Формирование представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Ребенку требовалось разложить
картинки в порядке появления предмета.
Анализируя
выполнение задания, следует отметить, что большинство детей самостоятельно
правильно и логично определяли последовательность появления предметов. Если на
констатирующем этапе был один ребенок с низким уровнем (Дима Ч.), то на
контрольном этапе эксперимента с низким уровнем не было выявлено ни одного
ребенка.
Результаты
повторной диагностики показали следующие уровни знаний детей о происхождении
предметов рукотворного мира.
ü
с высоким уровнем
- 19 детей, что составляют 95%
ü
со средним
уровнем - 1 ребенок, что составляют 5%
ü
с низким уровнем
выявлено не было.
Таблица 5
Сравнительные
данные по заданию№ 2
Уровни
|
Констатирующий эксперимент
|
Контрольный эксперимент
|
высокий
|
70%
|
95%
|
средний
|
25%
|
5%
|
низкий
|
5%
|
-
|
Методика № 3. « Нарисуй предмет будущего» (О.В. Дыбина).
Цель: выяснить умение детей видеть перспективу предметов, т.е.
прогнозирование их будущего.
Детям были предложены те же темы для рисования что и на констатирующем
этапе.
Анализируя результаты повторной диагностики, мы видим что, если Илья М.,
Катя Л., Оля Н., и Дима Д., на контрольном этапе показали средний уровень, то
на контрольном этапе эти дети показали высокий уровень. Следует отметить, что после
проведенной работы прогноз
будущего предметов стал вызывать интерес у детей. Дети стали использовать новые
формы и функции, фантазировать.
Делая количественный анализ, были получены следующие результаты:
ü
с высоким уровнем
–9 детей, составляют 45%
ü
со средним
уровнем –10 детей, составляют 50%
ü
с низким уровнем
-1 ребенок, что составляют 5%
Таблица 6
Сравнительные данные по
заданию № 3
Уровни
|
Констатирующий эксперимент
|
Контрольный эксперимент
|
высокий
|
30%
|
45%
|
средний
|
60%
|
50%
|
низкий
|
10%
|
5%
|
Методика № 4. «Закончим картинку художника» (О.В. Дыбина).
Цель: выявить умение вести поиск и
находить возможности преобразования предмета, а
также умение реализовать эти возможности, придать работе законченный характер.
Детям предложили помочь художнику дорисовать картинки для новой детской
книжки про людей, зверей, растения и окружающие нас предметы, какими они были
раньше, какие сейчас или какими станут в будущем. Требовалось дорисовать
«части» до «целой» картинки.
По результатам
исследования выяснилось, что умение
вести поиск и находить возможности преобразования предмета, реализовать эти возможности, придать работе законченный
характер вырос, если на констатирующем этапе с низким уровнем было 6 детей
(30%), на контрольном этапе уже только 3 ребенка (15%).
Миша С., Ирина В., Настя С., по сравнению результатами констатирующего
эксперимента показали средний уровень. Дети стали проявлять желание совершенствовать предмет, но прибегали к помощи
взрослого.
Так же увеличилось количество детей с высоким уровнем, дети могли самостоятельно вести поиск и находить возможности преобразования предмета, умели реализовать эти возможности, придать работе законченный
характер. По сравнению с констатирующим этапом высокий уровень показали Альбина В., Катя Л., Антон П., Оля
Н., Марина П.
Количественный
анализ показал следующие результаты:
ü
с высоким уровнем
– 8детей, что составляет 40%
ü
со средним
уровнем – 9детей, что составляет 45%
ü
с низким уровнем
– 3 детей, что составляет 15%
Таблица 7
Сравнительная таблица по заданию № 4
Уровни
|
Констатирующий эксперимент
|
Контрольный эксперимент
|
высокий
|
25%
|
40%
|
средний
|
45%
|
45%
|
низкий
|
30%
|
15%
|
Проведя все задания мы сделали сводную по результатам контрольного
эксперимента результаты которой представлены в таблице 8.
Таблица 8
Сводная таблица
по результатам контрольного эксперимента.
№ п/п
|
Ф. И. ребенка
|
Методика
|
итог
|
№1
|
№2
|
№3
|
№4
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1.
|
Илья Б.
|
с
|
в
|
в
|
в
|
в
|
2.
|
Денис Б.
|
н
|
с
|
с
|
с
|
с
|
3.
|
Оля Н.
|
с
|
в
|
с
|
в
|
с
|
4.
|
Альбина. В
|
с
|
в
|
в
|
в
|
в
|
5.
|
Саша Л.
|
н
|
н
|
н
|
н
|
с
|
6.
|
Валерия К.
|
с
|
в
|
в
|
в
|
в
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
7.
|
Аня П.
|
с
|
в
|
с
|
с
|
с
|
8.
|
Катя П.
|
с
|
в
|
с
|
в
|
в
|
9.
|
Дима Д.
|
н
|
в
|
н
|
н
|
с
|
10.
|
Антон П.
|
с
|
в
|
с
|
в
|
с
|
11.
|
Ирина. В
|
н
|
с
|
н
|
н
|
н
|
12.
|
Настя С.
|
н
|
с
|
н
|
н
|
н
|
13.
|
Илья М.
|
с
|
в
|
н
|
с
|
с
|
14.
|
Алина П.
|
с
|
в
|
с
|
с
|
с
|
15.
|
Марина П.
|
с
|
в
|
с
|
в
|
с
|
16.
|
Данил Ф.
|
с
|
в
|
н
|
с
|
с
|
17.
|
Миша С.
|
н
|
с
|
н
|
н
|
н
|
18.
|
Катя Л.
|
с
|
в
|
в
|
в
|
в
|
19.
|
Марина О.
|
с
|
в
|
н
|
с
|
с
|
20.
|
Дима Ч.
|
н
|
с
|
н
|
н
|
н
|
Таким образом, в результате качественного и количественного анализа
контрольного эксперимента получены следующие результаты:
ü
с высоким уровнем
- 5 детей, что составляет 25%
ü
со средним
уровнем - 11 детей, что составляет 55 %.
ü
с низким уровнем
- 4 ребенка, что составляет 20%
Гистограмма 6
Таблица 9
Сравнительная
таблица по результатам констатирующего и контрольного экспериментов
Уровни
|
Констатирующий эксперимент
|
Контрольный эксперимент
|
высокий
|
10%
|
25%
|
средний
|
60%
|
55%
|
низкий
|
30%
|
20%
|
График 1
Заключение
Предметный мир, окружающие ребенка вещи имеют особое значение в развитии
дошкольников. Именно в предметной деятельности возникает познавательная
активность, складываются первые эмоциональные предпочтения. Предмет вводит
ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание
социального опыта и влияет на всестороннее развитие. Через предмет раскрываются разные
стороны жизни: труд, быт, искусство, а также их сущностная характеристика:
дарования, характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало
взрослых (Козлова С.А., Дыбина-Артамонова О.В.).
Предметный
мир рассматривается как совокупность предметов, характеризующихся формой,
величиной, цветом, материалом, строением, функцией, назначением, их созданием и
преобразованием, то есть это признаки, которые поддаются изменениям в процессе
деятельности человека. Овладевая пониманием ретроспективы
вещного окружения, ребенок осознает, что человек целенаправленно изменяет
предметы, делает их более удобными и полезными. Тем самым перед ребенком
открывается своеобразная перспектива: какие еще есть варианты преобразования
вещей, для более полного удовлетворения потребностей человека.
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, но не
потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в
развлекающих его играх,— игра вызывает качественные изменения в психике
ребенка. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение:
игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма
воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Предположение, что формирование у детей старшего дошкольного возраста
представлений об истории создания предметного мира посредством дидактической
игры возможно, если:
-
определить
содержание представлений об истории создания предметов человеком;
-
рационально
включать дидактические игры в педагогический процесс;
-
структура
дидактической игры будет предполагать действия прогнозирования и установления
причинно-следственных связей, нашла свое подтверждение.
Для подтверждения
гипотезы в исследовании были проведены три эксперимента: констатирующий,
формирующий и контрольный. В констатирующем эксперименте выявлен реальный
уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений об
истории создания и изменения человеком предметного мира.
В формирующем эксперименте
осуществляли формирование у детей представлений об истории создания предметного
мира посредством включения дидактической игры в педагогический процесс.
После проведения контрольного этапа, полученные данные показывают, что
уровни сформированности представлений о создании и изменении предметов
человеком у детей повысились. Показатель высокого уровня развития увеличился на
15% , а показатель низкого уровня снизился и составил 20 % . Следует отметить,
что для большинства детей характерным является средний уровень представлений об
истории создания и изменения человеком предметного мира. Если до формирующего
эксперимента он составлял 60 %, то после него 55 %.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|