бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Историография Кубани ("Реликтовые интуиции памяти и исторические перпендикуляры") бесплатно рефераты

своему происхождению и политическим убеждениям Гераклит был сторонником

аристократии.Он    резко    обрушивался    на    "чернь".С      победой

рабовладельческой демократии на  его  родине  связано  пессимистическое

отношение Гераклита к окружающей его  действительности.Выступая  против

победившей демократии он хотел показать ее преходящий характер.Однако в

своих  философских  построениях  он  вышел  далеко  за    рамки    этой

цели.Согласно Гераклиту высшим законом природы является вечный  процесс

движения и изменения.Стихия, из  которой  все  возникает,  это-  огонь,

представляющий то закономерно загорающийся, то  закономерно  потухающий

процесс горения.Все в природе состоит из  противоположностей  в  борьбе

рождающихся  из  огня  переходящих  друг  в  друга  и  возвращается   в

огонь.Гераклит  первым  пришел  к  мысли  о  диалектическом    развитии

материального    мира    как    о    необходимой    присущей    материи

закономерности.Закономерную необходимость  Гераклит  выразил  греческим

словом " логос ", в философском  смысле  обозначающем  "закон".Известно

приписываемое  Гераклиту  изречение:  "Панта  рей"-  все  течет,    все

изменяется  ,    которым    кратко    сформулирована    сущность    его

философии.Диалектическое единство противоположностей формулируется  как

постоянно  возникающая  гармония  взаимно  дополняющих  друг  друга   и

борющихся противоположностей.Процесс саморазвития огня не создал  никто

из богов или людей, он был,  есть  и  всегда  будет.Гераклит  высмеивал

религиозно-мифологическое мировоззрение своих соотечественников. Против

материалистической диалектики Гераклита  начали  вести  борьбу  философ

Ксенофан (ок.580-490 гг. до н.э.) и его  ученики.Изгнанный  из  родного

малоазийского  города  Колофона  (близ  Эфеса),  Ксенофан  поселился  в

Италии, где вел жизнь странствующего певца-распода.В  своих  песнях  он

выступал против антропоморфного политеизма  эллинской  религии.Ксенофан

утверждал, что нет оснований приписывать богам человеческий облик и что

если бы быки и кони  могли  создавать  изображения  богов,  то  они  бы

представили  их  по  своему  подобию.  Таковы    были    первые    шаги

древнегреческой философии, возникшей и развивающейся в борьбе со старым

религиозно-философским  мировоззрением.  V  в.  до  н.э.  был  временем

дальнейшего развития греческой науки и философии,  которые  по-прежнему

оставались  тесно  связанными.В  этот  период   дальнейшего    развития

античного  общества  и  государства,    происходившего    в    условиях

ожесточенной  классовой  и  политической  борьбы,    возникают    также

политические теории и публицистика. В V в. до  н.э.  материалистическая

философия  в  Древней  Греции  развивалась  исключительно  плодотворно.

Наиболее  выдающийся  философ  классического  этапа  философии  Древней

Греции был Платон (427-347 гг. до  н.э.  )  Платон  был  представителем

афинской рабовладельческой аристократии.В возрасте 20  лет  случайность

пересекает  дороги  жизней  Платона  и  Сократа.Таким  образом   Сократ

становится учителем Аристотеля.После того как Сократ был осужден,Платон

покидает Афины и не надолго  переселяется  в  Мегару,после  чего  снова

возвращается  в  родной  город  и  активно  принимает  участие  в   его

политической жизни.Платон впервые создает академию. До  нашего  времени

дошла информация  о  35  философских  трудах  Платона,  большинство  из

которых были изложены в форме диалога.  Вершиной  и  основой  всего  он

считал идеи.Материальный мир- лишь производная,тень мира идей.Лишь идеи

могут быть вечными.Идеи- есть истинное  бытие,  а  реальные  вещи-  это

бытие кажущиеся.Выше всех других идей  Платон  ставил  идею  красоты  и

добра.Платон  признает  движение,    диалектику,    которая    является

результатом конфликта бытия и небытия,т.е. идеи и материи.  Чувственное

познание, предметом которого является  материальный  мир,  выступает  у

Платона как вторичное, несущественное.Истинное познание- это  познание,

проникающее в мир идей- познание  разумное.  Душа  вспоминает  идеи,  с

которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не

соединилась с телом, душа бессмертна. Другой  выдающийся  ученый  этого

периода- Аристотель (384-322 гг. до н.э.).Он  оставил  после  себя  150

трудов, которые позже были систематизированы и разделены на 4  основные

группы: 1) Онтология (наука о сущем) " Метафизика " 2) Труды  по  общей

философии, проблемах природы и естествознания. " Физика ", " О небе  ",

" Метеорология " 3) Политические, эстетические трактаты. " Политика  ",

" Риторика ", "Поэтика " 4) Работы по логике и методологии. " Органон "

Основой всякого бытия Аристотель считает  первую  материю.Она  образует

потенциальную предпосылку существования.И хотя  она  основа  бытия,  ее

нельзя отождествлять с бытием или  считать  его  основной  частью.Далее

следуют земля, воздух и огонь, которые представляют собой промежуточную

ступень  между  первой  материей  и  миром,  который   мы    чувственно

воспринимаем.Все реальные вещи являются соединением материи  и  образов

или форм, следовательно: действительное бытие есть единство  материи  и

формы.По  Аристотелю-  движение-  это  переход    от    возможного    к

действительности т.е. движение универсально.Основа всякого явлениянекая

причина.  Аристотель  так-же  затрагивал  темы  логики,   противоречия,

космологии, вопросы общества и государства, мораль и др. а также  очень

высоко  ценил  искусство.  Представитель  рабовладельческой  демократии

философ  Эмпедокл  (ок.483-423  гг.  до  н.э.  из  сицилийского  города

Акраганта выдвинул положение о том,  что  все  состоит  из  качественно

различных и количественно делимых элементов или, как он их называет,  "

корней ".Этими " корнями " являются: огонь, воздух,  вода  и  земля.Его

современник Анаксогор (500-428 гг. до н.э.) из Клазомен,  долгое  время

живший в Афинах и друг  Перикла,  считал,  что  все  существующие  тела

состоят из мельчайших,подобных им частиц. Таким образом Эмпедокл,  а  в

особенности Анаксагор, пытались изучить структуру  материи.  Наивысшего

развития механистический материализм в  классический  период  достиг  в

учении Левкиппа (ок.  500-440  гг.  до  н.э.)  из  Милета  И  Демокрита

(460-370  гг.  до  н.э.)  из  Адберы.Оба  философа   были    идеологами

рабовладельческой демократии  и  выдающимися  учеными  своего  времени.

Левкипп заложил основы  атомистической  теории,  которую  в  дальнейшем

успешно разрабатывал Демокрит.По этой теории все состоит из  пустоты  и

движущихся атомов, бесконечно  малых,  неделимых  материальных  частиц,

различных по форме и размерам.Земля  представлялась  Демокриту  плоским

диском, носящимся в  воздухе,  вокруг  которого  вращаются  светила.Вся

органическая и психическая жизнь  объясняется  им  чисто  материальными

процессами. Атомистический  материализм  Левкиппа  и  Демокрита  оказал

огромное и плодотворное влияние на научно-философскую мысль последующих

времен. Усложнение общественных отношений в связи с  быстрым  развитием

рабовладения и социальным расслоением свободных заставило  значительную

часть философов, начиная с середины V в. до н.э., обратить внимание  на

изучение  деятельности  человека.Накопление  разнообразных  знаний,   с

другой стороны, требовало их  систематизации.Вплотную  этими  вопросами

занялись  философы-софисты  (  так  назывались  странствующие  учителя,

обучавшие  за  плату  красноречию  и  другим  наукам).Появление  их   в

значительной мере было связано с политическим развитием демократических

полисов,  с  тем,  чтобы  граждане  должны  были  владеть    ораторским

искусством. Наиболее известным среди софистов был Протагор (ок. 480-411

гг. до н.э.) из Абдеры.Он выдвинул положение  об  относительности  всех

явлений и восприятий  и  их  неизбежной  субъективности.Высказанное  им

сомнение в существовании богов  было  причиной  осуждения  Протагора  в

Афинах за безбожие и привело  софиста  к  гибели.Спасаясь  бегством  из

Афин, он утонул во время кораблекрушения. Софисты не представляли собой

какого-либо единого направления в греческой  философской  мысли.Для  их

философских построений было характерно  отрицание  общеобязательного  в

познании. Если софисты пришли  к  заключению,  что  дать  положительный

ответ на поставленный ими вопрос о критерии истины  невозможно,  то  их

современник  -  идеолог  афинских  олигархических  и  аристократических

кругов  философ-идеалист  Сократ  (471-399  гг.  до  н.э.)  считал  это

возможным и даже полагал, что критерий истины  он  нашел.Он  учил,  что

истина познается в споре.Известен "сократический" метод ведения  спора,

в котором  мудрец  при  помощи  наводящих  вопросов  незаметно  внушает

спорящим свою идею.Для установления общих  понятий  Сократ  исходил  из

исследования ряда частных случаев.Целью человека,  по  мнению  Сократа,

должна быть добродетель, которую нужно осознать. Сократ учил  устно.Его

философия дошла до нас  в  изложении  его  учеников,  главным  образом,

Ксенофонта и Платона. Философия в период  эллинизма  частично  изменила

содержание  и  свои  основные  цели.Эти  изменения  были    обусловлены

социально-экономическими и  политическими  процессами  в  развивавшемся

эллинистическом обществе.Их вызвал и самый факт отделения от  философии

ряда  специальных  наук.Философы  периода  эллинизма  главное  внимание

обратили  на  решение  проблем  этики  и  морали,  проблемы   поведения

отдельного человека в мире. Две старые  авторитетные  школы  Платона  и

Аристотеля постепенно теряли  свое  лицо  и  авторитет.  Параллельно  с

упадком старых старых философских школ  классической  Греции  в  период

эллинизма возникали и развивались две новые философские  системыстоиков

и эпикурейцев.Основателем стоической  философии  был  уроженец  острова

Капра, Зенон (ок. 336-264 гг.  до  н.э.).  Стоицизм  был  до  известной

степени  синтезом  греческих  и  восточных  воззрений. Создавая    свою

философию,    Зенон    в    особенности       использовал        учения

Гераклита,   Аристотеля,   учение     киников     и         вавилонские

религиозно-философские  представления.Стоицизм  был  не  только   самой

распространенной, но и самой  долговечной  эллинистической  философской

школой.Это было идеалистическое учение.Стоики все называли телом,в  том

числе мысль, слово, огонь.Душа, по мнению стоиков,  была  особого  рода

легким телом-  теплым  дыханием.  Для  философских  школ,  возникших  и

развившихся в период  эллинизма,  характерно  признание  за  рабами  их

человеческого достоинства и  даже  возможности  наличия  у  них  высших

моральных качеств, мудрости.Это всё по особому ощущается у нас в Крыму.

Я в полной мере ощутил атмосферу эллинского присутствия в юности, когда

путешествовал в Крыму. Всё здесь было для меня таинственным, волнующим,

полным загадочного смысла, а  сама  земля  -  интереснейшей  книгой,  в

которой ещё такая уйма  непрочитанных  страниц.  Генуэзские  крепостные

стены, античные руины, скифские бабы и мраморные плиты с  таинственными

надписями - всё  это,  увиденное  воочию,  поразило    моё    юношеское

воображение,  уже  и  без  того  изощрённое  чтением  Гомера,   Овидия,

Вергилия. Не раз я ходил пешком из Феодосии в Коктебель, в  Волошинские

места, и подолгу любовался панорамой  голубых  скал  и  моря.  Мысли  и

чувства приобретали особый строй, и  каждый  парус  вдали  казался  мне

вестником Эллады. Круг моих интересов в это время был необычайно широк.

Я  увлекался  Ибсеном,  Гауптманом,  Метерлинком,  читал  Достоевского,

Тютчева, Малларме, и в это время огромное влияние на моё  мировоззрение

оказали Ницше и В.Соловьёв. Они дали мне возможность взглянуть  на  всю

европейскую культуру ретроспективно - с высоты Азийских  плоскогорий  и

произвести переоценку культурных  ценностей.  Я  бродил  с  друзьями  и

совсем один по пустынным холмам, поднимался на Карадаг, с горы Митридат

я  любовался  берегами  Тамани.  Я  вспомнил  о  том,  что  познания  в

археологии, геологии  Крыма,  дали  возможность  Максимилиану  Волошину

предположительно указать местонахождение древнего  города  Венецианской

Каллиеры  близ  Феодосии  и  остатки    Генуэзского    мола.    Находки

археологических экспедиций доказали  верность  предположений  Волошина.

Каллиера существовала не только в воображении поэта и художника. И  эти

места  стали  паломническими  для  Горького,  А.Белого,   Мандельштама,

Цветаевой,  А.Толстого,   Эренбурга,    Брюсова,    Грина,    Поленова,

Петрова-Водкина,  А.Бенуа,  Луначарского,   Н.Рериха.    И    я    тоже

присоединился  к  этому  сонму  великих  и  приобщился    Коктебельской

благодати, вдохнул запах планерских восходящих потоков воздуха  с  гор.

Помню то яркое впечатление внезапности  и  восхищения,  когда  однажды,

выехав из Феодосии и после долгой езды  по  скучной  скифской  степи  с

незаметным подъёмом, мы вдруг увидели  Сюрю-Кая  -  гору,  острую,  как

пила, с зубцами, обращёнными к небу, которая неожиданно выскочила из-за

плоского высокого длинного гребня. Влево от неё высилась мохнатая шапка

Святой Горы. Ниже голубое море, заключённое  в  круглой  бухте,  как  в

чаше. Сурова и прекрасна Киммерия - древняя земля, выжженная Солнцем  -

страна  пустынных  степей  и  в  то  же  время   удивительных    горных

нагромождений,  придающих   ей    своеобразную    красоту.    Скудность

растительности отличает её от Южного Крыма. В Киммерии ярче чувствуется

дикий, обнажённый,  но  величественный  облик  её.  Облик  на  редкость

терпкий и суровый. Красота Киммерии и  в  частности  Коктебеля  главным

образом заключается в чудовищном нагромождении скал Карадага  и  в  его

грозной вершине Гяурбах.  Учёные-геологи  предположительно  определили,

что Коктебельская бухта и скалы Карадага это остатки потухшего вулкана.

По их словам, когда-то в доисторические  времена,  вследствие  каких-то

великих подземных катаклизмов, повлекших за  собой  огромные  сдвиги  и

обвалы, коктебельский  вулкан  был  разрушен.  Он  лёг  как  бы  набок,

расколовшись на части. Обрушившись чудовищно громадными скалами в  море

и  завалив  ими  берег,  Карадаг  образовал  совершенно  недоступный  и

недосягаемый хаос. Куски вулканического стекла,  туфа,  круглые  камни,

которые  мы  находили  во  множестве    в    окрестностях    Коктебеля,

свидетельствуют о том, что эти предположения о  бывших  здесь  когда-то

извержениях имеют основание. Мы раскалывали круглые камни и видели, что

они состоят из концентрических кругов расплавленной и застывшей  массы.

Не раз мы подплывали по морю в лодке к мрачным, тёмным стенам Карадага,

отвесно уходившим  в  глубь  моря.  Дна  в  воде  не  видно.  Громадные

остроконечные скалы редко отступают от полосы воды,  образуя  маленькие

уединённые, неглубокие бухты. В них тишина и безмолвие. Они  недоступны

никаким животным, даже козам. Нет весёлого  пения  птиц.  Только  орёл,

свив своё гнездо на одной из вершин  Карадага,  часто  парит  высоко  в

небесах. Бухты носят названия не без оттенка романтизма и легенды. Одна

называется Разбойничьей, другая Львиной, третья Ущельем Гяурбаха. Когда

смотришь на Карадаг с  моря,  то  поражаешься  его  вышине.  Его  скалы

вертикально поднимаются из моря и на огромной высоте кончаются  острыми

узкими вершинами. Карадаг грозен, мрачен и дик.  Скалы  его  напоминают

чудовищное пламя. Длинные и острые языки взметнулись в небо и  внезапно

окаменели на страшной высоте. Трудно найти  слова,  могущие  образно  и

точно  передать  всю  его  красоту,  его  суровое  величие  и  страшное

безлюдье. Хаос его скал, острых вершин-пик, жутких  нагромождений  имел

когда-то один закон - рвануться вверх  на  недосягаемую  вышину  и  там

застыть. К Карадагу можно подойти и с суши и  сверху  заглянуть  в  его

бездны и провалы. Из  Коктебеля  идёт  удобная  дорога  через  Северный

перевал в долину Отузы. Она всё  время  подымается  вверх,  сначала  по

глинистым  крутым  холмам  вблизи  Коктебеля,  потом  по  отрогам  горы

Кок-Кая, которая вплотную подходит к Карадагу. Склоны этой  горы  летом

покрыты рыжей травой. Дорога  по  ней  всё  круче  идёт  вверх.  Справа

возвышается круглая,  как  мерлушковая  шапка,  Святая  гора,  поросшая

густым,  низкорослым  курчавым  дубняком  и  эфедрой.  Наконец,  дорога

достигает  своей  верхней  точки  и  проходит  в  нескольких  шагах  от

страшного обрыва. С трепетом наклоняемся над бездной  Карадага.  В  ней

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18