бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Банки и их роль в экономике Украины бесплатно рефераты

·        по степени риска – операции, по которым имеется потенциальная

возможность (степень) не возврата размещенных банковских ресурсов с целью получения прибыли.

Оценивая реальный уровень ликвидности конкретного банка, следует не только принимать в расчет потенциально возможную доходность какого-либо актива (соответственно операции по размещению банковских ресурсов), но и учитывать ту степень риска, которая связана с вероятностью не возврата банковских средств по соответствующей активной операции.

Учитывая фактор риска активных операций в оценке ликвидности баланса коммерческого банка, можно вывести следующую зависимость между основными качественными свойствами его активов, формирующих его политику и стратегическую цель деятельности: чем выше доходность активов банка, тем больше риск операций по ним, но тем ниже уровень ликвидности баланса, а, следовательно, и платежеспособности банка в целом, и наоборот.

Таким образом, обеспечение ликвидности банка – это сложная и многофакторная задача, успех решения которой определяет суть и содержание политики и деятельности любого коммерческого банка как предпринимательской структуры в системе банковского дела.

Исходя из международной теории и практики банковского дела, экономической взаимосвязи ликвидности, платежеспособности, доходности и риска, в целях выработки тактики и механизмов управления ликвидностью банка,, активы баланса коммерческих банков условно подразделяют на следующие пять структурных групп:

1.  банковские активы, не приносящие дохода соответственно имеющие нулевой или минимальный риск, но самые ликвидные, которые могут быть немедленно использованы для выплаты долговых обязательств банка. К этой группе относятся:


·      кассовая наличность банка;

·      остатки на счетах в Центральном Банке в форме обязательных резервов;

·      чеки и другие платежные документы в процессе инкассирования.


Данная группа активов по международной практике относится к банковским активам первичного резерва, обеспечивающего поддержания необходимого уровня ликвидности банка в целом;

2.    банковские активы, приносящие небольшой доход и соответственно

имеющие незначительный риск, но достаточно высоко ликвидные, которые с минимальной задержкой по времени и незначительными потерями могут быть превращены в наличные деньги или средства платежа для погашения долговых банковских обязательств. К данной группе активов относятся:

·      кредиты, выданные другим банкам (межбанковский кредит);

·      ценные коммерческие бумаги;

·      краткосрочные ценные бумаги, выпущенные правительственными органами, финансовыми и промышленными корпорациями;

·      одновременные займы одного банка у другого под залог высококачественных ценных бумаг .В международной практике такие займы носят условное название РЕПО;

·      другие аналогичные активы;

3.      банковские активы, связанные с банковскими, приносящие основную

массу прибыли, имеющие самый высокий уровень среди активных операций банка и обладающие средней степени ликвидности;

4.    банковские активы, связанные с портфелем ценных бумаг (или с портфелем банковских инвестиций). Эти активы банка представляют собой второй по значимости источник дохода банка. В то же время, распределением диверсификации (распределение инвестируемых денежных средств между различными видами ценных бумаг инвестиционного портфеля с целью снижения риска возможных потерь или доходов от него), уменьшают уровень риска активных операций, обеспечивая тем самым поддержания необходимого уровня ликвидности баланса банка в целом. В данную группу активов (состав портфеля ценных бумаг) входят:

·      ценные бумаги федеральных учреждений, облигации, векселя;

·      облигации муниципалитетов (местных региональных учреждений), которые по своим качествам – доходности и ликвидности – имеют привлекательность у коммерческих банков, к тому же доход по данным бумагам не подлежит обложению федеральными налогами;

·      акции, облигации и векселя производственных корпораций и объединений, а также других коммерческих банков;

5.    банковские активы, связанные со стоимостью банковских зданий, сооружений, оборудованием. Данная группа активов банка наименее ликвидна из всех других активов баланса, сопряжена в своих операциях со средним уровнем риска, но, тем не менее, не исключает получения определенных доходов для банка:

·      банк может извлечь доход от сдачи в аренду неиспользуемых помещений или продажи специального оборудования;

·      владея собственным зданием и оборудованием, банк не платит арендную плату;

·      презентабельные здания банка могут одним своим видом содействовать в определенной мере успеху маркетинговых усилий банка, а это – потенциальный источник будущих доходов.

В условиях рыночной экономики, где главная цель деятельности любой предпринимательской структуры, включая коммерческий банк, - это получение максимально большой прибыли, используя все возможные и законодательно допустимые рыночные инструменты и приемы, обеспечение ликвидности как базисного фактора для устойчивого и надежного функционирования коммерческих банков – задача весьма сложная и проблематичная как для самих банков, таки для всей государственной банковской системы. Причины этих проблем заключаются в следующем:

· ликвидность банка и его доходность связаны обратно пропорциональной зависимостью, – чем выше ликвидность баланса банка, тем ниже его доходность и, наоборот, - что явно противоречит основному предпринимательскому интересу банка – получение прибыли от своей деятельности;

· достижение и тем более поддержание необходимого уровня ликвидности баланса банка представляет собой весьма сложную многофакторную задачу, решение которой требует от работников банка профессиональных знаний, умения, наличия в сфере банковского дела соответствующих денежно-финансовых инструментов, институтов и нормативно-законодательных актов.

Для государственной банковской системы в целом важность и необходимость управления ликвидностью коммерческих банков заключается в том, чтобы через регулирующие функции Центрального Банка обеспечить:

·      поддержание стабильности функционирования банковской системы в целом;

·      исключение нарушений функциональных обязанностей в деятельности коммерческих банков как структурных звеньев государственной банковской системы без вмешательства в их оперативную предпринимательскую деятельность;

·      защиту интересов государства, вкладчиков и кредиторов;

·      реализацию государственной денежно-кредитной и финансовой политики.

В плане решения проблем управления и регулированием ликвидностью коммерческих банков позиции и роль государства имеют первостепенное значение, поскольку отсутствие четких и профессионально грамотных нормативно-правовых инструментов и институтов снижает практическую значимость банков в скорейшем становлении и развитии рыночных отношений в финансово-кредитной системе, а их срывы в работе из-за потери ликвидности, из-за неплатежеспособности, банкротства, необоснованности проведения рискованных операций, а также преступлений наносят непоправимый вред всей государственной банковской системе и экономике народного хозяйства в целом.




                                        II

Характерные черты и виды банков в Украине в условиях перехода к рынку


2.1. Создание банковской системы Украины

Согласно Закону Украины “О банках и банковской деятельности” (1991г.) банки – это учреждения, функциями которых является кредитование субъектов хозяйственной деятельности и граждан за счет привлеченных средств предприятий, организаций, населения и других кредитных ресурсов, кассовое и расчетное обслуживание народного хозяйства, выполнение валютных и других банковских операций, предусмотренных этим Законом. Иными словами, банки занимаются трансформацией ресурсов внешней среды.

Согласно ст.3 Закона, коммерческим банкам запрещается деятельность в сфере материального производства, торговли, страхования. Так же, как всем другим учреждениям, запрещается осуществлять банковские операции и даже называться банком или производными от этого названия.

Согласно ст.5, банки не отвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банков, если только не берет на себя их обязательства.

Банковская система Украины является двухуровневой и состоит из Национального банка Украины и коммерческих банков.

Становление независимой двухуровневой банковской системы рыночного типа в Украине началось в 1991 году, когда 20 марта Верховный Совет принял Закон "О банках и банковской деятельности". В этот же период Государственный банк Украины, являвшийся филиалом Госбанка СССР, преобразуется в Национальный банк Украины — с соответствующими функциями единого эмиссионного центра.

От СССР нам достались филиалы Госбанка (Промстройбанка УССР), Внешэкономбанка и Сбербанка УССР.

Со Сбербанком поступили просто, создав на базе его украинской филиальной сети до сих пор остающийся в государственной собственности Сбербанк Украины. "Умерший" с валютными вкладами украинских предприятий московский 'Внешэкономбанк" был заменен Государственным экспортно-импортным банком Украины. На базе “Промстройбанка” было создано три акционерных банка, между которыми его клиентуру разделили по специализации.

Агропромбанк "Украина" получил всех клиентов агропромышленного комплекса, Укрсоцбанк — клиентов социально-культурной сферы, предприятий торговли и услуг. Проминвестбанку (ПИБ) достались счета всех промышленных предприятий страны, что обеспечило ему 60% активов банковской системы страны. Так возник второй уровень банковской системы Украины.

Параллельно создавались и другие новые коммерческие банки.

В итоге бывшие государственные банки стали контролировать более 90% рынка банковских услуг в стране. При этом 95% капитала банковской системы сконцентрировалось в Киеве. Вследствие этого, по крайней мере, на первых два года — до начала роста филиальной сети независимых банков — украинские предприниматели в провинции оказались в ситуации, когда им просто некуда было обратиться за кредитом для развития своего бизнеса, поскольку уровень концентрации капитала в областях был искусственно снижен.

В начале в качестве наличной валюты в Украине использовался бывший советский рубль, а в качестве безналичной валюты — украинский рубль. С начала 1992 года осуществляется переход на наличный украинский карбованец, а в ноябре 1992 года — на безналичный украинский карбованец, с сентября 1996 г. — гривна...

Если в 1992 году доля совокупных активов банков "новой волны" составляла менее 5% в удельном весе всей банковской системы, то к началу 1997 года они заняли свыше 40% рынка.

Кризис неплатежей, охвативший в 1995—1997 гг. все отрасли и сферы экономики Украины, угрожает нарушить макроэкономическое равновесие в стране. В этих условиях банковские учреждения Украины оказались на пересечении кризисных, труднопрогнозируемых и взаимоисключающих процессов в политике, экономике и социальной сфере.

К началу 1997 года далеко не все коммерческие банки стали полноценными финансовыми учреждениями, поскольку не решали главных задач переходного периода.

Становление банковской системы в Украине происходило и происходит в условиях нестабильности и неопределенности. Многие коммерческие банки, которые возникли стихийно на  волне гиперинфляции, испытывают сегодня значительные трудности. Следствием этого стало то, что в режиме финансового оздоровления находится свыше 30 банков. На 1.01.97 г. в реестре НБУ насчитывалось 188 коммерческих банков. Это самый низкий уровень за последние четыре года. При этом "твердо стоящих на ногах", по мнению экспертов финансового рынка, не более 60-70. Зарегистрировано 2 государственных банка. Банков со 100% иностранным капиталом — 3 и 12 банков с участием иностранного капитала. Сегодня свыше половины украинских банков имеют уставные фонды в размере от 500 до 5 млн. ЭКЮ.

2.2. РАЗВИТИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ

И РЕФОРМИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

С 1 сентября 1995 г. украинские банки формируют страховые фонды по всем выданным кредитам в национальной валюте.

С этого времени вошло в действие постановление правления Национального банка Украины, утвердившее Положение о порядке формирования и размерах страхового фонда коммерческих банков.

Положением, в частности, определено, что страховые фонды банков формируются по всем выданным кредитам в национальной валюте Украины. Страховой фонд используется только для покрытия непогашенной кредитной задолженности. В зависимости от оценки риска кредиты, предоставленные банком, делятся на пять групп'.

|1. Стандартные (размер резервирования составляет 2%) —кредиты, предоставленные под ликвидный залог, стоимость которого превышает кредитную задолженность на 70%, или гарантии правительства Украины; предоставленные дебиторам со стабильным финансовым положением; пролонгированные не более одного раза и своевременно оплачиваемые по процентам.

2. Удовлетворительные (5%) — предоставленные под ликвидный залог, стоимость которого равняется кредитной задолженности, банковские гарантии и гарантии юридических лиц; кредиты, по которым дебитором нарушено целевое использование кредита, в особенности в случае, когда это влияет на обеспечение кредита; предоставленные дебиторам, которые никогда не допускали задержки в уплате процентов и возвращении кредитов; неоднократно пролонгированные, по которым своевременно выплачиваются проценты. Просроченная задолженность по удовлетворительным кредитам не должна превышать 30 дней.

3. Граничные (30%) — обеспеченные гарантиями страховых компаний; с залогом и другими гарантиями, стоимость которых меньше кредитной задолженности; предоставленные дебиторам, которые раньше не были клиентами банка. Просроченная задолженность по граничным кредитам составляет от 30 до 90 ней.

4. Сомнительные (80%) — предоставленные дебиторам, которые на отчетную дату оказались в сложном финансовом положении, в частности, допустили недостаток собственных оборотных средств, убыточную деятельность, иммобилизацию оборотных средств в дебиторскую задолженность, перерасход специальных фондов; по которым возникли сомнения относительно способности гаранта выполнить взятые на себя обязательства или вообще не имеющие возможности обеспечить возврат средств. Просроченная задолженность по сомнительным кредитам составляет от 90 до 180 дней.

5. Безнадежные (100%) — предоставленные дебиторам с неликвидным балансом, лжебанкротам и признанным банкротам в установленном порядке; предоставленные дебиторам, имеющим недостаточность собственных оборотных средств и убытки; предоставленные под опротестованные векселя, по которым отсутствует достоверная информация о дебиторе и гарантии погашения.

Если в течение трех лет банку не удалось погасить безнадежную задолженность, она списывается с внебалансовых счетов.

Средства страхового фонда учитываются банком при расчете экономических нормативов, установленных НБУ.

На сегодняшний день все банковские учреждения Украины можно подразделить на несколько категорий и уже исходя из этого приступать к их реформированию.

Банки-каналы. К ним следует отнести "Проминвестбанк", АПБ "Украина" и АКБ "Укрсоцбанк".

Созданные на базе бывших государственных специализированных банков, они сегодня остаются монополистами на финансово-кредитном рынке Украины.

Банки-агенты. Главное предназначение этих банков заключается в управлении потоками денежных средств акционеров. Зачастую их работа убыточна, потому что как раз в этом случае проявляется противоречие между интересами владельцев, желающих получить дешевые кредитные ресурсы и максимально возможные проценты по депозитным средствам, и интересами работников банка, прежде всего правления, стремящегося получить наивысшую прибыль.

Банки-доноры. Создавались они с одной лишь целью — набрать побольше кредитных ресурсов на межбанковском рынке и переправить эти средства в нужное место. Зачастую банки становились донорами значительно позже — в результате неудачных коммерческих операций, их владельцы решали свои проблемы за счет подконтрольных банков.

"Хорошие" банки. На сегодняшний день таких банков в Украине - значительное меньшинство. В списке "лучших из лучших" сегодня состоит пятнадцать коммерческих банков.

Как раз они и должны составить опору для Национального банка. Безусловно, предъявляемые им требования должны все время повышаться, но в то же время, на переходный период им должны предоставляться и определенные льготы.

Сбербанк. Особняком в этом ряду стоит Сберегательный банк Украины. Он продолжает оставаться государственным, но также выполняет все функции обыкновенного коммерческого банка.

Опасность здесь заключается в том, что, выдавая кредиты небанковским учреждениям, руководители Сбербанка ставят под угрозу сбережения граждан. Поэтому, по мнению ряда экономистов, Национальный банк должен запретить Сбербанку на определенное время кредитовать небанковские структуры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6