бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры бесплатно рефераты

Для игры так же были изготовлены карточки со схематическим изображением предмета, линии его развития, составляющих частей и места функционирования.

Игровое действие - составление «чудесного экрана».

Протокол проведение игры с Сашей Л., Антоном П., Димой Д.

Педагог: мы сейчас будем заполнять «чудесный экран». Рассмотрим самолет. Для чего нужен самолет?

Саша Л., чтоб на нем люди летали

Антон П., он перевозит пассажиров.

Дети ставят карточку в центральное окошко экрана.

Педагог: Из чего состоит самолет?

Дети выбирают нужные карточки, определяют составные части предмета. На первых этапах проведения игры дети затруднялись самостоятельно правильно называть части, поэтому необходимую помощь оказывал взрослый: подсказывал названия частей.

Саша Л.: Штурвал, сиденья для людей.

Антон П.: Двигатель с горючим, колес.

Дима Д.: Системы управления.

Педагог: Где работает самолет?

Дима Д.: На небе, в воздухе.

Педагог: А где еще он бывает?

Саша Л.: В аэропорту.

Педагог: Каким был самолет в прошлом?

Саша Л. Выбрал аэроплан.

Антон П.: Человек с крыльями за спиной

Дима Д.: Дирижабль.

Педагог: Каким будет самолет в будущем?

Саша Л. Очень быстрыми

Антон П.: ему не надо будет разгоняться, он будет взлетать с места.

Игра «Паровозик».

Педагог готовил 5-6 вариантов изображения одного предмета в разные временные периоды. Карточки с изображением одного объекта раздаются играющим.

На первых этапах проведения игры ведущим был педагог, а позже ребенок-паровозик, а остальные дети - вагончики.

Игровое действие - выстроить «поезд времени».

Например, «поезд времени» машины.

Педагог: Сейчас мы будем выстраивать «поезд времени» машины. На чем раньше ездили люди?

Дети: Телега, карета, и т.д.

Дети выбирают предложенные картинки и выстраиваются в «поезд». Игра «Теремок».

Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: «Тук - тук. Кто в теремочке живет?».

В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня».

В игре «Теремок» могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Игру можно посвящать только одной какой-то теме или брать несколько тем.

Сам «теремок», конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут - поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются. Например, «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Тема транспорт.

Ведущий - ребенок выбрал машину.

Ребенок: Тук-тук. Кто в теремке живет?

Ведущий: Это я, машина.

Д: А я велосипед. Пусти меня к себе жить?

Ведущий: Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

Ребенок: Я – велосипед, похож на тебя тем, что у меня, как и у тебя есть колеса, руль педали. Ребенок: Тук-тук. Кто в теремке живет?

Ребенок: Я – велосипед.

Ребенок: А я самолет. Пусти меня к себе жить? И так далее.

Игра «Раньше - позже».

Ведущий называет предмет, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Для наглядности использовали ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.

Педагог: Раньше ездили на каретах, а на чем ездили до этого?

Дети перечисляют.

Педагог: А до этого?

Дети отвечают.

Педагог: А после кареты на чем стали ездить люди?

Дети дают ответы.

Педагог: А потом на чем?

Так можно рассмотреть любой предмет.

Игра «Да - нет».

Воспитатель сообщал детям правила игры и объяснял название.

Педагог: Игра так называется, потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы достанем из «чудесного мешочка» картинку и этот предмет мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

В первый раз водящим была педагог.

Зайдя, педагог задавала вопросы. Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично ставить вопросы. Она разъясняет: «Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать».

Эта игра учит детей мыслить логично.

Игра «Угадай, какой предмет я загадала».

Дети должны описать предмет, его характерные особенности, не называя его. Кто отгадывает, тот становится ведущим.

 Игровое действие; описывать, отгадывать.

В 1-м варианте взрослый описывает предмет, характеризуя его признак, а ребенок узнает и называет предмет.

Во 2-м варианте усложняется задача: ребята описывают предмет, не называя его. Для этого предлагается план описания: сначала расскажи, из чего сделан предмет, какие части у него есть, потом — для чего человек его создал и где можно этот предмет использовать и, наконец, что тебе больше всего нравится в этой вещи. Этот план затем был представлен перед глазами ребенка в виде алгоритма знаков, обозначающих признаки предметов.

Игра «Третий лишний».

Каждому ребенку предлагали карточки, которые он должен был рассмотреть убрать лишнюю на которой изображен предмет с иным способом употребления. Ребенок должен был объяснить свои действия: какой предмет лишний и почему, как можно назвать остальные изображенные предметы.

Так же была включена игра «Разложи правильно».

Дети должны были отобрать картинки по заданной теме. Для того чтобы детям было интересно, в игру играли вдвоем.

После того как все картинки были отобраны, педагог предлагал назвать предметы, помогающие трудиться дома.

 Педагог: Что общего между нарисованными предметами?

(У каждого есть кнопки, ручки, мотор, шнур.)

Педагог: Значит, эти предметы работают от ...

(Электричества.)

Педагог: Какие они?

(Электрические.)

Игра «Волшебный светофор».

Вывешивали схему предмета.

Педагог: Если я подниму кружочек красного цвета - вы мне скажите, для чего нужен этот предмет.

Если я подниму круг зеленого цвета - вы мне скажите, чем был этот предмет в прошлом.

А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите: какой он будет в будущем.

В совместной деятельности во второй половине дня устроили «Вечер игр».

Для проведение игр детей разделили на две команды. После каждой игру победившей команде давали фишку.

1. Игра «Найди лишнее».

Каждой команде раздали карточки, на которых изображены следующие предметы.

1-й команде - электрический фонарик, костер, электролампочка, спичка, топор, свечи.

2-й команде – машина, велосипед, поезд, стул, автобус, самолет.

Дети должны были найти, лишний предмет.

2.Игра «Найди различия».

Каждой команде раздавали карточки, на которых изображены автобусы, которые похожи, но у них есть различия. Дети должны были найти различия, за каждый ответ команде давали фишку.

3.Игра « Загадки».

Детям загадывали загадки, за каждый правильный ответ давали фишку.

После проведения игр подсчитывали количество фишек, у какой команды фишек больше та и победила.

Для развития умений изменять, преобразовывать предметы с детьми проводили следующие игры:

·                   «Давай поменяемся»

·                   «Изобретатели»

Игра «Давай поменяемся» проводилась с подгруппой. Каждый ребенок получал карточку с изображением предмета и говорил, что он умеет делать. Затем дети менялись функциями, т.е по очереди присваивали к своему предмету чужую функцию и объясняли как его предмет может выполнить это действие.

Например:

Илья Б.: Я – пылесос. Я умею убирать пыль.

Катя П.: Я – стиральная машина. Я стираю белье.

Алина П.: Я - компьютер. На мне решают задачи.

Марина О.: Я - машина. Я перевожу людей.

Педагог: А теперь придумайте, как ваш предмет может убирать пыль.

Катя П.: Стиральная машина может убрать пыль, если к её шлангу зацепить щетку.

Алина П.: компьютер может убрать пыль, если на мышку замотать тряпочку.

Марина О.: машина может убрать пыль, если из её трубы будет идти воздух, пыль раздувать.

Педагог: Теперь ваш предмет должен уметь стирать.

Илья Б.: Пылесос - не знаю.

Алина П.: Компьютер - не знаю.

Марина О.: Машина положить белье на переднее стекло, и брызгать воду, а дворники будут чистить.

Игра «Изобретатели».

Например, проводилась игра «Изобретаем новую помощницу для мамы».

Педагог вначале спрашивал, знают ли дети предметы, которые облегчают труд мам в домашнем хозяйстве?

«Сегодня мы играем в «Изобретателей» и попробуем изобрести новую помощницу для мамы.

Сначала дети выбирают из предложенных вариантов, что будут изобретать.

Затем выбирали не глядя любые три карточки из лежащих на столе.

Педагог: изобретать мы будем новую плиту для мамы. У нас выбраны блокнот, тарелка и бантик.

Начнем с блокнота. Для чего он?

Дима Д.: записывать

Настя С.: рисовать

Катя П.: вырывать листочки

Педагог: Какое слово выберем?

Дети: писать.

Педагог: Как на доске обозначить слово «писать»? Какое нарисовать схематическое изображение?

Валерия К.: Можно нарисовать палочку, как будто это ручка

Альбина В.: Можно нарисовать букву

Педагог: Что же мы выберем, палочку или букву?

К доске вышла Альбина В. и нарисовала мелом палочку.

Педагог: Вспомним, какое слово обозначает палочка?

Дети: Писать.

Педагог: Продолжаем играть. Что есть у блокнота?

Аня П.: Листочки

Илья Б.: Трубочка, на чем держаться листочки.

Педагог: Трубочка, на которой держатся листочки блокнота, называется спираль. Какое слово выберем листочки или спираль?

Дети: Спираль.

Педагог: Ее я сейчас и нарисую. (Рисует). Переходим к тарелке. Что можно делать с тарелкой?

Катя П.: Помыть.

Данил Ф.: Разбить.

Марина П.: Что-нибудь положить.

Алина П.: Есть.

Дети схематически обозначают слово «помыть»- капля .

Педагог: Что можно сказать о тарелке, какая она?

Денис Б.: Стеклянная.

Илья Б.: С узорами.

Оля Н.: Большая, для супа.

Дети для схемы выбрали слово « с узорами», обозначили цветком.

Затем рассматривается бант. Обговариваются его признаки и функции.

Схематически изобразили слова « завязывают» -крестик и блестящий «звездочка»

После того, как к каждому слову подобрали по два определения и на доске нарисовали картинки-схемы, обязательно повторяли смысловые значения схематических изображений.

Педагог: Итак, палочка обозначает слово – «писать», спираль – «со спиралью», капля - «помыть», цветок – «с узорами», крестик- «завязывать» и звездочка – «блестящий».

Мамина плита получилась: блестящей с узорами и спиралью, она умеет писать, мыть и завязывать.

А сейчас постарайтесь ответить на вопросы.

·                   Что у плиты будет блестящим?

Валерия К.: Кнопочки.

Денис Б.: Переключатели.

Альбина В.: вся будет плита блестящая.

·                   Для чего нужна спираль?

Илья Б.: Чтобы двери легко открывались.

Ира В.: Чтобы ставить посуду.

·                   Где находятся узоры?

Катя П.: Вся плита в узорах

Настя С.: Только на двери духовки.

·                   Что она может писать?

Илья Б.: Как приготовить суп.

Валерия К.: когда сварится еда.

·                   Что моет?

Валерия К.: грязную посуду.

Илья Б.: Овощи и фрукты которые нужны, чтобы приготовить что-нибудь.

Все дети с большим удовольствием воспринимали игры. Однако следует отметить, что на первых этапах работы иногда возникали трудности, дети не сразу могли находить ответы, затруднялись.

Внимательно наблюдая за поведением детей в ходе организуемых игр, отмечали существенные индивидуальные различия в готовности откликнуться на предложение поиграть, в степени эмоциональной включенности.

 Если одни дети с радостью погружаются в мир воображаемых ситуаций и действий, испытывая при этом подлинные и глубокие эмоции, (например Илья Б., Валерия К., Альбина В., Настя С.),то другие после отдельных неудачных попыток вступить в игру переключаются на занятия иного рода (Саша Л., Ирина В., Марина О., Дима Ч.). Дети, у которых развита фантазия и творческое начало, ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течение длительного времени. У пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления. Общее время их деятельности непродолжительно. Успех или неуспех в выполнении отдельных действий не влияет на активность. Дети охотно соглашаются играть повторно, но всякий раз быстро и без сожаления прекращают ее.

 Но постепенно те дети, которые на начальных этапах работы не проявляли высокой заинтересованности, инициативы, начали использовать творчество и фантазию на основе представлений, сформированных в процессе реализации игр первого и второго блоков, решать задачи прогнозирования.


2.3 Контрольный срез


По окончании формирующего эксперимента, был проведен контрольный срез, цель которого состояла в определении эффективности проделанной работы, направленной на формирование представлений о создании и изменении предметов человеком у детей через включение дидактических игр в педагогический процесс.

На этапе контрольного среза использовались критерии и методики, представленные в констатирующем эксперименте:

1.                 Беседа с детьми (модифицированная методика О.В. Дыбиной).

2.                 Игра «Когда это было?».

3.                 Методика «Нарисуй предмет будущего» (О.В. Дыбина).

4.                 Методика «Закончим картинку художника» (О.В. Дыбина).

Методика №1. Беседа с детьми (модифицированная методика О.В. Дыбиной).

Цель: выявить наличие знаний о предметах как продуктах деятельности взрослого.

Каждому ребенку индивидуально задавали вопрос: Как ты понимаешь выражение «сделанные руками человека»?

Критерии оценки были те же что и на констатирующем этапе эксперимента.

Анализируя результаты, следует отметить, что если на констатирующем этапе Денис Б., Дима Ч., Настя С., ограничивались перечислением одного или нескольких предметов, не понимая смысла выражения «сделанные руками человека, то на контрольном эти дети уже называли инструменты, которые помогают взрослым создать вещи.

Илья Б., и Валерия К., не просто перечисляли инструменты, которыми взрослый создавал вещи, но и связывали с профессиональными, личностными качествами.

Илья Б., взял инструменты и сделал предмет, у него умелые руки.

Валерия К., сначала думал что сделать а потом смастерил.

Проведя количественный анализ нами были получены следующие результаты:

ü    с высоким уровнем – 2 детей, что составляют 10%

ü    со средним уровнем – 14 детей, что составляют 70 %

ü    с низким уровнем – 4 ребенка, что составляют 20%


Таблица 4

Сравнительные данные по методике №1

Уровни

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

высокий

-

10%

средний

65%

70%

низкий

35%

20%


Методика № 2. Игра «Когда это было?»

Цель: выявить знания детей о происхождении предметов рукотворного мира.

Детям предложили картинки с изображением предметов прошлого и настоящего (корыто - стиральная машина – автоматическая стиральная машина, веник - щетка - пылесос, костер - печь- плита, игла - ручная швейная машина - электрическая машина, плот – лодка - корабль).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9