бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование личностных качеств у школьников, участвующих в проекте "Спортивная школьная команда" бесплатно рефераты

ü    существующая ныне система физического воспитания не способна решать жизненно важные задачи формирования физического, нравственного и духовного здоровья школьника;

ü    успех инновационных преобразований национальной системы физического воспитания определяется обязательностью использования метода тренировки при формировании физических качеств и двигательных способностей ребенка и подростка, обязательностью трехразовых в неделю учебно-тренировочных занятий, вынесенных за пределы академического расписания, обязательностью свободы выбора обучающимися вида спорта или формы другой физической активности, обязательностью масштабных преобразований инфраструктуры физического воспитания и иных форм дополнительного спортивного образования;

ü    наиболее перспективными направлениями стратегии глобальной гармонизации систем воспитания детей, подростков и молодежи становятся конверсионные заимствования образовательными структурами хорошо отработанных в практике спортивного воспитания и образования средств и методов формирования надежности морфо-функционалъных систем организма и психики человека, высокого уровня культуры движений, навыков сбалансированного поведения в социальной группе, уважительного отношения к сопернику или оппоненту. [19]


1.2           . Возрастные особенности личности в развитии эмоционально-волевой сферы


Направленность личности старшеклассников.

Юношескому возрасту присущи своеобразные черты. Прежде всего, надо отметить некоторые особенности роста и физического развития в этом возрасте. Заметное преобладание увеличения роста над приростом веса уже к концу подросткового возраста постепенно уменьшается. У юноши при нормальных условиях жизни уже нет диспропорции отдельных частей тела, нет свойственной подростку неуклюжести и несоразмерности движений. Постепенно исчезают беспокойства и те трудности, которые типичны для первого периода полового созревания. Новые впечатления, беспокойства подростка, уже не являются непонятными и необычными, к ним юноша привык, они беспокоят, но меньше, хотя, понятно, острота их полностью не исчезает. Трата энергии, вызванная предыдущем возрастом в связи с этим, а также в связи с тем, что прирост веса становится больше относительно прироста роста, значительно уменьшается, внутренние силы всё больше увеличиваются.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что для юношеского периода физические данные уже не представляют той первостепенной важности как в предыдущем возрасте. Они не теряют своей актуальности, а как бы отходят на второй план. На первый план выходят внутренние качества. Об этом писал и И.С.Кон. Он говорил о том, что на первой место ставятся умственные способности, знания, умение, навыки. Человек понимает, что внешность можно улучшить с помощью косметики… прически, занятий спортом, скрыть недостатки. Но при этом в человеке остается его внутреннее содержание. Юноша начинает ценить не только внешность, но и внутреннее содержание. И его ровесники больше внимания обращают уже не на внешность, а на личные качества человека. [11]

Личностные качества школьников, механизмы их формирования

Для выяснения сущности личностных качеств важным является вопрос об их внутренней структуре, который затрагивался в некоторых социологических, психологических и педагогических исследованиях (И.С. Кон, И.С. Марьенко, Л.И. Рувинский, И.Ф. Харламов и др.).

Несмотря на определенные различия в трактовке учеными структуры личностных качеств, в ней выделяются следующие психологические компоненты:

 - Потребностно-мотивационный, представляющий собой систему доминирующих потребностей и мотивов деятельности и поведения школьников;

 - Интеллектуально-чувственный, определяющий уровень развития сознания школьников (знания, взгляды, убеждения, идеалы, эмоции и чувства);

 - Поведенческо-волевой, выражающий степень сформированности и устойчивости умений, навыков и привычек поведения, а также волевых качеств личности школьника.[28]

Известно, что психологическим источником активности личности являются потребности. Как особые состояния психики, как внутренние переживания человека потребности внешне проявляются в его стремлении совершать определенные действия и поступки и тем самым инициируют и активизируют его деятельность и поведение. Потребности как исходные стимулы активности личности школьника выражают внутренне переживаемую им нужду в определенном действии или поступке.

На основе потребностей формируются мотивы личности, которые также выступают в качестве субъективных стимулов её поведения и деятельности. Мотив является формой проявления потребности, тем, ради чего человек совершает поступки или действия. Если потребности выражают только общие тенденции активности личности, её желания и стремления, то с мотивах представлены цель и прогнозируемый результат, которого намерен достичь человек в процессе удовлетворения возникшей потребности.

Следовательно, в структуре личностных качеств потребностно-мотивационный компонент, представляющий собой систему доминирующих потребностей и мотивов деятельности и поведения личности школьника, выполняет стимулирующую функцию. [25,26].

При характеристике значения знаний как одного из структурных компонентов личностных качеств очень важно установить, насколько школьники способны осознать их социальную и личностную значимость, использовать для анализа конкретных поступков и оценки, последних в соответствии с существующими в обществе нормами и принципами поведения. Наличие такой способности у школьников – необходимое психологическое условие превращения знаний в соответствующие взгляды, убеждения и идеалы.

Взгляды, убеждения и идеалы представляют собой субъективные оценочные суждения и отношения школьников к социальным требованиям, правилам и нормам, а также к своим поступкам и поведению других людей. Знания и соответствующие им взгляды, убеждения и идеалы приобретают социальную ценность лишь в силу их органического слияния с эмоциями и чувствами.

Эмоции как психические состояния представляют собой внутренние переживания, возникающие в результате оценки человеком значимых для него ситуаций и явлений. [4]

Умения и навыки являются основой для формирования соответствующих привычек поведения, которые включают в себя совокупность действий и поступков и являются психологическими образованиями, возникающими как результат условно-рефлекторной деятельности индивида. Разрабатывая концепцию формирования качеств как психологических образований личности школьника, Л. И. Божович отмечала, что по своей психологической природе они являются как бы синтезом, сплавом доминирующего для данного качества мотива и специфических для него форм поведения, «костяком» личностного качества. «Качество личности, — указывала она, — по существу и является результатом устойчиво закрепившейся привычки». [18].

Под личностным качеством следует понимать закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях. Однако данное определение сущности личностного качества раскрывает только его социальный аспект и не отражает психологической природы. Его можно принять с определённой долей условности, когда речь идёт о взрослом человеке, личность которого характеризуется наличием совокупности интегративных качеств, сформировавшихся и проявляющихся в условиях устойчивого образа жизни. Известно, что в младшем школьном возрасте происходит воспитание простейших личностных качеств, основу которых составляют соответствующие привычки — результат многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Наблюдения за поведением и деятельностью младших школьников свидетельствуют о том, что определённое качество личности характеризуется устойчивостью проявления не в любых, а только в относительно одинаковых условиях и ситуациях.

С другой стороны, личность школьника представляет собой интенсивно развивающуюся систему. Она постоянно и непрерывно испытывает на себе не только формирующие влияния условий внешней среды, но и разнообразные целенаправленные воспитательные воздействия, вызывающие соответствующие изменения в психологической структуре личностных качеств, которые определяют изменения в его поведении и деятельности. Итак, качество личности есть динамичная совокупность психических процессов, состояний и свойств, характеризующих ее потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную и поведенческо-волевую сферы, содержание и структура которых определяют субъективные отношения человека к окружающей действительности и соответствующим образом проявляются в его поведении и деятельности.[24]

Любое качество личности выступает как неразрывное (взаимосвязанное) единство двух ее сторон: внутренней и внешней, которое выражается в его структурной и содержательной характеристиках. Отдельные личностные качества (например, ответственность, самостоятельность, бережливость, убежденность, патриотизм, трудолюбие и др.) являются сложными, интегративными психологическими образованиями, включающими в себя совокупность не только привычных способов поведения, но и более простых качеств. Так, самостоятельность как качество личности представляет собой сложное интегративное образование, включающее в себя большое количество менее сложных в структурном и содержательном отношениях личностных качеств. Его формирование начинается еще в дошкольном возрасте. Приобретая устойчивость в деятельности и поведения, которые выступают основой таких качеств, как собранность, сосредоточенность, аккуратность, точность, последовательность, старательность, усидчивость, инициативность. Личностные качества - это вид социально-значимых качеств, способствующих адаптации и успешности человека в обществе. [29].

Деятельность в процессе физического воспитания и занятий спортом

Мотив, отражающий в сознании потребность и объект ее удовлетворения (цель), имеет следствием сознательное побуждение, приводящее человека к целенаправленной активности, связанной с достижением цели. Если мотив устойчив, а цель, которую ставит перед собой человек, имеет общественную значимость, то вызываемую ими активность человека называют деятельностью. Таким образом, деятельность можно определить как специфически человеческую, регулируемую сознанием "внутреннюю" (психическую) и "внешнюю" (двигательную) активность, направленную на достижение сознательно поставленной и имеющей общественную значимость цели.

Если цели, которые ставит перед собой человек, и мотивы, их отражающие, имеют спортивную направленность (занятия спортом составляют предмет, содержание деятельности), то вызываемая ими активность называется спортивной деятельностью. Особенности спортивной деятельности. Спортивная деятельность по своему воздействию на организм человека занимает особое место. Если трудовая деятельность, связанная с двигательной активностью человека, направлена главным образом на изменение в нужном направлении внешней среды, то спортивная деятельность, также связанная с двигательной активностью направлена на совершенствование главным образом самого человека, притом не только его физических качеств, но и психических. Этому способствует связь двигательной сферы человека с самыми различными психическими актами.[21]

Соревновательный, или, как говорят социологи, престижный, характер спортивной деятельности обусловил ряд ее особенностей:

а) стремление максимально совершенствоваться в избранном виде спорта для достижения наивысших результатов; это совершенствование касается как физической, технической и тактической подготовленности, так и развития моральных и волевых качеств;

б) большие физические и психические нагрузки во время систематической подготовки к соревнованиям и на самих соревнованиях;

в) большая сила, глубина и динамичность эмоциональных переживаний, связанных со спортивной деятельностью, которые захватывают спортсмена и оказывают огромное влияние на его деятельность; характерным для спортивной деятельности является быстрый переход от одних переживаний к другим, иногда противоположным по характеру;

г) возникновение нравственных чувств, связанных с глубоким сознанием общественного значения своей спортивной деятельности (ответственность за честь коллектива, города или страны, чувство гордости и т. п.).

Структура спортивной деятельности. Спортивную деятельность понимают в широком и более узком плане. В первом смысле речь идет о тренировочном процессе в целом, т. е. о деятельности, осуществляемой периодически, систематически и длительное время (в течение нескольких лет). В этом случае можно говорить о макроструктуре деятельности спортсменов. Структурной единицей деятельности в этом случае являются тренировочные занятия и соревнования, частота, длительность и характер которых соответствуют долгосрочным тренировочным планам. Тренировочные (и учебные в школе) занятия, а также соревнования, как более узко понимаемая деятельность, характеризуются мезоструктурой. Структурной единицей такой деятельности являются действия (сенсорные, умственные, двигательные), в связи, с чем под деятельностью нередко понимают совокупность действий, направленных на удовлетворение потребности. Однако деятельность это не просто сумма отдельных действий. Это действия, объединенные в целостную систему, взаимосвязанные друг с другом и выполняемые по общему плану (программе) тренировочного занятия или соревнования.

Учебные тренировочные занятия, а также спортивные соревнования характеризуются преобладанием двигательных действий (физических упражнений), в которых представлены и психические, и двигательные, и вегетативные компоненты. Осуществление движений по определенной программе требует сбора информации о ситуации, в которой протекает деятельность, т. е. участия работы анализаторов, центральных мозговых аппаратов, связанных с переработкой информации, выработкой программы действия, посылки импульсов к исполнительным органам. Но движения это и сокращение мышц это трата на него энергии, а значит биохимические реакции в мышцах, усиление работы вегетативных систем, обеспечивающих мышцы энергией и сохраняющих постоянство внутренней среды организма.[2]

Формирование самооценки.

Рост самосознания - это характерная особенность личности старшего школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.

Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным, нравственным качествам одноклассников. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки старшеклассников морально-волевых качеств своих сверстников. Оказалось, что старшеклассники в оценке свойств своих одноклассников моральные качества предпочитают волевым. Так, восьмиклассники только в 57% случаев отдают предпочтение моральным качествам, десятиклассники же 72% случаев. Это создаёт благоприятную почву для формирования моральных установок, чувств старшеклассников. Обнаружили и половые различия в оценке личностных качеств.

В самооценке старшеклассники проявляют известную осторожность. Они охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши называют у себя и ‘вспыльчивость’, ‘грубость’, ‘эгоизм’. Среди положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: ‘верен в дружбе’, ‘не подвожу друзей’, ‘помогу в беде’, то есть на первый план выступают те качества, которые важны для установки контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм и т.д.)

Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно указывают на какие-то другие свои достижения. По данным Я.П. Коломенского, старшеклассники, отвергнутые сверстниками, склонны преувеличивать свой групповой статус, пусть своё положение в коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле». Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на старшеклассника. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться. Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки. [16,20]

Особенности формирования « Я-концепции» в подростковом возрасте.

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период, согласно мнению одного из крупнейших отечественных психологов Б.Г.Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности. [1].

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10