бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Банки и их роль в экономике Украины бесплатно рефераты



2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ И УСЛУГ

Все многообразие банковских операций можно разделить на следующие основные группы в зависимости от их содержания и ресурсов, задействованных при их осуществлении:

1) пассивные операции (аккумуляция финансовых ресурсов),

2) активные операции (размещение финансовых ресурсов),

3) посреднические операции,

4) консультационные и иные не операционные услуги. Рассмотрим вкратце состав и содержание этих операций.

Пассивные операции позволяют банку привлечь (получить в пользование) временно свободные финансовые ресурсы вкладчиков (кредиторов) и других клиентов. В составе пассивных операций можно выделить следующие основные группы:

·                прием вкладов и депозитов (до востребования, срочных и др.) от юридических и физических лиц, открытие и ведение расчетных, текущих и иных подобных счетов юридических лиц;

·                получение кредитов от коммерческих банков или Центрального банка России (межбанковских кредитов);

·                эмиссия не инвестиционных ценных бумаг (депозитных сертификатов, векселей и т.п.).

Особенностью первой группы пассивных операций является то, что банк имеет сравнительно слабый контроль над объемом таких операций, т.к. инициатива в помещении средств во вклады исходит обычно от самих вкладчиков. При этом, как показывает практика, вкладчиков интересует не только выплачиваемый банком процент по вкладам, но и (возможно, в большей степени) надежность сохранения доверенных банку средств, что изменение банком величины процентной ставки по вкладам в данном случае не является эффективным средством воздействия на сумму вкладов и других аналогичных привлеченных ресурсов.

Пассивные операции других групп, напротив, проводятся по инициативе самого банка и являются эффективным способом быстрого привлечения крупных финансовых ресурсов. Однако т.к. эти  операции осуществляются обычно на денежном рынке, привлеченные таким образом ресурсы обходятся банку значительно дороже, чем депозиты равного срока, и поэтому используются нередко как крайнее средство при возникновении финансовых затруднений.

Эмиссия банком инвестиционных (т.е. долгосрочных и/или дающих право собственности на имущество эмитента) ценных бумаг (акций и облигаций различных видов) не относится к числу пассивных операций, т.к. привлекаемые подобным способом ресурсы банк вправе рассматривать, и рассматривает как собственные, хотя и выплачивает по ним определенные суммы, (проценты, купоны, дивиденды и т.п.) за счет прибыли.

Активные операции означают использование от своего имени привлеченных и собственных средств для получения соответствующего дохода. Основными видами активных операций являются:

·                предоставление кредитов разных видов юридическим и физическим лицам на определенный срок, для разнообразных целей и на различных условиях;

·                инвестиции в ценные бумаги (облигации, акции и др.), выпущенные государством или иными юридическими лицами, т.е. операций с ценными бумагами от своего имени и за свой счет.

Вспомогательную роль играют другие виды активных операций, например, инвестиции в материальные активы (недвижимость и т.п.), проектное финансирование (в частности, инновационное, рисковое) и др.

Осуществление пассивных и активных операций в совокупности позволяет банку выполнять функцию кредитного института. Чистый доход банка по этим операциям образуется за счет разницы процентных ставок (маржи) по активным и пассивным операциям.

Посреднические (комиссионные) операции дают возможность банку получать доход в форме комиссионных, платы за обслуживание и т.п. без использования собственных или привлеченных ресурсов. Основными типами посреднических операций являются:

·                расчетно-кассовое обслуживание клиентов, т.е. ведение расчетных, текущих и других аналогичных счетов клиентов и осуществление по их поручению расчетов с другими клиентами;

·                посреднические (брокерские) операции с ценными бумагами, иностранной валютой и т.д. по поручению и за счет клиентов;

·                доверительные (трастовые) операции (управление активами клиентов по доверенности в течение определенного периода);

·                эмиссионные и депозитарные услуги (участие в эмиссии и первичном размещении новых выпусков ценных бумаг клиентов и в организации их последующего обращения).

Выполнение операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов позволяет банку реализовать функцию института денежной системы, содействовать денежному обращению в стране.

Консультационные и иные неоперационные услуги (называемые также платными услугами) — фактически не являются в прямом смысле банковскими операциями, т.к. не включают какие-либо операции с денежными средствами (прием, выдача, перевод и т.п.) в любой форме. К таким услугам относятся:

·                информационное обслуживание (консультации по экономическим, финансовым, правовым и другим вопросам);

·                составление методических материалов и проектно-сметной документации по заказу клиентов;

·                сдача в аренду помещений и оборудования (сейфов и т.п.). Доход по этим услугам в форме платы за услуги является результатом предоставления материальных, трудовых (интеллектуальных) и информационных ресурсов банка в пользование клиентам.

Как известно, под банком понимается учреждение, “торгующее” чужими деньгами, то есть выполняющее посреднические функции между кредиторами и заемщиками. Такое посредничество может осуществляться в двух формах. В форме займа у кредитора, перед которым банк отвечает за сохранность занятой суммы и за выплату процента в заранее согласованном размере, банк получает свой доход от последующей сдачи занятой суммы в ссуду под более высокую процентную ставку. В форме приема денег от клиента на доверие с поручением их размещения по усмотрению банка — в этом случае банк получает доход в виде фиксированного вознаграждения от лица, доверившего ему деньги, а вся прибыль (или убыток) от размещаемых в порядке ссуды или иным образом денег идет клиенту.

В первом случае риск от возможных убытков при размещении средств кредитора несет сам банк, выступающий как дилер при купле-продаже денежных средств, а во втором случае убытки терпит клиент (здесь банк осуществляет функцию брокера). Принятые юридические виды договоров, обслуживающие обе формы названных взаимоотношений, подразделяются в первом случае — на Договор займа (как частный его вид — Договор о банковском кредите) и во втором случае — на Договор о трасте (доверительной собственности), или Договор о фидуциарном вкладе.

Современные универсальные кредитные институты в своей деятельности сочетают как трастовые формы договоров, так и депозитные формы.

Полученные от клиентов средства банк может вкладывать в денежные ссуды или направлять на приобретение ценных бумаг — краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных или даже бессрочных (акции, некоторые виды облигаций, закладные бумаги и т.д.). В этих традиционных функциях банки сейчас уже встречают конкуренцию со стороны специализированных трасткомпаний, доверительных фондов, страховых компаний, обществ взаимного кредитования или взаимного страхования.

Кроме традиционных — активно-пассивных и трастовых операций с деньгами, современные банки выполняют и другие важные функции. Важнейшая из них — это осуществление денежных расчетов и платежей по поручению клиентов. Особое место здесь занимают расчеты по внешней торговле, которые предполагают и оказание другой услуги — обмена валют.

Финансовый рынок постоянно развивается: клиенты, — как компании, так и граждане, — предъявляют спрос на целый ряд услуг депозитного и кредитного характера, ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, факторинг, планирование инвестиций, лизинг, хранение ценностей, страхование от валютных рисков (хеджирование), инкассовые операции, выплата заработной платы, консультирование. Для оказания этих услуг существует огромное число различных специализированных организаций и фирм: бухгалтерские, консультационные фирмы, туристические и торговые компании, ломбарды. Многие участники финансового рынка развитых зарубежных стран стали превращаться в своего рода конгломераты финансовых услуг и уже прямо конкурируют с банками в сфере их исконной деятельности, отбивая у них клиентуру. Таковы, например, операции торговых и туристических фирм с дебитными и кредитными карточками: вводимые вначале как средство для увеличения продаж, в дальнейшем они стали использоваться для привлечения средств клиентов в собственные финансовые учреждения (крупнейшая фирма, занимающаяся такого рода деятельностью, — "Америкэн экспресс").

Отвечая на этот вызов, коммерческие банки — особенно крупнейшие из них — все более активно вторгаются в другие нетрадиционные для них сферы деятельности. Происходит универсализация деятельности коммерческих банков, которые берут на себя обслуживание клиентов полным комплексом финансовых услуг.

Клиент заинтересован получить любую услугу со своими деньгами в одной организации, поэтому банки, не желая терять клиентов, постоянно осваивают новые виды услуг. Важный шаг в этой области — разработка в США в конце 70-х годов системы комплексного, обслуживания клиентов, которым были предложены Счета Управления Наличностью (Cash Management Account— СМА), включающие пакет из нескольких услуг.

Здесь необходимо отметить, что особенности государственного регулирования кредитно-денежной системы в отдельных странах определяют конкретные условия для универсализации деятельности коммерческого банка. Законодательства некоторых ограничивают возможности коммерческого банка по предоставлению всего комплекса финансовых услуг, что заставляет банки искать новые формы деятельности. Например, в США, где законодательство запрещает банкам заниматься операциями с ценными бумагами и действовать за пределами штата - места их регистрации, распространение получили универсальные финансовые компании-холдинги и их отделения в виде инвестиционных домов и брокерских контор, трастовых компаний и даже туристических и страховых фирм.

В 1996 г. все действующие украинские банки проходили перелицензирование в НБУ, т.е. подтверждали свое право на осуществление тех или иных операций. Поэтому в новом году список операций, которые может осуществлять банк, у многих банков пополнился. Самая большая выдаваемая НБУ банку лицензия может включать в себя 32 пункта. Чем больше пунктов имеет банковская лицензия, тем крупнее и богаче банк.

По целевому назначению можно различать следующие классы банковских операций:

·        пассивные операции — аккумулирование денежных ресурсов для предоставления банковских услуг;

·        активные операции — использование собственных и привлеченных средств для получения текущих и будущих доходов;

посреднические операции — обслуживание клиентов за комиссионное вознаграждение.

Место посреднических операций банка и их краткое содержание отображены на рис. 4.

Банковские операции

Активные

 

Пассивные

 

Межбанковские

 

Финансовые

Рыночные

·         выдачу кредитов и ссуд юридическим и физическим лицам, банкам

·         выдачу гарантий и поручительств

·         покупка ценных бумаг

·         инвестирование средств в коммерческие проекты

·         дилинг

·         лизинговые операции

·         факторинг

·         операции с векселями и др.


·         формирование собственного капитала и фондов

·         депозитные: обслуживание счетов, вовлечение в оборот различных кредитов

·         эмиссия ценных бумаг для продажи

·         корреспондент-ские

·         кредитные




 

·         фондовые (ценные бумаги)

·         кредитные (денежные ресурсы)

·         валютные


ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ (ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТОВ БАНКА)

·        расчетное обслуживание

·        кассовое обслуживание

·        кредитное обслуживание

·        брокерские

·        лизинг

·        факторинговые

·        выдача гарантий

·        сдача в аренду

·        валютные, текущее

·        валютные, связанные с движением капитала

·        эмиссионные

·        депозитные

·         информационное обслуживание

Рис. 4. Классификация банковских операций по целевому назначению



В нашей стране на формирующемся финансовом рынке коммерческие банки уже сейчас представляют силу, способную оказывать серьезное влияние на экономические процессы. Они обладают рядом преимуществ:  это величина уставного капитала, большая клиентура, широкие информационные возможности и т.д. Два традиционных направления их деятельности — дипозитно-ссудные операции и расчетное обслуживание — пока приносят им стабильный доход. В то же время у нас, как и во всем мире, существует тенденция к универсализации деятельности коммерческих банков, то есть предоставлению последними всего возможного набора операций и финансовых услуг. Одкако, с другой стороны, в этом вопросе необходим дифференцированный подход, учитывающий размер, специализацию и другие особенности каждого коммерческого банка. Не испытывая жестокого давления конкуренции, коммерческие банки получают возможность выбирать наиболее выгодные им, не требующие дополнительных затрат и простые для освоения виды банковских услуг. Постепенно развиваясь вместе с развитием финансового рынка и усилением конкуренции, банки будут осваивать новые виды банковских услуг, для чего уже сегодня необходимо проводить подготовительную работу.

Перечень банковских продуктов/услуг содержится в лицензии на совершение банковских операций, выдаваемой коммерческому банку Центральным банком страны. Маркетологи выделяют среди них кредитные, операционные, кредитно-операционные, инвестиционные (траст-услуги — операции с ценными бумагами). С ростом числа коммерческих банков конкуренция между ними становится все более острой. Банки стремительно осваивают новые технологии, становятся членами международной системы обмена финансовой информацией SWIFT, развивают корреспондентские отношения, вводят в обращение кассовое обслуживание на высшем международном уровне, оказывают целый спектр консультационных услуг, обслуживание экспортных контрактов, обеспечивают высокое качество, доверительные операции.

Особое место среди банковских продуктов занимают факторинговые операции. Факторинг — специфическая форма расчетов по взысканию денежных средств с предприятий – покупателей, являющихся клиентами банка. В практике коммерческих банков встречается факторинг с оборотом и факторинг без оборота. В первом случае сумма, указанная в расчетном документе, неоплаченном в течение договорного срока плательщиком, возмещается банку поставщиком, т.е. его клиентом. Во втором случае после покупки банком неоплаченного расчетного документа поставщик не отвечает за своевременность погашения долга.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


 © 2010 Все права защищены.