Формирование личностных качеств у школьников, участвующих в проекте "Спортивная школьная команда"
3. Методика «Диагностика
социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной
сфере» Автор: О.Ф. Потешкина (Приложение 3).
Данная методика
представляет собой опросник по двум шкалам.
Школа А - выявление
установок, направленных на «альтруизм-эгоизм». Опросник содержит 20 вопросов.
Нужно ответить на ряд вопросов, исходя из имеющейся у вас тенденции поведения в
данной ситуации. При согласии с утверждением ставьте на бланке для ответа «+»
(«да»), при несогласии – знак «-» («нет»). Обработка результатов: по 1 баллу
проставляется за ответы «да» по следующим пунктам опросника: 1-4, 6, 7, 9, 13,
17 и «нет» - по следующим: 5, 8, 10-12, 14-16, 18-20. Подсчитывается общая
сумма баллов. Чем набранная сумма баллов больше 10, тем в большей степени у
субъекта выражен альтруизм, желание помочь людям. И наоборот, чем сумма баллов
меньше 10, тем больше у субъекта выражена эгоистическая тенденция.
Шкала Б - Выявление
установок на «процесс деятельности» - «результат деятельности». Опросник
содержит 20 вопросов. Нужно ответить на ряд вопросов, исходя из имеющейся у вас
тенденции поведения в данной ситуации. При согласии с утверждением ставьте на
бланке для ответа «+» («да»), при несогласии – знак «-» («нет»). За каждый
положительный ответ на вопрос, опрашиваемый получает 1 балл. Сумма баллов за
положительные ответы на нечетные вопросы (1, 3, 5, 7 и т.д.) будет отражать
ориентацию субъекта на процесс деятельности, а сумма баллов за ответы на четные
вопросы - ориентацию субъекта на результат.
4. Тест «Изучение
терпеливости» Автор: И.А. Архипова (Приложение 4).
Тест опросник содержит 16
вопросов. Необходимо ответить, согласны ли вы с предложенными ниже
утверждениями. Если вы согласны, то поставьте «+», если не согласны, то «-».
Обработка результатов: по одному баллу начисляется за ответы «да» по позициям
4, 5, 8, 10, 11, 12, 15, 16 и за ответы «нет» по позициям 1, 2, 3, 6, 7, 13,
14.
Подсчитывается сумма
набранных баллов: 0-5 баллов – низкий уровень развития терпеливости; 6-11
баллов средний уровень развития терпеливости; 12-16 – высокий уровень развития
терпеливости.
5. Тест «Изучение
упорства» Автор: Автор: И.А. Архипова (Приложение 5).
Тест опросник содержит 16
вопросов. Предлагается ряд ситуаций. Представьте себя в этих ситуациях и
оцените, насколько они для вас характерны. Если вы согласны, то поставьте «+»,
если не согласны, то «-». Обработка результатов: по одному баллу начисляется за
ответы «да» по позициям: 1, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 16 и за ответы «нет» по
позициям: 2, 5, 6, 9, 11, 15. Подсчитывается сумма набранных баллов: 0-5 баллов
– низкий уровень развития упорства; 6-11 баллов средний уровень развития
упорства; 12-16 – высокий уровень развития упорства.
6. Тест «Изучение
настойчивости» Автор: Автор: И.А. Архипова (Приложение 6).
Тест опросник содержит 16
вопросов. Предлагается ряд ситуаций. Представьте себя в этих ситуациях и
оцените, насколько они для вас характерны. Если вы согласны, то поставьте «+»,
если не согласны, то «-». Обработка результатов: по одному баллу начисляется за
ответы «да» по позициям: 1, 2, 4, 7, 8, 12, 14, 15 и за ответы «нет» по
позициям: 3, 5, 6, 9, 19, 11, 13, 16. Подсчитывается сумма набранных баллов:
0-5 баллов – низкий уровень развития настойчивости; 6-11 баллов средний уровень
развития настойчивости; 12-16 – высокий уровень развития настойчивости.
Педагогический эксперимент: существует несколько значений понятий
“эксперимент”. Во-первых, под экспериментом понимается часть педагогического
исследования, представляющая проверку на практике истинности теоретических
предложений (предположений). В этом случае педагогический эксперимент есть
специально сконструированный учебно-воспитательный процесс, дающий возможность
изучения и проверки педагогических воздействий в контролируемых и поддающихся
учету условиях. Во-вторых, понятие педагогический эксперимент используется как
синоним педагогического исследования. В-третьих, педагогическим экспериментом
называют комплексный метод исследования, включающий целый ряд частных методов и
методик, теоретических и практических этапов. В-четвертых, понятие эксперимент
употребляется в значении педагогического поиска, направленного на выращивание
новой практики образования в процессе самой этой практики с помощью ее
целенаправленного, осмысленного преобразования. [8]
Педагогический эксперимент проводился с целью экспериментальной
проверки эффективности применения проекта «Спортивная школьная команда» на
совершенствование личных качеств и
эмоционально-волевой сферы участвующих в этом проекте.
В исследовании приняли участие 60 учеников девятого,
десятого и одиннадцатого класса которые были разделены на экспериментальную и
контрольную группы. Тридцать школьников составили контрольную группу и другие
тридцать, экспериментальную. Школьники обеих групп в начале и в конце
эксперимента прошли педагогическое тестирование.
Отличием экспериментальной группы было то, что из подростков, обучающихся в МОУ Гимназия,
сформированы и действуют 9 команд по 7 видам спорта: волейболу, баскетболу,
футболу, туризму, каратэ, настольному теннису, военно-спортивной подготовке.
Учителями-тренерами созданы рабочие программы, которые были
утверждены экспертно-методическим советом гимназии. Учебно-тренировочные
занятия с участниками школьных спортивных команд проводились согласно этим
рабочим программам (периодичностью - 3 раза в неделю, продолжительностью - 60
мин) под руководством учителя-тренера по физической культуре, а также под
руководством педагогов дополнительного образования (как штатных, так и
совместителей). Со школьниками ведется психолого-педагогическое сопровождение в
форме тренинговых занятий, которые направлены на формирование, сохранение и
укрепление коммуникативной, духовно-нравственной и поведенческой культуры
участников спортивных школьных команд. В процессе тренинговых занятий,
проводимым педагогом-психологом, участники команд обучаются приемам снятия
эмоционального напряжения; у них развиваются психически познавательные
процессы; формируются положительные черты характера.
Учащиеся контрольной группы занимались спортом в таком же
объеме в различных секциях ДЮСШ города, однако тренинговой работы с ними не
проводилось.
Математической
статистики. В качестве основных математико-статистических методов использовались
компьютерные программы с первичным статистическим анализом, осуществлялась
проверка статистических гипотез.
Заключается в анализе данных, полученных при проведении
массовых наблюдений (измерений, опытов). В зависимости от математической
природы конкретных результатов наблюдений статистика математическая делится на
статистику чисел, многомерный статистический анализ, анализ функций (процессов)
и временных рядов, статистику объектов нечисловой природы. Существенная часть
статистики математической основана на вероятностных моделях. Выделяют общие
задачи описания данных, оценивания и проверки гипотез. Рассматривают и более
частные задачи, связанные с проведением выборочных обследований,
восстановлением зависимостей, построением и использованием классификаций
(типологий) и др. В связи, с использованием в
исследовании непараметрических данных для математического обоснования
статистической значимости наблюдаемого различия связанных выборок и подчинением
их закону нормального распределения нами использовался W – критерий Вилкоксона.
Организация исследования.
1.Период времени исследования
с октябрь г. – май г.
В исследовании приняли
участие 60 учеников девятого, десятого и одиннадцатого класса. Педагогическое тестирование
осуществлялось два раза в год (в начале и конце эксперимента).
2. Этапы:
·
Подготовительный
сентябрь 2009г. Анализ научно-методической литературы, подбор методик
исследования, заполнение технического задания, подбор контингента исследования,
организация предварительного тестирования.
·
Основной
(экспериментальный) октябрь 2009г. - апрель 2010г. Непосредственное проведение
эксперимента, обработка полученных результатов, оформление третей главы
выпускной квалификационной работы.
·
Заключительный
май 2010г.
Вывод, заключительное
оформление работы, оформление приложения, рецензирование работы,
предварительная защита на кафедре.
ГЛАВА III. Результаты
исследования и их обсуждение.
Физическая культура не стала потребностью
большинства людей, на крайне низком уровне функционирует в основных сферах
жизнедеятельности общества и человека (образовании труде, досуге), не давая ему
запаса «прочности» в виде здоровья, функциональной подготовленности,
психической устойчивости и эмоциональной удовлетворенности.
Это не способствует личному благополучию и
профессиональным успехам людей. Объективная же тенденция изменения характера и
содержания труда уже сегодня требует приложения всей совокупности человеческих
сил и возможностей: физических, эмоциональных, психических, интеллектуальных.
Это обуславливает необходимость обратить самое пристальное внимание на новое
осмысление спортивной культуры, связанное с ее влиянием на духовную сферу
человека, и, прежде всего ребенка, так как наиболее устойчивые мотивы к
занятиям спортом закладываются в детском возрасте. В связи с этим цель нашего
исследования - совершенствование
личностных качеств и эмоционально-волевой сферы у участников проекта
«Спортивная школьная команда». Эксперимент проводился
с октября года по май года. Методом выборочного статистического наблюдения были
собраны сведения о 60 школьниках девятого, десятого и одиннадцатого класса.
По результатам проведения педагогического тестирования были получены следующие
результат:
Рис.1. Результаты тестирования по методике «Мотивация к
успеху» до и после эксперимента
Таблица 1 Динамика изменения результатов в начале и в конце
эксперимента по методике «Мотивация к успеху»
Группы
|
До, (баллы)
|
После,
(баллы)
|
Достоверность
|
|
Процент
прироста, (%)
|
Общеобразовательная
|
13,1+0,82
|
13,8+0,9
|
>
|
0,7
|
5,3
|
Спортивная
|
14,5+0,91
|
18,3+1,2
|
<
|
3,8
|
26,2
|
Анализ полученных данных показывает, что в
общеобразовательной группе прирост мотивации на достижения успеха составляет
5,3 %, различие не достоверно; в спортивной группе на 26,2 %, различие
достоверно. Результаты свидетельствуют о том, что у школьников участвующие в
данном проекте мотивация на достижения успеха выражено в большей степени. Они
понимают ценность занятия спортом и активно решают поставленные перед ними
задачи, занимаясь избранным видом спорта.
Рис.2. Результаты тестирования по методике «Мотивация успеха
и боязнь неудачи» до и после эксперимента
Таблица 2
Динамика изменения результатов в начале и в конце
эксперимента по методике «Мотивация успеха и боязнь неудачи»
Группы
|
До, (баллы)
|
После,
(баллы)
|
Достоверность
|
|
Процент
прироста, (%)
|
Общеобразовательная
|
11+0,63
|
12,1+0,86
|
>
|
1,1
|
11
|
Спортивная
|
11,6+0,71
|
14,3+0,65
|
<
|
2,7
|
23,3
|
Анализ полученных данных показывает, что в общеобразовательной
группе прирост мотивации на достижения успеха и боязни неудачи составляет 11 %,
различие не достоверно; в спортивной группе на 23,3 %, различие достоверно. Эти
данные говорят о том, что у школьников участвующие в проекте диагностируется
мотивация на успех (надежда на успех), а у школьников не участвующих в проекте
следует считать, что мотивационный плюс не выражен. Такой высокий процент
прироста обуславливается тем, что в спортивной группе велось
психолого-педагогическое сопровождение в форме тренинговых занятий, которые
оказали положительное влияние.
Рис.3. Результаты
тестирования по методике «Диагностика социально-психологических установок
личности в мотивационно - потребностной сфере», школа А - выявление установок,
направленных на «альтруизм-эгоизм» до и после эксперимента
Таблица 3
Динамика изменения результатов
в начале и в конце эксперимента по методике «Диагностика социально-психологических
установок личности в мотивационно - потребностной сфере», школа А - выявление
установок, направленных на «альтруизм-эгоизм»
Группы
|
До, (баллы)
|
После,
(баллы)
|
Достоверность
|
|
Процент
прироста, (%)
|
Общеобразовательная
|
10,2+0,68
|
10,6+0,7
|
>
|
0,4
|
3,9
|
Спортивная
|
11,1+0,52
|
13+0,59
|
<
|
1,9
|
17,1
|
Анализ полученных данных показывает, что в
общеобразовательной группе показатель установок, направленный на «альтруизм-эгоизм» увеличился на 3,9 %, различие не
достоверно; в спортивной группе на 17,1 %, различие достоверно. Это
свидетельствует тому, что у спортивной группы в большей степени выражен
альтруизм, желание помочь людям, а у общеобразовательной группы альтруизм в
меньшей степени, следовательно, наблюдается эгоистическая тенденция. Тем самым
в спортивной группе наблюдается более сплоченный коллектив, чем в
общеобразовательной.
Рис.4.1. Результаты
тестирования по методике «Диагностика социально-психологических установок
личности в мотивационно - потребностной сфере», шкала Б - выявление установок
на «процесс деятельности» - «результат деятельности» до и после эксперимента в
общеобразовательной группе
Рис.4.2. Результаты
тестирования по методике «Диагностика социально-психологических установок
личности в мотивационно - потребностной сфере», шкала Б - выявление установок
на «процесс деятельности» - «результат деятельности» до и после эксперимента в
спортивной группе
Таблица 4
Группы
|
До, (баллы)
пр.
деят./рез. деят.
|
После,
(баллы)
пр.
деят./рез. деят.
|
Достоверность
|
|
Процент
прироста, (%)
|
Общеобразовательная
|
5,6+0,12/4,8+0,15
|
6,2+0,36/5,5+0,3
|
>/>
|
0,6/0,7
|
10,7/14,6
|
Спортивная
|
5,3+0,23/5,0+0,19
|
6,5+0,41/6,2+0,11
|
</<
|
1,2/1,2
|
22,6/24
|
Динамика изменения результатов
в начале и в конце эксперимента по методике «Диагностика
социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной
сфере», шкала Б - выявление установок на «процесс деятельности» - «результат
деятельности» Анализ выявления установок на «процесс деятельности» - «результат
деятельности» показывает, что показатель в общеобразовательной группе процесс
деятельности повысился на 10,7 %, результат деятельности на 14,6 %, различие
недостоверно; в спортивной группе процесс деятельности на 22,6%, результат
деятельности на 24%, различие достоверно;
Это показывает то, что спортивная группа в большей степени
ориентирована на результат и процесс деятельности. Этому способствовали
грамотно построенные рабочие программы учителями-тренерами по разным видам
спорта.
Рис.5. Результаты
тестирования «Изучение терпеливости» до и после эксперимента
Таблица 5Динамика изменения результатов в начале и в конце
эксперимента по тесту «Изучение терпеливости»
Группы
|
До, (баллы)
|
После,
(баллы)
|
Достоверность
|
|
Процент
прироста, (%)
|
Общеобразовательная
|
9,2+0,54
|
9,8+0,23
|
>
|
0,6
|
6,5
|
Спортивная
|
9,1+0,43
|
10,2+0,19
|
>
|
1,1
|
12
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|