бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Вопросы и ответы к междисциплинарному экзамену (государственное и муниципальное управление) бесплатно рефераты

Б) Следующей ступенью МЭИ является таможенный союз (ТС) – соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма. В соответствии с ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной и полной отмене таможенных пошлин  внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа. В рамках ТС происходят серьезные изменения в структуре  производства и потребления стран – участниц. Во-первых, проводя единую внешнеторговую политику, по отношению к таможенным тарифам, различные внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в свою очередь дает толчок к переориентировке ресурсов, в потреблении и производстве.

В) Качественно более высокой ступенью интегрирования является единый рынок (ЕР). Перерастание ТС в ЕР обуславливается как чисто экономическими факторами, так и политическими. Для создания ЕС, необходимо реализовать 6-7 обязательно крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС. Однако именно ТС, во-первых, упраздняя таможенные пошлины между государствами – членами и, во-вторых, разрабатывает единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки перехода к ЕР. Для создания ЕР этого недостаточно. Третья задача – разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. Естественно предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, органов управления и контроля. В ЕС это – Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет. Другие интеграционные группировки, вероятно, будут иметь иные органы управления и контроля.

Г) Строительство ЕР должно завершиться созданием подлинно единого экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для перехода интеграционной группировки  к качественно новой ступени – экономическому союзу (ЭС). Что касается валютного союза, то с началом последнего этапа формирование экономического и валютного союза предусматривается проведение единой валютной политики, введение единой валюты – ЕВРО, создания нового института – Единого Центрального Банка, который вместе с ЦБ стран – членов образует Единую систему ЦБ стран, входящих в ЭВС.

Примерами  интеграционных группировок могут служить:

1.1. Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Было подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли, вступившее в силу с 1 января 1994 года.

         1.2. В наблюдающейся активизации интеграционных процессов в Южной Америке все более заметную роль играет МЕРКОСУР (Merkado Comun del Sur) – Общий рынок стран южного конуса, созданный в 1991 году Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем.

         1.3. В Западной Африке наиболее заметна активизация деятельности Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС), ставящего своей целью поэтапное создание общего рынка в регионе. ЭКОВАС создано в 1975 г., в состав входят 16 государств. В 1995 г. было объявлено об официальном вступлении в силу Договора о Сообществе, с которым ряд стран этого субрегиона связывают надежды на дальнейшую активизацию сотрудничества и углубления интеграции.


В СНГ отношения развиваются в рамках соглашений о сотрудничестве. Особый случай - это союз Белоруссии и России. Это ТС и содружество.

Все бывшие советские республики имеют соглашения друг с другом и Россией, но не с Западной Европой. В рамках СНГ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) и Евразийское сообщество (Белоруссия, Россия Казахстан).

*Вопрос 81. Социальная политика как направление государственной деятельности по регулированию социально-экономических вопросов и условий жизнедеятельности общества.

Причины кризиса социальной сферы в России:

1. отсутствие стратегии и ошибочная тактика в осуществлении СП государства;

2. Подсистема управления социальными процессами не встроена в общую систему руководства экономическим развитием;

3. Слабая законодательная и нормативно-правовая база СП государства;

4. Заимствования зарубежного опыта без учета особенностей его применения в России;

5. отсутствие прогноза изменений социальных проблем.

Отсюда две основные цели проводимых в России реформ в области СП: повысить уровень благосостояния населения двигаясь к рыночной  экономике западного образца, расширить индивидуальные свободы и обеспечить защиту  гражданских прав.

СП – приоритетное направление деятельности государства.

Социальная политика – это проводимая государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллективами система мероприятий и акций, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния, улучшения качества жизни народа и обеспечения социальной и политической стабильности.

СП в качестве важнейших элементов включает в себя цели и средства их осуществления, основные направления, приоритеты и ценности на которые необходимо ориентироваться.

Субъекты СП – государство и его органы. Объекты СП – население, человек. В зависимости от объекта, уровня и направления принято выделять федеральную, региональную и муниципальную социальную политику. На федеральном уровне задаются стратегические ориентиры СП, на региональном и муниципальном уровнях осуществляется конкретная реализация СП.

Полномочия федеральной СП:

-         принятие законодательных актов регулирующих СП;

-         установление единой системы гос. минимальных стандартов (мин. пенсий, зарплаты);

-         разработка и реализация целевых программ;

-         формирование внебюджетных фондов гос. социального страхования;

-         финансирование федеральных объектов социальной инфраструктуры;

-         оказание методической помощи регион. и муниципальной сфере.

Полномочия региональной и муниципальной СП:

-         разработка региональных социальных программ и их реализация (поддержка малообеспеченных);

-         изыскание возможностей для повышения минимальных федеральных стандартов;

-         обеспечение учреждений социальной инфраструктуры находящихся в региональном и муниципальном ведении;

-         нормативное оформление и организация адресной социальной помощи

-         осуществление проверки нуждаемости;

-         определение и реализация социальной помощи слабозащищенным слоям населения.

 Основными подсистемами СП государства являются:

1.     Социальная помощь.

СП- система общественных отношений складывающаяся  между гражданами (семьями), имеющими среднедушевой доход ниже прожиточного минимума и органами государства по поводу предоставления гражданам (семьям),  денежных выплат, натуральных выдач и услуг сверх получаемого ими заработка, стипендий, пенсий, пособий, с целью обеспечения им прожиточного минимума и удовлетворения их основных потребностей.

2.     Социальная защита.

Социальная защита населения – практическая деятельность по реализации основных направлений СП.

3.     Социальная поддержка. Включает в себя меры по предоставлении помощи гражданам (семьям) имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающихся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией.


Прожиточный минимум  - стоимостная  оценка потребительской корзины, включая обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина –  минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Она пересматривается не реже одного раза в 5 лет. Устанавливается ФЗ.





















*Вопрос 82. Основные направления современной социальной политики России.

Причины кризиса социальной сферы в России:

- отсутствие стратегии и ошибочная тактика в осуществлении СП государства;

- подсистема управления социальными процессами не встроена в общую систему руководства экономическим развитием;

- слабая законодательная и нормативно-правовая база СП государства;

- заимствование зарубежного опыта без учета особенностей его применения в России;

- отсутствие прогноза изменений социальных проблем.

Две основные цели проводимых в России реформ в области СП: повысить уровень благосостояния населения двигаясь к рыночной  экономике западного образца, расширить индивидуальные свободы и обеспечить защиту  гражданских прав.

1. Общие вопросы политики доходов населения.

2. Политика в сфере труда и трудовых отношений:

-         политика в области оплаты труда;

-         социальное партнерство;

-         охрана труда и социальное страхование;

-         защита трудовых прав граждан;

-         политика занятости при структурной перестройке экономики.

3.  Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и слабообеспеченных слоев населения:

-         пенсионное обеспечение;

-         социальная помощь;

-         социальное обслуживание населения.

4. Основные направления развития отраслей социальной сферы:

-         охрана здоровья населения;

-         физическая культура и спорт;

-         образование;

-         наука;

-         культура;

-         жилищная сфера.

5.  Социальная защита отдельных групп населения – вынужденные мигранты, беженцы из районов экологического бедствия).

5.     Миграционная политика:

-         вынужденная миграция;

-         защита прав и интересов  соотечественников проживающих за рубежом.

*Вопрос 83. Социальная защита населения: сущность, формы, методы механизмы.


В нормально развивающейся стране отношения государства с населением строятся следующим образом. С одной стороны, население - активный субъект отношений: владеет собственностью, трудится, создает ВВП и собственные доходы, платит налоги, покупает товары и услуги и т.д., с другой, является объектом той функции государства, которую теперь принято обозначать термином - социальная защита.

Социальная защита - это политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни: право на минимально достаточные средства на жизнь, на труд и отдых, социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей, на защиту от безработицы, охрану здоровья, образование, жилище и т.п.

Социальная защита – практическая деятельность по реализации основных направлений СП государства. Она осуществляется на базе соответствующих нормативно-правовых актов, денежных материальных ресурсов и включает в себя непосредственную организаторскую работу.

СЗ принято рассматривать в двух аспектах, в широком и узком смысле. СЗ в широком смысле характеризуется как политика обеспечения социально-экономических прав и гарантий человека в области уровня жизни, как процесс согласования интересов человека, государства и общества.

СЗ в узком смысле – это система мер обеспечивающая социальную защищенность нетрудоспособного населения и социально-уязвленных групп трудоспособного населения. В Программе социальных реформ 1997-2000 гг понятие СЗ рассматривается в узком смысле. Согласно этой программы СЗ населения сводится к социальному обслуживанию населенья, СЗ инвалидов, компенсационные выплаты к стипендиям, Социальной поддержке граждан уволенным в отставку с военной службы.

Формы и методы реализации механизма системы СЗ:

1. Индексация доходов населения. В 1991 году принят закон об индексации доходов и сбережений населения.  С 1999 г. регулярно индексируется зарплата.

2. Обеспечение минимальных социальных гарантий по доходам. В 1997 году принят ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ». Установлено требование уровень зарплаты не менее ПМ.

3. Регулирование социальной сферы. Должно осуществляться с помощью гос. минимальных стандартов и нормативов. По ним рассчитываются гос. расходы на образование, здравоохранение, жилье, соцобслуживание.

4. Предоставление льгот (скидок, субсидий). Льгота – преимущество, распространяемое на отдельную группу населения (лекарство, бесплатный проезд, по подоходному налогу и т.д.)

5. Установление дотаций к ценам, государственное регулирование потребительских цен.

6.                Обязательное социальное страхование. Основная и ведущая форма СЗ во всех странах распространяется на работающих членов общества. Участвует три стороны – работодатель, работник и государство.

7.                Социальное обеспечение и социальная помощь. На содержание нетрудоспособных членов общества – инвалиды, престарелые, дети потерявшие кормильцев. Источники финансирования бюджеты всех уровней и фонды соц. страхования. Соц. помощь не носит регулярного характера и не распространяется на всех нуждающихся. Она конкретна и носит заявительный характер, предполагает проверку нуждаемости, величину доходов и имущества.

8.                Социальное партнерство между работодателем и работающими.

9.                Нормы прямого действия социально-трудового законодательства. Они связаны с защитой трудовых прав ()прием и увольнение, режим рабочего времени.


Одно из направлений социальной защиты - это борьба с безработицей. создание новых рабочих мест,

·        квотирование рабочих мест для инвалидов,

·        квотирование рабочих мест для молодежи,

·        молодежная практика,

·        поддержка частного предпринимательства,

·        переобучение безработных за счет средств Фонда занятости и т.д.

Главное здесь - создать новые рабочие места.

При поддержке инвалидов, многодетных семей во всем мире используются адресные технологии - это выход и для нас. Сейчас в Ставропольском крае ведется работа по переходу на новые адресные технологии.

*Вопрос 84. Основные направления реформирования социальной сферы современной России.


Среди основных направлений СП государства ведущим является  направленное развитие отраслей социальной сферы.

С начала 90-х годов проводится реформа социальной сферы, но жизнь показывает, что сегодня требуется дальнейшее ее реформирование.

Серьезную озабоченность вызывает ситуация в образовании и здравоохранении. Постоянная дефицитность бюджета сказывается на них самым отрицательным образом и постоянно грозит разрушить еще работающие здесь предприятия и учреждения. Между тем эффективную социальную защиту нельзя представить себе без этих сфер: возможность обучиться, получить образование, быть здоровым - важнейшие факторы сокращения дифференциации людей различных социальных слоев и групп на жизненном старте, база для будущего повышения дохода в целях достаточного потребления и сокращения тем самым круга социальных иждивенцев у государства.


А) Одно из направлений реформирования социальной сферы современной России – реформирование системы пенсионного обеспечения.

Почему это стало актуальным в последнее время?

Во-первых, увеличилось число пенсионеров и соответственно снизилось отношение пенсионеров и работающих. Сегодня оно составляет 1: 1,8. (было 1:10)

Во-вторых, снижается доля зарплаты в общей структуре доходов населения.

В - третьих, сокращается количество занятых в народном хозяйстве – с 75, 8 до 68,5 млн. человек за пять лет.

В-четвертых, увеличилось число льготных пенсий.

Реформа ПО с 2002 года предусматривает заменить принципы функционирования пенсионной системы РФ. Заменить распределительный принцип финансирования на смешанный – распределительно- накопительный.

Новая система будет иметь три уровня финансирования пенсий:

- гарантированная государством базовая пенсия с фиксированным размеров, который предоставляется всем, кто выполнил требования по минимальному трудовому стажу. Средства поступают в федеральный бюджет . Эти средства индексируются с учетом инфляции. Размер их 14% из поступающих от работодателя 28%.

- дифференцированная пенсия зависит от результатов  труда конкретного человека и зачисляется на индивидуальные накопительные счета, разделяется на две части – 12 % условные пенсионные права, 2% - непосредственно на счета и наращиваются ПФ в зависимости от возможностей размещения ден. активов.

-  негосударственное страхование и создание системы профессиональных пенсионных систем.


Б) Второе направление реформирования социальной сферы – организация здравоохранения на принципах социального страхования и регулирования рынка с многоканальной системой финансирования.

Социальное медицинское страхование обеспечивает получение медицинской помощи на принципах общественной солидарности (независимо от уровня доходов, возраста, состояния здоровья). Роль свободного рынка медицинских услуг – удовлетворение потребности населения сверх гарантированного минимума.














































*Вопрос 85. Управление социальной защиты населения в регионе.


В зависимости от объекта, уровня и направления принято выделять федеральную, региональную и муниципальную социальную политику. На федеральном уровне задаются стратегические ориентиры СП, на региональном и муниципальном уровнях осуществляется конкретная реализация СП.

Полномочия региональной и муниципальной СП:

-         разработка региональных социальных программ и их реализация (поддержка малообеспеченных);

-         изыскание возможностей для повышения минимальных федеральных стандартов;

-         обеспечение учреждений социальной инфраструктуры находящихся в региональном и муниципальном ведении;

-         нормативное оформление и организация адресной социальной помощи

-         осуществление проверки нуждаемости;

-         определение и реализация социальной помощи слабозащищенным слоям населения.

Роль региональных и муниципальных органов власти  ведущая в реализации вопросов социальной защиты населения. В соответствии с ФЗ от 1997 г. «О прожиточном минимуме в РФ» социальная помощь гражданам,  имеющим доходы менее прожиточного минимума оказывается органами региона.

Чтобы решать эти вопросы необходима структура. В Ставропольском крае сложилась следующая структура управления:

А) Министерство труда и социальной защиты населения;

Б) в районах и городах – управления СЗН;

В) сеть учреждений – краевой центр социального обслуживания, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, социальные столовые, пункты проката протезно-реабилитационной техники, отделения по работе с детьми и инвалидами, центры социального обслуживания детей из малообеспеченных семей (комнаты дневного пребывания).



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16