Вопросы и ответы к междисциплинарному экзамену (государственное и муниципальное управление)
-
ф-я контроля –
управленческий контроль за деятельностью органов госаппарата;
-
ф-я регулирования – от
имени государства ГС регулирует отношения в сфере труда, собственности, жилья;
-
воспитательная функция –
утверждает в сознании граждан мир и согласие, добро и справедливость.
Госслужба - это профессиональная сфера деятельности госслужащих
как особой социальной группы общества. Она является важным социальным
институтом и обладает рядом свойств, позволяющих ей быть стержнем обеспечения
полномочий госорганов.
Принципы ГС Они изложены в ст. 5 ФЗ от 31 июля 1995 года «Об
основах государственной службы РФ». Госслужба основана на принципах:
1. Верховенства Конституции РФ и ФЗ над иными
нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении
госслужащими должностных обязанностей и обеспечении их права. Этот принцип
является всеобщий и не имеет каких либо исключений. Это ранг конституционного
принципа ч.2 ст.4 Конституции РФ.
2. Приоритета прав и свобод человека и гражданина,
их непосредственного действия: обязанности госслужащих признавать, соблюдать и
защищать права и свободы человека и гражданина. Человек, его права и
свободы, их непосредственное действие признается Конституцией РФ (ст. 2,12)
3. Единства системы госвласти, разграничения
предметов ведения между РФ и субъектами РФ. Этот принцип непосредственно
вытекает из федеративного устройства страны, которое основывается на
государственной целостности, единстве системы госвласти.
4. Разделение законодательной, исполнительной и
судебной власти.
5. Равного доступа граждан к госслужбе в
соответствии с о способностями и профессиональной подготовкой. Из этого
вытекает, что при поступлении и прохождении ГС запрещена всякая дискриминация
по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности.
6. Обязательности для ГС решений, принятых
вышестоящими органами и руководителями в пределах их полномочий и в
соответствии с законодательством РФ.
7. Единства основных требований, предъявляемых к
ГС. Эти требования едины для всех госслужащих независимо от уровня власти,
в том числе квалификационные разряды и т. д.
8. Профессионализма и компетентности госслужащих. Этот
принцип обязывает госслужащих владеть процедурой деятельности органы
государственной власти, знать свои права и обязанности.
9. Гласности в осуществлении госслужбы. Впервые
закон обязывает госслужащих предоставлять информацию. То есть каждый имеет
право ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими
его права и свободы.
10. ответственности госслужащих за
подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее
исполнение своих должностных обязанностей.
11. внепартийности ГС; отделения религиозных
объединений от государства.
Закон объявляет «политику вне госслужбы», не допускает создания партийных
организаций в органы государственной власти, защищает госслужащих от влияния и
контроля со стороны политических партий.
12. Стабильности кадров госслужащих в
государственных органах. Профессиональная
стабильность и устойчивость служебного положения является необходимым в
интересах аппарата и самого госслужащего.
Функции ГС как социальной организации; социальной
коммуникации; социальной информации; контроля; регулирования; воспитательная;
Функции ГС как социального института:
1.
производство
государственных социальных услуг: образование, воспитание, правовая защита,
безопасность;
2.
реализация прав интересов
и свобод граждан;
3.
эффективное решение
социальных задач государства;
4.
регулирование и разрешение
социальных конфликтов;
5.
регулирование социального
статуса госслужащих.
*Вопрос 41. Основные
направления становления и реформирования государственной службы в России.
Направления реформирования ГС:
- усиление системности госслужбы (далее - ГС);
- усиление законности и правопорядка, борьба с
коррупцией;
- укрепление вертикали власти, создание управленческих
команд, повышение эффективности через усиление контроля за функционирование ГС.
преодоление бюрократизма в ГС;
- использование адаптированного зарубежного опыта и
опыта предшествующих лет в повышении эффективности госслужбы.
Отправной точкой реформирования ГС – принятие Конституции 1993
года. Можно условно разделить на три этапа:
1.
Этап с 1993 г. по 1995 г.
создание предпосылок и принятие ФЗ о ГС.
2.
Этап с 1995 г. реализация
ФЗ, обрастание его соответствующими правовыми актами, федеральными законами,
Указами Президента РФ, законами субъектов Федерации по вопросам ГС. Создание
правового механизма реализации базового ФЗ.
3.
Подготовка к принятию
Кодекса ГС.
Одновременно идет работа по внесении изменений
и дополнений в ФЗ в такие главы как, квалификационные требования, правовой
статус госслужащих.
Как показала практика реализации ФЗ от 31 июля
1995 года, он не решил ряда современных задач, стоящих перед Российским
государством. В нем не нашли отражение такие важнейшие проблемы, как
регулирование взаимосвязи между федеральной ГС и ГС субъектов Федерации. Это
противоречит одной из основ конституционного строя России – государственной
целостности и единства системы государственной власти.
Кроме того, в ФЗ не получили достаточной
проработки вопросы ответственности госслужащих.
Предусмотренный Законом федеральный орган по
вопросам ГС в форме Совета по вопросам ГС при Президенте РФ не работает.
Противоречивое положение усугубляется также
тем, что сохранено регулирование отношений ГС трудовым законодательством.
Основная проблема – нет концепции реформы ГС,
нет органа по ее осуществлению.
*Вопрос 42. Современная государственная
кадровая политика: сущность, принципы, приоритетные направления развития.
Факторы сложной кадровой ситуации: форсированный рост
численности госслужащих, отсутствие системы подбора кадров на ГС, слабая
профессиональная подготовка, дефицит компетентности значительной части
госслужащих, старение и феминизация кадров ГС, коррупция на госслужбе.
Под государственной кадровой политикой понимается общий
курс и последовательная деятельность государства по формированию требований к
госслужащих, по их подбору, подготовке и рациональному использованию с учетом
состояния и перспектив развития госаппарата, прогнозов о количественных и качественных
потребностях в кадрах госслужащих.
Суть ГКП состоит в привлечении, закреплении и адекватном
использовании на ГС высококвалифицированных специалистов.
Главная цель ГКП – формирование такого кадрового
потенциала, который в профессиональном, квалификационном и деловом отношении
позволял бы обеспечивать эффективное функционирование и развитие госаппарата.
В ходе реализации ГКП государство должно создать реальные
возможности равного доступа граждан к госслужбе, проявления каждым госслужащим
своих способностей, реализацию своих интересов и личных планов.
Принципы ГКП:
- принцип
законности;
-
принцип опоры на все слои
общества и равного доступа граждан на ГС;
-
принцип соблюдения
ограничений в условиях найма на ГС. В ФЗ отмечены три момента относящихся к
личности претендента на государственную должность: возраст (18-60 лет),
гражданство и состояние здоровья;
-
принцип уважения
конституционных прав граждан, конфиденциальности вопросов их частной жизни;
-
принцип стабильности
кадров.
Решающим критерием становится личность и ее
достоинства, а важнейшим принципом - принцип подбора кадров по
профессиональным, деловым и морально-этическим качествам.
В законе «Об основах государственной службы в РФ»
подчеркивается, что замещение государственной должности на государственной
службе осуществляется в соответствие с квалификационными требованиями, с учетом
уровня профессионального образования, стажа и опыта работы, знания Конституции
РФ, федеральных законов, нормативно-правовых актов субъектов РФ. Поэтому в
последнее время уделяется пристальное внимание образованию государственных
служащих.
Здесь можно применить закон Вудро-Вильсона. Его суть -
при уходе после выборов 1-го лица, меняется вся его команда. Отсюда - первые 6
мес. после выборов работа в органе ГС затихает.
Приоритетные направления
развития ГКП:
1. сдерживание роста
абсолютной численности госслужащих, приведение в соответствие с избранной
моделью государственного управления;
2. обеспечение стабильности
кадрового состава в сочетании с его целенаправленным обновлением;
3. нормализация показателей
структуры кадров ГС по возрастному, и половому признаку (привлечение молодежи и
повышение удельного веса женщин на руководящих должностях;
4. обеспечение объективной
и комплексной оценки профессиональных качеств госслужащих;
5. обеспечение однородности
кадрового состава по уровню профессиональной подготовки;
6. обеспечение условий
продвижения на госслужбе, формирование кадрового резерва на выдвижение,
проведение стажировок, ротация кадров.
*Вопрос 43. Кадровое
планирование: задачи, методы, технологии.
Планирование персонала решает задачи обеспечения
организации рабочей силой необходимого количества и качества для выполнения
стоящих перед ней задач.
Содержание планирования персонала:
·
планирование потребности в
персонале;
·
планирование привлечения
персонала;
·
планирование высвобождения
или сокращения персонала;
·
планирование мотивации и
стимулирования;
·
планирование адаптации;
·
планирование обучения;
·
планирование карьерного
развития;
·
планирование расходов на
персонал.
Этапы планирования:
·
анализ и оценка имеющихся
ресурсов (по возрасту, полу, стажу, уровню квалификации, перечню выполняемых
задач, характеру занятости, режиму труда);
·
прогноз потребностей в
персонале (в целом по организации, по подразделениям, специальностям);
·
разработка конкретных
планов и программ по формированию и развитию персонала.
Методы планирования:
·
экстраполяции (обращение к
прошлому опыту);
·
экспертных оценок
(использование мнений специалистов для определения потребности в ресурсах);
·
балансовый метод
(основывается на действии балансового равновесия, т.е. трудовых ресурсов должно
быть поставлено столько, сколько требуется организации);
·
математических моделей
(состоит в использовании сложных математических формул, которые позволяют
использовать и методы экстраполяции и методы экспертных оценок. Метод имеет
возможность более точно определить потребность в персонале).
Виды технологий :
-
информационные –
обеспечивают информацию о подготовке кадров;
-
внедренческие – технологии
обновления организации;
-
обучающие – технологии
подготовки и переподготовки кадров.
*Вопрос45. Карьерная
стратегия и тактика государственного служащего.
Карьера – активное продвижение
человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности,
обеспечивающее ему устойчивость в потоке социальной жизни. Виды карьер:
внутренняя (в самом человеке, внешняя (изменение ролевого статуса).
Маршруты карьеры:
профессиональная, должностная, внеслужебный маршрут.
По темпам можно различить
карьеру медленную (8-10 лет), скоростную (2-3 года) и десантная.
Для осуществления карьерного
процесса необходимы соответствующие ресурсы:
·
способ
деятельности (знания, умение, опыт, способности);
·
природа
человека, что в нем заложено;
·
базовый
ресурс – профессиональный опыт;
·
валеологический
ресурс – здоровье, т.е. способность эффективно действовать в постоянном
напряжении;
·
организационно
нравственный ресурс.
Карьерная среда: общая
(внеслужебная, семья, близкое окружение); служебная (организационные структуры,
социально-правовые отношения).
Принципы карьерной стратегии:
1. Принцип непрерывности – ни одна достигнутая цель не
может являться основанием для остановки. Любое замедление требует
дополнительных ресурсов, а они ограничены.
2. Принцип осмысленности – совмещение своего смысла
жизни со смыслом службы;
3. Принцип соразмерности – не бежать впереди
паровоза. Служебная среда может вытолкнуть.
4. Принцип маневренности – пропусти того, кто
обгоняет, знать возможные препятствия и объездные пути, предвосхищать
кризисные ситуации;
5. Принцип экономичности – карьерная лестница разбита
на 8 этапов а ресурсы ограничены;
6. Принцип «зажженной свечи» - надо уметь себя
преподносить.
Большую роль в плане служебного роста имеет планирование
карьеры служащего. Как организационная мера планирование карьеры включает в
себя ряд последовательных шагов: оценку перспективных кадров, создание их
резерва, меры по повышению квалификации, движение кадров по горизонтали и вертикали.
осуществление других кадровых процедур, позволяющих служащему успешно решать
свои профессиональные и жизненные задачи.
В целях профессионального развития и
служебно-должностного продвижения в кадровых органах разрабатываются программы
развития карьеры. Они обычно подразделяются на программы обучения и программы
предоставления консультационных услуг служащим. Общей целью этих программ
является сочетание потребностей работника в служебном продвижении с текущими и
потенциальными возможностями государственного учреждения предоставить ему
более высокую должность, присвоить соответствующее звание или разряд. Говоря о
ценности программ обучения, отечественные и иностранные специалисты
государственной службы отмечают, что они полезны для служащих только тогда,
когда регулярно предлагаются, доступны практически всем нуждающимся в
повышении квалификации, постоянно модифицируются в соответствии с новыми
достижениями в содержании и методике подготовки кадров.
Не менее ценными являются программы предоставления консультационных
услуг служащим в интересах их профессионального развития и
служебно-должностного продвижения. Такие программы дают возможность работникам
решить следующие задачи:
-
сформулировать цели
карьеры на государственной службе;
-
получить информацию об
открывающихся вакантных местах и квалификации работников, необходимой для их
занятия;
-
уяснить условия, в
соответствии с которыми квалифицированные служащие могут претендовать на эти
места;
-
вести осмысленный диалог с
руководителями и работниками кадровых органов о перспективах своей служебной
карьеры .
В рамках действующего законодательства и в пределах
компетенции того или иного органа (должности) осуществляется организационное,
подзаконное административное регулирование карьеры. Организационные действия не
нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке
текущей, прежде всего, управленческой деятельности. Они могут выражаться:
1.
в инспектировании
должностных лиц по вопросам, касающимся управления карьерой;
2.
в организации подготовки
служащих по вопросам карьерного продвижения;
3.
в индивидуальных
собеседованиях руководителей со служащими из резерва на должностное выдвижение
или имеющими карьерные интересы;
4.
в консультациях,
проводимых кадровыми службами по организации карьеры;
5.
в привлечении специалистов
к управленческой деятельности;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|