бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Историография Кубани ("Реликтовые интуиции памяти и исторические перпендикуляры") бесплатно рефераты

окружности: тройной Дух и тройное тело соединены вместе в вечной печати

Соломона. Тогда  краеугольный  камень,  отброшенный  строителем,  вновь

станет главою угла, а человек - давно недостающий  краеугольный  камень

Всемирного Храма - станет  вновь  на  своё  место.  Ежедневные  события

обостряют наши  чувства  и  развивают  наши  способности.  Это  и  есть

инструменты Ремесла - молоток, долото и линейка, и с этими нами  самими

развитыми инструментами мы медленно  превращаем  неотёсанный  камень  в

законченный Куб  для  Всемирного  Храма.  Только  тогда  становимся  мы

посвящёнными Огня, потому что только тогда свет заменяет тьму. Когда мы

путешествуем через сводчатые камеры нашего  собственного  существа,  мы

тогда постигаем значение сводчатых камер Храма; и  по  мере  того,  как

посвятительный ритуал развёртывается перед нашими  глазами,  мы  должны

признать  в  нём  повторение   нашего    собственного    существования,

развёртыванте нашего собственного сознания и историю нашей  собственной

жизни. С этой мыслью в уме мы способны  понять  не  только  то,  почему

древние атланты поклонялись восходящему Солнцу, но также и  то,  почему

современный Масон символизирует солнце  как  Хирама,  высокорождённого,

который, поднявшись на верхушку храма, ставит на него золотой камень  и

всё в человеке воздвигает к жизни. Ну, а чем же, всётаки нам объяснить,

что один человек имеет страсть написать Книгу, в то время как другой -

имеет ненависть не прочесть Книги, либо страсть взять и сжечь Книгу ?

С  чем  только  не  связывало  человечество  появление  в  своей  среде

индивидуумов с повышенной  активностью!...  Лев  Николаевич  Гумилев  в

своей теории идет от предположения,  что  двигатель  этого  -  процесса

особый вид энергии, а именно - биогеохимическая энергия живого вещества

геосферы, описанная  еще  академиком  В.И.Вернадским.  "Очевидно,  сама

живая  личность  создает  вокруг  себя  какое-то  напряжение,  обладает

каким-то реальным энергетическим полем или сочетанием полей..."-  пишет

Л.Гумилев в своей монографии "География этноса в исторический  период".

Новые идеи,  овладевая  умами  их  страстных  поклонников,  разумеется,

способны изменять параметры  их  энергетических  полей,  которые  автор

называет  пассионарными  полями  (от   лат.    passio    -    страсть).

Взаимодействуя, эти  поля  объединяют  их  носителей  (пассионариев)  в

социальные институты  -  общины,  философские  школы,  дружины,  шайки,

партии...  Пассионарность  -   это    характерологическая    доминанта,

непреоборимое  внутреннее    стремление    (осознанное    или,    чаще,

неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление  какой-либо

цели  (часто  иллюзорной).  Заметим,  что  цель   эта    представляется

пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни,  а  тем  более

жизни  и  счастья  современников  и    соплеменников.    Пассионарность

отдельного человека может сопрягаться с любыми способностями: высокими,

средними, малыми; она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой

психической конституции данного человека;  она  не  имеет  отношения  к

этике, одинаково легко порождая подвиги и  преступления,  творчество  и

разрушения, благо и зло, исключая  только  равнодушие;  она  не  делает

человека  "героем",  ведущим  "толпу",  ибо  большинство   пассионариев

находятся в составе "толпы", определяя ее потентность  в  ту  или  иную

эпоху  развития  этноса.  Модусы  пассионарности  разнообразны:  тут  и

гордость, стимулирующая  жажду  власти  и  славы  в  веках;  тщеславие,

толкающее на демагогию и творчество; алчность,  порождающая  скупцов  и

ученых, копящих  знания  вместо  денег;  ревность,  влекущая  за  собою

жестокость и охрану очага, а примененная к идее - создающая фанатиков и

мучеников.  Поскольку  речь  идет  об  энергии,  то  моральные   оценки

неприменимы: добрыми или злыми могут быть сознательные  решения,  а  не

импульсы. В свое время меня очень удивили описания путешествия Орельяны

- это испанский капитан, открывший Амазонку.. Он воевал с  индейцами  в

районе современного Эквадора, на склонах  Анд.  Орельяна  спустился  на

восток и увидел, что текут большие реки, и решил узнать, куда эти  реки

текут. И увлек за собой отряд. Пищи почти не было, снабжение  там  было

очень плохое, переходы были длинные. Индейцы,  из  которых  они  делали

носильщиков, от непосильного труда умирали в большом количестве. Но тем

не менее Орельяна увлек весь свой  отряд,  а  там  были  интеллигентные

люди, которые оставили записи (например, патер-капитан отряда Гаспар до

Карвахаль, который вел дневник, и это было его главное занятие.  Сейчас

этот  дневник  опубликован.  Они  опустились  по  Амазонке,  причем  им

встречались там разного рода индейские деревни. По рассказам Карвахаля,

это были большие поселения, не такие, как сейчас, а гораздо больше,  но

там жили самые примитивные индейцы, у которых никакого золота не  было.

Откуда в Амазонке золото? "Так мы, - писал  этот  падре,  -  мы  золото

особенно и не искали, мы искали, что покушать, голодные плыли на лодках

и на плотах по реке, самой большой и многоводной в мире",  и,  наконец,

выплыли  -  больные,  усталые,   замученные,    напуганные    страшными

аллигаторами, огромными анакондами. В общем, выплыли в море,  добрались

до испанских колоний  на  остров  Кубагуа,  к  поселку  Новый  Кадис  и

отдохнули. Орельяне дали титул маркиза за открытие этой огромной  реки,

дали наградные, потому что у него никаких своих богатств  не  было,  он

вернулся голодным и нищим. Что  же  сделал  Орельяна  после  этого?  На

полученные деньги он снарядил новую экспедицию и  отправился  снова  на

Амазонку. Но уже не  вернулся.  Зачем  ехал  навстречу  гибели?  Теперь

обратим внимание, как проявляют себя такого типа люди в зависимости  от

тех целей, к которым они стремятся. Ведь не все они хотят лидировать  и

быть вождями. Вот Ньютон.  Он  потратил  свою  жизнь  на  решение  двух

кардинальных  научных  проблем  -  создание  механики   и    толкование

Апокалипсиса, только это его и интересовало. Жены не  завел,  богатства

не накопил, кроме своих идей, жил дома с экономкой и работал.  И  когда

король Англии Карл II сделал его пэром, он, как добросовестный человек,

ходил в парламент и высиживал там все заседания, но за все это время он

сказал там только два слова: "Закройте форточку". Все остальное его  не

интересовало. Вот  пример  человека,  который  отнюдь  не  стремился  к

лидерству, но вместе с тем он  вел  полемику,  спорил,  доказывал  свою

правоту. Он был истинный протестант и враг католиков, т.е. у него  были

все человеческие качества,  но  целью  его  жизни  была  жажда  знаний,

которую мы  можем  назвать  модусом  алчности.  Скупой  Рыцарь  собирал

деньги,  а  Ньютон  -  знания:  тот  и  другой  были  алчными,  но   не

тщеславными. И наоборот, мы можем найти сколько угодно актеров, которые

безумно тщеславны, или поэтов, которые ради своей  популярности  готовы

пожертвовать  всем,  чем  угодно.  История  зафиксировала   и    крайне

экстремальные случаи  поведения  людей,  когда  они  до  такой  степени

влюбляются  в  свой  идеал,  что  жертвуют  жизнью,  а    это    совсем

нецелесообразно с нормальной точки зрения. Жанна  д'Арк  была  девушкой

очень впечатлительной и очень патриотической. Несмотря на то,  что  она

по-французски  плохо  говорила,  она  решила  спасти  Францию  и,   как

известно, она ее спасла. Но все-таки после  того,  как  она  освободила

Орлеан и короновала Карла в Реймсе, превратив его из дофина в законного

короля, она попросила, чтобы ее отпустили. Она не  стремилась  к  тому,

чтобы занять место при дворе. Ее не отпустили, и дальнейшая  ее  судьба

была печальна. Я пытался показать, что есть люди, которые  стремятся  в

большей или меньшей степени к идеальным иллюзорным целям. А  если  так,

то мы можем совершенно спокойно поставить вопрос о том, как  же  понять

это самое "что-то", т.е. пассионарность - качество, толкающее людей  на

следование иллюзорным целям, а не реальным. Что это за страсть, которая

иногда оказывается даже сильнее самого инстинкта самосохранения? Однако

пассионарность имеет обратный вектор, ибо заставляет  людей  жертвовать

собой и своим потомством, которое либо не рождается, либо  находится  в

полном пренебрежении ради иллюзорных вожделений: честолюбия, тщеславия,

гордости, алчности, ревности и прочих страстей. Следовательно, мы можем

рассматривать пассионарность  как  антиинстинкт,  или  как  инстинкт  с

обратным  знаком.  Как  инстинктивные,  так  и  пассионарные   импульсы

регулируются в эмоциональной сфере. Но  ведь  психическая  деятельность

охватывает и сознание. Значит, нам следует отыскать в области  сознания

такое деление импульсов, которое можно было бы сопоставить с  описанным

выше. Пассионарность  имеет  еще  одно  качество,  которое  чрезвычайно

важно: она заразительна! Пассионарность ведет  себя  как  электричество

при индуцировании соседнего тела. Это еще Толстой отметил  в  "Войне  и

мире", что когда в цепи солдат кто-то крикнет:"Ура!", то цепь бросается

вперед, а когда крикнут:"Отрезаны!", то все бегут назад.  Говорят,  что

часто во время боя никаких криков не слышно. И тем не менее  наблюдение

Толстого совершенно правильно. В чем же  дело?  Каждый  живой  организм

обладает энергетическим полем, теперь мы уже можем  сопоставить  его  с

описанием особенностей  этноса  и,  следовательно,  назвать  этническим

полем, создаваемым биохимической энергией  живого  вещества.  Так  вот.

Если  принять  эту  энергетическую  модель,  модель  силового  поля,  и

применить ее к проблеме этноса,  то  этнос  можно  представить  себе  в

качестве системы колебаний определенного этнического поля. А  если  это

так, тогда мы можем  сказать,  в  чем  различие  этносов  между  собой.

Очевидно, в частоте колебаний поля,  т.е.  в  особом  характере  ритмов

разных этнических групп. И когда мы чувствуем своего, это  значит,  что

ритмы попадают в унисон или строятся в гармонию; когда в  унисон  ритмы

не попадают, мы чувствуем, что это чужой, не свой человек. На основании

этих построений Л.Н.Гумилев  строит  весьма  яркую  и  стройную  теорию

циклического развития племен, сообществ, наций, государств, этносов.  В

эту модель вписываются самые разные люди. И могучая  сила,  которую  он

нарек пассионарностью, толкает их к вершению судеб народов.

В древности всё наше Черноморское побережье постоянно бороздили пираты.

"Вначале было море" - эту истину открыл людям греческий философ  Фалес.

Море связывало народы, и оно же толкало их на то, чтобы завладеть им. В

римских  юридических  сборниках  -  дигестах  -  зафиксирован    закон,

приписываемый мудрому греческому законодателю Солону,  где  перечислены

три равноправные профессии:  моряки,  пираты  и  купцы.  Никто  не  мог

игнорировать пиратский  промысел,  хотел  он  того  или  нет.  Тут  все

зависело от обстоятельств,  как  и  то,  кому  быть  дичью,  а  кому  -

охотником. И никто не знал, в какой  из  этих  ипостасей  ему  придется

выступить,  едва  родной  берег  скроется  из  виду.  Это  была  единая

"трехглавая  профессия",  наподобие  греческой  богини    Гекаты    или

карфагенской Истины. Тысячу раз  прав  был  Гете,  утверждавший  устами

Мефистофеля, что "война, торговля  и  пиратство  -  три  вида  сущности

одной". Ни один античный роман не обошел молчанием действия пиратов.  И

с полным правом можно утверждать, что в  первую  очередь  с  пиратством

связано  стремительное  развитие  судостроения,  навигационных  знаний,

торговых связей, военно-политических союзов  -  всего,  что  составляет

историю  античного  общества.  Трудно    переоценить    роль    "мужей,

промышляющих морем", как называл их Гомер,  и  в  сфере  географических

открытий.  Именно  они  прокладывали  новые  трассы,  отыскивали  новые

якорные стоянки и гавани, изобретали новые типы кораблей и  вооружения.

Когда мы слышим слово "пират",  у  нас  возникают  ассоциации  двоякого

рода. Либо перед нашим мысленным взором предстает жутковатый верзила  с

черной бархатной повязкой на глазу, деревяшкой вместо ноги и с  кружкой

рома  в  изувеченной    руке,    покрытой    татуировкой,    горланящий

приличествующие случаю песни и обучающий попугая  популярной  в  данной

среде терминологии. Либо перед нами  смутно  маячит  байронический  лик

учтивого идальго в  бархатном  камзоле,  шляпе  с  плюмажем  и  томиком

Горация в холеной, хотя и  загорелой  руке  -  этакого  разочарованного

жизнью изгоя, лишь волею  обстоятельств  ставшего  джентльменом  удачи,

странствующим "рыцарем, лишенным наследства". Два мира, два полюса.  На

одном - Джон Сильвер ("Пиастры! Пиастры!"),  Билли  Бонс  ("Йо-хо-хо  и

бутылка  рома!"),  капитан  Шарки  ("Не  зевай!  Налетай!  Забирай  его

казну!"). На другом - Морган, уже сменивший свое имя Генри на Джон,  но

еще  не  знающий,  что  его  ждут  вице-губернаторство  на  Ямайке    и

пожизненная литературная слава в образе капитана  Блада;  тонкий  поэт,

талантливый ученый,  государственный  деятель,  историк  и  неудачливый

придворный Уолтер Рейли; организатор первого в  мире  коммунистического

государства Либерталии на  Мадагаскаре  Миссон.  Различие  между  этими

полюсами не столь существенно,  как  кажется  на  первый  взгляд:  если

первых мы бы назвали типичными, то  вторые  -  безусловная  реальность,

хотя и сильно подгримированная временем. Все они вполне добросовестно и

профессионально относились к своим пиратским обязанностям -  каждый  на

своем месте и в меру своих способностей. Происхождение слова "пират" не

вполне ясно, но то,  что  оно  родилось  в  Греции,  -  несомненно.  Им

пользовались такие писатели, как Полибий и  Плутарх  и  они  ничего  не

говорят о его происхождении, из чего следует, что это слово было хорошо

известно и привычно. Его можно толковать по-разному: "пытаться овладеть

чем-либо,  нападать  на  что-нибудь",    "пытаться    захватить    (или

штурмовать)", "совершать покушение  или  нападение  на  кораблях".  Это

слово вошло в обиход примерно  в  IV-III  веках  до  н.э.,  а  до  того

применялось понятие "лэйстэс", известное еще Гомеру и тесно связанное с

такими материями, как грабеж, убийство, добыча. Четкое разграничение  в

этой области провели лишь римляне:  их  слово  pirata  заимствовано  из

греческого как синоним именно  морского  грабителя,  разбойников  же  и

грабителей вообще они обозначали словом  latxrunsulus  (любопытно,  что

этим же словом они называли  наемных  солдат  и...  игральные  кости  -

вероятно, как символ ветреной Фортуны). Пиратство, как и война,  всегда

считалось у древних народов обычным хозяйственным занятием, не  хуже  и

не лучше, чем скотоводство, земледелие или охота. Разве что опаснее или

хлопотнее. А посему оно  неизбежно  должно  было  иметь  и  собственную

"производственную базу", окончательно  уравнивающую  его,  например,  с

военным делом. Пираты должны были иметь свои якорные стоянки, гавани  и

крепости, где они могли бы чувствовать себя  в  безопасности  на  время

ремонта или отдыха, были бы способны отразить любое нападение и хранить

добычу. Для этого нужны инженеры  и  строители  разных  специальностей,

обслуживающий персонал и вообще все, без чего не может обойтись ни одна

крепость.  Пираты  должны  были  иметь  корабли,  по  крайней  мере  не

уступающие быстроходностью  и  маневренностью  обычным  типам  торговых

судов (чтобы можно было догнать) и военных кораблей (чтобы  можно  было

удрать или принять бой). Для этого нужны верфи, материалы  и  постоянно

действующие конструкторские бюро. Пираты должны были иметь  эффективное

оружие нападения, чтобы предприятие  принесло  максимальную  выгоду,  и

оружие защиты, так как участь пойманного разбойника  было  ужасна.  Для

этого нужны грамотные специалисты в морском и  военном  деле,  а  также

знатоки теории военного искусства. Пираты должны были иметь лучшую  для

своей  эпохи  оснастку  кораблей,  превращающуюся  в  умелых  руках   в

дополнительное оружие. Для этого нужны совместные усилия конструкторов,

теоретиков и практиков, а также испытательные полигоны.  Пираты  должны

были  иметь  рынки  сбыта  рабов  и  награбленного  добра,   а    также

разветвленную сеть посредников, ибо без их помощи они быстро поменялись

бы местами со своими пленниками.  Для  этого  нужны  преданные  агенты,

совмещающие в себе таланты и разведчиков, и наводчиков, и провокаторов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18