Вопросы и ответы к междисциплинарному экзамену (государственное и муниципальное управление)
Б) Следующей ступенью МЭИ является таможенный
союз (ТС) – соглашение двух или более государств об упразднении таможенных
пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма. В соответствии с ГАТТ
таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной и
полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создание единого внешнего
таможенного тарифа. В рамках ТС происходят серьезные изменения в структуре
производства и потребления стран – участниц. Во-первых, проводя единую внешнеторговую
политику, по отношению к таможенным тарифам, различные внешние преференции,
протекционизм и т.п., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня
внешнего тарифа и результирующих цен. Это в свою очередь дает толчок к
переориентировке ресурсов, в потреблении и производстве.
В) Качественно более высокой ступенью
интегрирования является единый рынок (ЕР). Перерастание ТС в ЕР
обуславливается как чисто экономическими факторами, так и политическими. Для
создания ЕС, необходимо реализовать 6-7 обязательно крупных задач, что
невозможно осуществить в рамках ТС. Однако именно ТС, во-первых, упраздняя
таможенные пошлины между государствами – членами и, во-вторых, разрабатывает
единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки перехода
к ЕР. Для создания ЕР этого недостаточно. Третья задача – разработка общей
политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. Естественно
предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе
наднациональных, органов управления и контроля. В ЕС это – Европарламент, Совет
Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет. Другие интеграционные
группировки, вероятно, будут иметь иные органы управления и контроля.
Г) Строительство ЕР должно завершиться
созданием подлинно единого экономического, правового и информационного
пространства и дать импульс для перехода интеграционной группировки к
качественно новой ступени – экономическому союзу (ЭС). Что касается валютного
союза, то с началом последнего этапа формирование экономического и
валютного союза предусматривается проведение единой валютной политики,
введение единой валюты – ЕВРО, создания нового института – Единого Центрального
Банка, который вместе с ЦБ стран – членов образует Единую систему ЦБ стран,
входящих в ЭВС.
Примерами интеграционных группировок могут
служить:
1.1. Североамериканская ассоциация свободной
торговли (НАФТА). Было подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой о
Североамериканской ассоциации свободной торговли, вступившее в силу с 1 января
1994 года.
1.2. В наблюдающейся активизации интеграционных процессов в Южной
Америке все более заметную роль играет МЕРКОСУР (Merkado Comun del Sur) –
Общий рынок стран южного конуса, созданный в 1991 году Аргентиной, Бразилией,
Парагваем и Уругваем.
1.3. В Западной Африке наиболее заметна активизация
деятельности Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС),
ставящего своей целью поэтапное создание общего рынка в регионе. ЭКОВАС создано
в 1975 г., в состав входят 16 государств. В 1995 г. было объявлено об
официальном вступлении в силу Договора о Сообществе, с которым ряд стран этого
субрегиона связывают надежды на дальнейшую активизацию сотрудничества и
углубления интеграции.
В СНГ отношения развиваются в рамках соглашений о
сотрудничестве. Особый случай - это союз Белоруссии и России. Это ТС и
содружество.
Все бывшие советские республики имеют соглашения друг
с другом и Россией, но не с Западной Европой. В рамках СНГ (Грузия, Украина,
Азербайджан, Молдавия) и Евразийское сообщество (Белоруссия, Россия Казахстан).
*Вопрос 81. Социальная политика как направление
государственной деятельности по регулированию социально-экономических вопросов
и условий жизнедеятельности общества.
Причины кризиса социальной сферы в России:
1. отсутствие стратегии и ошибочная тактика в
осуществлении СП государства;
2. Подсистема управления социальными процессами не
встроена в общую систему руководства экономическим развитием;
3. Слабая законодательная и нормативно-правовая база
СП государства;
4. Заимствования зарубежного опыта без учета
особенностей его применения в России;
5. отсутствие прогноза изменений социальных проблем.
Отсюда две основные цели проводимых в России реформ в
области СП: повысить уровень благосостояния населения двигаясь к рыночной
экономике западного образца, расширить индивидуальные свободы и обеспечить
защиту гражданских прав.
СП – приоритетное направление деятельности
государства.
Социальная политика – это проводимая государственными структурами,
общественными организациями, органами местного самоуправления, а также
производственными коллективами система мероприятий и акций, направленных
на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением
благосостояния, улучшения качества жизни народа и обеспечения социальной и
политической стабильности.
СП в качестве важнейших элементов включает в себя цели
и средства их осуществления, основные направления, приоритеты и ценности на
которые необходимо ориентироваться.
Субъекты СП – государство и его органы. Объекты СП –
население, человек. В зависимости от объекта, уровня и направления принято
выделять федеральную, региональную и муниципальную социальную политику. На
федеральном уровне задаются стратегические ориентиры СП, на региональном и
муниципальном уровнях осуществляется конкретная реализация СП.
Полномочия федеральной СП:
-
принятие законодательных
актов регулирующих СП;
-
установление единой
системы гос. минимальных стандартов (мин. пенсий, зарплаты);
-
разработка и реализация
целевых программ;
-
формирование внебюджетных
фондов гос. социального страхования;
-
финансирование федеральных
объектов социальной инфраструктуры;
-
оказание методической
помощи регион. и муниципальной сфере.
Полномочия региональной и муниципальной СП:
-
разработка региональных
социальных программ и их реализация (поддержка малообеспеченных);
-
изыскание возможностей для
повышения минимальных федеральных стандартов;
-
обеспечение учреждений
социальной инфраструктуры находящихся в региональном и муниципальном ведении;
-
нормативное оформление и
организация адресной социальной помощи
-
осуществление проверки
нуждаемости;
-
определение и реализация
социальной помощи слабозащищенным слоям населения.
Основными подсистемами СП государства являются:
1.
Социальная помощь.
СП- система общественных отношений складывающаяся
между гражданами (семьями), имеющими среднедушевой доход ниже прожиточного
минимума и органами государства по поводу предоставления гражданам (семьям),
денежных выплат, натуральных выдач и услуг сверх получаемого ими заработка,
стипендий, пенсий, пособий, с целью обеспечения им прожиточного минимума и
удовлетворения их основных потребностей.
2.
Социальная защита.
Социальная защита населения – практическая
деятельность по реализации основных направлений СП.
3.
Социальная поддержка. Включает в себя меры по предоставлении
помощи гражданам (семьям) имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но
нуждающихся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией.
Прожиточный минимум - стоимостная оценка
потребительской корзины, включая обязательные платежи и сборы.
Потребительская корзина – минимальный набор продуктов
питания, непродовольственных товаров и услуг. Она пересматривается не реже
одного раза в 5 лет. Устанавливается ФЗ.
*Вопрос 82. Основные направления
современной социальной политики России.
Причины кризиса социальной сферы в России:
- отсутствие стратегии и ошибочная тактика в
осуществлении СП государства;
- подсистема управления социальными процессами не
встроена в общую систему руководства экономическим развитием;
- слабая законодательная и нормативно-правовая база СП
государства;
- заимствование зарубежного опыта без учета
особенностей его применения в России;
- отсутствие прогноза изменений социальных проблем.
Две основные цели проводимых в России реформ в области
СП: повысить уровень благосостояния населения двигаясь к рыночной экономике
западного образца, расширить индивидуальные свободы и обеспечить защиту
гражданских прав.
1. Общие вопросы политики доходов населения.
2. Политика в сфере труда и трудовых отношений:
-
политика в области оплаты труда;
-
социальное партнерство;
-
охрана труда и социальное
страхование;
-
защита трудовых прав
граждан;
-
политика занятости при
структурной перестройке экономики.
3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных
и слабообеспеченных слоев населения:
-
пенсионное обеспечение;
-
социальная помощь;
-
социальное обслуживание
населения.
4. Основные направления развития отраслей
социальной сферы:
-
охрана здоровья населения;
-
физическая культура и
спорт;
-
образование;
-
наука;
-
культура;
-
жилищная сфера.
5. Социальная защита отдельных групп населения
– вынужденные мигранты, беженцы из районов экологического бедствия).
5.
Миграционная политика:
-
вынужденная миграция;
-
защита прав и интересов
соотечественников проживающих за рубежом.
*Вопрос 83. Социальная защита населения: сущность,
формы, методы механизмы.
В нормально развивающейся стране отношения государства
с населением строятся следующим образом. С одной стороны, население - активный
субъект отношений: владеет собственностью, трудится, создает ВВП и собственные
доходы, платит налоги, покупает товары и услуги и т.д., с другой, является
объектом той функции государства, которую теперь принято обозначать термином -
социальная защита.
Социальная защита - это политика государства по обеспечению прав и
гарантий в области уровня жизни: право на минимально достаточные средства на
жизнь, на труд и отдых, социальное обеспечение по старости, болезни и в случае
потери кормильца, для воспитания детей, на защиту от безработицы, охрану
здоровья, образование, жилище и т.п.
Социальная защита – практическая деятельность по
реализации основных направлений СП государства. Она осуществляется на базе
соответствующих нормативно-правовых актов, денежных материальных ресурсов и
включает в себя непосредственную организаторскую работу.
СЗ принято рассматривать в двух аспектах, в широком и
узком смысле. СЗ в широком смысле характеризуется как политика
обеспечения социально-экономических прав и гарантий человека в области уровня
жизни, как процесс согласования интересов человека, государства и общества.
СЗ в узком смысле – это система мер
обеспечивающая социальную защищенность нетрудоспособного населения и
социально-уязвленных групп трудоспособного населения. В Программе социальных
реформ 1997-2000 гг понятие СЗ рассматривается в узком смысле. Согласно этой
программы СЗ населения сводится к социальному обслуживанию населенья, СЗ
инвалидов, компенсационные выплаты к стипендиям, Социальной поддержке граждан
уволенным в отставку с военной службы.
Формы и методы реализации механизма системы СЗ:
1. Индексация доходов населения. В 1991 году принят
закон об индексации доходов и сбережений населения. С 1999 г. регулярно
индексируется зарплата.
2. Обеспечение минимальных социальных гарантий по
доходам. В 1997 году принят ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ». Установлено требование
уровень зарплаты не менее ПМ.
3. Регулирование социальной сферы. Должно
осуществляться с помощью гос. минимальных стандартов и нормативов. По ним
рассчитываются гос. расходы на образование, здравоохранение, жилье,
соцобслуживание.
4. Предоставление льгот (скидок, субсидий). Льгота –
преимущество, распространяемое на отдельную группу населения (лекарство,
бесплатный проезд, по подоходному налогу и т.д.)
5. Установление дотаций к ценам, государственное
регулирование потребительских цен.
6.
Обязательное социальное
страхование. Основная и ведущая форма СЗ во всех странах распространяется на
работающих членов общества. Участвует три стороны – работодатель, работник и
государство.
7.
Социальное обеспечение и
социальная помощь. На содержание нетрудоспособных членов общества – инвалиды,
престарелые, дети потерявшие кормильцев. Источники финансирования бюджеты всех
уровней и фонды соц. страхования. Соц. помощь не носит регулярного характера и
не распространяется на всех нуждающихся. Она конкретна и носит заявительный характер,
предполагает проверку нуждаемости, величину доходов и имущества.
8.
Социальное партнерство
между работодателем и работающими.
9.
Нормы прямого действия
социально-трудового законодательства. Они связаны с защитой трудовых прав
()прием и увольнение, режим рабочего времени.
Одно из направлений социальной защиты - это борьба с
безработицей. создание новых рабочих мест,
·
квотирование рабочих мест
для инвалидов,
·
квотирование рабочих мест
для молодежи,
·
молодежная практика,
·
поддержка частного
предпринимательства,
·
переобучение безработных
за счет средств Фонда занятости и т.д.
Главное здесь - создать новые рабочие места.
При поддержке инвалидов, многодетных семей во всем
мире используются адресные технологии - это выход и для нас. Сейчас в
Ставропольском крае ведется работа по переходу на новые адресные технологии.
*Вопрос 84. Основные направления
реформирования социальной сферы современной России.
Среди основных направлений СП государства ведущим
является направленное развитие отраслей социальной сферы.
С начала 90-х годов проводится реформа социальной
сферы, но жизнь показывает, что сегодня требуется дальнейшее ее реформирование.
Серьезную озабоченность вызывает ситуация в
образовании и здравоохранении. Постоянная дефицитность бюджета сказывается на
них самым отрицательным образом и постоянно грозит разрушить еще работающие
здесь предприятия и учреждения. Между тем эффективную социальную защиту нельзя
представить себе без этих сфер: возможность обучиться, получить образование,
быть здоровым - важнейшие факторы сокращения дифференциации людей различных
социальных слоев и групп на жизненном старте, база для будущего повышения
дохода в целях достаточного потребления и сокращения тем самым круга социальных
иждивенцев у государства.
А) Одно из направлений реформирования социальной сферы
современной России – реформирование системы пенсионного обеспечения.
Почему это стало актуальным в последнее время?
Во-первых, увеличилось число пенсионеров и
соответственно снизилось отношение пенсионеров и работающих. Сегодня оно составляет
1: 1,8. (было 1:10)
Во-вторых, снижается доля зарплаты в общей структуре
доходов населения.
В - третьих, сокращается количество занятых в народном
хозяйстве – с 75, 8 до 68,5 млн. человек за пять лет.
В-четвертых, увеличилось число льготных пенсий.
Реформа ПО с 2002 года предусматривает заменить
принципы функционирования пенсионной системы РФ. Заменить распределительный
принцип финансирования на смешанный – распределительно- накопительный.
Новая система будет иметь три уровня финансирования
пенсий:
- гарантированная государством базовая пенсия с
фиксированным размеров, который предоставляется всем, кто выполнил требования
по минимальному трудовому стажу. Средства поступают в федеральный бюджет . Эти
средства индексируются с учетом инфляции. Размер их 14% из поступающих от
работодателя 28%.
- дифференцированная пенсия зависит от результатов
труда конкретного человека и зачисляется на индивидуальные накопительные счета,
разделяется на две части – 12 % условные пенсионные права, 2% - непосредственно
на счета и наращиваются ПФ в зависимости от возможностей размещения ден.
активов.
- негосударственное страхование и создание системы
профессиональных пенсионных систем.
Б) Второе направление реформирования социальной сферы
– организация здравоохранения на принципах социального страхования и
регулирования рынка с многоканальной системой финансирования.
Социальное медицинское страхование обеспечивает
получение медицинской помощи на принципах общественной солидарности (независимо
от уровня доходов, возраста, состояния здоровья). Роль свободного рынка
медицинских услуг – удовлетворение потребности населения сверх гарантированного
минимума.
*Вопрос 85. Управление социальной защиты
населения в регионе.
В зависимости от объекта, уровня и направления принято
выделять федеральную, региональную и муниципальную социальную политику. На
федеральном уровне задаются стратегические ориентиры СП, на региональном и
муниципальном уровнях осуществляется конкретная реализация СП.
Полномочия региональной и муниципальной СП:
-
разработка региональных
социальных программ и их реализация (поддержка малообеспеченных);
-
изыскание возможностей для
повышения минимальных федеральных стандартов;
-
обеспечение учреждений
социальной инфраструктуры находящихся в региональном и муниципальном ведении;
-
нормативное оформление и
организация адресной социальной помощи
-
осуществление проверки
нуждаемости;
-
определение и реализация
социальной помощи слабозащищенным слоям населения.
Роль региональных и муниципальных органов власти ведущая в реализации
вопросов социальной защиты населения. В соответствии с ФЗ от 1997 г. «О
прожиточном минимуме в РФ» социальная помощь гражданам, имеющим доходы менее
прожиточного минимума оказывается органами региона.
Чтобы решать эти вопросы необходима структура. В
Ставропольском крае сложилась следующая структура управления:
А) Министерство труда и социальной защиты населения;
Б) в районах и городах – управления СЗН;
В) сеть учреждений – краевой центр социального
обслуживания, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, социальные столовые,
пункты проката протезно-реабилитационной техники, отделения по работе с детьми
и инвалидами, центры социального обслуживания детей из малообеспеченных семей
(комнаты дневного пребывания).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|