бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла бесплатно рефераты

 
 






                                                          Участие в дискуссии, беседа,  Восприятие и

                                                              проговаривание                            участие




90 % того, что говорим и делаем

 
 



                                                             Воспроизведение, имитация              Деятель

                                                             Деятельности, участие в                      ность

                                                              реальном процессе.






 



                                  Рис. 1.2. «Пирамида запоминания».


 

 

П

 


                                    У1                                                    У4

                                             У2                 У 3


Рис. 1.3. Модель односторонней коммуникации: П – педагог; У1, У2, У3, У4 – учащиеся.

 

 

 

П

 


                                   У1                                                У2


                                    У3                                                У5


                                                             У4




Рис. 1.4. Модель многосторонней коммуникации: П – педагог; У1, У2, У3, У4 – учащиеся.


 


Рис. 1. 5. Схема расположения мебели по форме «Класс»


Рис. 1.6. Схема расположения мебели «Буква П»


Рис. 1.7. Схема расположения мебели «Прямоугольник»

Рис. 1.8. Схема расположения мебели «Круг»


Рис. 1.9. Схема расположения мебели «Дискуссионный клуб»


Приложение 1

Метод «Океан» 

Метод позволяет:

·        Представить учащимся программу обучения на определенный период.

Подготовка  и проведение

На лист бумаги синего цвета (формат А1) педагог наклеивает острова, вырезанные из цветной или белой бумаги. Каждый остров соответствует одному из содержательных аспектов изучаемого материала - теме в разделе, параграфу в теме. На острове пишется название темы или параграфа.

Чтобы учащиеся могли лучше представить логику изучения нового материала, между островами наносится маршрут, который показывает последовательность изучения материала.

Готовый плакат вывешивается на стену аудитории. По ходу изучения материала пройденный параграф или тему отмечают, прикалывая рядом с соответствующим островом вырезанный из цветной бумаги кораблик.

Вариант. Вместо океана можно изобразить звездное небо.

Материальное обеспечение: лист синей бумаги (формат А1), маркеры или фломастеры, цветная или белая бумага, краски, клей. Синий лист бумаги можно изготовить, раскрасив белый лист краской.

Метод «Дорога»

Метод позволяет:

·        Представить содержания темы, раздела.

Подготовка и проведение

На листе бумаги (формат А1) педагог рисует дорогу со стоящими по ее сторонам дорожными знаками. Каждый знак символизирует тот или иной содержательный аспект темы, раздела.

Вывесив «Дорогу» в кабинете, педагог разъясняет учащимся значение знаков и рассказывает о предстоящей деятельности. По ходу изучения материала, пройденные аспекты, темы, разделы отмечаются автомобилем, вырезанным из цветной бумаги.

Вариант. Данную методику можно использовать при знакомстве, предложив учащимся нарисовать свой дорожный знак, который бы включал имя и символ, характеризующий личность учащегося. Учащиеся объясняют значение знака и прикрепляют его к «Дороге».

Материальное обеспечение: бумага (формат А1), маркеры или краски, скотч или клей-карандаш.

На что следует обратить внимание:

·        Если тема или раздел достаточно велики, то «Дорогу» можно рисовать на нескольких листах бумаги (формат А1), скрепленных между собой.


Приложение 2

Схема соотношения содержательного и социально-психологического аспектов учебной деятельности в группах.


Схема «Айсберг»


Приложение 3

Метод «Градусник»

Метод позволяет:

·        составить картину эмоционального состояния учащихся.

Подготовка и проведение

Педагог на листе бумаги (формат А3, доске) рисует контур градусника и наносит шкалу, верхние и нижние значения которой не превышают соответственно цифр «5» и «-5».

На перемене, перед началом занятия, «Градусник» вывешивается в кабинете. Учащиеся оценивают свое эмоциональное состояние, выражают его в баллах и ставят точку возле соответствующей цифры на шкале «Градусника». Таким образом, У педагога есть возможность увидеть картину эмоционального состояния учащихся всей учебной группы.

Материальное обеспечение: бумага (формат А1), ручки, карандаши или маркеры.

На что следует обратить внимание:

·        все ли учащиеся оценили свое эмоциональное состояние;

·        перед проведением метода необходимо объяснить учащимся его цель и важность;

·        если педагог еще не использовал «Градусник», то диагностику лучше проводить на первых минутах занятия, показывая учащимся механизм работы.


Приложение 4

Метод «Фигурки»

Метод позволяет:

·                   определить эмоциональное состояние учащихся.

Подготовка и проведение

Из цветной бумаги педагог вырезает различные фигурки (зверей, птиц, насекомых, цветов, снежинок, геометрических фигур, домов, машин, предметов быта и т. д.). Перед началом занятия педагог раскладывает их на столе и просит каждого учащегося выбрать себе фигурку, соответствующую его эмоциональному состоянию.

Дальше работа строится следующим образом:

• педагог просит всех учащихся поднять выбранные фигурки и по цвету определяет эмоциональное состояние учащихся;

• педагог просит показать фигурки. Если количество учащихся в классе невелико, то предлагает всем учащимся объяснить свой выбор. Если учащихся много, то педагог предоставляет слово некоторым учащимся или предлагает им в парах или группах объяснить свой выбор.

Вариант. Вместо вырезанных фигурок из цветной бумаги можно использовать специальный набор открыток с разными изображениями.

Материальное обеспечение: вырезанные из цветной бумаги фигурки или открытки.

На что следует обратить внимание:

• желательно, чтобы фигурки были одинаковые по форме и цвету или одинаковые по форме, но разные по цвету;

• позаботьтесь о том, чтобы в конце занятия учащиеся вернули вам фигурки.


Приложение 5

Метод ролевой игры «Афины и Спарта - способы принятия решений»

Игра позволяет:

• создать условия, в которых участники могли бы познакомиться на личным опыте с методом принятия решений в условиях разных систем: демократии с равномерным распределением благосостояния, демократии с неравномерным распределением материальных ценностей, абсолютной монархии, олигархии и тоталитарной диктатуры.

Количество участников: 15 и более человек.

Продолжительность: два этапа по 45 минут.

Подготовка и проведение

Игра рассчитана на два занятия по данной тематике. На первом занятии (подготовительном) учащиеся знакомятся с разными политическими системами устройства государства, работают над определениями понятий, определяют основные принципы принятия решений в каждой из политических систем, а также их основные признаки.

Затем учащиеся делятся на рабочие группы, которые будут представлять следующие формы правления: демократию, абсолютную монархию, олигархию и тоталитарную диктатуру. Каждая из групп формирует у себя систему власти, т. е. определяют, кто из членов группы будет президентом (монархом, диктатором), кто членами правительства и парламента, а кто будет представлять рядовых граждан. Список ролей для каждой системы разрабатывается педагогом исходя из характеристик данной формы правления.

На втором занятии группам по очереди предлагается выполнить следующие задания: распределить между членами группы денежную сумму в 100 игровых единиц; произвести смену власти в стране.

В ходе выполнения данных заданий группам следует руководствоваться ранее определенными принципами принятия решений, характерными для их формы правления.

В то время как одна из групп выполняет задания, члены других групп наблюдают за происходящим со стороны.

На выполнение своих заданий каждой группе отводится 10 минут.

Обсуждение игры

Анализ игры (домашнее задание) учащиеся пишут в форме резюме. При этом учащимся рекомендуется поразмыслить об относительной эффективности различных групп при принятии решения, сильных и слабых сторонах систем и своих предпочтениях. Предлагается обратить внимание на способ наследования власти, поскольку именно здесь со всей очевидностью проявляется принципиальная разница систем в смысле приверженности принципам справедливости и презентативности.


Приложение 6

Метод «Угадай»

Метод позволяет:

• развивать логическое мышление;

• совершенствовать умение задавать вопросы;

• пополнять терминологический словарь учащихся по предметам;

• совершенствовать навыки работы в группе.

Подготовка и проведение

Педагог подбирает 3-4 термина, исходя из темы занятия или тематического блока, записывает термины на непрозрачных карточках (на одной карточке - один термин). Размеры карточек приблизительно равны половине листа бумаги (формат А4).

Затем он делит группу на малые группы, учитывая, что количество групп должно соответствовать числу выбранных терминов; в составе каждой группы не должно быть более восьми человек.

Группы размещаются в форме «Дискуссионного клуба»

Далее педагог очерчивает то тематическое поле, в котором лежат выбранные термины, и расставляет карточки с написанными на них терминами рядом с каждой группой таким образом, чтобы группа не могла видеть своего термина, а остальным он был хорошо виден.

Группам в течение пяти минут предлагается составить пять вопросов, которые позволят группе определить свой термин и которые должны относиться к «разряду закрытых» (ответ может быть только «да» или «нет»).

Группа имеет право задать сразу только один вопрос, предварительно определив группу, которая будет на него отвечать. В зависимости от полученного ответа, группа может менять вопросы.

Если группа не определила свой термин, задав все пять вопросов, педагог предлагает остальным группам помочь ей дать определение термина, прямо не указывая на него (это могут быть ассоциации, сравнения и т. п.). Затем группе дается еще одна попытка.

Вариант. Учащимся каждой группы можно предложить самостоятельно выбрать один термин для другой группы.

Материальное обеспечение: листы бумаги (формат А4) с написанными на них терминами.

На что следует обратить внимание:

• педагогу необходимо четко следить за последовательностью и количеством заданных вопросов;

• учащиеся могут фиксировать все этапы работы в тетради и по окончании метода проанализировать свою деятельность.


Приложение 7

Метод «1 х 2 х 4 х 8»

Метод позволяет:

• обсудить вопрос, проблему с различных позиций;

• совместить индивидуальную и групповую работу на занятии;

• развить умение учащихся принимать групповое решение.

Подготовка и проведение

Педагог готовит задание, которое будут выполнять учащиеся в процессе проведения метода. Мебель в аудитории лучше расставить в форме «Круг».

Метод предусматривает несколько этапов проведения.

1. Педагог предлагает каждому учащемуся взять один лист бумаги (формат А4), записать задание и подумать определенное время над ответом. Ответ записывают на листе под вопросом. В качестве примера может служить следующее задание педагога: «Определите три основных, на ваш взгляд, отличия европейских народов от народов Востока».

2. Учащиеся, завершив индивидуальную работу, по просьбе педагога рассчитываются на первый-десятый (если в группе 20 учащихся) и объединяются в пары по схеме: «первый номер» с «первым», «второй» со «вторым» и т. д. Затем учащиеся в парах знакомят друг друга с результатами своей работы и пытаются, согласовав свои решения, найти общий ответ. Например, им необходимо составить путем обсуждения и дискуссии новый список отличий европейских народов от народов Востока. Список может включать прежние наработки учащихся или быть принципиально новым.

3. Завершив работу по парам, учащиеся объединяются в «четверки», чтобы обсудить результаты, получившиеся в парах и выработать новое решение (составить список отличий европейских народов от народов Востока).

4. Следующий этап - «четверки» объединяются в «восьмерки». На этом этапе группы еще раз выполняют задание (составить список отличий) и записывают результат своей работы на лист бумаги (формат А1).

5. Когда работа в «восьмерках» закончилась, педагог предоставляет слово каждой группе, с целью презентации полученного результата.

Материальное обеспечение: бумага (формат А4 и А1) по количеству малых групп («восьмерок»), ручки.

На что следует обратить внимание:

• педагогу необходимо четко определить количество времени, которое потребуется на каждый этап;

• желательно контролировать каждый этап работы;

• задания не должны быть большими, чтобы учащиеся могли уложиться в отведенное время;

• следует ввести норму: задание считается выполненным, если все учащиеся в группе (паре) согласны с групповым решением, принятым путем достижения консенсуса, а не голосованием;

• работу можно остановить на этапе «четверок», если процесс согласования занимает много времени.

• продумайте ваши действия при нечетном количестве учащихся.


Приложение 8

Метод «Бумеранг»

Метод позволяет:

• обсудить несколько вопросов;

• развить навыки позитивного взаимодействия между малыми группами;

• привлечь к участию в работе всех учащихся;

• показать многообразие взглядов на обсуждаемую проблему, вопрос.

Подготовка и проведение

Педагог готовит листы бумаги (формат А1) по количеству малых групп, пишет вопросы для обсуждения и продумывает способ деления. Для каждой группы готовится один вопрос.

В начале занятия педагог объявляет тему и цель занятия, суть метода и алгоритм деятельности, делит учащихся на группы, которые занимают места за столами. Каждой группе раздаются подготовленные листы бумаги, и дается задание. Педагог фиксирует внимание учащихся на количестве времени, отведенного для работы.

Учащиеся обсуждают предложенный вопрос и записывают групповой ответ на большой лист. По истечении времени, отведенного на обсуждение, педагог предлагает группам поменяться листами (желательно, чтобы группы передавали листы по ходу часовой стрелки).

Проделав эту операцию, каждая группа получает лист с новым вопросом и ответом предыдущей группы. Педагог может предложить учащимся прочитать и обсудить написанное предыдущей группой, а затем дополнить ответ своими размышлениями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15