бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры бесплатно рефераты

Таким образом, подводя итог можно сказать, что представления об истории создания предметного мира могут быть сформированы через определенную работу средствами дидактической игры. А так же, дидактическая игра является одним из эффективных средств ознакомления дошкольников с предметным миром. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.


Литература


1.                 Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М.: Просвещение, 1968.

2.                 Артамонова О.В. К постановке проблемы формирования отношения к человеку через ознакомление с предметным миром // Теоретические основы программы воспитания дошкольников: Сб. СПб, 1992.

3.                 Артамонова О.В. Организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении. – Тольятти, 1994.

4.                 Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.

5.                 Блок М. Апология истории (Апология истории или ремесло историка). – М., 1986.

6.                 Бодрийяр Жан. Система вещей. – М.: Рудомино, 1995.

7.                 Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.

8.                 Венгер Л.А. Восприятие и обучение (Дошкольный возраст). – М.: Просвещение, 1969.

9.                 Венгер Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 1972. - №1.

10.            Венгер Л.А., Мухина В.С. Основные закономерности психического развития ребенка // Дошкольное воспитание. – 1973. - №5.

11.            Венгер Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. – М.: Педагогика, 1978.

12.            Венгер Л.А. Путь к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание. – 1983. - №11.

13.            Венгер Л.А. и др. Воспитание от рождения до 6 лет: кн. Для воспитателя дет. сада / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.

14.            Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. – М., 1984.

15.            Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, Р.А. Иванкова и др. – М.: Просвещение, 1984.

16.            Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – М., 1984.

17.            Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – М.: 1991.

18.            Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. – 1969. - №1.

19.            Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. С. – Пб., 1993.

20.            Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1984.

21.            Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. – М., 1977.

22.            Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1992. - № 1-2.

23.            Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб, 1995.

24.            Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. – М.: Наука, 1967.

25.            Дружинина В.Н. Психология общих способностей. – СПб, 1999.

26.            Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности: Учебно-методическое пособие для студентов факультета дошкольного воспитания. - Самара: Изд-во СамГПУ, 1997.

27.            Дыбина О.В. Диагностика творческого отношения детей к рукотворному миру: Учебно-методическое пособие к курсу «методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью». - Самара: Изд-во СамГПУ, 1998.

28.            Дыбина О.В. Что было до: Игры – путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.

29.            Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр – занятий для дошкольников. – М.:ТЦ «Сфера», 2000.

30.            Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография – М.: Педагогическое общество России, 2002.

31.            Дьяков В.А. Методология истории в прошлом и настоящем. – М.: Мысль, 1974.

32.            Жуковская Р.И. Воспитание бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1968.

33.            Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М., 1963.

34.            Запорожец А.В. Проблемы педагогики детской игры в трудах А.П. Усовой / В кн. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976.

35.            Кисленко В.Я. Психологические особенности усвоения правил обращения с предметами с детьми раннего и дошкольного возраста. - М., 1981.

36.            Ковальченко И.Д. Место истории в системе общественных наук // Вопросы истории. – 1987. – №7.

37.            Козлова С.А. «Я - человек». Программа приобщения ребенка к социальному миру. – М., 1996.

38.            Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с предметным миром, - М.: Педагогика, 1988.

39.            Козлова С.А. Теория и методика ознакомления с социальной действительностью. - М.: Академия, 2002.

40.            Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – 2 – е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2000.

41.            Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. – М., 1980.

42.            Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т.2. – М.: Педагогика, 1982.

43.            Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

44.            Крупская Н.К. Педагогические сочинения. – М., 1959.

45.            Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребенка. – М.: Правда, 1956.

46.            Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: изд-во МГУ, 1981.

47.            Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1974.

48.            Лихачев Д.С. Прошлое – будущему. – Л., 1995.

49.            Логинова В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста. – Л., 1984.

50.            Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. – М.: Просвещение, 1972.

51.            Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.

52.            Минеева З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1985.

53.            Мухина С.В. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985.

54.            Новоселова С.Л. Развитие мышления в дошкольном возрасте. – М.: Педагогика, 1978.

55.            Новоселова С. Развивающая предметно-игровая среда детства // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.

56.            Поддьяков Н.Н. К проблеме умственного развития ребенка // Тезисы докладов Всесоюзной конференции «Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология». – М., 1982.

57.            Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у детей // Вопросы психологии. – 1990. – №1.

58.            Проблемы дошкольного образования на современном этапе. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов (7-11 апреля 2003г.)/ Под ред. О.В. Дыбиной, Н.Н. Лазаревой. – Тольятти.: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 2003.

59.            Пьянкова Л. О детских садах Монтессори // Дошкольное воспитание. - 1994.- №11.

60.            Райбекас А.Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории. – Томск, 1977.

61.            Ребенок в мире поиска. Программа и методические рекомендации к ней / О.В. Дыбина, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина и др. / Под ред. О.В. Дыбиной. – Тольятти: «Фонд развития через образование», 2001.

62.            Самостоятельная художественная деятельность в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1980.

63.            Сенсорное воспитание в детском саду // Пособие для воспитателей / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.В. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981.

64.            Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы). Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982.

65.            Тихомирова О.А. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1995.

66.            Тойнби А.Дж. постижение истории. – М., 1991.

67.            Трельч Э. Историзм и его проблемы. – М.: Юрист, 1994.

68.            Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 1976.

69.            Уемов А.И. Вещи, свойства, отношения. – М., 1963.

70.            Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохиной. – М., Просвещение, 1988.

71.            Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1991.

72.            Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976.

73.            Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т 10. – М., 1950.

74.            Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М.: Академия, 1999.

75.            Шпет Г.Г. История как предмет логики // Историко – философский ежегодник – 88. – М., 1988.

76.            Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

77.            Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

 

Приложение

 

Приложение 1

Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании

1.                 Балакирев Илья

2.                 Бубнов Денис

3.                 Никитина Оля

4.                 Вирясова Альбина

5.                 Леонтьев Саша

6.                 Коновалова Валерия

7.                 Попова Аня

8.                 Петрова Катя

9.                 Демидов Дима

10.            Пущин Антон

11.            Волкова Ирина

12.            Сергеева Настя

13.            Меньшиков Илья

14.            Петренко Алина

15.            Позднякова Марина

16.            Фадеев Данил

17.            Султанов Миша

18.            Ломова Катя

19.            Орлова Марина

20.            Чепудаев Дима


Приложение 2


Игры – путешествия


План - конспект игры « Путешествие в прошлое пылесоса»

Цель: Развить умение ориентироваться в прошлом предметов, заменивших пылесос; научить понимать назначение пылесоса; объяснить детям, что человек создает разные предметы для облегчения труда в быту.

1.                 Загадывание загадки

Пыль увижу - заворчу,

Заворчу и проглочу!

2.                 Рассматривание пылесоса

3.                 Беседа.

Вопросы

ü    Для чего нам пылесос?

ü    Как он чистит ковер?

ü    Как вы думаете легко работать пылесосом?

ü     Это электрический прибор? Почему?

ü    А всегда ли был пылесос?

4.                 Рассказ воспитателя об истории появления пылесоса.

5.                 Дидактическая игра «Чего не хватает»

6.                 Кроссворд «Подбери слово».

План – конспект игры « Путешествие в прошлое плиты»

Цель: Познакомить детей с историей создания современной плиты, с процессом ее преобразования человеком; активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.

В течение игры дети путешествуют во времени на ковре-самолете. Дети попадают в разные времена:

1.                 В прошлое, где готовят на костре.

2.                 Где готовят на печке.

3.                 Где готовят на керосинке.

4.                 Где готовят на газовой плите.

5.                 Где готовят на электрической плите.

6.                 Дидактическая игра «Соедини по точкам».

План – конспект игры «Путешествие в прошлое автомобиля»

Цель: Научить понимать назначение и функции автомобиля; закрепить умение выделять некоторые особенности предмета (форму, части, размеры), определять материал (металл, стекло) и его признаки; научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением (езда) и строением, понимать, что человек создает автомобили для облегчения передвижения людей; развить ретроспективный взгляд на автомобиль (ориентироваться в прошлом).

1.                  Загадывание загадки.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

ü    Рассказ об истории появления машины.

ü    Дидактическая игра « Как называется эта машина?»

ü    Дидактическая игра « Дорисуй рисунок»

План – конспект игры «Путешествие в прошлое самолета»

Цель: Научить понимать назначение и функции самолета; закрепить умение выделять некоторые особенности предметов (форму, части, размеры) и определять материал и его признаки; научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением (летать) и формой (обтекаемая), понимать, что человек создает самолеты для облегчения жизнедеятельности; развить ретроспективный взгляд на самолет (ориентироваться в прошлом).

В течении игры дети путешествуют во времени одновременно педагог рассказывает об истории создания.

1.      Человек с крыльями.

2.      Аэроплан.

3.      Самолет

Ø    Как можно использовать самолеты?

Ø    Виды самолетов и их назначение

4.      Изготовление бумажных самолетов.

План – конспект игры «Путешествие в прошлое кораблей»

Цель: Научить понимать назначение и функции корабля; закрепить умение определять некоторые особенности предметов (форму, части, размеры) и материалы (дерево, металл, пластмасса, стекло); научить понимать, что человек создает корабли для облегчения жизнедеятельности; развить ретроспективный взгляд на корабль.

1.                 В течении игры дети находятся в музеи на выставке. Воспитатель экскурсовод рассказывает о картине.

2.                 Дидактическая игра « Сложи картинку»

3.                 Загадывание загадок.

План – конспект игры «Путешествие в прошлое счетных устройств»

Цель: Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развить ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.

1.                 В течение игры дети находятся в музеи на выставке . Воспитатель экскурсовод рассказывает об экспонатах.

2.                 Дидактическая игра «Теремок»

3.                 Дидактическая игра «Светофор»


Приложение 3


План – конспект игры « Волшебный шнур».

Цель: Научить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов, облегчающих труд в быту мам и бабушек; подвести к пониманию того, что человек стремился с помощью этих предметов облегчить свой труд.

1.                 Дидактическая игра «Чем заменил человек этот предмет»

2.                 Беседа с детьми.

3.                 Дидактическая игра «Раньше - позже».

4.                 Дидактическая игра «Чудесный экран».

План – конспект игры «Путешествие в прошлое транспорта».

Цель: Развить ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем наземного, водного, воздушного транспорта.

1.                 Беседа

Ø    На чем мы ездим сейчас по земле, по воде, в воздухе?

Ø    Как называется транспорт, который передвигается по земле, по воде, в воздухе?

2.                 Рассматривание иллюстраций в книге С. Михалкова «От кареты до ракеты».

3.                 Дидактическая игра «Что было — что будет».


Приложение 4

Игры на установление логических связей.

«Раньше - позже».

Цель: закрепить знания детей о порядке появления предметов рукотворного мира.

Ход игры: Ведущий называет предмет, а дети говорят, что было до этого, или что будет после.

Примечание: Для наглядности можно использовать ось времени, где видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.

«Волшебный светофор»

Цель: знания детей о назначении предметов, развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира.

Ход игры: Вывешивают схему предмета.

Если педагог показывает круг красного цвета – дет должны рассказать, для чего нужен этот предмет.

Круг зеленого цвета - чем был этот предмет в прошлом.

Круг желтого цвета - какой он будет в будущем.

«Теремок».

Цель: Активизировать мыслительную деятельность, закрепить ориентирование в разных видах предметов и понимать необходимость многообразия предметов, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес к рукотворному миру.

Ход игры: Детям раздаются предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: «Тук - тук. Кто в теремочке живет?».

В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня».

Примечание: В игре «Теремок» могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Игру можно посвящать только одной какой-то теме или брать несколько тем.

«Паровозик».

Цель: закрепить знания детей о последовательности появления предметов рукотворного мира.

Ход игры: Карточки с изображением одного объекта в разные временные периоды раздаются играющим. Выстраивается «поезд времени».

«Чудесный экран».

Цель: закрепить понимание детей о назначении предмета, закрепить умения определять составные части, развивать умение ориентироваться в прошлом, настоящем и будущем предметов, активизировать мыслительную деятельность.

Ход игры: Дети по карточке со схематическим изображением предмета, составляют «чудесного экрана».

Примечание: Игру можно проводили и индивидуально и не большими группами.


Образец экрана

 










Условные обозначения

è объект и его функция

^ прошлое объекта или его функции

a будущее объекта или его функции

q место функционирования объекта и его класс

º » части объекта (составляющие элементы)


Приложение 5


Игры на преобразование предметов.

Игра «Давай поменяемся»

Каждый ребенок получает карточку с изображением предмета и говорит, что он умеет делать. Затем дети меняются функциями, т.е. по очереди присваивали к своему предмету чужую функцию и объясняют как его предмет может выполнить это действие.

Игра «Изобретатели».

Дети выбирают не глядя любые три карточки из лежащих на столе.

К каждому изображенному предмету на карточке подбирают по три слова обозначающие функцию, назначение и свойства. Каждое слово обозначается символом, которое определяют сами дети. В конце игры определяют, какими функциями, назначением и свойствами обладает новый предмет.

 

Приложение 6

 

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

 

 

 



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9