.

Коммуникативные

Умения слушать, слышать другого. Включают описание поведения - сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без приписывания им мотивов действия. Коммуникация чувств - ясное сообщение о внутреннем состоянии. Активное слушание – принятие человеком ответственности за то, что он слышит. Обратная связь.

Общение. Наблюдение и сообщение о своих наблюдениях.


         Наряду с понятием «умение» Рубинштейном С. Л. и Фридманом Л. М. рассматривается понятие «навыки», так как они неразрывно связаны между собой. Ученый-педагог Фридман отмечает, что способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью и автоматизировано – у ученика образуется навык в выполнении этого действия, то есть умение переходит в навык.

[37]  

Рубинштейн рассматривает навыки как полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. [29]        

Многие педагоги и психологи отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Например, учащиеся младших классов при обучении письму выполняют ряд действий, связанных с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки держания карандаша в руке и осуществления элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость.

Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений – навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход в практически любой ситуации.           

Фридман считает, что умения всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляются более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т. е. на уровне коры головного мозга. [37]                                            

 Талызина Н. Ф. отмечает, что все  умения, формируемые в каком-то учебном предмете, можно разделить на две категории: общие, которые формируются у учащихся при изучении этого предмета, но и в процессе обучения многим другим предметам, и имеющие применение во многих учебных предметах и в повседневной жизненной практике, например, навыки письма и чтения, работы с книгой и т. д.; специфические (узкопредметные), которые формируются у учащихся только лишь в процессе обучения данному учебному предмету и имеющие применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах. К общим видам умений относят и все приемы логического мышления: они независимы от конкретного материала, хотя всегда выполняются с использованием каких-то специфических знаний.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7