Формирование художественно-графических умений у учащихся 5 классов на уроках технологии при изучении...
Формирование художественно-графических умений у учащихся 5 классов на уроках технологии при изучении...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С. М. КИРОВА
Факультет технологии и предпринимательства
Кафедра технологии промышленно-художественной обработки
материалов
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Формирование художественно-графических
умений у учащихся
5 классов на уроках технологии при изучении
раздела
«Конструирование и моделирование швейных
изделий».
Работа выполнена студенткой
5 курса факультета технологии и предпринимательства
Зайцевой Ольгой
Владимировной
Руководитель: Демешко А. Г.
Псков, 2005
Аннотация
Тема работы – Формирование художественно-графических умений у учащихся
5 классов на уроках технологии при изучении раздела «Конструирование и
моделирование швейных изделий».
Дипломная работа состоит из введения, теоретической части
практической части, заключения списка литературы и приложений.
Первая глава: Теоретическое обоснование понятий «умение»,
«художественно-графические умения» состоит из двух параграфов. В первом параграфе
рассмотрены теоретические основы понятия «умение» от взглядов ученых-педагогов
прошлого до современных исследователей. Во втором параграфе сформулировано
понятие «художественно-графические умения», определено значение графического
образования, художественной культуры для школьников, выявлено, при изучении
каких разделов по технологии в 5 классе необходимо формировать у учащихся
художественно-графические умения, рассмотрены психические особенности
пятиклассников, их возрастные особенности, определены условия формирования
художественно-графических умений на уроках технологии.
Вторая глава - Формирование художественно-графических
умений у учащихся на уроках технологии – содержит итоги проведенного констатирующего
и формирующего эксперимента во время прохождения педагогической практики на 5
курсе, собственные методические разработки для учителя технологии,
дидактическое обеспечение для проведения занятий по конструированию и
моделированию фартука.
Разработанные материалы могут быть использованы в
практической деятельности учителя технологии.
Содержание
Введение
4
Глава
1.Теоретическое обоснование понятий «умение»,
«художественно-графические
умения».
1.1 Психолого-педагогические основы понятия «умение».
Формирование умений у
учащихся.
6
1.2 Условия формирования художественно-графических
умений у школьников.
18
Глава 2. Формирование художественно-графических умений
у
учащихся на уроках технологии.
2.1
Анализ уровня сформированности художественно-
графических умений у
школьников 5 классов. 29
2.2
Методические рекомендации по использованию
дидактических
материалов на уроках по конструированию
и моделированию
фартука. 33
2.3
Методические рекомендации для учителя по проведению
уроков и практических
работ по конструированию и моделированию
фартука.
39
Заключение
49
Список
литературы
50
Приложения
54
Введение
В настоящее время очень распространена и востребована
профессия дизайнера, которая предполагает высокий художественный вкус и графическую
культуру. Поэтому развитие художественно-графических умений у учащихся -
наиважнейший аспект обучения. Художественно-графическая грамотность расширяет
возможности учащихся, развивает пространственное мышление, воображение, чувство
прекрасного, творческие способности, наблюдательность, внимание. Поэтому тема
дипломной работы актуальна.
Художественно-графические
умения учащиеся приобретают на уроках изобразительного искусства, черчения,
геометрии, географии. Большой объем художественно-графических умений
формируется на уроках технологии при изучении таких разделов как «Интерьер»,
«Элементы машиноведения», «Рукоделие», «Проектирование и изготовление рабочей
одежды».
На
уроках по конструированию швейных изделий у учащихся закладываются умения
строить, правильно оформлять, понимать и читать чертежи. Учащиеся выполняют
эскизы, знакомятся с типами линий. При моделировании швейного изделия учащиеся
изучают закономерности цвета, пропорции человека, закономерности композиции. Конструирование
и моделирование швейных изделий одна из наиболее трудных для усвоения тем
программы «Технология».
Цель нашего дипломного проекта формирование
художественно-графических умений и навыков у учащихся 5 классов на уроках
технологии при изучении раздела «Конструирование и моделирование фартука».
Для
реализации заданной цели необходимо выполнить следующие задачи:
провести
анализ научной литературы по проблеме формирования умений у школьников;
на
основании этого выявить основные взгляды и позиции ученых-педагогов, психологов
и методистов по данному вопросу;
исследовать
специальную технологическую литературу по данной теме;
провести
экспериментальную работу во время педагогической практики;
разработать
собственный методико-дидактический материал, который будет способствовать
формированию графической культуры и художественного вкуса у учащихся на уроках
по конструированию и моделированию;
подвести
итоги и выводы о проделанной работе.
Для
решения поставленных задач мы используем такие научные методы исследования:
анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, обобщение, анкетирование, метод
математического анализа, анализ собственного опыта и опыта педагогов.
Предметом
исследования является формирование художественно-графических умений у учащихся
на уроках технологии.
Объектом
нашего исследования являются художественно-графические умения.
В результате проделанной работы предполагается подтвердить
фактами и в ходе практического опыта следующую гипотезу: планирование уроков с
использованием специальных методико-дидактических пособий, проблемных заданий
на уроках по конструированию и моделированию фартука будет способствовать
повышению уровня художественно-графических умений у учащихся.
Глава 1: Теоретическое обоснование понятий «умение»,
«художественно-графические умения»
1.1 Психолого-педагогические основы понятия «умение».
Формирование умений у учащихся
В данном параграфе перед нами стоит
задача рассмотреть теоретические основы понятия «умение» от взглядов
ученых-педагогов прошлого до современных исследователей, выявить сходства и
различия точек зрения на данную проблему: психологов, педагогов, методистов.
Проблема
формирования умений у школьников очень давно привлекает внимание
ученых-исследователей. Например, немецкий философ, психолог и педагог И. Ф. Гербарт
считал, что целью обучения является, прежде всего, формирование
интеллектуальных умений учащихся, их умственное развитие. Для усвоения
учениками определенных знаний и навыков он предложил четыре ступени обучения:
первоначальное наглядное ознакомление учеников с материалом, усвоение связи
новых представлений со старыми в процессе беседы, связное изложение учителем
материала, выполнение упражнений и применение новых знаний и умений на практике.
[38]
Проблемой формирования умений занимались
такие известные психологи и педагоги как Рубинштейн С.Л. , Талызина Н. Ф. ,
Хуторской А. В. , Фридман Л. М. и др. [29, 35, 38, 37]
Фридман Л. М. определяет умение как
способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности,
совершаемому полностью сознательно. [37]
Климов Е. А. определяет умения как системные
образования, устойчивые целостности в структуре деятельности субъекта,
включающие тактики и стратегии ориентировки во внешней и внутренней обстановке
деятельности, знания, навыки исполнения и гибкой перестройки деятельности в
зависимости от меняющихся условий. Внешне умение обнаруживается в успешном и,
по видимости, легком решении профессиональных или жизненных задач. Он считает,
что ошибочно сводить умения только к исполнительной стороне поведения и
недооценивать познавательную и мотивационную основу, которую обеспечивает это
поведение. [8]
Педагоги и психологи (Фридман Л. М.,
Талызина Д. Г. Левитес, Лошкарева) выделяют несколько типов умений. На основе
проанализированного материала мы составили таблицу, в которой в общем виде
представлены типы умений и способы их формирования (таблица 1).
Таблица 1
Типы умений
Типы умений
|
Характеристика умений
|
Способы формирования умений
|
Двигательные
|
Включает в себя
разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние моторные
аспекты деятельности. Например, спортивная деятельность целиком построена на
основе этих умений.
|
Многократное выполнение
действия, систематические упражнения с коррекцией неточностей, их осмысливанием,
исправлением ошибок в повторных попытках.
|
Познавательные
|
Включают
способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой
информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и
предполагают формирование знаний. Это умения, посредством которых человек приобретает
самостоятельные знания. Например, работа с книгой, наблюдение, эксперимент,
измерение.
|
Использование методов
активизации учащихся: проблемное обучение, частично-поисковый метод, метод
проектов. Усиление индивидуального подхода на уроках, четкий контроль. Самостоятельная
работа учащихся, самоконтроль. Специальные задания и упражнения, построение
алгоритма.
|
Теоретические
|
Связь с абстрактным
мышлением. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать
материал, строить гипотезы, теории, производить перевод из одной знаковой
системы в другую.
|
Творческая деятельность.
Использование методов активизации учащихся. Работа, направленная на стимулирование
мыслительной деятельности учащихся.
|
Практические
|
Скоропись, беглое
чтение.
|
Задания и упражнения
с элементами самоконтроля.
|
Интеллектуальные
|
Включают умения выделять
главное, сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать,
классифицировать, проводить аналогии, вычленять компоненты.
|
Специальные упражнения,
задания, вопросы, которые учитывают уровень психического развития.
|
Исследовательские
|
Включают умение
формировать цель исследования, устанавливать предмет и объект исследования,
выдвигать гипотезу, планировать эксперимент и его проведение, проверять
гипотезу, определять сферы и границы применения результатов исследования.
|
Включение в исследовательскую
деятельность, выполнение практических заданий, индивидуальный подход к
каждому ученику. Повышение осмысленности усвоенных знаний, развитие когнитивных
способностей учеников.
|
Коммуникативные
|
Умения слушать,
слышать другого. Включают описание поведения - сообщение о наблюдаемых
специфических действиях других людей без приписывания им мотивов действия.
Коммуникация чувств - ясное сообщение о внутреннем состоянии. Активное
слушание – принятие человеком ответственности за то, что он слышит. Обратная
связь.
|
Общение. Наблюдение
и сообщение о своих наблюдениях.
|
Наряду с понятием «умение»
Рубинштейном С. Л. и Фридманом Л. М. рассматривается понятие «навыки», так как
они неразрывно связаны между собой. Ученый-педагог Фридман отмечает, что
способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере
тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс
выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают
осознаваться, действие выполняется полностью и автоматизировано – у ученика
образуется навык в выполнении этого действия, то есть умение переходит в навык.
[37]
Рубинштейн рассматривает навыки как полностью
автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне
бессознательного контроля. [29]
Многие педагоги и психологи отмечают,
что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным
контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление
умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения
действия. Например, учащиеся младших классов при обучении письму выполняют ряд
действий, связанных с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки
держания карандаша в руке и осуществления элементарных движений рукой выполняются,
как правило, автоматически. Главное в управлении умениями заключается в том,
чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость.
Одно из основных качеств, относящихся к
умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений –
навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их
выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к
примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо
изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами,
другими подручными средствами, словом, найдет выход в практически любой
ситуации.
Фридман считает, что умения всегда
опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в
себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное,
что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в
умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности,
возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных
решений. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляются
более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками,
т. е. на уровне коры головного мозга. [37]
Талызина Н. Ф. отмечает, что все умения,
формируемые в каком-то учебном предмете, можно разделить на две категории: общие,
которые формируются у учащихся при изучении этого предмета, но и в процессе
обучения многим другим предметам, и имеющие применение во многих учебных
предметах и в повседневной жизненной практике, например, навыки письма и
чтения, работы с книгой и т. д.; специфические (узкопредметные), которые
формируются у учащихся только лишь в процессе обучения данному учебному
предмету и имеющие применение главным образом в этом предмете и отчасти в
смежных предметах. К общим видам умений относят и все приемы логического мышления:
они независимы от конкретного материала, хотя всегда выполняются с использованием
каких-то специфических знаний.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|