бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование личностных качеств у школьников, участвующих в проекте "Спортивная школьная команда" бесплатно рефераты

Результаты тестирования «Изучение терпеливости» показывают, что в общеобразовательной группе показатель развития терпеливости увеличился на 6,5%, различие не достоверно; в спортивной группе на 12 %, различие не достоверно. Данные свидетельствуют о том, что за время эксперимента между спортивной и общеобразовательной группой значительных отличий в развитии терпеливости не произошло, он остался на среднем уровне. Следовательно, данный проект не оказал положительного влияния на развитие терпеливости, возможно, было уделено недостаточное количество времени для развития этого качества.


Рис.6. Результаты тестирования «Изучение упорства» до и после эксперимента


Таблица 6 Динамика изменения результатов в начале и в конце эксперимента по тесту «Изучение упорства»

Группы

До, (баллы)

После, (баллы)

Достоверность

Процент прироста, (%)

Общеобразовательная

8,7+0,59

9,7+0,79

1

11,5

Спортивная

8,8+0,51

12+0,86

3,2

36,3

Результаты тестирования «Изучение упорства» показывают, что в общеобразовательной группе показатель развития упорства увеличился на 11,5 %, различие не достоверно; в спортивной группе на 36,3 %, различие достоверно. Это показатели говорят о том, что общеобразовательная группа осталась без изменения на среднем уровне развития упорства, а спортивная достигла высокого уровня развития, что способствует твердости и последовательности в осуществлении спортивного роста.


Рис.7. Результаты тестирования «Изучение настойчивости»

 до и после эксперимента


Таблица 7 Динамика изменения результатов в начале и в конце эксперимента по тесту «Изучение настойчивости»

Группы

До, (баллы)

После, (баллы)

Достоверность

Процент прироста, (%)

Общеобразовательная

8,9+0,63

9,8+0,73

1

11,2

Спортивная

8,9+0,42

12,2,+0,8

3,3

37

Результаты тестирования «Изучение настойчивости» показывают, что в общеобразовательной группе показатель развития настойчивости увеличился на 11,2 %, различие не достоверно; в спортивной группе на 37 %, различие достоверно. Это показатели говорят о том, что общеобразовательная группа осталась без изменения на среднем уровне развития настойчивости, а спортивная достигла высокого уровня развития, следовательно, повысилось умение добивать поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние трудности.

По итогам всех полученных результатов можно сказать, что участие школьников в проекте «Спортивная школьная команда» способствует развитию личностных качеств и эмоционально-волевой сферы, также для них характерна высокая степень адаптации к социальной среде, т.е. в процессе учебно-тренировочных занятий от них можно ожидать результативной деятельности. Кроме того, высокий уровень посещаемости тренировочных и тренинговых занятий в течение всего учебного года (90%) говорит о проявлении устойчивой мотивации учащихся к систематическим занятиям спортом.

ВЫВОДЫ


1. На наш взгляд основная проблема реализации проекта «Спортивная школьная команда» является то, что основополагающее значение для специалиста, реализующего спортизации физического воспитания, имеет мотив достижения успехов, поскольку только специалист, стремящийся к успеху в профессиональной деятельности (а для учителя физической культуры это, прежде всего достижения его учеников в плане собственного здоровьеформирования, физической подготовленности, сформированности мотивации к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью), будет занимать активную позицию по отношению ко всему «новому» в сфере физического воспитания школьников. В рассматриваемой нами проблеме важно помнить о том, что специфика деятельности учителя тренера в рамках спортизации физического воспитания требует сформированности на высоком уровне не только знаний по построению тренировочного процесса по виду спорта и организации физического воспитания школьников, но и целостной системы знаний в области педагогики и психологии.

Спорт позволяет раскрыть сущностные силы человека, проявить креативные способности, которые в обычной жизни могут остаться невостребованными. В то же время благодаря спорту человек самосовершенствуется, самореализуется, так как целевая направленность спорта, связанна с достижениями спортивного результата, требует от спортсмена готовности к напряжению, испытанию, преодолению трудностей. Особенно важным в достижении результата являются эмоционально-волевые качества, для этого нужны специальные методы тренировки в виде психолого-педагогическом сопровождении.

2. На основании 7 проведённых методик, в начале эксперимента мы обнаружили, что уровень развития интересующих нас качеств у школьников участвующих в эксперименте находится на одном уровне, следовательно, данный контингент можно сравнивать. По результатам исследования заметно, что наиболее высокий процент прироста составляет в методике «Мотивация к успеху» (26%), «Изучение упорства» (36,3%), «Изучение настойчивости» (37%). Менее эффективно проект повлиял на результаты методики «Изучение терпеливости», в которой процент прироста составляет 12%. В целом результаты эксперимента показывают, что у школьников участвующих в проекте «Спортивная школьная команда» наблюдается качественный рост развития личностных качеств и эмоционально-волевой сферы, т.е. в процессе учебно-тренировочных занятий от них можно ожидать результативной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.  Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. (Серия «Мастера психологии»)- СПб.: Питер, 2001.- 272с.

2.  Арвисто М.А. Мотивация физкультурно-спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1992.- 237 с.

3.   Архипова И.А., канд. псих. наук, доцент, Лучшие тесты самодиагностики личности старшеклассников и студентов. Психологический практикум.- СПб.: Наука и техника, 2009.- 288 с.

4.   Афанасьева Н. Личностный подход в обучении.// Школьный психолог. Еженед. прил. к газете «Первое сентября» - 2001. №32.

5.   Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4, с. 21 – 26

6.  Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе (монография). – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. -112с.

7.   Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1, с. 23 – 25

8.  Батищев Г. И. Педагогическое экспериментирование // Сов. педагогика – 1990, - с. 23- 27

9.  Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.: Прогресс, 1986, с. 120

10.       Быстрицкая Е.В. Проективный подход к построению профессионально-педагогической компетентности специалиста в облости физ. культуры и спорта/Е.В. Быстрицкая//Теория и практика физ. культуры.- 2007. - №11 – С. 50

11.       Возрастная психология и педагогика, под редакцией М.В. Гомезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик, Москва, «Просвещение», 1994,- 224 с.

12.       Гуськов С.И., Зотов А.П. Физическое воспитание и спорт в школах различных стран. – М.: Институт общего образования, 2001.- С.216

13.       Горшенина Я. Л. Педагогическое сопровождение развития коммуникативной компетентности будущего учителя в деятельности кафедры педагогического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук/ Я. Л. Горшенина.- Омск, 2007.- 25с.

14.       Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебное пособие/М.Т. Громкова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003,- 415 с.

15.       Дети России Образованны и Здоровы: матер. 3-й Всероссийский научно-практической конференции, г. Воскресенск, 7-8 декабря 2006 г. – М – 2005. -156 с.

16.       Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов, И.А. Зимняя.- М.: Логос, 2001.- 384 с.

17.       Ильин Е.Н. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2004.- 509 с.

18.       Корольков В.С. Методическое обеспечение личностно-ориентированного обучения в структуре дисциплин естественнонаучного цикла. // Личностно-ориентированное обучение в профессиональном образовании. Мн., 2000 .- 184 с.

19.       Лубышева Л.И. Спортизация в общеобразовательной школе/ под общ. ред. докт. пед. наук, профессора Л.И. Лубышевой.- Москва: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2009.- 168с.

20.       Педагогика физической культуры: учеб./М.В. Прохоров, А.А. Сидоров, Б.Д. Синюхин, А.Г. Семёнов. – М.: «Путь»: ТИД «Альянс», 2006.- 288 с.

21.       Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие/ Под ред. М.В. Булановой – Топорковой.- Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 512 с.

22.       Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика,1989, с.105

23.       Реан А.А. Практическая психодиагностика личности.- СПб.,2001,с.358

24.       Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта: учебник/В.И. Столяров.- М..: Физическая культура, 2005. – 400с.

25.       Скородед Н.В. Личностно-развивающее обучение. // Психология образования сегодня: теория и практика. Материалы межд. науч.-практ. конференции, 2003.- 147 с.

26.       Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учебник/ Л.Д. Столяренко.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 544с.

27.       Филимонова С.И. Физическая культура и спорт – пространство, формирующее самореализацию личности. – М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004.- 316 с.,ил.

28.       Хуторской А. Личностная ориентация образования как педагогическая инновация.// Школьные технологии. - 2006. - №2.

29.       Чепиков В.Г. Личностные качества школьников, механизмы их формирования и интеграции. -М.: Педагогика.2002.- 276 с.

30.       Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие/ В.Д. Шадриков.- М.: Изд. корпорации «Логос», 1996.- 320с.

Приложение 1.


Методика «Мотивация к успеху»

Автор: Т. Элерс

 

Инструкция: пожалуйста, ответьте на ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением ставьте на бланке для ответа «+» («да»), при несогласии – знак «-» («нет»).


1.                Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

2.                Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все сто процентов выполнить задание.

3.                Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

4.                Когда возникает проблемная ситуация, чаще всего принимаю решение одним из последних.

5.                Когда у меня два дня подряд нет никакого дела, я теряю покой.

6.                В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7.                По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

8.                Я более доброжелателен, чем другие.

9.                Когда я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в этом деле я добился бы успеха.

10.           В процессе выполнения какой-нибудь работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

11.           Усердие – это не основная моя черта.

12.           Мои достижения в учебе не всегда одинаковы.

13.           Меня больше привлекает другой вид деятельности, чем та, которой я занят.

14.           Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15.           Я знаю, что мои сверстники считают меня дельным человеком.

16.           Препятствия, которые встречаются мне на пути, делают мои решения более твердыми.

17.           Если меня похвалить, я сделаю больше, чем обычно.

18.           Обычно заметно, когда я выполняю задание без желания.

19.           При выполнении какого-либо задания я не рассчитываю на помощь других.

20.           Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21.           Нужно полагаться только на самого себя.

22.           В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.

23.           Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.

24.           Я не так сильно реагирую на похвалу, как многие другие.

25.           В конце каникул я обычно радуюсь, что скоро пойду в школу.

26.           Когда я расположен к выполнению задания, я делаю его лучше, чем другие.

27.           Мне проще и легче с людьми, которые могут упорно работать.

28.           Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29.           Мне приходится выполнять ответственные задания чаще, чем другим.

30.           Когда мне приходится принимать решение, стараюсь делать это как можно лучше.

31.           Мои друзья иногда считают меня ленивым.

32.           Мои успехи, в какой то мере зависят от моих товарищей.

33.           Бессмысленно противодействовать воле учителя.

34.           Иногда не знаешь, какое задание тебе придется выполнять.

35.           Когда что-то не ладится, я становлюсь нетерпеливым.

36.           Обычно я обращаю мало внимания на свои достижения.

37.           Когда я выполняю какое-нибудь задание вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других.

38.           Много, за что я берусь, не довожу до конца.

39.           Я завидую людям, которые не загружены работой.

40.           Я не завидую тем, кто не стремится к власти.

41.           Когда я уверен, что прав, а другие не понимают этого, для доказательства своей правоты я могу пойти на крайние меры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10