Формирование представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Изучив психолого-педагогические основы дидактической
игры мы можем сделать вывод, что дидактическая игра представляет собой
многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом
обучения детей старшего дошкольного возраста и формой обучения и средством
всестороннего воспитания личности ребенка, и фактором интеллектуального
развития детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из этого мы рассматриваем дидактическую игру
как ведущее средство в формировании у детей старшего дошкольного возраста
представлений об истории создания предметного мира.
Работа
в этом направлении не должна сводиться лишь к сообщению детям определенной
суммы знаний из истории предметов.
В
исследовании О.В. Дыбиной [30] отмечается, что при изложении исторического
взгляда на предметный мир нельзя:
1)ограничиваться
только монологом – рассказом о прошлом предметов; необходимо включать в процесс
ознакомления как можно больше действий (посидеть на бревне, осветить комнату
свечой, надеть длинную одежду и походить в ней, написать несколько слов
перьевой ручкой и т.д.);
2)терять из
виду основное направление процесса при изложении истории создания вещи: человек
создает много предметов, изменяет и совершенствует способы их использования для
удовлетворения разных потребностей (естественных, духовных, интеллектуальных и
т.д.) взрослых и детей;
3) перегружать
детей сложной исторической информацией;
4) сводить
организацию ознакомления с историей только к форме познавательных занятий.
Целью
должно служить формирование у детей познавательного интереса, интеллектуально –
творческое развитие ребенка, который сможет жить и творить в нашем техническом
обществе.
Исходя
из концепции формирования творчества при ознакомлении дошкольников с предметным
миром О.В. Дыбиной [30] в основу процесса ознакомления детей с историей
предмета нами положен принцип прогнозирования, видения предметов и явлений
окружающего мира в их развитии. Данный принцип основан на представлении детей о
прошлом, настоящем, а также умении рассматривать окружающие предметы во
взаимосвязях и взаимозависимостях («человек – предмет», «ребенок – предмет»).
В исследовании О.В. Дыбиной подчеркивается, что развитие прогнозирования
должно включать:
-
овладение системой знаний о предметном мире (его прошлом и настоящем);
-
овладение системой действий для установления причинно – следственных связей
«человек – предмет», «ребенок - предмет», без чего невозможно объективное
предвидение будущего;
-
развитие вариативности и гипотетичности, поскольку прогнозирование всегда
является вероятностным процессом;
- формирование действий по планированию.
О.В. Дыбиной разработаны игры – турне, игры -
путешествия в прошлое предметов, направленные на развитие у детей
прогностического взгляда [28,30]. Показывая ребенку, как человек изменял
предметы, делал их более удобными и полезными, взрослый открывает перед ним
перспективу изменения предмета, позволяет увидеть обогащение функции и
назначения предмета и роль взрослого человека в данном процессе.
Учитывая накопленные наукой положения, мы признаем
приоритетную роль дидактической игры в ознакомлении дошкольников с историей
предметного мира. В дидактических играх ребенок без нажима, без нарочитой
тренировки учится наблюдать, устанавливать причинно – следственные связи, овладевает
действиями планирования и прогнозирования.
Итак, проанализировав психолого-педагогические
исследования, мы рассмотрели основные теоретические аспекты проблемы
ознакомления дошкольников с предметным миром, определили ключевые понятия, а
также потенциальные возможности дидактической игры, позволяющие рассматривать
ее в качестве одного из ведущих средств формирования представлений об истории
создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА II.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИИ
ПРЕДМЕТНОГО МИРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
2.1 Выявление уровня сформированности представлений об
истории предметного мира у детей старшего дошкольного возраста
Изучив теоретические основы
проблемы ознакомления дошкольников с историей предметного мира, мы приступили к
осуществлению опытно – экспериментальной части исследования.
Экспериментальная работа
осуществлялась на базе ДОУ №195 «Ласточка» Автозаводского района г. Тольятти. В исследовании принимали участие
20 детей, посещающих старшую группу № 82 (Приложение 1).
В соответствии с целью нашего
исследования мы выделили основные задачи констатирующего эксперимента:
-
проанализировать
содержание комплексной программы воспитания и обучения детей, на основе которой
ведется работа в ДОУ;
-
выявить уровень
сформированности представлений об истории создания предметного мира у детей
старшего дошкольного возраста.
Для реализации первой задачи нами была проанализирована комплексная
программа «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.).
Линия познания в программе основывается на системном характере
представлений об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на
уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста.
Содержание программы
предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к
выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и
зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания
(сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.).
Одним из разделов комплексной
программы «Детство» является раздел «Ребенок познает предметный мир,
приобщается к труду», который можно рассматривать и как парциальную программу,
так как в ней представлены три взаимосвязанных блока, обеспечивающих знакомство
детей с предметным миром, трудовой деятельностью взрослых и вхождение ребенка в
реальные трудовые связи с близкими для него людьми. Все три блока теснейшим
образом связаны по содержанию и могут быть реализованы в образовательном
процессе только целостно. Освоение детьми позиции субъекта детской трудовой
деятельности без осуществления работы по ознакомлению с рукотворным миром и
трудом взрослых является невозможным.
Ø
Первый блок - предметный мир.
Задача педагога в этом блоке
помочь ребенку войти в предметный мир, научиться ориентироваться в его
многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах
детской деятельности, и главное - воспитывать ценностное отношение к предметному
миру.
Педагогическим условием
воспитания у дошкольников ценностного отношения к предметному миру является
системный характер представлений о предмете. Важно раскрыть ребенку сущность
предмета - его назначение, показать зависимость особенность конструкции,
строения предмета и материала, из которого сделан предмет, от его назначения.
Ø
Второй блок- труд взрослых.
Вводя ребенка в мир предметов
и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, знакомя детей с
разными профессиями, программа одновременно вводит детей в мир человеческих
отношений по поводу трудовой деятельности, позволяет ребенку увидеть
многообразие ролевых функций в сложном сообществе взрослых людей. Происходит
замыкание связи между двумя мирами — предметным миром и миром человеческих
взаимоотношений, один опосредуется через другой, что имеет решающее значение
для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых,
способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком
мира взрослых.
В программе формирование
системных знаний о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с
конкретными трудовыми процессами, раскрытие центральной, системообразующей
связи понятия - это связь преобразования
человеком предмета труда (исходного материала) в продукт (результат труда),
удовлетворяющий потребности человека.
Центральная
связь понятия концентрирует в себе сущность труда как особой деятельности по
преобразованию окружающей действительности, раскрывает его ценностную
значимость-удовлетворение потребности людей.
Кроме центральной связи в
содержание системных знаний о труде включена связь функционирования,
предполагающая показ значимости каждого компонента труда (цель, предмет, орудия
труда, трудовые действия и их промежуточные результаты) в достижении итогового
результата, последовательность их включения в трудовой процесс.
Ø
Третий блок - Я сам!
Авторы
программы считают, что успешность вхождения детей дошкольного возраста в
реальные трудовые связи обусловлена уровнем освоения трудовой деятельности,
овладением в ней позицией субъекта.
Позиция
субъекта детского труда проявляется в способности к самостоятельному
целеполаганию и мотивации труда, умении оперировать освоенными способами
осуществления простейших трудовых процессов, самостоятельно контролируя и
оценивая результаты своего труди.
Вхождение
ребенка в реальные трудовые связи выстраивается поэтапно.
1.
Приобщение к современному миру,
приобретение системных знаний о предметах и труде взрослых.
2.
Обучение целостным трудовым
процессам. Трудовое обучение по данной методике предполагает формирование
системы общетрудовых и специальных умений для организации и осуществления
трудового процесса от постановки цели до получения результата.
Общетрудовые
умения связаны с умением принимать,
ставить и удерживать цель труда; умением планировать и осуществлять трудовой
процесс поэтапно до получения результата и оценки его качества; владением
культурой труда.
Специальные
трудовые умения связаны с использованием
различных материалов и инструментов, владением специальными действиями
самоконтроля.
3.
Детская самостоятельная трудовая
деятельность в повседневной жизни детского сада и семьи.
Изучив и проанализировав содержание программы «Детство» по разделу «Ребенок познает предметный мир,
приобщается к труду», мы видим, что формирование представлений о создании и
изменении предметов человеком не включено. Программа не предусматривает
ознакомление детей с прошлым предметов, развитие у детей способностей
прогнозировать, не уделено внимание и преобразовательной деятельности ребенка.
Авторы программы недостаточно оценивают многоаспектные возможности предметного
мира для творческого развития детей.
Для выявления уровня сформированности представлений об истории создания
предметного мира нами была разработана диагностическая методика и выделены
следующие критерии и их показатели (на основе исследования О.В. Дыбиной):
1.
Осмысление
предмета как результата деятельности взрослого:
-
умение называть
предметы, сделанные руками взрослых;
-
понимание детьми
выражения «предметы, сделанные руками человека»;
-
понимание
целесообразности создания взрослыми широкого круга предметов, их назначения
удовлетворять потребности людей.
2.
Умение видеть
ретроспективу предмета:
-
понимание
целесообразности преобразования человеком предметов;
-
умение устанавливать
логическую связь на основе последовательности происхождения и совершенствования
предметов.
3.
Способность
прогнозировать будущее предмета:
-
проявление
желания совершенствовать и преобразовывать предмет;
-
степень
самостоятельности детей при составлении замысла преобразования предмета;
-
умение видеть
возможные способы преобразования, совершенствования предмета и реализовывать
их;
-
предпочтение виду
преобразования (эстетическому или функциональному).
Исходя из этого были подобранны и проведены
методики:
1.
Беседа с детьми (модифицированная
методика О.В. Дыбиной).
2.
Игра «Когда это
было?».
3.
Методика «Нарисуй предмет будущего» (О.В.
Дыбина).
4.
Методика
«Закончим картинку художника» (О.В. Дыбина).
Методика №1. Беседа с детьми (модифицированная методика
О.В. Дыбиной)
Цель: выявить
наличие знаний о предметах как продуктах деятельности взрослого.
Каждому ребенку индивидуально задавали вопрос: Как ты понимаешь выражение
«сделанные руками человека» ?
Результаты беседы
заносили в таблицу 1.
Таблица 1
Результаты проведения
беседы по методике №1
№ п/п
|
Ф. И. ребенка
|
Высказывание
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Илья Б.
|
Сделал с помощью инструментов
|
2.
|
Денис Б.
|
Машина, например
|
1
|
2
|
3
|
3.
|
Оля Н.
|
Сделал человек
|
4.
|
Альбина. В
|
Сделал инструментами
|
5.
|
Саша Л.
|
Шкаф
|
6.
|
Валерия К.
|
Это сделал человек
|
7.
|
Аня П.
|
Например, связали спицами кофту
|
8.
|
Катя П.
|
Взяли гвозди, молоток и смастерили
|
9.
|
Дима Д.
|
Не знаю
|
10.
|
Антон П.
|
Делал руками
|
11.
|
Ирина. В
|
Это всякие вещи
|
12.
|
Настя С.
|
Стол, стул и всё остальное
|
13.
|
Илья М.
|
Всякими инструментами
|
14.
|
Алина П.
|
Человек своими руками
|
15.
|
Марина П.
|
Это значит, сам человек сделал
|
16.
|
Данил Ф.
|
Это значит сделал человек для себя
нужные вещи
|
17.
|
Миша С.
|
Это все предметы
|
18.
|
Катя Л.
|
Сделал человек, а не природа
|
19.
|
Марина О.
|
Это то, что сделали люди на работе
|
20.
|
Дима Ч.
|
Это стол, телевизор
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|