бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Историография Кубани ("Реликтовые интуиции памяти и исторические перпендикуляры") бесплатно рефераты

вода расходуется неизвестно куда,  большей  частью  на  испарение.  Это

сказывается и на качестве воды. Озеро задерживает в себе  все  вещества

приносимые водой, а процесс самоочищения застойного бассейна  протекает

очень  медленно. Прозрачность  воды,  в  отличие  от  озера  Рица,   не

превышает одного метра. В озере Рица  прозрачность  в  15  раз  больше.

Главная загадка озера Абрау, которая  до  сих  пор  не  разгадана,  это

происхождение его котловины. Географическое название озера в переводе с

Абхазского означает "провал". Геологи  высказывали  предположение,  что

котловина  образовалась  в  результате  карстового   провала.    Однако

знакомство  с  берегами  озера  показывает,  что  они  сложены   флишем

верхнемелового возраста. В обрывах обнажаются  смятые  в  складки  слои

песчаников, мергелей, аргиллитов  и  глин.  Это  противоречит  гипотезе

карстового провального происхождения озера Абрау. Не согласуются с этой

гипотезой и морфологические особенности котловины. Карстовые озёра, как

правило,  встречаются  группами,    какие    встречались    в    районе

Краснодарского водохранилища,  для  них  характерны  округлая  форма  и

воронкообразное дно. У озера Абрау нет ни  одного  из  этих  признаков.

Согласно другой гипотезе, озеро Абрау является  остатком  Киммерийского

пресноводного бассейна, существовавшего на месте Чёрного моря  в  конце

неогенового периода, более 1 миллиона лет назад.  Эта  гипотеза  хорошо

объясняет состав фауны озера. В нём водятся карп,  сазан,  краснопёрка,

американский большеротый окунь и другие современные виды рыб. Но наряду

с  ними  есть  и  реликтовые,  например  селёдочка  (!).  Среди  донных

обитателей встречается ряд организмов, скорее  свойственных  лиманам  и

Каспийскому морю. Однако данная гипотеза оставляет  открытым  вопрос  о

происхождении котловины озера. В.П.Зенкович, В.И.Буданов и В.Л.Болдырев

в 1950-х годах изучавшие происхождение рельефа прибрежной  Черноморской

зоны,  пришли  к  выводу,  что  определяющая  черта  строения   берегов

полуострова Абрау это древние  оползни  и  обвалы,  образовавшиеся  при

значительно более низком уровне моря, метров на 50  ниже  современного.

Когда в конце новоэвксинского времени стал  подниматься  уровень  моря,

абразия резко усилилась и равновесие склонов оказалось нарушенным.  При

этом влажный климат способствовал разрыхлению и  скольжению  пород  под

силой Земной гравитации и  огромные  блоки  флиша  объёмом  в  миллионы

кубометров в виде горных обвалов рушились по склонам. Подобные  явления

происходили и по речным долинам. Озеро Абрау подпружено одним из  таких

гигантских обвалов, перегородившим речную долину. Эта  гипотеза  хорошо

объясняет  морфологию  береговой  зоны   моря.    Однако    на    месте

предполагаемого обвала, якобы перегородившего реку Абрау,  нет  высоких

гор, с которых мог бы обрушиться столь  широкий  и  высокий  завал.  По

мнению других учёных подвижки  земной  коры  в  результате  гигантского

землетрясения на рубеже  новой  эры  до  основания  потрясли  побережье

Чёрного моря. В результате горы сдвинулись. Но  это  должно  было  быть

очень большое  землетрясение,  которое  могло  создать  даже  в  районе

нынешнего Краснодара магнитуду 10 баллов.  Наличие  нескольких  гипотез

возникновения озера свидетельствует о сложности  и  нерешённости  этого

вопроса до сих пор. И если учёные не могут разгадать  такие  видимые  и

осязаемые крупногабаритные вещи, то как же им трудно может прийтись при

разгадывании тайны водяных лисиц, они запутались даже с  классификацией

нескольких видов и подвидов  реликтовой  сельди.  Ведь  всем  привычная

селёдка это очень реликтовая рыба, близкая родственница кистепёрых рыб.

На Чёрном море известно более 180 видов рыб. Промысловое значение имеют

белуга, осётр, севрюга, сельдь, хамса, шпрот, тюлька, кефаль, барабуля,

ставрида, скумбрия, камбала, пеламида, тунец. Кефаль,  сельдь  и  хамса

(анчоусы) весной идут из Чёрного моря в Азовское  на  кормёжку.  Осенью

при понижении температуры до 10 градусов рыба  возвращается  обратно  в

Чёрное море. Осетровые рыбы мечут икру в реках Дон,  Кубань,  Днепр,  а

лососевые в реках Кавказского побережья. Для  обогащения  ихтиофауны  в

своё время закупалась икра и молодь рыб в других странах. В США в  своё

время  приобрели  для  расселения  в  водоёмах  Кубани  рыбу    буйвола

(Буффало), так её называют за большой вес - до 50 килограммов. В Чёрное

море также были переселены два вида американских рыб  -  стальноголовый

лосось и полосатый окунь. Стальноголовый лосось  это  довольно  крупная

рыба, обитающая у Тихоокеанского  побережья  США,  так  же  ценна,  как

сёмга, но более  вынослива.  Живёт  8  -  10  лет,  достигает  веса  16

килограммов при длине до  1,5  метра.  После  вселения  в  Чёрное  море

отдельные экземпляры этой рыбы уже достигли веса 14 килограммов.  Очень

перспективно вселение  американского  полосатого  окуня.  Это  одна  из

наиболее ценных рыб Северной Америки. Живёт 15 - 20 лет,  самки  обычно

крупнее самца и достигают веса 50 килограмм. В опреснённых районах моря

живут судак, лещ, сазан,  окунь,  сом,  щука.  Самыми  большими  рыбами

Чёрного моря являются тунцы ( до 500 килограммов )  и  белуги  (до  800

килограммов ), причём часто встречаются белуги весом до полутора  тонн.

Осенью тунец встречается у Керченского пролива. Он  развивает  скорость

до 100 километров в час, и  разогнавшись,  порой  выскакивает  из  воды

прямо на палубу судов. Белуги, помимо большого веса, отличаются  ещё  и

долголетием, живут они 70 - 80 лет,  правда,  по  сравнению  со  щукой,

живущей до 200 лет, и морской Черноморской черепахой, живущей 500  лет,

век белуги невелик. Экземпляр белуги в возрасте 50 лет и длиной 4 метра

экспонируется в музее Ростова, эта белуга зашла  метать  икру  прямо  в

порт Ростов/Дон прямиком из Чёрного моря, и попалась на удочку рыбаку.

Разумный авантюризм помогает жить мне и всем читающим этот мой текст.

Прежде всего, что такое "авантюра" и кого можно назвать  "авнтюристом"?

В широкой ассоциативности термина совершенно рассеялся  его  более  или

менее точный смысл.  Необходимо  отличать  "авантюриста"  от  человека,

обладающего  "  авантюрной  жилкой",  "любовью  к  авантюре"  и    т.п.

Авантюристами в середине и конце семнадцатого века  называли  пиратских

капитанов,  плавающих  на  свой  страх  и  риск,  флибустьеров  (членов

"берегового братства"), не связанных тайным  или  явным  контрактом  со

"спецслужбами" крупных держав, а также искателей приключений,  активных

как в добрых, так и в дурных делах. В более чем относительных  пределах

нашего взгляда на историю всегда существовали вечные профессии и вечные

призвания. Гончар, плотник, портной. Вор, шут, соглядатай. Авантюризм -

одно из вечных призваний. Наметим хотя бы приблизительную  сферу  этого

призвания и начнем со следующей декларации: вряд ли  найдется  реальный

индивид либо литературный герой, в глазах которого хоть раз  в  год  не

сверкнула "авантюра". Можно даже у господина Обломова найти минимум три

авантюрные черточки. И теперь  подойдем  к  проблеме  иначе:  можно  ли

назвать авантюристами принца Родольфо  ("Парижские  тайны"  Эжена  Сю),

д'Артаньяна, Шерлока Холмса?  Нет,  нет  и  нет!  Можно  лишь  отметить

высокий коэффициент авантюризма в характере и поведении этих героев, но

нельзя классифицировать их как авантюристов. Следовательно, авантюристы

- люди бесчестные и беспринципные? В известном смысле слова  да,  если,

стряхнув на минуту гипноз  фанатического  морализма,  признать  крайнюю

неопределенность абстрактно трактуемых понятий  "чести"  и  "принципа".

Честь, долг, совесть и принципы отличают людей, связанных: 1) с другими

людьми,  группами,  организациями;  2)  с  той  или  иной  генеалогией,

классом, сословием;  3)  с  мифически-религиозным  ритуалом.  Идеальный

авантюрист - человек  неопределенных  занятий,  убеждений,  целей.  Его

экзистенция до крайности динамична. Реально можно  говорить  о  степени

приближенности к психологической  схеме.  Итак,  мы  должны  ограничить

"авантюрный  роман"  от  романа  об  авантюристе:   герой    авантюрных

повествований - преступник, сыщик, благородный шериф, инициатор опасной

экспедиции, апологет  добра  и  зла,  шпион,  искатель  сокровищ  -  не

является авантюрмстом в собственном смысле слова.  Авантюрист  свободен

от всего  и  свободен  для  всего.  Здесь  парадокс  свободы  вообще  и

авантюризма  в  частности.  Благородные  герои,  великолепные   злодеи,

великие  путешественники  действуют  как    правило,    под    влиянием

спровоцированного  стимула,таковым  может  явиться    любовь,    дружба,

ненависть, жажда  мести,  магнетизм  цели,  секс.  Авторитеты,  идеалы,

иллюзии контролируют и направляют действия большинства людей, уничтожая

любую вспышку свободной воли. Разумеется, авантюрист "тоже  человек"  и

вполне может испытывать давление авторитета,  зависимость  от  любимого

ребёнка, страсть к деньгам и пр., и пр. Способен ли он в  любой  момент

избавиться от такой зависимости? Безусловно. Итак: художник  созерцает,

ученый  анализирует,  авантюрист  наблюдает.  Наблюдательность    можно

назвать незаинтересованным визуальным вниманием. Наблюдатель никогда не

спрашивает, "что это?", а просто зопоминает,  "как  это  функционирует,

действует, живет, умирает..." Далее: поскольку авнтюристу  в  силу  его

опасной и беспокойной жизни часто  случается  играть  роль  аутсайдера,

отщепенца ,бандита или заключеного,  он  приобретает  много  курьезных,

полезных  и  весьма  секретных  познаний.  Комментировать   психологию,

жизненный путь примечательного авантюриста можно  сколь  угодно  долго.

Спорность этого утверждения об исключительности  и  редкости  индивида,

которого с полным правом можно назвать авантюристом, очевидна.  Но  тем

не менее я  резко  против  общепринятой  манеры  называть  этим  именем

шулеров, проходимцев, шарлатанов, гангстеров, темных финансовых дельцов.

Да, человек  ищет,  где  лучше.  И  это  "лучше"  можно  понимать  и  в

меркантильном смысле. Но как хочется видеть за  переменой  мест  мотивы

если не высокие, то хотя бы чистые!.. Романтика в наш рациональный  век

не в чести. Отсюда - меньшая  популярность  романтических  гимнов,  чем

пародий на них: "А я еду, а я еду  за  деньгами,  за  деньгами,  не  за

запахом тайги..." Чем дискредитировали себя романтики? В  чем  они  они

провинились, если по нынешнему Северу ходит вот  такая  сентенция:  "На

Север едут за деньгами, за работой и за романтикой. Кто  приехал  из-за

денег - остается из-за работы; кто  приехал  из-за  работы  -  остается

из-за романтики; кто приехал из-за романтики -  уезжает"...  Почему  от

одних она ушла вместе с  детством,  которое  не  может  не  волноваться

силуэтом полушарий на стене, вокзальным  запахом  шпал  и  стоящими  на

рейде судами, а другие и на склоне лет  одарены,  либо  наделены,  либо

даже страдают далью? Что влечет людей к борьбе с  пространством  и  его

стихиями, к тревожной жизни  этих  стихий?  В  ХIII  веке  "Королевское

зерцало"  при  описании  северных  стран  научало  норвежского  принца:

"Хочешь ты знать что  ищут  люди  в  этой  стране  и  почему  они  туда

отправляются, несмотря на большую опасность для жизни, знай же, что три

свойства  человеческой  натуры  побуждают  их  к    тому.    Во-первых,

соревнование и  склонность  к  известности,  ибо  человеку  свойственно

устремляться туда, где грозит большая опасность, благодаря  чему  можно

приобрести  известность;  во-вторых,  любознательность,    ибо    также

свойством человеческой натуры является стремление  видеть  и  знать  те

местности, о которых ему рассказывали; в-третьих, человеку  свойственно

любостяжание, ибо люди постоянно жаждут денег и добра и идут туда,  где

по  слухам,  можно  иметь  прибыль,  несмотря  на   грозящую    большую

опасность". Эта цитата наверняка  не  первая  и  не  последняя  попытка

ответа на вечное "зачем?", на вечный вопрос о природе  терзающего  души

странников таинственного,  непостижимого  Зова.  Джека  Лондона  и  его

героев влечет в Белое Безмолвие "трубный глас Севера". У его Таруоттера

"ноги так  и  зудят,  а  мозг  сверлит  всегдашняя  бредовая  идея".  У

полярника  Кремера  в  крови  "постоянный  полярный  зуд".  О   людском

"неудержимом стремлении к  уходящим  в  бесконечность  вершинам"  пишет

Стефан Цвейг. В.Волович цитирует древних: "В неведомом  таится  манящая

сила" - и делает выводы из богатого личного опыта: "Человек  по  натуре

своей искатель и исследователь... Жажда познания,  стремление  в  тайны

неведомого влечет его в путь с  неодолимой  силой...Человек  по  натуре

своей  романтик.  В  нем    вечным    пламенем    горит    страсть    к

самоутверждению..."  Пьер  Маньян,  покорявший   арктические    пустыни

парусами своего снежного буера, считает, что "зов далей - это ответ  на

преследующую  каждого  из  нас  мысль  о  смерти",  желание    великими

свершениями заслужить толику бессмертии в памяти человечества.  Биограф

исследователя  океанских  глубин  Жоржа  Уо  отмечает  его  повиновение

"какому-то таинственному зову" к приключениям  и  удовлетворению  жажды

знаний. Сам Уо ощущает в себе "некий инстинкт, страсть к исследованию".

Для одного геолога, ставшего писателем, этот Зов тождественен призывам,

голосам  дороги:  "Эти  звуки  приходят  к  нам  как   напоминание    о

пространствах, о наших пращурах: бродячих охотниках  и  собирателях,  о

предках кочевниках, которые  ногами  открывали  неизученную  планету...

Никогда не придет время, когда  человек  будет  равнодушен  к  сигналам

дороги: гудкам, стартовым командам, реву оживших двигателей, как раньше

он не был равнодушен к ржанию коней, стуку копыт и колес, сиплому крику

караванных верблюдов". Кто  знает,  но,  может  быть,  именно  изучение

природы Зова странствий и  является  главной  целью  жизни  интересного

человека. Ведь мир странствий велик, ибо странствовать можно и телом, и

душой, можно на затерянном в океане плоту,  а  можно  -  за  письменным

столом, за мольбертом, над черновой партитурой.Ведь мы это Восток-Азия.

Запад есть запад, восток есть восток,  не  встретиться  им  никогда.

Лишь у подножья Престола Божья  в  день  страшного  суда.  Эти  строки,

принадлежащие великому английскому писателю Редьярду Киплингу, и по сей

день привлекают внимание. Одни соглашаются  с  Киплингом,  говоря,  что

Востоку и Западу действительно не понять друг друга. Другие,  наоборот,

протестуют,  указывая  на  то,  что  Восток  европеизируется,  а  Запад

проявляет  все  больший  интерес  к  традициям  востока  (   философии,

искусствам, медицине). Под  Восточной  цивилизацией  подразумевается  у

меня здесь прежде всего мой Северный Кавказ, который немножко  и  Азия.

На  протяжении  гигантского  временного  промежутка:  с   середины    2

тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет. За это время на Западе

успели одна за другой смениться несколько цивилизаций.  На  нас  ужасно

огромное  влияние  оказало  татаро-монгольское  иго.  В    устойчивости

Восточной цивилизации и состоит первая особенность моего Краснодарского

Востока.  Запад  движется  вперед  как  бы  рывками.  И  каждый   рывок

(Античность, Средневековье  и  т.д.)  сопровождается  крушением  старой

системы ценностей,  а  также  политических  и  экономических  структур.

Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые  веяния

здесь  не  разрушают  устои  цивилизации.  Напротив,   они    органично

вписываются в старое и растворяются в нем. Мой Восток очень  гибок,  он

способен вобрать и переработать многие чуждые себе  элементы.  Так,  по

замечанию одного из крупнейших  востоковедов,  нашествия  "варваров"  (

кочевых  племен,  живших  на  границах  Китая  и  переживавших   период

разложения  первобытнообщинного  строя  )  не  только  не    уничтожили

китайское государство, но даже не прервали его существования... И  даже

в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти

королевства очень скоро перестали быть "варварскими",  превратившись  в

те  же  китайские.  Коренное  китайское  население  этой  части  страны

ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию. Кроме того,  в

отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и  даже

ислам,  непримиримый  в  отношении  западного  христианства,   довольно

спокойно  уживался  с  традиционными  восточными  верованиями.    Таким

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18