бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры бесплатно рефераты

Изучив психолого-педагогические основы дидактической игры мы можем сделать вывод, что дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей старшего дошкольного возраста и формой обучения и средством всестороннего воспитания личности ребенка, и фактором интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из этого мы рассматриваем дидактическую игру как ведущее средство в формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории создания предметного мира.

Работа в этом направлении не должна сводиться лишь к сообщению детям определенной суммы знаний из истории предметов.

В исследовании О.В. Дыбиной [30] отмечается, что при изложении исторического взгляда на предметный мир нельзя:

1)ограничиваться только монологом – рассказом о прошлом предметов; необходимо включать в процесс ознакомления как можно больше действий (посидеть на бревне, осветить комнату свечой, надеть длинную одежду и походить в ней, написать несколько слов перьевой ручкой и т.д.);

2)терять из виду основное направление процесса при изложении истории создания вещи: человек создает много предметов, изменяет и совершенствует способы их использования для удовлетворения разных потребностей (естественных, духовных, интеллектуальных и т.д.) взрослых и детей;

3) перегружать детей сложной исторической информацией;

4) сводить организацию ознакомления с историей только к форме познавательных занятий.

Целью должно служить формирование у детей познавательного интереса, интеллектуально – творческое развитие ребенка, который сможет жить и творить в нашем техническом обществе.

Исходя из концепции формирования творчества при ознакомлении дошкольников с предметным миром О.В. Дыбиной [30] в основу процесса ознакомления детей с историей предмета нами положен принцип прогнозирования, видения предметов и явлений окружающего мира в их развитии. Данный принцип основан на представлении детей о прошлом, настоящем, а также умении рассматривать окружающие предметы во взаимосвязях и взаимозависимостях («человек – предмет», «ребенок – предмет»).

В исследовании О.В. Дыбиной подчеркивается, что развитие прогнозирования должно включать:

- овладение системой знаний о предметном мире (его прошлом и настоящем);

- овладение системой действий для установления причинно – следственных связей «человек – предмет», «ребенок - предмет», без чего невозможно объективное предвидение будущего;

- развитие вариативности и гипотетичности, поскольку прогнозирование всегда является вероятностным процессом;

- формирование действий по планированию.

О.В. Дыбиной разработаны игры – турне, игры - путешествия в прошлое предметов, направленные на развитие у детей прогностического взгляда [28,30]. Показывая ребенку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, взрослый открывает перед ним перспективу изменения предмета, позволяет увидеть обогащение функции и назначения предмета и роль взрослого человека в данном процессе.

Учитывая накопленные наукой положения, мы признаем приоритетную роль дидактической игры в ознакомлении дошкольников с историей предметного мира. В дидактических играх ребенок без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать, устанавливать причинно – следственные связи, овладевает действиями планирования и прогнозирования.

Итак, проанализировав психолого-педагогические исследования, мы рассмотрели основные теоретические аспекты проблемы ознакомления дошкольников с предметным миром, определили ключевые понятия, а также потенциальные возможности дидактической игры, позволяющие рассматривать ее в качестве одного из ведущих средств формирования представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста.


ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИИ ПРЕДМЕТНОГО МИРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ


2.1 Выявление уровня сформированности представлений об истории предметного мира у детей старшего дошкольного возраста


Изучив теоретические основы проблемы ознакомления дошкольников с историей предметного мира, мы приступили к осуществлению опытно – экспериментальной части исследования.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе ДОУ №195 «Ласточка» Автозаводского района г. Тольятти. В исследовании принимали участие 20 детей, посещающих старшую группу № 82 (Приложение 1).

В соответствии с целью нашего исследования мы выделили основные задачи констатирующего эксперимента:

-                     проанализировать содержание комплексной программы воспитания и обучения детей, на основе которой ведется работа в ДОУ;

-                     выявить уровень сформированности представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации первой задачи нами была проанализирована комплексная программа «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.).

Линия познания в программе основывается на системном характере представлений об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста.

Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.).

Одним из разделов комплексной программы «Детство» является раздел «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду», который можно рассматривать и как парциальную программу, так как в ней представлены три взаимосвязанных блока, обеспечивающих знакомство детей с предметным миром, трудовой деятельностью взрослых и вхождение ребенка в реальные трудовые связи с близкими для него людьми. Все три блока теснейшим образом связаны по содержанию и могут быть реализованы в образовательном процессе только целостно. Освоение детьми позиции субъекта детской трудовой деятельности без осуществления работы по ознакомлению с рукотворным миром и трудом взрослых является невозможным.

Ø    Первый блок - предметный мир.

Задача педагога в этом блоке помочь ребенку войти в предметный мир, научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности, и главное - воспитывать ценностное отношение к предметному миру.

Педагогическим условием воспитания у дошкольников ценностного отношения к предметному миру является системный характер представлений о предмете. Важно раскрыть ребенку сущность предмета - его назначение, показать зависимость особенность конструкции, строения предмета и материала, из которого сделан предмет, от его назначения.

Ø    Второй блок- труд взрослых.

Вводя ребенка в мир предметов и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, знакомя детей с разными профессиями, программа одновременно вводит детей в мир человеческих отношений по поводу трудовой деятельности, позволяет ребенку увидеть многообразие ролевых функций в сложном сообществе взрослых людей. Происходит замыкание связи между двумя мирами — предметным миром и миром человеческих взаимоотношений, один опосредуется через другой, что имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

 В программе формирование системных знаний о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, раскрытие центральной, системообразующей связи понятия - это связь преобразования человеком предмета труда (исходного материала) в продукт (результат труда), удовлетворяющий потребности человека.

Центральная связь понятия концентрирует в себе сущность труда как особой деятельности по преобразованию окружающей действительности, раскрывает его ценностную значимость-удовлетворение потребности людей.

Кроме центральной связи в содержание системных знаний о труде включена связь функционирования, предполагающая показ значимости каждого компонента труда (цель, предмет, орудия труда, трудовые действия и их промежуточные результаты) в достижении итогового результата, последовательность их включения в трудовой процесс.

Ø    Третий блок - Я сам!

Авторы программы считают, что успешность вхождения детей дошкольного возраста в реальные трудовые связи обусловлена уровнем освоения трудовой деятельности, овладением в ней позицией субъекта.

Позиция субъекта детского труда проявляется в способности к самостоятельному целеполаганию и мотивации труда, умении оперировать освоенными способами осуществления простейших трудовых процессов, самостоятельно контролируя и оценивая результаты своего труди.

Вхождение ребенка в реальные трудовые связи выстраивается поэтапно.

1.                 Приобщение к современному миру, приобретение системных знаний о предметах и труде взрослых.

2.                 Обучение целостным трудовым процессам. Трудовое обучение по данной методике предполагает формирование системы общетрудовых и специальных умений для организации и осуществления трудового процесса от постановки цели до получения результата.

Общетрудовые умения связаны с умением принимать, ставить и удерживать цель труда; умением планировать и осуществлять трудовой процесс поэтапно до получения результата и оценки его качества; владением культурой труда.

Специальные трудовые умения связаны с использованием различных материалов и инструментов, владением специальными действиями самоконтроля.

3.                 Детская самостоятельная трудовая деятельность в повседневной жизни детского сада и семьи.

Изучив и проанализировав содержание программы «Детство» по разделу «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду», мы видим, что формирование представлений о создании и изменении предметов человеком не включено. Программа не предусматривает ознакомление детей с прошлым предметов, развитие у детей способностей прогнозировать, не уделено внимание и преобразовательной деятельности ребенка. Авторы программы недостаточно оценивают многоаспектные возможности предметного мира для творческого развития детей.

Для выявления уровня сформированности представлений об истории создания предметного мира нами была разработана диагностическая методика и выделены следующие критерии и их показатели (на основе исследования О.В. Дыбиной):

1.                 Осмысление предмета как результата деятельности взрослого:

-                     умение называть предметы, сделанные руками взрослых;

-                     понимание детьми выражения «предметы, сделанные руками человека»;

-                     понимание целесообразности создания взрослыми широкого круга предметов, их назначения удовлетворять потребности людей.

2.                 Умение видеть ретроспективу предмета:

-                     понимание целесообразности преобразования человеком предметов;

-                     умение устанавливать логическую связь на основе последовательности происхождения и совершенствования предметов.

3.                 Способность прогнозировать будущее предмета:

-                     проявление желания совершенствовать и преобразовывать предмет;

-                     степень самостоятельности детей при составлении замысла преобразования предмета;

-                     умение видеть возможные способы преобразования, совершенствования предмета и реализовывать их;

-                     предпочтение виду преобразования (эстетическому или функциональному).

Исходя из этого были подобранны и проведены методики:

1.                 Беседа с детьми (модифицированная методика О.В. Дыбиной).

2.                 Игра «Когда это было?».

3.                 Методика «Нарисуй предмет будущего» (О.В. Дыбина).

4.                 Методика «Закончим картинку художника» (О.В. Дыбина).

Методика №1. Беседа с детьми (модифицированная методика О.В. Дыбиной)

Цель: выявить наличие знаний о предметах как продуктах деятельности взрослого.

Каждому ребенку индивидуально задавали вопрос: Как ты понимаешь выражение «сделанные руками человека» ?

Результаты беседы заносили в таблицу 1.

Таблица 1

Результаты проведения беседы по методике №1

№ п/п

Ф. И. ребенка

Высказывание

1

2

3

1.             

Илья Б.

Сделал с помощью инструментов

2.             

Денис Б.

Машина, например

1

2

3

3.             

Оля Н.

Сделал человек

4.             

Альбина. В

Сделал инструментами

5.             

Саша Л.

Шкаф

6.             

Валерия К.

Это сделал человек

7.             

Аня П.

Например, связали спицами кофту

8.             

Катя П.

Взяли гвозди, молоток и смастерили

9.             

Дима Д.

Не знаю

10.          

Антон П.

Делал руками

11.          

Ирина. В

Это всякие вещи

12.          

Настя С.

Стол, стул и всё остальное

13.          

Илья М.

Всякими инструментами

14.          

Алина П.

Человек своими руками

15.          

Марина П.

Это значит, сам человек сделал

16.          

Данил Ф.

Это значит сделал человек для себя нужные вещи

17.          

Миша С.

Это все предметы

18.          

Катя Л.

Сделал человек, а не природа

19.          

Марина О.

Это то, что сделали люди на работе

20.          

Дима Ч.

Это стол, телевизор

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9