Историография Кубани ("Реликтовые интуиции памяти и исторические перпендикуляры")
образом, какие бы
потрясения не происходили, основы цивилизации
оставались
незыблемыми. Второй важной особенностью Востока являлось то,
что общество здесь
не утеряло связи с природой. Любимым доводом
европейских
колонизаторов в пользу завоеваний было утверждение, что они
облагодетельствовали
людей Востока тем, что те были неспособны создать
сами ( машинами,
новейшим оружием и т.д.). Обычно в этом видят лишь
примитивную попытку
оправдаться. Однако большинство европейцев были в
свое время свято в
этом убеждены. Так в чем же здесь дело? Разгадка в
принципиальной
разнице психологии представителей двух цивилизаций.
Европейцы в своем
развитии пошли самым простым путем. Свое
несовершенство и
слабость перед силами природы они начали возмещать
созданием
громоздких машин. Они резко выделили себя из природы,
перестали
чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их
понимании стала
чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть, победить,
поставить себе на
службу. Убедив себя, что человек есть венец творения
и все в этом мире
создано исключительно для него, европейцы принялись
перекраивать природу
на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь
ни с загрязнением
окружающей среды, ни с другими потерями. еще бы -
природа ведь
"не храм, а мастерская", как выражался Базаров в романе
Тургенева "Отцы
и дети". В отличие от европейцев человек Востока
никогда не терял
связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не
на создание
механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на
то, чтобы
усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как
единое целое, и
человек в этом целом не господин, а лишь одна из
составных частей. А
раз так, то цель человека - не вражда, а стремление
быть с природой в
гармонии и, познав основные ее законы, постараться не
противоречить им.
Так, философы Востока считали, что народы и
государства должны
развиваться естественным (природным) образом, беря
пример с растений и
животных, в жизни которых нет ничего лишнего,
случайного. Люди
Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек
может
совершенствовать мир, когда путем совершенствования обретет
гармонию и цельность
в себе самом. Ибо ему полностью чужды зло и
стремление
разрушать. Третьей особенностью Востока является
приверженность
традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в
цивилизациях Востока
была возведена в далеком прошлом, в мифическом
"золотом"
веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда
можно было
подыскать, что-нибудь подобное в древности. Все здесь
непрестанно
повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя
обязательно черты
сходства. Человеку европейского Средневековья в
голову не могло
прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке на
протяжении 3000 лет
можно встретить в стихах одни и те же размеры,
мелодии и т.д. Любое
неоправданное нарушение традиций ( даже самых
незначительных)
воспринималось как сущий кошмар. Так, великий китайский
философ Конфуций
повествует об одном сановнике, устраивавшем "в храме
танцы, в которых
танцоры выстраивались в восемь рядов". Поскольку в
древности такие
праздники мог давать только император, Конфуций с
возмущением
заявляет:"Если это можно вынести, то что же тогда нельзя
выносить?!". Он
же создал целую теорию ( до сих пор имеющую на Востоке
огромное влияние) о
том, что общество должно жить по раз и навсегда
установленному
ритуалу поведения. Без ритуала, по его мнению,
обесценивается все.
"Почтительность без ритуала приводит к суете.
Осмотрительность
без ритуала превращается в боязнь. Смелость без
ритуала выглядит
грубостью". Ритуал властвует не только в человеческом
обществе, но и в
природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и
увядание. Свою
теорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а
лишь возрождением
учений прежних веков. "Излагаю, но не создаю. С
любовью и верой
отношусь к древности". Отношение к религии является
одним из важнейших
показателей в характеристике цивилизации. На Востоке
оно весьма
отличается от западного. Да и сами религии здесь
разнообразны и
непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство.
Его называют
религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих
жизнь человека в
обществе. Главным в конфуцианстве были вопросы этики,
морали и
управления государством. Основным принципом конфуцианской
этики является
понятие жэнь ("гуманность") как высший закон
взаимоотношений
людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем
нравственного
самоусовершенствования на основе соблюдения ли
("этикета")
- норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении
к старшим по
возрасту и положению, почитании родителей, преданности
государю, вежливости
и т.д. Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут
лишь избранные, так
называемые цзюнь цзы ("благородные мужи"), т.е.
представители
высших слоев общества; простолюдины же - сяэ жэнь
(дословно -
"мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это
противопоставление
"благородных" простолюдинам и утверждение
превосходства первых
над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его
последователей,-
яркое выражение социальной направленности, классового
характера
конфуцианства. Конфуцианство уделяло большое внимание
вопросам так
называемого гуманного управления, опираясь на идею
обожествления власти
правителя, существовавшую до конфуцианства, но им
развитую и
обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы),
правившим по
повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя
признавалась конфуцианством
священной, дарованной свыше, небом. Считая,
что "управлять
- значит исправлять", конфуцианство придавало большое
значение учению чжэн
мин (об "исправлении имен"), которое призывало
ставить всех в
обществе на свои места, строго и точно определять
обязанности
каждого, что было выражено словами Конфуция:"Государь
должен быть
государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын -
сыном".
Конфуцианство призывало государей управлять народом не на
основе законов и
наказаний, а при помощи добродетели, примером
высоконравственного
поведения, на основе обычного права, не обременять
народ тяжелыми
налогами и повинностями. Боги не очень-то волновали
Конфуция. Они,
конечно, установили эти самые правила в незапамятные
времена. Но этим, в
общем-то, и ограничились их контакты с миром людей.
"Богов я
почитаю, но держусь от них подальше"- вот жизненный принцип
Конфуция. Основные
взгляды Конфуция (Кун-цзы, родился приблизительно
551 - умер 479 до
н.э.) изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь
юй"), которая
представляет собой запись изречений и бесед Конфуция с
его ближайшими
учениками и последователями. Еще одной религией,
возникшей на Востоке
и ставшей впоследствии мировой, является буддизм.
Он есть рядом с нами
в Калмыкии. Его основатель Будда одновременно
является и неким
космическим разумом, с которым стремятся слиться его
последователи
путем освобождения от суетных желаний и страстей,
привязывающих людей
к земле, заставляющих рождаться вновь и вновь в
разных обликах.
Таким образом, достигнув нирванны (просветления),
человек переходил в
новое качество - неземное. И, наконец, в даосизме,
возникшем в Китае,
бог как таковой вообще отсутствует. Вместо него
имеется дао (путь)
- некая первооснова всех вещей, познав законы
которой и следуя им,
человек становится совершенным. Религии Востока -
это прежде всего
пути самосовершенствования, а через них и
совершенствования
окружающего мира. Существеннейшую часть мировоззрения
людей Востока
составляла вера в бесконечную цепь смертей и возрождений
каждого человека в
разных обликах, причем будущий человеческий облик
надо было заслужить
праведной жизнью. В противном случае можно было
возродиться кем
угодно. Подобная теория породила представление о вечном
движении всего
живого в замкнутом цикле ( все когда-то уже было и
когда-нибудь
повторится вновь). Отсюда происходит и знаменитый фатализм
Востока - вера в
невозможность и ненужность изменения предназначенной
судьбы. Вот как
рассуждает Конфуций, заехавший в разбойничьи
земли:"Если
небу угодно погубить мудрость, заключенную во мне - так и
будет. А если нет,
то что могут сделать мне эти разбойники?".
Раскопки археологов
показывают, что почти всё наше побережье,начиная от
Батуми и заканчивая
Анапой и Таманью,было в древности под огромным вли-
янием греческой
цивилизации. Повсюду находят греческие монеты, посуду.
Греческая культура
VII - V вв. до н.э. - это культура общества, в
котором ведущая
роль принадлежит рабскому труду, хотя в отдельных
отраслях,
требовавших высокой квалификации производителей, как,
например,
художественное ремесло, широко применялся свободный труд.
Мировоззрение
широких масс греческого общества рассматриваемого периода
в основном сохранило
те представления, которые имели место еще во
втором тысячелетии
до н.э.Природа по-прежнему представлялась греку
населенной и
управляемой различными существами, о которых народная
фантазия слагала
красочные поэтические мифы.Эти существа в основном
можно объединить в
три цикла: верховные олимпийские боги-небожители с
Зевсом во главе,
многочисленные второстепенные божества гор, лесов,
ручьев и т.п. и,
наконец, герои-родоначальники, покровители общины.
Согласно эллинским
представлениям, власть олимпийских богов была ни
изначальной, ни
беспредельной.Предшественникам олимпийцев считались
старшие поколения
богов, свергнутые их потомками.Греки думали, что
первоначально существовали
Хаос и Земля (Гея), подземный мир Тартар и
Эрос- жизненное
начало,любовь. Гея- Земля породила звездное небо Уран,
который стал
первоначальным властителем мира и супругом богини Земли
Геи.Уран и Гея
родили второе поколение богов- Титанов. Захватившие
власть над миром
олимпийские боги разделили вселенную между собой
следующим образом.
Верховным богом стал Зевс- властитель неба, небесных
явлений и особенно
грома и молнии.Посейдон был властителем влаги,
орошающей землю,
властителем моря, ветров и землетрясений.Аид, или
Плутон, был владыкой
преисподней- подземного мира, где влачили жалкое
существование тени
умерших. Супруга Зевса- Гера считалась
покровительницей
брака. Гестия являлась богиней домашнего очага,
наименование
которого она и носила (Гестия по-гречески- очаг ). С
возникновением
нового классового общества и установлением полисов ряд
богов, особенно
Аполлон, становятся покровителями государств.. Значение
Аполлона еще более
выросло в связи с основанием большого числа новых
городов. В
результате культ Аполлона стал оттеснять на второй план
культ Зевса;
особенно он был популярен в среде греческих аристократов.
Помимо главных
богов, олицетворявших наиболее значительные явления
природы, а также
жизни человека и его общественных отношений, весь
окружающий грека
мир представлялся ему обильно заселенным
многочисленными
божественными существами. О происхождении людей у
эллинов существовал
миф, согласно которому один из титанов- Прометей
слепил из глины
первого человека, а Афина наделила его жизнью. Прометей
был покровителем и
наставником человеческого рода в первые времена его
существования.
Благодетельствуя людям, Прометей похитил с неба и принес
им огонь. За это он
был жестоко наказан Зевсом, приказавшим пригвоздить
Прометея к скале,
где орел каждый день терзал его печень, пока его не
освободил Геракл (
сын Зевса и земной женщины ). Местом почитания
эллинских богов
были храмы, алтари, священные рощи, ручьи, реки.
Культовые обряды у
греков были связаны с общественной и частной
жизнью.Почитание
богов сопровождалось принесением в жертву животных на
алтарях перед
храмами и молитвенными обращениями к богам.Особенными
обрядами сопровождались
рождение ребенка, свадьба и похороны.
Религиозно-
мифологическое объяснение происхождения и развития мира и
окружающей древних
греков действительности постепенно вступало в
конфликт с
накоплявшимся предметным опытом.Медленно, но неуклонно
делала первые
шаги наука, пока еще наивная, но
стихийно-материалистическая
в своей естественной непосредственности.
Новые идеи возникли
в наиболее экономически и социально развитой в то
время малоазийской
Ионии. Во второй половине VII в. до н.э. в Милете в
среде купцов,
ремесленников и прочих деловых людей зародилась эллинская
философия.Основоположником
древнегреческой философии считается Фалес
(ок. 625-547 гг. до
н.э. ), а его продолжателями были Анаксимандр
(ок.610-546 гг.
до н.э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до
н.э.).Милетские
философы были стихийными материалистами. Фалес
первоначалом всего
считал воду, находящуюся в беспрерывном движении,
превращения
которой создают все вещи, в конечном счете снова
превращающиеся в
воду.Богам не было места в этом круговороте состояний
вечной воды.Землю он
представлял в виде плоского диска, плавающего на
первоначальной
воде.Фалеса также считали основоположником
древнегреческой
математики, астрономии и ряда других наук о природе.Ему
приписывают и ряд
конкретных научных вычислений.Он умел предсказывать
солнечные затмения и
мог дать физическое объяснение этого процесса.Во
время пребывания в
Египте Фалес впервые измерил высоту пирамид, измерив
их тень в то время
дня, когда длинна тени равна высоте отбрасывающих ее
предметов.
Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел
к мысли, что
первичной материей является апейрон: неопределенная,
вечная и беспредельная
материя, находящаяся в постоянном движении.Из
нее в процессе
движения выделяются присущие ей противоположноститеплое
и холодное, влажное
и сухое.Их взаимодействие приводит к рождению и
гибели всех вещей и
явлений, которые по необходимости возникают из
апейрона и в него
возвращаются. Анаксимандра считают составителем
первой
географической карты и первой схемы небесного свода для
ориентировки по
звездам, он представлял землю в виде вращающегося
цилиндра, парящего в
воздухе. Анаксимен полагал, что первоначало всего
воздух, который,
разряжаясь или сгущаясь, порождает все многообразие
вещей.Все возникает
и возвращается в вечно движущийся воздух, в том
числе и боги,которые
подобно всем другим вещам, являются определенными
состояниями
воздуха. Материалистическая философия возникла в среде
прогрессивных
групп молодого класса рабовладельцев в борьбе с
религиозно-мифологической
идеологией, унаследованной от
прошлого.Представители
рабовладельческой аристократии, борясь с этой
идеологией,
противопоставили ей философский идеализм. Его первым
проповедником в
Древней Греции был Пифагор (ок.580-500 гг. до н.э.) с
острова Самоса.После
установления на острове Самосе тирании Пифагор
эмигрировал в Южную
Италию в город Кротон, где во второй половине VI в.
до н.э.основал из
представителей местной аристократии реакционный
религиозно-политический
союз, известный под названием "пифагорейского".
Согласно философии
пифагорейцев, не качество, а количество, не
вещество, а форма
определяет сущность вещей.Все можно сосчитать и таким
образом установить
количественные особенности и закономерности
природы.Мир
состоит в количественных, всегда неизменных
противоположностей:
конечное и бесконечное, чет и нечет... Сочетание их
осуществляется в
гармонии, которая свойственна миру. В борьбе с
идеалистической
философией Пифагора совершенствовалась
материалистическая
философия милетской школы.В конце VI-начале V в. до
н.э. как
стихийно-диалектический материалист выступил крупнейший
философ этого
периода Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.).В его
трудах нашли
завершения искания Фалеса,Анаксимандра и Анаксимена. По
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|