|
Банки и их роль в экономике Украины
С 1992 года коммерческие банки стали осваивать лизинговые услуги, суть
которых заключается в том, что банк может выступать арендодателем либо
посредником между арендодателем и арендатором. Создание лизинговых отделов в
банках облегчает получение кредита для приобретения средств производства,
сдаваемых в аренду, а также гарантирует надежность лизинговой сделки за счет
репутации банка. Если банк выступает в роли посредника, лизинговые услуги
включают поиски арендодателя и арендатора, разработку условий лизинговой
операции и пр. Привлекательность лизинговой операции для коммерческих банков
объясняется наличием у этой банковской услуги реального материального
обеспечения. Кроме того, развитие лизингового бизнеса дает банкам возможность
расширить круг своих операций, повысить качество обслуживания клиентов и тем
самым увеличить их число, укрепить традиционные связи и установить новые
взаимовыгодные партнерские отношения с клиентами. В то же время в условиях
высоких темпов инфляции любые банковские операции, носящие среднесрочный и
долгосрочный характер, становятся для коммерческих банков слишком рискованными.
Поэтому в настоящее время лизинг на долгосрочной основе практически не получил
развития в нашей стране. Коммерческие банки предпочитают передавать имущество в
лизинг на сроки, не превышающие 3—6 месяцев. Доля имущества, приобретаемого для
лизинга в настоящее время, не поднимается выше 3—4% общей стоимости
основных средств банков.
Коммерческие банки оказывают консультационные
услуги, которые связаны с выбором вариантов выгодного помещения средств
клиента, комплексным планированием финансов, риском и прибыльностью отдельных
операций.
Как финансовые посредники банки собирают и
обрабатывают огромное количество информации о своих клиентах, — как о ссудодателях,
так и о ссудозаемщиках, а также информации, связанной с анализом внешнего
банковского окружения. Эти информационные потоки могут использоваться для
развития информационных услуг.
В современных условиях развития рынка
банковских продуктов наибольшее значение приобрели операции по доверенности,
или трастовые, связанные с развитием фондового рынка, рынка недвижимости
и пр.
Ассортимент оказываемых банковских
продуктов/услуг приведен в табл. 5.
Таблица 5
АССОРТИМЕНТ
БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ
|
Формы Виды
услуг
|
Ссудные
операции краткосрочные кредиты
клиентам до 1 мес.
Кредиты до 3 мес.
Кредиты свыше 3 мес.
Кредитная линия
Межбанковский кредит до 1 мес.
Межбанковский кредит до 3 мес.
Межбанковский кредит свыше 3 мес.
Заемные
операции срочные депозиты
Вклады населения
Межбанковские
операции клиринг
Международные
расчеты
Операции с ценными
бумагами эмиссия ценных бумаг
Операции на вторичном рынке
Валютные
операции международные расчеты
Депозиты
Валютные счета
Лизинг ---------
Факторинг
----------
Траст
операции по доверенности, связанные с ценными бумагами, с
недвижимостью и пр.
Консультационные услуги
Информационные услуги
Операционные
услуги Средства платежа: чеки,
аккредитивы, кредитные карточки, дебетные карточки,
Операции с наличностью, векселя
Счета: текущие, расчетные счета-овердрафты и пр.
|
Трастовые операции возникли давно как форма взаимоотношений клиента и
банка. Владельцы денежных средств предоставляли их банкам для самостоятельного
размещения их с наибольшей выгодой. За свои услуги банки получали
установленную, а все риски несли сами вкладчики. При удачном размещении
капитала они получали всю прибыль за вычетом комиссии банку, в противном случае
они терпели убытки. Для осуществления таких операций требовалось большое
доверие к банку, распоряжающемуся их средствами, поэтому операции были названы
доверительными, или трастовыми. Современные трастовые операции банков
отличаются большим разнообразием и часто осуществляются в областях, ранее
несвойственных для банковского бизнеса. Можно выделить три большие группы
трастовых операций:
·
распоряжение наследством;
·
управление имуществом по
доверенности и в связи с оперой;
·
агентские услуги.
Трастовые операции банков с ценными бумагами
относятся к посреднической (агентской) деятельности, осуществляемой за
комиссионное вознаграждение. При выполнении траст-отделом банка функции агента
он управляет имуществом, следуя указаниям клиента, а право собственности
сохраняется за владельцем. Трастовая операция представляет отношение, при
котором клиент, именуемый принципалом, поручает траст-отделу банка,
выступающему в качестве агента, действовать от своего имени с учетом
полученных указаний. Письменные указания содержатся в договоре траста или в
агентском соглашении, заключаемом между сторонами. Действия агента могут
осуществляться в интересах клиента либо в интересах указанной третьей стороны,
именуемой бенефициаром.
К услугам трастовых отделов часто обращаются
владельцы капиталов, находящихся в не денежной форме. Таким капиталом могут
быть, к примеру, ценные бумаги. Владелец ценных бумаг может вообще ничего не
знать о состоянии корпорации, акциями которой он владеет. Передавая эти акции
банку, он полностью доверяет квалификации сотрудников последнего, доверяет
сложившемуся авторитету фирмы. Интерес вкладчика — передача банку всех хлопот и
проблем, связанных с управлением капиталом, и высвобождение времени для других
дел. Траст-отдел банка получает за свои услуги по управлению акциями и иными
ценными бумагами денежное вознаграждение, которое обычно составляет 0,5-0,75%
годовых от первоначальной суммы взноса.
2.3. ИНТЕГРАЦИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
УКРАИНЫ
В СИСТЕМУ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ И ТЕХНОЛОГИЙ
В настоящее время департамент информации НБУ активно
работает над реализацией системы электронных межбанковских расчетов нового
поколения. Эта система предполагает:
·
программное обеспечение на
языках четвертого поколения, SQJ и других современных способах и технологиях;
·
осуществление денежных
переводов в режиме реального времени
(on-line), включая обмен
платежной информации с банками по технологии клиент—сервер;
·
полное соответствие
требованиям мировых систем и в то же время сохранение технологий работы в
пакетном режиме (off-line) для банков, которые не могут использовать
новейшие технологии;
·
наличие гибких и надежных
способов выхода в такие межбанковские платежные системы, как S.W.I.F.T., платежные системы стран СНГ и другие;
·
наличие интерфейса со
всеми общегосударственными электронными системами расчетов, которые работают на
территории Украины;
·
другие элементы.
Для осуществления платежных операций банки используют
одну из действующих в странах сетей банковской связи: в США — FedWare, S.W.I.F.T., во Франции —
VITEL, SAGITTAIRE и т.д. Каждая
сеть имеет свои коды для передачи разных платежных документов. Пропускная
способность сетей для разных стран изменяется в пределах от сотен тысяч до
нескольких миллионов транзакций в день. Доступ к банковским сетям обеспечивают
компьютерные сети типа Ethernet с коаксиальным кабелем
с помощью телефонного канала, местной компьютерной сети и магнитных
носителей.
Одной из наиболее распространенных систем
международных расчетов, применяемых банками Украины, является система S.W.I.F.T.
— система Всемирного Содружества
Банковских Телекоммуникаций.
На сегодняшний день в ее рядах уже более 20 наших
банков, среди которых и НБУ.
S.W.I.F.T. — это
зарегистрированная в Бельгии кооперативная компания, которой владеют главные
конторы банков-членов. Как держатели акций, банки имеют широкие права в своей
организации, а также отвечают за выбор представителей от стран-участниц в Совет
директоров на ежегодных общих собраниях. Общий контроль над работой организации
осуществляется через национальные группы участников и группы пользователей в
каждой стране. S.W.I.F.T. открыта для большинства финансовых институтов.
Вступающие в эту организацию банки обязаны произвести начальные выплаты,
связанные с приобретением оборудования, подключением и т.д. Максимальная сумма
таких расходов составит $247.967. Однако, как показывает практика, месячный
доход при наличии данной системы даже небольшой банк может увеличить на $15.000
за счет лучшей оборачиваемости средств. Для крупных банков эта цифра будет
больше, а в нынешних условиях украинского рынка еще больше. Кроме того, у
системы есть уникальные возможности, присущие лишь S.W.I.F.T.:
•
повышение эффективности работы банка за счет использования стандартизации и
современных способов передачи информации;
•
обеспечение надежности при передаче сообщений (благодаря кодированию и
специальному порядку передачи—приема);
•
прямой доступ банков-участников S.W.I.F.T. к своим корреспондентам, отделениям
и филиалам по всему миру (сообщение может быть доставлено в любую точку мира за
20 минут, а срочное — за 5);
•
использование стандартизированных сообщений (помогает преодолеть языковый
барьер;
•
гарантия безопасности передачи, то есть защита от подделок, потерь информации,
безответных платежных поручений и финансовых сообщений.
Данная система работает под управлением операционной
системы AIX/6000 на компьютерах семейства RS/6000 IBM. Базируясь на передовой RISC-технологии, компьютеры RS/6000 наилучшим
образом удовлетворяют требованиям S.W.I.F.T. по надежности, оперативности,
объему хранимых данных и, что немаловажно, достигают самых высоких показателей
в тандеме цена/производительность.
Системные
средства AIX/6000 позволяют легко интегрировать компьютер RS/6000 в
существующую информационную среду любого банка. S.W.I.F.T. требует для
обеспечения надежной работы наличия резервного компьютера (причем он может быть
использован для выполнения внутрибанковских приложений).
Эксперты
корпорации IBM рекомендуют для работы в S.W.I.F.T. так называемые кластерные
конфигурации повышенной надежности , включающие несколько компьютеров,
имеющих общее дисковое пространство и дополнительные каналы обмена данными.
Такой
кластер сохраняет работоспособность и целостность данных при выходе из строя
одного из компьютеров. Надежность системы уже проверена на практике и получила
высокую оценку. Уже сейчас большинство банков в мире предпочитают пользоваться
системой SWIFT Alliance.
По
системе S.W.I.F.T. для украинских банкиров периодически проводятся конференции,
в организации которых помогает фирма
S.I.Ltd.
Для
подключения к сети S.W.I.F.T. банк должен пройти специальную экспертизу
национальной группы. S.W.I.F.T. рекомендует каждой стране иметь такую группу,
позволяющую решать множество задач — от обмена опытом до координации усилий. Но
не только: на группу возлагается вся ответственность за подтверждение реноме
банка. Решение по каждому вновь обратившемуся с просьбой о вхождении в
S.W.I.F.T. банку принимается группой только единогласно: достаточно одного
возражающего банка из группы, чтобы решение о приеме банка-кандидата было
отложено до заседания Совета директоров S.W.I.F.T. В национальной группе имеются как бы два
"подразделения": группа банков-членов и группа пользователей. Правом
голоса обладают только банки-члены.
После "подключения" к S.W.I.F.T. банк должен
ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, с девяти часов утра по местному
времени и до конца операционного дня поддерживать (теоретически и логически)
связь со S.W.I.F.T. "Теоретически и логически" не означает, что
необходимо постоянно что-то передавать и принимать, — это подразумевает, что
банк в любой момент могут “задействовать”. Для украинских же банков это "теоретически и
логически" приобретает особый смысл, так как до сих пор с выходом
(физическим) в S.W.I.F.T. дело обстоит туго: в настоящее время практически единственным
таким каналом выхода является сеть UTEL, предназначенная совершенно для
других целей — передачи звуковой информации. При работе с UTEL
возникает масса проблем: начиная со стоимости, которая составляет
полторы—три тысячи долларов ежемесячно, и заканчивая вопросами
надежности физического соединения. Стоимость минуты UTEL очень высока (около
трех долларов).
Ну,
а пока заключается согласованный со S.W.LF.T- договор с Национальной сетью
УкрПАК (фирма ИНФОКОМ), имеющий право официального оператора Минсвязи Украины
на предоставление услуг передачи данных в протоколе Х.25. Ряд банков уже
пользуется этой сетью. Стоимость здесь пониже — около 700 долларов в месяц.
Число
желающих вступить в S.W.LF.T. велико — в Украине такое желание изъявили 150
банков, в России — 750 (сейчас там существует 200 банков-членов S.W.LF.T.).
Особую
роль в повышении эффективности работы банковской системы Украины занимает электронная
система межбанковских расчетов, которая начала функционировать в Украине в
январе 1994 года с использованием электронной почты, что позволило снять
реальную угрозу разрушения экономики страны: 2 года назад с банковских счетов
бесследно исчезли огромные суммы денег, а межбанковские расчеты охватил
платежный кризис. В Национальном банке была создана центральная расчетная
палата (ЦРП), а также 25 региональных расчетных палат.
Являясь
центральным элементом технологической цепочки электронных платежей, ЦРП должна
обеспечивать нормальную работу всех подразделений НБУ (центр межгосударственных
расчетов и т.п.). Этот особый статус локальной вычислительной сети (ЛВС) ЦРП
пришлось учитывать при ее проектировании. Проектированием начали заниматься в
ноябре 1994 г. В декабре было закончено техническое задание, утвержденное в
феврале 1995 г. Для создания ЛВС выбрано оборудование и программное обеспечение
фирмы 3Com по причине дешевизны, хорошей технической поддержки и высокой
надежности.
Система межбанковских расчетов сгруппировала все
коммерческие банки, за исключением некоторых филиалов Сбербанка, общее количество
которых составляет 15 тысяч. В настоящее время в банках Украины действует
более 30 разных банковских систем, объединенных системой межбанковских расчетов
специальными интерфейсами.
За несколько прошедших лет было создано
высокопроизводительное программное обеспечение для пакетной и интерактивной
работы с ЭП НБУ.
Организована библиотека программ, написанных для ЭП
НБУ программистами региональных управлений НБУ, и коммерческих банков, в том
числе и под ОС Unix. Создано большое количество вспомогательных программ
(инсталляции, автоматической актуализации адресного пространства, подготовки
телексов и т.д.).
Все это позволило программному обеспечению ЭП НБУ
найти применение в Центральных банках Молдовы, Казахстана, Узбекистана.
В дальнейшем планируется изменение формата
статистических файлов ЭП НБУ для расширения функциональных и протокольных
возможностей, перенос ПО ЭП НБУ в другие ОС (Unix, OS/2 и др.), подготовка полностью контролируемого шлюза к сети Ethernet.
В системе электронной почты НБУ используются
международные стандарты организаций ANSI,
CCITT, EIA, IEEE, ISO, используемое
программное обеспечение — NetWare MHS фирмы
Novell и ProCarry
фирмы КеррйКом. Система электронной почты НБУ имеет открытый интерфейс для
конечных пользователей. Система защиты банковских документов организована с.
помощью программного обеспечения способом криптографической защиты и ключевой
системой к ним: на каждом канале связи установлена аппаратура криптографической
защиты. Каждый электронный платеж защищается криптованием по специальному
алгоритму электронной подписи, шифр которой хранится в электронной карте,
защищенной от несанкционированного использования паролем разрешения. Система
имеет 10 уровней защиты.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|