бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Историография Кубани ("Реликтовые интуиции памяти и исторические перпендикуляры") бесплатно рефераты

образом,  какие  бы  потрясения  не  происходили,  основы   цивилизации

оставались незыблемыми. Второй важной особенностью Востока являлось то,

что общество  здесь  не  утеряло  связи  с  природой.  Любимым  доводом

европейских колонизаторов в пользу завоеваний было утверждение, что они

облагодетельствовали людей Востока тем, что те были неспособны  создать

сами ( машинами, новейшим оружием и т.д.). Обычно  в  этом  видят  лишь

примитивную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев  были  в

свое время свято в этом убеждены. Так в чем же здесь дело?  Разгадка  в

принципиальной  разнице  психологии  представителей  двух  цивилизаций.

Европейцы  в  своем  развитии  пошли  самым   простым    путем.    Свое

несовершенство и слабость перед силами  природы  они  начали  возмещать

созданием  громоздких  машин.  Они  резко  выделили  себя  из  природы,

перестали  чувствовать  себя  ее  частью.  Более  того,  природа  в  их

понимании стала чем-то вроде врага. Ее  надо  было  одолеть,  победить,

поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец  творения

и все в этом мире создано исключительно для него,  европейцы  принялись

перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства, не  считаясь

ни с загрязнением окружающей среды, ни с другими  потерями.  еще  бы  -

природа ведь "не храм, а мастерская", как выражался  Базаров  в  романе

Тургенева "Отцы и  дети".  В  отличие  от  европейцев  человек  Востока

никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил  не

на создание механизмов, возмещающих собственное  несовершенство,  а  на

то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как

единое целое, и человек в этом  целом  не  господин,  а  лишь  одна  из

составных частей. А раз так, то цель человека - не вражда, а стремление

быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не

противоречить  им.  Так,  философы  Востока  считали,  что  народы    и

государства должны развиваться естественным (природным)  образом,  беря

пример с растений и животных,  в  жизни  которых  нет  ничего  лишнего,

случайного. Люди Востока были убеждены в том, что  лишь  тогда  человек

может  совершенствовать  мир,  когда  путем  совершенствования  обретет

гармонию и цельность в себе  самом.  Ибо  ему  полностью  чужды  зло  и

стремление  разрушать.   Третьей    особенностью    Востока    является

приверженность традиции. Традиция встречалась  и  в  Европе,  однако  в

цивилизациях Востока была возведена в  далеком  прошлом,  в  мифическом

"золотом" веке. И все новое получало  оправдание  только  тогда,  когда

можно было  подыскать,  что-нибудь  подобное  в  древности.  Все  здесь

непрестанно  повторяется,  несколько   видоизменяясь,    но    сохраняя

обязательно  черты  сходства.  Человеку  европейского  Средневековья  в

голову не  могло  прийти  писать  в  стиле  Гомера.  А  на  Востоке  на

протяжении 3000 лет можно встретить в стихах  одни  и  те  же  размеры,

мелодии и т.д. Любое неоправданное  нарушение  традиций  (  даже  самых

незначительных) воспринималось как сущий кошмар. Так, великий китайский

философ Конфуций повествует об одном сановнике, устраивавшем  "в  храме

танцы, в которых танцоры выстраивались в  восемь  рядов".  Поскольку  в

древности такие праздники  мог  давать  только  император,  Конфуций  с

возмущением заявляет:"Если это можно вынести, то что  же  тогда  нельзя

выносить?!". Он же создал целую теорию ( до сих пор имеющую на  Востоке

огромное влияние) о том, что общество должно жить  по  раз  и  навсегда

установленному  ритуалу  поведения.  Без  ритуала,  по   его    мнению,

обесценивается все.  "Почтительность  без  ритуала  приводит  к  суете.

Осмотрительность  без  ритуала  превращается  в  боязнь.  Смелость  без

ритуала выглядит грубостью". Ритуал властвует не только в  человеческом

обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен  года,  расцвет  и

увядание. Свою теорию Конфуций также воспринимал  не  чем-то  новым,  а

лишь возрождением учений прежних  веков.  "Излагаю,  но  не  создаю.  С

любовью и верой отношусь к древности".  Отношение  к  религии  является

одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации. На Востоке

оно  весьма  отличается  от  западного.  Да  и  сами   религии    здесь

разнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство.

Его называют религией, но это скорее набор правил и норм,  определяющих

жизнь человека в обществе. Главным в конфуцианстве были вопросы  этики,

морали и  управления  государством.  Основным  принципом  конфуцианской

этики  является  понятие  жэнь  ("гуманность")   как    высший    закон

взаимоотношений людей  в  обществе  и  семье.  Жэнь  достигается  путем

нравственного  самоусовершенствования  на    основе    соблюдения    ли

("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении

к старшим по возрасту и  положению,  почитании  родителей,  преданности

государю, вежливости и т.д. Согласно конфуцианству, постичь жэнь  могут

лишь избранные, так называемые цзюнь  цзы  ("благородные  мужи"),  т.е.

представители  высших  слоев  общества;  простолюдины  же  -  сяэ  жэнь

(дословно  -  "мелкие  людишки")  не  в  состоянии  постичь  жэнь.  Это

противопоставление   "благородных"    простолюдинам    и    утверждение

превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и  его

последователей,- яркое выражение социальной направленности,  классового

характера  конфуцианства.  Конфуцианство  уделяло   большое    внимание

вопросам  так  называемого  гуманного  управления,  опираясь  на   идею

обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но  им

развитую и обоснованную. Государь объявлялся  "сыном  неба"  (тяньцзы),

правившим по повелению неба и выполнявшим его  волю.  Власть  правителя

признавалась конфуцианством священной, дарованной свыше, небом. Считая,

что "управлять - значит исправлять",  конфуцианство  придавало  большое

значение учению чжэн мин (об  "исправлении  имен"),  которое  призывало

ставить всех в обществе  на  свои  места,  строго  и  точно  определять

обязанности  каждого,  что  было  выражено  словами  Конфуция:"Государь

должен быть государем, подданный -  подданным,  отец  -  отцом,  сын  -

сыном". Конфуцианство  призывало  государей  управлять  народом  не  на

основе  законов  и  наказаний,  а  при  помощи  добродетели,   примером

высоконравственного поведения, на основе обычного права, не  обременять

народ тяжелыми налогами и  повинностями.  Боги  не  очень-то  волновали

Конфуция. Они, конечно, установили эти  самые  правила  в  незапамятные

времена. Но этим, в общем-то, и ограничились их контакты с миром людей.

"Богов я почитаю, но держусь от них подальше"-  вот  жизненный  принцип

Конфуция. Основные взгляды Конфуция  (Кун-цзы,  родился  приблизительно

551 - умер 479 до н.э.) изложены в книге  "Беседы  и  суждения"  ("Лунь

юй"), которая представляет собой запись изречений и  бесед  Конфуция  с

его  ближайшими  учениками  и  последователями.  Еще  одной   религией,

возникшей на Востоке и ставшей впоследствии мировой, является  буддизм.

Он есть рядом с нами в  Калмыкии.  Его  основатель  Будда  одновременно

является и неким космическим разумом, с которым стремятся  слиться  его

последователи  путем  освобождения  от  суетных  желаний  и   страстей,

привязывающих людей к земле, заставляющих рождаться  вновь  и  вновь  в

разных  обликах.  Таким  образом,  достигнув  нирванны  (просветления),

человек переходил в новое качество - неземное. И, наконец, в  даосизме,

возникшем в Китае, бог как  таковой  вообще  отсутствует.  Вместо  него

имеется дао (путь)  -  некая  первооснова  всех  вещей,  познав  законы

которой и следуя им, человек становится совершенным. Религии Востока  -

это  прежде  всего  пути  самосовершенствования,  а   через    них    и

совершенствования окружающего мира. Существеннейшую часть мировоззрения

людей Востока составляла вера в бесконечную цепь смертей и  возрождений

каждого человека в разных обликах, причем  будущий  человеческий  облик

надо было заслужить праведной жизнью. В  противном  случае  можно  было

возродиться кем угодно. Подобная теория породила представление о вечном

движении всего живого в замкнутом цикле  (  все  когда-то  уже  было  и

когда-нибудь повторится вновь). Отсюда происходит и знаменитый фатализм

Востока - вера в невозможность и ненужность  изменения  предназначенной

судьбы.  Вот  как  рассуждает  Конфуций,  заехавший    в    разбойничьи

земли:"Если небу угодно погубить мудрость, заключенную во мне -  так  и

будет. А если нет, то что могут сделать мне эти разбойники?".

Раскопки археологов показывают, что почти всё наше побережье,начиная от

Батуми и заканчивая Анапой и Таманью,было в древности под огромным вли-

янием греческой цивилизации. Повсюду находят греческие монеты, посуду.

Греческая культура VII - V вв. до  н.э.  -  это  культура  общества,  в

котором ведущая роль  принадлежит  рабскому  труду,  хотя  в  отдельных

отраслях,  требовавших  высокой  квалификации   производителей,    как,

например, художественное ремесло,  широко  применялся  свободный  труд.

Мировоззрение широких масс греческого общества рассматриваемого периода

в основном сохранило те  представления,  которые  имели  место  еще  во

втором тысячелетии  до  н.э.Природа  по-прежнему  представлялась  греку

населенной и управляемой  различными  существами,  о  которых  народная

фантазия слагала красочные поэтические  мифы.Эти  существа  в  основном

можно объединить в три цикла: верховные олимпийские  боги-небожители  с

Зевсом во главе, многочисленные  второстепенные  божества  гор,  лесов,

ручьев и т.п. и,  наконец,  герои-родоначальники,  покровители  общины.

Согласно эллинским представлениям, власть  олимпийских  богов  была  ни

изначальной,  ни  беспредельной.Предшественникам  олимпийцев  считались

старшие поколения богов,  свергнутые  их  потомками.Греки  думали,  что

первоначально существовали Хаос и Земля (Гея), подземный мир  Тартар  и

Эрос- жизненное начало,любовь. Гея- Земля породила звездное небо  Уран,

который стал первоначальным властителем мира и  супругом  богини  Земли

Геи.Уран и Гея родили  второе  поколение  богов-  Титанов.  Захватившие

власть над миром  олимпийские  боги  разделили  вселенную  между  собой

следующим образом. Верховным богом стал Зевс- властитель неба, небесных

явлений и особенно  грома  и  молнии.Посейдон  был  властителем  влаги,

орошающей землю, властителем  моря,  ветров  и  землетрясений.Аид,  или

Плутон, был владыкой преисподней- подземного мира, где  влачили  жалкое

существование  тени  умерших.    Супруга    Зевса-    Гера    считалась

покровительницей  брака.  Гестия  являлась  богиней  домашнего   очага,

наименование которого она и  носила  (Гестия  по-гречески-  очаг  ).  С

возникновением нового классового общества и установлением  полисов  ряд

богов, особенно Аполлон, становятся покровителями государств.. Значение

Аполлона еще более выросло в связи с основанием  большого  числа  новых

городов. В результате культ Аполлона  стал  оттеснять  на  второй  план

культ Зевса; особенно он был популярен в среде греческих  аристократов.

Помимо главных  богов,  олицетворявших  наиболее  значительные  явления

природы, а также жизни человека  и  его  общественных  отношений,  весь

окружающий  грека  мир    представлялся    ему    обильно    заселенным

многочисленными  божественными  существами.  О  происхождении  людей  у

эллинов существовал миф, согласно которому один  из  титанов-  Прометей

слепил из глины первого человека, а Афина наделила его жизнью. Прометей

был покровителем и наставником человеческого рода в первые времена  его

существования. Благодетельствуя людям, Прометей похитил с неба и принес

им огонь. За это он был жестоко наказан Зевсом, приказавшим пригвоздить

Прометея к скале, где орел каждый день терзал его печень, пока  его  не

освободил Геракл ( сын Зевса  и  земной  женщины  ).  Местом  почитания

эллинских богов  были  храмы,  алтари,  священные  рощи,  ручьи,  реки.

Культовые обряды  у  греков  были  связаны  с  общественной  и  частной

жизнью.Почитание богов сопровождалось принесением в жертву животных  на

алтарях перед храмами и  молитвенными  обращениями  к  богам.Особенными

обрядами  сопровождались  рождение  ребенка,  свадьба    и    похороны.

Религиозно- мифологическое объяснение происхождения и развития  мира  и

окружающей  древних  греков  действительности  постепенно  вступало   в

конфликт  с  накоплявшимся  предметным  опытом.Медленно,  но  неуклонно

делала    первые    шаги    наука,    пока    еще    наивная,        но

стихийно-материалистическая в  своей  естественной  непосредственности.

Новые идеи возникли в наиболее экономически и социально развитой  в  то

время малоазийской Ионии. Во второй половине VII в. до н.э. в Милете  в

среде купцов, ремесленников и прочих деловых людей зародилась эллинская

философия.Основоположником древнегреческой  философии  считается  Фалес

(ок. 625-547 гг. до н.э.  ),  а  его  продолжателями  были  Анаксимандр

(ок.610-546  гг.  до  н.э.)  и  Анаксимен  (ок.    585-525    гг.    до

н.э.).Милетские  философы  были  стихийными    материалистами.    Фалес

первоначалом всего считал воду, находящуюся  в  беспрерывном  движении,

превращения  которой  создают  все  вещи,  в  конечном   счете    снова

превращающиеся в воду.Богам не было места в этом круговороте  состояний

вечной воды.Землю он представлял в виде плоского диска,  плавающего  на

первоначальной    воде.Фалеса    также    считали      основоположником

древнегреческой математики, астрономии и ряда других наук о природе.Ему

приписывают и ряд конкретных научных вычислений.Он  умел  предсказывать

солнечные затмения и мог дать физическое объяснение  этого  процесса.Во

время пребывания в Египте Фалес впервые измерил высоту пирамид, измерив

их тень в то время дня, когда длинна тени равна высоте отбрасывающих ее

предметов. Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел

к мысли,  что  первичной  материей  является  апейрон:  неопределенная,

вечная и беспредельная материя, находящаяся  в  постоянном  движении.Из

нее в процессе движения выделяются присущие ей  противоположноститеплое

и холодное, влажное и сухое.Их взаимодействие  приводит  к  рождению  и

гибели всех вещей и явлений,  которые  по  необходимости  возникают  из

апейрона и  в  него  возвращаются.  Анаксимандра  считают  составителем

первой  географической  карты  и  первой  схемы  небесного  свода   для

ориентировки по звездам,  он  представлял  землю  в  виде  вращающегося

цилиндра, парящего в воздухе. Анаксимен полагал, что первоначало  всего

воздух, который, разряжаясь или сгущаясь,  порождает  все  многообразие

вещей.Все возникает и возвращается в вечно  движущийся  воздух,  в  том

числе и боги,которые подобно всем другим вещам, являются  определенными

состояниями воздуха.  Материалистическая  философия  возникла  в  среде

прогрессивных  групп  молодого  класса  рабовладельцев  в   борьбе    с

религиозно-мифологической    идеологией,       унаследованной        от

прошлого.Представители рабовладельческой аристократии,  борясь  с  этой

идеологией,  противопоставили  ей  философский  идеализм.  Его   первым

проповедником в Древней Греции был Пифагор (ок.580-500 гг. до  н.э.)  с

острова Самоса.После установления на  острове  Самосе  тирании  Пифагор

эмигрировал в Южную Италию в город Кротон, где во второй половине VI в.

до  н.э.основал  из  представителей  местной  аристократии  реакционный

религиозно-политический союз, известный под названием "пифагорейского".

Согласно  философии  пифагорейцев,  не  качество,  а  количество,    не

вещество, а форма определяет сущность вещей.Все можно сосчитать и таким

образом  установить  количественные  особенности    и    закономерности

природы.Мир    состоит    в    количественных,    всегда     неизменных

противоположностей: конечное и бесконечное, чет и нечет... Сочетание их

осуществляется  в  гармонии,  которая  свойственна  миру.  В  борьбе  с

идеалистической    философией        Пифагора        совершенствовалась

материалистическая философия милетской школы.В конце VI-начале V в.  до

н.э.  как  стихийно-диалектический  материалист  выступил    крупнейший

философ этого периода Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.).В его

трудах нашли завершения искания Фалеса,Анаксимандра  и  Анаксимена.  По

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18