бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры бесплатно рефераты

Формирование представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт (факультет)Педагогический

Кафедра Дошкольной педагогики и психологии

Специальность 030900 Дошкольная педагогика и психология

 

 

 

 

 

 

 

 

Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А

на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНОГО МИРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ


 

СТУДЕНТ (КА) Е.А. Половинкина

 (инициалы, фамилия) (личная подпись)

 






Тольятти, 2005

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Глава i. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСТОРИЕЙ ПРЕДМЕТНОГО МИРА

1.1            Теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии детей дошкольного возраста

1.2            Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с историей предметного мира

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИИ ПРЕДМЕТНОГО МИРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

2.1 Выявление уровня сформированности представлений об истории предметного мира у детей старшего дошкольного возраста

2.2 Содержание, формы и методы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории создания предметного мира

2.3 Контрольный срез

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


Современный этап культурно-исторического развития общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания объективного мира, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые предметы, стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.

Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком.

Необходимость исторического знания для развития перспективного взгляда на окружающие предметы отметил еще Аристотель, выдвинув идею о том, что без понимания прошлого мы не можем понять и настоящего.

Отметим, что проблема познания предметного мира детьми дошкольного возраста не является новой для педагогической теории и практики.

В многочисленных исследованиях психологов и педагогов (Л.А. Венгер, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, С.Ф. Сударчикова, М.В. Крулехт, Т.С. Комарова, Р.И. Жуковская, И.И. Розанова) предметный мир выступает как объект умственной, трудовой, изобразительной деятельности детей, как средство нравственного воспитания дошкольников.

Отношение ребенка к человеку-творцу и продуктам его преобразования, стремление участвовать в изменении рукотворного мира, проявляя творческое начало изучалось в работах С.А. Козловой, О.В. Дыбиной. Исследование О.В. Дыбиной также посвящено рассмотрению предметного мира как средства формирования творчества, развития прогностического взгляда на предмет.

Изменение окружающей действительности влечет за собой изменение воспринимаемой ребенком картины мира, его стремление познать эти преобразования, принимать в них активное участие. Именно предметы рукотворного мира обеспечивают ребенку данную возможность благодаря своим характеристикам, таким как форма, величина, цвет, материал, строение, функция, назначение, создание и преобразование, то есть признакам, которые поддаются изменениям в процессе деятельности человека. Овладевая пониманием ретроспективы вещного окружения, ребенок осознает, что человек целенаправленно изменяет предметы, делает их более удобными и полезными. Тем самым перед ребенком открывается своеобразная перспектива: какие еще есть варианты преобразования вещей, для более полного удовлетворения потребностей человека.

Вместе с тем в практике дошкольных учреждений недостаточно учитываются возможности ретроспективного подхода в развитии у дошкольников прогностического взгляда.

Таким образом, можно выделить существующее противоречие между необходимостью развития у детей прогностического взгляда на предметный мир и недооцениванием практическими работниками данной задачи для целостного развития личности ребенка. Возникает вопрос о средствах формирования у детей ретроспективных взгляда на предметный мир. Одним из эффективных средств познания мира и совершенствования усилий ребенка может являться дидактическая игра.

Позиция понимания целесообразности игры в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, вывела исследователей на проблему разработки дидактической игры (А.П. Усо \\ва, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, Ф.Н. Блехер, Т.С. Комарова, В.А. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.В. Артемова, Г.Г. Григорьева).

Дидактическая игра – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления знаний. В дидактической игре как в универсальной мини-лаборатории, дети не только получают определенный объем знаний, но и учатся владеть этими знаниями, «вооружаются навыками умственной работы» [7].

Использование дидактической игры в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений вызвано, прежде всего, тем, что игра является ведущей деятельностью в этом возрасте.

На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы педагогические возможности дидактической игры в формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории создания и изменения человеком предметного мира.

Исходя из рассмотренной проблемы, нами сформулирована цель исследования: научно обосновать и разработать комплекс дидактических игр, направленных на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей создания предметного мира.

Объект исследования – процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории создания предметного мира.

Предмет исследования – формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории создания предметного мира посредством дидактической игры.

В соответствии с целью и предметом нашей работы мы выдвинули гипотезу исследования: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории создания предметного мира посредством дидактической игры возможно, если:

-                     определить содержание представлений об истории создания предметов человеком;

-                     включить в структуру дидактической игры действия прогнозирования и установления причинно – следственных связей;

-                     рационально включать дидактические игры в педагогический процесс.

В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1.                 Изучить теоретические основы проблемы ознакомления дошкольников с предметным миром.

2.                 Выявить реальный уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории создания предметного мира.

3.                 Научно обосновать и разработать комплекс дидактических игр, направленных на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей создания предметного мира.

4.                 Определить эффективность работы, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о создании и изменении предметов человеком посредством дидактической игры.

Методологическую основу исследования составили:

·                   философские положения об объективности исторического знания (И. Кант, Г. Гегель, И.Г. Гердер, Р.Дж. Коллингвуд, А.Дж. Тойнби и др.);

·                   концепция формирования творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром (О.В. Дыбина);

·                   положения дошкольной педагогики о соединении обучения с игрой (А.П. Усовой, Ф.Н. Блехер, Е.И. Радиной, В.Н. Аванесовой и др.).

Для решения поставленных задач в исследовании применялись следующие методы:

·                   теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования;

·                   психолого-педагогический эксперимент включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;

·                   методы количественной обработки фактического материала.


ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСТОРИЕЙ ПРЕДМЕТНОГО МИРА


1.1 Теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии детей дошкольного возраста


Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Причем дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой.

Большое значение для развития ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Ещё до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую ребенок попадает с момента рождения. В любом предмете заложен социальный опыт, отражен уровень развития общества, технического прогресса.

В предметах материализован многовековой опыт человечества, который предстает перед ребенком в обобщенном виде, раскрывающемся в физических и динамических свойствах, качествах и отношениях.

Большой вклад в изучение роли предметного мира в развитии ребенка дошкольного возраста внесли такие ученые как Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.И. Логинова, А.М. Леушина, Л.Г. Розенгарт-Пупко, О.В. Дыбина-Артамонова и многие другие. Предметный мир в их исследованиях рассматривается как совокупность предметов, характеризующихся формой, величиной, цветом, материалом, строением, функцией, назначением, его созданием и преобразованием [13,26,47,49].

Содержание названных признаков предметного мира раскрывается также в ряде работ З.М. Богуславской, Г.А. Кислюк, где форма предмета рассматривается как пространственный признак, выражающийся во внешних очертаниях и получивший обобщенное отражение в геометрических фигурах [26].

В.И. Логинова определяет функцию предмета как способ использования предметов человеком, а назначение - как способность удовлетворить определенные потребности человека, то ради чего они созданы. При этом отчетливо проявляется признак предмета – результат труда, продукт деятельности человека. Наполняясь таким конкретным содержанием, предмет несет в себе доступную для дошкольника информацию об окружающей действительности и помогает ему познать её. [49].

В дошкольном возрасте у детей появляется способность оценить деятельность другого человека. Опора на эту особенность позволяет формировать у них осознанный интерес к творчеству взрослого, результатом его труда, представление о своих возможностях что-то творить. Приобщение ребенка к миру взрослых, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т.е. ко всему тому, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.

Я.А. Коменский в своем труде «Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни» (1635) воплотил, говоря современным языком, свою концепцию ознакомления ребенка с окружающим миром. Я.А. Коменский, решая задачу приобщения ребенка к миру, считал ее важной и в основу отбора знаний положил принцип энциклопедичности [42].

Ценен вклад в науку таких ученых, как М. Монтессори, Ф. Фребель, которые подчеркивали, что для детей дошкольного возраста важно познавать предметный мир в его свойствах и качествах [63].

Особое место в области изучения предметного мира занимают идеи современных отечественных исследователей А.Н. Леонтьева, С.П. Новоселовой, В.Я. Кисленко, О.В. Дыбиной, рассматривающих предмет как орудие предметной, игровой деятельности ребенка, как источник познания творчества взрослого [26,30]. Иной подход к предмету осуществляют Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина, Г.Н. Пантелеев и др., они указывают, что «предмет является средством эстетического воспитания дошкольников, который формирует чувство благодарности к взрослому за заботу, уважительное и бережное отношение к результатам труда» [62].

Е.И. Тихеева, В.В. Гербова, О.С. Ушакова справедливо считают, что предмет помимо всех прочих характеристик является объектом работы по развитию речи у детей всех возрастных групп. [20,74]

Необходимо так же отметить роль исследований А.М. Леушиной [47], Л.А. Венгера [12], Н.Н. Поддьякова [50,63] в изучении предмета, как средства для развития сенсорных способностей и элементарных математических представлений.

Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый. Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром в котором он живет. Данное обстоятельство порождает чувство уверенности, спокойствия и желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

Отечественные исследователи предметного мира С.А. Козлова, О.В. Дыбина-Артамонова утверждают, что через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, а также их сущностная характеристика: характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало взрослых. Вполне правомерно рассматривают предметы как источник познания творческого начала в человеке [26,38,39].

Формирование отношения к предметному миру отражено в исследованиях Р.И. Жуковской, Р.И. Занченко, И.И. Розановой, изучавших процесс воспитания бережного отношения к результатам труда взрослых и формирования у детей чувства благодарности взрослому за заботу о них. Предметный мир в их работах рассматривается как средство воспитания таких нравственных качеств, как бережливость, заботливость, аккуратность, трудолюбие, привычка к тому, что каждая вещь имеет свое место, и осознание того, что взрослые много трудятся, чтобы создавать вещи, поэтому результаты их труда необходимо беречь [26,32].

В.Я. Кисленко отводит особое значение в связи с познанием функции и назначения предмета таким видам деятельности, как игровая, трудовая и художественная, в которых ребенок действует с предметами, активно овладевая миром вещей, что, дает ему значимые человеческие достижения. Психологически ребенок входит в мир постоянных вещей, обретая свободу обращения с предметами, влияющими на процесс усвоения им социальных норм поведения. Автор справедливо отмечает, что именно в деятельности ребенок реализует связь с человеком через вещи, предметы, а связи с вещами - через человека. Совершенно очевидно, что в процессе деятельности ребенку открываются не только физические свойства предметов, но и те признаки, которые они приобретают в результате человеческой деятельности, т.е. то, ради чего они сделаны и преобразованы [35].

Понимание многообразия окружающей действительности и ее осознание происходит легче, если перед детьми предметный мир предстает сгруппированным по каким-либо существенным основаниям. Существуют разнообразные классификации предметного мира. В их основу могут быть положены разные особенности предметов: материал (деревянные, стеклянные, пластмассовые и др.), форма (прямоугольные, овальные), строение и др. Со второй половины XIX в. стала складываться классификация предметов по функциональному значению, т.е. способам использования: мебель, посуда, одежда, орудия труда и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9