бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры бесплатно рефераты

Ребенку требовалось разложить картинки в порядке появления предмета.

Анализируя выполнение задания, следует отметить, что большинство детей самостоятельно правильно и логично определяли последовательность появления предметов. Если на констатирующем этапе был один ребенок с низким уровнем (Дима Ч.), то на контрольном этапе эксперимента с низким уровнем не было выявлено ни одного ребенка.

Результаты повторной диагностики показали следующие уровни знаний детей о происхождении предметов рукотворного мира.

ü    с высоким уровнем - 19 детей, что составляют 95%

ü    со средним уровнем - 1 ребенок, что составляют 5%

ü    с низким уровнем выявлено не было.


Таблица 5

Сравнительные данные по заданию№ 2

Уровни

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

высокий

70%

95%

средний

25%

5%

низкий

5%

-


Методика № 3. « Нарисуй предмет будущего» (О.В. Дыбина).

Цель: выяснить умение детей видеть перспективу предметов, т.е. прогнозирование их будущего.

Детям были предложены те же темы для рисования что и на констатирующем этапе.

Анализируя результаты повторной диагностики, мы видим что, если Илья М., Катя Л., Оля Н., и Дима Д., на контрольном этапе показали средний уровень, то на контрольном этапе эти дети показали высокий уровень. Следует отметить, что после проведенной работы прогноз будущего предметов стал вызывать интерес у детей. Дети стали использовать новые формы и функции, фантазировать.

Делая количественный анализ, были получены следующие результаты:

ü    с высоким уровнем –9 детей, составляют 45%

ü    со средним уровнем –10 детей, составляют 50%

ü    с низким уровнем -1 ребенок, что составляют 5%


Таблица 6

Сравнительные данные по заданию № 3

Уровни

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

высокий

30%

45%

средний

60%

50%

низкий

10%

5%


Методика № 4. «Закончим картинку художника» (О.В. Дыбина).

Цель: выявить умение вести поиск и находить возможности преобразования предмета, а также умение реализовать эти возможности, придать работе законченный характер.

Детям предложили помочь художнику дорисовать картинки для новой детской книжки про людей, зверей, растения и окружающие нас предметы, какими они были раньше, какие сейчас или какими станут в будущем. Требовалось дорисовать «части» до «целой» картинки.

По результатам исследования выяснилось, что умение вести поиск и находить возможности преобразования предмета, реализовать эти возможности, придать работе законченный характер вырос, если на констатирующем этапе с низким уровнем было 6 детей (30%), на контрольном этапе уже только 3 ребенка (15%).

Миша С., Ирина В., Настя С., по сравнению результатами констатирующего эксперимента показали средний уровень. Дети стали проявлять желание совершенствовать предмет, но прибегали к помощи взрослого.

Так же увеличилось количество детей с высоким уровнем, дети могли самостоятельно вести поиск и находить возможности преобразования предмета, умели реализовать эти возможности, придать работе законченный характер. По сравнению с констатирующим этапом высокий уровень показали Альбина В., Катя Л., Антон П., Оля Н., Марина П.

Количественный анализ показал следующие результаты:

ü    с высоким уровнем – 8детей, что составляет 40%

ü    со средним уровнем – 9детей, что составляет 45%

ü    с низким уровнем – 3 детей, что составляет 15%

 
Таблица 7

Сравнительная таблица по заданию № 4

Уровни

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

высокий

25%

40%

средний

45%

45%

низкий

30%

15%

 

Проведя все задания мы сделали сводную по результатам контрольного эксперимента результаты которой представлены в таблице 8.


Таблица 8

Сводная таблица по результатам контрольного эксперимента.

№ п/п

Ф. И. ребенка

Методика

итог

№1

№2

№3

№4

1

2

3

4

5

6

7

1.            

Илья Б.

с

в

в

в

в

2.            

Денис Б.

н

с

с

с

с

3.            

Оля Н.

с

в

с

в

с

4.            

Альбина. В

с

в

в

в

в

5.            

Саша Л.

н

н

н

н

с

6.            

Валерия К.

с

в

в

в

в

1

2

3

4

5

6

7

7.            

Аня П.

с

в

с

с

с

8.            

Катя П.

с

в

с

в

в

9.            

Дима Д.

н

в

н

н

с

10.         

Антон П.

с

в

с

в

с

11.         

Ирина. В

н

с

н

н

н

12.         

Настя С.

н

с

н

н

н

13.         

Илья М.

с

в

н

с

с

14.         

Алина П.

с

в

с

с

с

15.         

Марина П.

с

в

с

в

с

16.         

Данил Ф.

с

в

н

с

с

17.         

Миша С.

н

с

н

н

н

18.         

Катя Л.

с

в

в

в

в

19.         

Марина О.

с

в

н

с

с

20.         

Дима Ч.

н

с

н

н

н


Таким образом, в результате качественного и количественного анализа контрольного эксперимента получены следующие результаты:

ü    с высоким уровнем - 5 детей, что составляет 25%

ü    со средним уровнем - 11 детей, что составляет 55 %.

ü     с низким уровнем - 4 ребенка, что составляет 20%


Гистограмма 6







Таблица 9


Сравнительная таблица по результатам констатирующего и контрольного экспериментов

Уровни

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

высокий

10%

25%

средний

60%

55%

низкий

30%

20%


График 1


Заключение


Предметный мир, окружающие ребенка вещи имеют особое значение в развитии дошкольников. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие. Через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, а также их сущностная характеристика: дарования, характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало взрослых (Козлова С.А., Дыбина-Артамонова О.В.).

Предметный мир рассматривается как совокупность предметов, характеризующихся формой, величиной, цветом, материалом, строением, функцией, назначением, их созданием и преобразованием, то есть это признаки, которые поддаются изменениям в процессе деятельности человека. Овладевая пониманием ретроспективы вещного окружения, ребенок осознает, что человек целенаправленно изменяет предметы, делает их более удобными и полезными. Тем самым перед ребенком открывается своеобразная перспектива: какие еще есть варианты преобразования вещей, для более полного удовлетворения потребностей человека.

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх,— игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Предположение, что формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории создания предметного мира посредством дидактической игры возможно, если:

-                     определить содержание представлений об истории создания предметов человеком;

-                     рационально включать дидактические игры в педагогический процесс;

-                     структура дидактической игры будет предполагать действия прогнозирования и установления причинно-следственных связей, нашла свое подтверждение.

Для подтверждения гипотезы в исследовании были проведены три эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. В констатирующем эксперименте выявлен реальный уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории создания и изменения человеком предметного мира.

В формирующем эксперименте осуществляли формирование у детей представлений об истории создания предметного мира посредством включения дидактической игры в педагогический процесс.

После проведения контрольного этапа, полученные данные показывают, что уровни сформированности представлений о создании и изменении предметов человеком у детей повысились. Показатель высокого уровня развития увеличился на 15% , а показатель низкого уровня снизился и составил 20 % . Следует отметить, что для большинства детей характерным является средний уровень представлений об истории создания и изменения человеком предметного мира. Если до формирующего эксперимента он составлял 60 %, то после него 55 %.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9