Вопросы и ответы к междисциплинарному экзамену (государственное и муниципальное управление)
б) Роль администратора. Эта роль
предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать
решения и добиваться их реализации, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и
административных норм и распоряжений.
в) Роль планировщика. Главные
задачи этой роли – оптимизация будущей деятельности организации посредством
анализа тенденций, как самой организации, так и окружающей ее среды.
г) Роль предпринимателя.
Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить
новые виды деятельности, нестандартные решения наиболее соответствующие
ситуации, должен быть готов к определенному предпринимательскому риску, при
этом всячески минимизируя его.
В зависимости от уровня
управленческой иерархии традиционно выделяют три типа руководителей:
1. Руководители высшего звена. Это малочисленный слой менеджеров, их доля
в общем числе управляющих 3-7 %. Основные функции высших менеджеров состоят в
формулировке миссии организации, целей, политики, основных стандартов
деятельности, системы и структуры управления, представительстве на переговорах
с государственными органами и главными контрагентами.
2. Руководители среднего звена. Доля – 40-60%. Они назначаются и
освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут перед ним
ответственность за выполнение конкретных заданий и сохранность имущества
вверенных ему подразделений.
Руководители среднего звена, как правило, выполняют следующие функции:
выполняют работу руководителя высшего звена, если этой должности переданы
соответствующие полномочия, принимают решения по работе своего подразделения,
определяют возникающие проблемы, выносят их на обсуждение, подготавливают
информацию для вышестоящего руководителя и для своих подчиненных. Именно на них
ложится вся тяжесть повседневного управления персоналом: распределение заданий,
разработка графиков работы, организация и координация труда подчиненных.
3. Руководители низового звена.
Это младшие менеджеры или операционные руководители. Руководители этого ранга
выполняют следующие функции: осуществляют контроль за выполнением
производственных заданий, распоряжаются выделенным им сырьем и оборудованием,
несут ответственность за их сохранность, распределяют задания среди работников.
Руководители этого ранга замещают следующие должности: мастер, бригадир,
старшая медсестра, и тд
Требования,
предъявляемые к современным руководителям. По мнению классика научного
менеджмента Фредерика Тейлора, мастер обязан обладать такими качествами как
ум, образование, специальные или технические познания, физическая ловкость и
сила, такт , энергия, решительность, честность, рассудительность, здравый смысл
и крепкое здоровье.
Что касается основных качеств и
личностных черт, которыми должен обладать руководитель, логически упорядоченный
и весьма обоснованный перечень, предлагает Р.Л. Кричевский:
-
доминантность,
т.е. стремление влиять на других людей;
-
уверенность
в себе;
-
самообладание,
эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;
-
креативность
или способность к творчеству;
-
целенаправленность,
стремление к достижению цели;
-
предприимчивость,
готовность к обоснованному риску;
-
решительность,
готовность брать на себя ответственность;
-
надежность
в отношениях с подчиненными, руководством и клиентами;
-
общительность,
умение работать с людьми;
-
способность
максимально использовать возможности сотрудников путем их правильной
расстановки и мотивации.
Самоменеджмент руководителя.
Самым дефицитным и важным
ресурсом для всех людей является время. Его нельзя накопить, оно
необратимо. Быть хозяином своего времени – значит управлять им, сознательно его
планировать.
Самоменеджмент
руководителя – предполагает последовательное и целенаправленное использование
эффективных методов работы в личной повседневной практике для того, чтобы
оптимально и со смыслом использовать свое время.
Он включает в себя ряд приемов
организации рабочего времени, основанных на принципе последовательности и
режиме врабатывания.
а) принцип последовательности –
требует четкую последовательность этапов и рубежей стратегической целевой
организации производственной деятельности;
б) режим врабатывания –
требование входить в работу постепенно. Общее правило гигиены труда не
назначать ответственных мероприятий на начало трудового дня. Дать сотрудникам
собраться с мыслями, спланировать рабочий день.
Воспитать в себе способность
самоуправления можно только при наличии положительной мотивации «обладания»,
«достижения» и «служения» сознательно поставленной цели и систематического
выполнения подчиненных ей программ профессиональной деятельности.
Архитектоника рабочего
места.
Профессиональная деятельность госслужащего начинается с его рабочего места.
Рабочее место – система функциональных предметно-пространственных средств,
создающих условия протекания трудовой деятельности.
Основные требования к
организации рабочих мест:
1. требования к рабочему
пространству – объем помещения на одного работающего должен быть не менее 15
куб. метров, а площадь не менее 4,5 кв.м.
2. требования к условиям труда -
санитарно-гигиенические показатели – освещенность, температура, влажность,
давление, напряженность магнитного и электрического поля, запыленность, шум,
вибрация, токсичность, радиация. Выбор цветового решения отделки помещения,
освещенность рабочего места в поле наибольшей активности должна быть в пределах
300-500 лк.
3. требования к
предметно-пространственной структуре рабочего места служащего –
биомеханические, антропометрические показатели. Необходимо учитывать размеры и
формы тела работника и соответственно подбирать мебель. Высота стола – в
пределах 78-84 см.
Кроме санитарно-гигиенических и
психофизиологических требований, рабочее помещение должно быть спроектировано с
учетом социально-психологических, коммуникативных особенностей деятельности
его хозяина и соответствовать его целевому имиджу.
Кабинет – это помещение, где
проходит достаточно большая часть рабочего времени и психологический настрой
находящихся в нем людей должен быть положительным.
*Вопрос 19. Власть и
ответственность в управлении. Лидерство как современная форма управленческой
власти.
Важнейшими направления в
трактовке власти являются:
- телеологические (с точки
зрения цели) – власть как устойчивая способность достигать поставленной цели,
получать намеченные результаты;
-
конфронтационные
– власть как столкновение, конфронтация воль;
- бихеовиристические концепции
трактуют власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а
другие подчиняются;
- психологические определения
власти пытаются раскрыть субъективную мотивацию поведения индивидов.
Психоанализ трактует стремление к власти как проявление, сублимация
подавленного либидо;
- системные трактовки власти
основываются на признании ее производности не от индивидуальных отношений, а от
социальных;
- структурно – функционалистские
рассматривают власть как свойство социальной организации;
- реляционистские дефиниции
власти представляют ее как отношение между двумя партнерами, агентами, при
котором один из них оказывает определяющее влияние на второго.
Власть – возможность и
способность оказывать влияние на поведение других людей или групп посредством
какого-либо средства: воли, авторитета, права, насилия. (РАГС)
1. Проводя концептуальную
границу между понятиями «власть» и «управление», необходимо отметить следующее.
Управление есть функция любой организованной системы. Управление зависит от
способности субъекта достигать желаемых результатов. Эта способность субъекта
управления зависит в свою очередь от способности заставлять людей действовать в
соответствии с его намерениями, т.е. от власти над этими людьми. Таким образом власть
является необходимым средством управления, его основой и движущей силой.
2. Понятие «власть» тесно
связано с понятием «влияние». Тот, кто реально влияет на положение дел в
организации, обладает и властью. Верно и обратное. Вероятно, главное различие в
понятиях состоит в том, что понятие власти характеризует в большей мере
потенциал этого социального явления, а понятие влияния – в большей мере
действие.
3.Необходимо разграничить
понятия «власть» и авторитет». В отличии от власти под авторитетом принято
понимать влияние без принуждения. Авторитет есть основание власти. Авторитет
руководителя складывается из авторитета должности и авторитета личности.
Типология власти.
Большинство современных
классификаций управленческой власти имеют в своей основе источники власти.
Различают:
-
власть
принуждения. Объект власти верит, что субъект власти имеет возможность
наказывать таким образом, котрый помешает удовлетворению какой либо насущные
потребности;
-
власть
вознаграждение. Объект власти верит, что субъект власти имеет возможность
удовлетворять его насущные потребности;
-
экспертная
власть – объект верит, что субъект обладает специальными знаниями и навыками,
которые позволяют удовлетворять потребности объектов власти и организации в
целом;
-
эталонная
власть – характеристики или свойства субъекта власти настолько привлекательны
для объекта, что он хочет быть таким же, как субъект;
-
законная
власть - объект верит, что субъект власти имеет право отдавать приказания и
долг объекта – подчиняться им, как того требует закон.
Слово лидер в переводе с
английского языка означает руководитель, глава, командир, вождь, ведущий. Можно
выделить основные подходы к трактовке лидерства:
-
лидерство
– это разновидность власти;
-
лидерство
– это влияние на других людей;
-
лидерство
– это неформальное влияние;
-
лидерство
– есть управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием
решений, это руководящая должность;
-
лидерство
– это тип управленческого взаимодействия между лидерами и последователями,
основанный на наиболее эффективном в данной ситуации сочетании различных
источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общей цели.
Типология лидерства. Наиболее
простой и широко распространенной классификацией является выделение типов
лидерства в зависимости от ох восприятия группой. Согласно такому критерию
выделяются следующие типы лидеров:
-
«один
из нас». Он воспринимается как первый среди равных;
-
«лучший
из нас». Лидер выделяется из группы по многим параметрам и воспринимается как
образец для подражания;
-
«хороший
человек». Лидер – как воплощение лучших нравственных качеств: порядочности,
доброжелательности, внимательности к другим, готовности придти на помощь;
-
«служитель».
Выступает в роли выразителя интересов своих приверженцев.
*Вопрос 20. Стилевая характеристика управленческой
деятельности. Необходимость и возможность формирования эффективного стиля
управления в органах Г и М управления.
(РАГС) Под стилем руководства
понимается регулярно проявляющиеся черты и формы взаимодействия руководителя с
коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных, так и субъективных
условий и профессионально-личностных особенностей руководителя.
В основе своей стиль объективен,
так как определяется совокупностью социальных и экономических требований к
руководящей деятельности. Но с другой стороны стиль субъективен, является
своеобразной формой проявления индивидуальности руководителя.
Факторы, определяющие стиль
руководства:
-
цели
и задачи;
-
общие
условия труда;
-
актуальная
ситуация;
-
личность
руководителя, личности сотрудников;
-
размер
группы;
-
структура
группы;
-
место
рабочей группы в организации.
Классификация стилей
руководства. В 30-е годы XX
века Курт Левин выделил три основных стиля руководства: авторитарный,
демократический и попустительский.
Авторитарный (директивный) стиль
характеризуется централизацией власти в руках одного руководителя. Он
единолично принимает решения, жестко определяет всю деятельность подчиненных,
не давая им возможности проявить инициативу. Авторитарный стиль лежит в основе
абсолютного большинства конфликтов.
Руководитель, придерживающийся
демократическому стилю, децентрализует власть. Он консультируется с
подчиненными, которые также принимают участие в выработке решений и получают
достаточно информации, чтобы иметь представление о перспективах своей работы.
Попустительский (либеральный)
стиль характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность
подчиненных. Такой руководитель дела обычно пускает на самотек. Консервативен.
Никогда не критикует начальство, удобен в качестве подчиненного. Склонен
воздействовать уговариванием.
К классификациям, расширяющим
трехчленную схему К. Левина относится подход Р. Блейка и С. Моутона,
предложивших управленческую решетку. Решетка представляет собой матрицу, образованную
пересечениями двух переменных лидерского поведения: на горизонтальной оси –
ориентация на задачу, на вертикальной – ориентация на отношения. Шкалирование
каждой из осей матриц дает возможность очертить зоны пяти основных лидерских
стилей.
а) Объединенное управление –
приложение мин. Усилий в попытке сохранить занимаемую позицию.
б) Власть – подчинение
(управление работой) – высокая ориеннтация на задачу. Человеческому фактору
минимум внимания.
в) организационное управление –
управление посередине, баланс усилий по необходимости завершить работу с
одновременным поддержанием морали в коллективе.
г) управление в духе загородного
клуба (управление людьми).
д) групповое управление
(управление участием) – эффективность работы исходит из обязательств людей и их
взаимодействия, отношения строятся на доверии и уважении.
Наиболее эффективным стилем
руководства является тот стиль, который в каждый данный момент времени
оптимальным образом обращен к существующей реальности. Руководитель должен:
-
обладать
навыками выделения условий окружения;
-
знать
и иметь опыт работы с каждым из известных стилей;
-
уметь
соотносимо с реальными условиями выбрать наиболее оптимальный стиль и успешно
его применять.
Вопрос 22. Эволюция
управленческой мысли. Направления и тенденции развития современной теории и
практики управления.
1. Школа научной
организации труда. В начале века получили развитие теоретические
основы автократической модели управления, которые впоследствии утвердились в
качестве основ общего менеджмента. Первая фаза развития менеджмента связана с
работами американского исследователя и фактического основателя науки
менеджмента Ф.Тейлора. Базовые положения тейлоризма нашли отражение в его
работе "Принципы научного менеджмента" (1914). В основе системы Тейлора
лежит использование наблюдений, замеров, хронометрирования и анализа операций
ручного труда с целью рационализации действий работника. В ряде отраслей
система Тейлора позволила повысить эффективность в несколько раз. Генри Форд –
последователь Тейлора (человек – конвейер). Гилберт Френк изобрел прибор
микрохронометр.
2. Школа административного
управления. В начале XX в.
сформировалась так называемая классическая школа менеджмента, родоначальником
которой является французский ученый и менеджер-практик А.Файоль. Он и его
последователи изучали такие функции менеджмента в крупных организациях, как
прогнозирование, планирование, организация, руководство, координация и
контроль. Целью классической школы было создание универсальных принципов и
методов менеджмента. Сформулированные А.Файолем принципы управления сохраняют
свою актуальность и сегодня. Среди них - разделение труда, единство полномочий
и ответственности, дисциплина, единоначалие, подчиненность личных интересов
общим, вознаграждение персонала, стабильность рабочих мест, инициатива и корпоративный
дух. Приверженцы классической школы, разрабатывая принципы организации и
функции управления, не придавали большого значения развитию социальной стороны
менеджмента, т.е. той области знаний, которая впоследствии получила название
"управление персоналом".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|