бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний бесплатно рефераты

которой понимает объеди­нение дочерних и зависимых обществ. Группа

взаимосвязанных организаций может раскрывать информацию об операциях с

аф­филированными лицами в сводной бухгалтерской отчетности.

Приведенные нормы из Положения по бухгалтерскому учету операций с

аффилированными лицами являются еще одной иллюстрацией актуальности

разработки общего для различных отраслей законодательства понятия,

отражающего наличие от­ношений зависимости одного субъекта

предпринимательской деятельности от другого (других) лица. Сопоставление

понятий «аффилированные лица» и «взаимозависимые лица», «группа

взаимосвязанных организаций» показывает, что они отражают суть одного

экономико-правового явления — экономической зависимости одного лица от

другого. К сожалению, антимоно­польная, налоговая отрасли законодательства,

законодательство по бухгалтерскому учету пользуются различными подходами,

раз­личными критериями установления зависимости лиц, различ­ным понятийным

аппаратом.

Представляется, что нужно избавиться от различных критери­ев установления

экономической зависимости и добиться единства методологических основ, а

возможно, и терминологии в граждан­ском, антимонопольном, налоговом и других

отраслях законода­тельства. Такой подход облегчит правоприменительную

практи­ку, обеспечит прозрачность отношений экономической зависимости,

поскольку при «сквозных» критериях ее установления в различных отраслях

законодательства попытки «завуалировать» отношения субординации и контроля в

интегрированных группах предприни­мателей будут минимизированы.

Для самих холдинговых компаний это было бы так же важ­но, поскольку избавило

бы их от необходимости позиционировать себя для различных целей по различным

критериям.

Холдинговые компании как одна из разновидностей эконо­мической концентрации

являются объектом антимонопольного контроля. Важно отметить, что

антимонопольный контроль не имеет целью запретить хозяйственную интеграцию и

экономи­ческую концентрацию, а направлен на предотвращение ограниче­ния

конкуренции и возникновения монопольных структур.

Действующее законодательство применительно к холдингам предусматривает

следующие основания установления антимоно­польного контроля:

1) создание холдинговых компаний при приватизации в ре­зультате преобразования

государственных предприятий в акционерные общества (пп. 2.2—2.4 Временного

Положения о холдинговых компаниях)[87];

2) приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном

капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц)

получает право рас­поряжаться более чем 20% указанных акций (долей) (п. 1 ст.

18 Закона о конкуренции);

3) получение в собственность, пользование или владение од­ним хозяйствующим

субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных

активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества,

составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок) превышает 10%

балансовой стоимо­сти основных производственных средств и нематериальных

активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего имущество (п. 1

ст. 18 Закона о конкуренции);

4) получение прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим

субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его

исполни­тельного органа (п. 1 ст. 18 Закона о конкуренции);

5) избрание физических лиц в исполнительные органы, со­веты директоров

хозяйствующих субъектов, суммарная стоимость активов которых по последнему

балансу пре­вышает 100 тыс. МРОТ или внесенных в реестр хозяйствующих

субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% (п. 6 ст. 18

Закона о конкуренции);

6) создание коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов

учредителей (участников) по последнему балансу превышает 200 тыс. МРОТ (п.

4 ст. 17).

Антимонопольный контроль при создании и осуществлении деятельности

холдинговых компаний может осуществляться и по иным основаниям,

предусмотренным законодательством, например, при слиянии и присоединении

коммерческих орга­низаций (п. 1 ст. 17 Закона о конкуренции), в результате

кото­рого в активах реорганизованного лица окажется контрольный пакет акций

(долей участия) другого хозяйственного общества. В этой главе мы рассмотрим

наиболее типичные случаи «кон­тактов» такого хозяйствующего субъекта как

холдинг с антимо­нопольными органами.

Антимонопольный контроль может осуществляться в форме предварительного и

последующего. Предварительный контроль осуществляется до создания,

реорганизации, совершения сделки или какого-либо иного действия, являющегося

объектом госу­дарственного контроля и заключается в рассмотрении

антимо­нопольными органами ходатайств о даче согласия на соверше­ние

действий, указанных в ходатайстве в соответствии со ст. 17 и 18 Закона о

конкуренции. Наличие согласия антимонополь­ного органа является в этом случае

необходимым условием для совершения действия, указанного в ходатайстве, что

означает установление разрешительного порядка осуществления подле­жащих

государственному контролю действий.

Последующий контроль заключается в рассмотрении антимо­нопольными органами

уведомлений хозяйствующих субъектов об уже совершившихся фактах. Уведомление

должно быть направ­лено в 45-дневный срок с момента совершения

соответствующих действий, например, избрания лица в совет директоров.

Государственный контроль за образованием холдинговых ком­паний в результате

приватизации осуществляется в соответствии с Временным положением о холдинговых

компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в

акци­онерные общества и носит разрешительный характер. Согласно этому Положению

холдинговые компании создаются при нали­чии предварительного согласия

антимонопольных органов (п. 2.2). Порядок взаимодействия органов

Госкомимущества[88] и Государственного

комитета РФ по антимонопольной политике[89]

предусмотрен в совместном Письме Госкомимущества РФ и ГКАП РФ «О порядке

взаимодействия Госкомимущества Рос­сии, комитетов по управлению имуществом и

государственных антимонопольных органов России в процессе приватизации

го­сударственных предприятий и создании холдинговых компа­ний»

[90]. В соответствии с установленным порядком предложение о создании

холдинговой компании (заявка), направляемое в соответствующий орган

Минимущества РФ, должно содержать обоснование создания компании, указание целей

и задач ее де­ятельности. Для рассмотрения заявки о создании холдинговой

компании Министерством РФ создается комиссия по привати­зации, в состав которой

включается представитель антимоно­польного органа. Решение о создании

холдинговой компании принимается соответствующим органом Министерства

имуще­ственных отношений после получения согласия антимонополь­ного органа на

создание холдинговой компании и согласования им перечня дочерних предприятий

этой компании. Временное положение о холдинговых компаниях содержит ряд

императивных запретов на создание холдинговых компаний. Так, не допускается их

создание, если оно приводит к монополиза­ции производства тех или иных видов

продукции (работ, услуг); запрещено создание холдинговых компаний, владеющих

конт­рольными пакетами акций предприятий, совокупная доля кото­рых на

федеральном или местном рынке определенной группы однородных или

взаимозаменяемых продуктов составляет более 35%, либо предприятий, которые в

совокупности реализуют тре­тьим лицам более 35% общего объема однородных или

взаимоза­меняемых продуктов, производимых предприятиями, ранее вхо­дившими в

концерн (корпорацию, союз, ассоциацию или иное объединение) или

подведомственными одному органу государ­ственного управления. Согласно

Положению не допускается со­здание холдинговых компаний в целом ряде отраслей,

в том чис­ле в торговле, сельскохозяйственном производстве, переработке

сельскохозяйственной продукции и производственно-техническом обеспечении

сельского хозяйства; общественном питании и бы­товом обслуживании населения;

транспорте (кроме железнодо­рожного, трубопроводного транспорта и предприятий,

осуще­ствляющих исключительно международные перевозки) и иных сферах

деятельности по совместному решению полномочных ан­тимонопольных и

приватизационных органов. Таким образом, в Положение изначально закладывались

диаметрально проти­воположные цели: демонополизация экономики и создание

орга­низационно-управленческих структур, объективно ограничива­ющих

конкуренцию. Следует заметить, во-первых, что Положение распространяет свое

действие только на холдинговые компа­нии, создаваемые путем приватизации, в

которых доля государ­ственной собственности в уставном капитале холдинговой

ком­пании превышает 25%, а во-вторых, что многие из приведенных антимонопольных

запретов фактически не применяются, в том числе из-за своей нерациональности,

хотя формально не отме­нены. Прежде всего, это касается ограничений на создание

хол­динговых компаний в определенных отраслях экономики. В про­тиворечие Закону

о конкуренции, в Положении о холдинговых компаниях отсутствует оценочный подход

к соотношению умень­шения конкуренции на определенных товарных рынках и

поло­жительных социально-экономических последствий вследствие создания

холдинговой компании.

Контроль за приобретением акций (долей) с правом голоса в ус­тавном капитале

хозяйственного общества осуществляется при приобретении лицом (группой лиц) в

совокупности с имеющи­мися акциями (долей) с правом голоса в уставном

капитале хозяй­ственного общества, при котором такое лицо (группа лиц)

полу­чает право распоряжаться более 20% указанных акций (долей). Контроль по

рассматриваемому основанию может носить как предварительный, так и

последующий характер. Предваритель­ный контроль в соответствии с п. 1 ст. 18

Закона о конкуренции осуществляется, если суммарная балансовая стоимость

активов по последнему балансу лиц, участвующих в сделке, превышает 200

минимальных размеров оплаты труда, либо одним из них яв­ляется хозяйствующий

субъект, внесенный в реестр хозяйствую­щих субъектов, имеющих долю на рынке

определенного товара более 35%, либо приобретателем является группа лиц,

контроли­рующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.

В соответствии с п. 6 ст. 18 Закона о конкуренции последую­щий контроль за

совершением сделок по приобретению голосую­щих акций (долей) в уставном

капитале хозяйствующих субъектов осуществляется при условии, если суммарная

балансовая сто­имость активов по последнему балансу лиц, участвующих в

сдел­ке, превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Статья 4 Закона о конкуренции определяет, что под приоб­ретением акций

(долей) в уставном капитале хозяйственных обществ понимается не только

покупка, но и получение иной возможности осуществления самостоятельно (или

через пред­ставителей) воплощенных в акциях (долях) прав голоса на ос­новании

договоров доверительного управления, о совместной деятельности, поручения, а

также на основании других сделок или по иным основаниям. Приобретение акций

по договору мены или дарения также требует получения предварительного

согла­сия или уведомления антимонопольного органа.

С антимонопольным органом необходимо согласование при каждом приобретении акций

(долей) хозяйственного общества с правом голоса, когда заявитель приобретает

одномоментно или в совокупности с уже имеющимися более 20% голосующих ак­ций

(долей) участия в уставном капитале. Высший арбитраж­ный суд указал, что

предварительное согласие антимонополь­ного органа на приобретение акций

хозяйственного общества с правом голоса необходимо в тех случаях, когда

приобретатель уже имел в своем распоряжении более 20% указанных акций. Согласие

необходимо на каждую сделку по приращению, если результат превышает квоту,

ранее согласованную данным при­обретателем с антимонопольным органом

[91].

Холдинговые компании зачастую основаны на получении одними коммерческими

организациями прав, позволяющих оп­ределить условия ведения другими

хозяйствующими субъектами их предпринимательской деятельности. Получение

хозяйствую­щим субъектом прав, позволяющих определять условия ведения другим

субъектом предпринимательской деятельности либо вы­полнять функции его

исполнительного органа являются объек­том антимонопольного контроля.

Приобретение хозяйствующим субъектом прав определять условия ведения другим

субъектом предпринимательской дея­тельности может быть основано:

• на владении пакетом акций (долей участия), позволяющим оказывать

подавляющее влияние (контроль) на принятие хо­зяйственным обществом решений;

•на наличии какого-либо договора, предоставляющего одно­му хозяйствующему

субъекту право давать другому хозяйству­ющему субъекту обязательные для него

указания;

•на наличии иного основания, позволяющего определять од­ним субъектом условия

ведения предпринимательской дея­тельности другого хозяйствующего субъекта.

Создание коммерческих орга­низаций без соблюдения порядка последующего

уведомления антимонопольных органов, приводящее к ограничению конку­ренции, в

том числе в результате возникновения или усиления доминирования, является

основанием для их ликвидации в су­дебном порядке по иску антимонопольного

органа (п. 9 ст. 17 Закона о конкуренции).

2.2.3. Правовое регулирование холдинговых компаний внутренними документами.

Вопрос управления и управляемости дочерних обществ, как было неоднократно

отмечено в предыдущих параграфах данной работы, остается одной из самых

насущных проблем практики осу­ществления бизнеса в правовой форме холдинга.

Управление дочерним обществом должно осуществляться основным не

не­посредственно, а через органы управления дочернего. Между тем многие

руководители основных обществ, в памяти которых еще сохранились

производственные и промышленные объеди­нения социалистического периода,

характеризующиеся адми­нистративным характером взаимодействия, стремятся

напрямую управлять дочерними и зависимыми обществами, в том числе путем

издания приказов «по холдингу». Понятно, что такие дей­ствия противоречат

характеру юридических отношений между организациями — в объединениях,

состоящих из самостоятель­ных юридических лиц, хотя и связанных отношениями

эконо­мической зависимости, никакой организационно-распорядитель­ный документ

не может «перейти административные границы» юридического лица. Любые решения

органов управления ос­новного общества: приказ генерального директора,

решение совета директоров или общего собрания акционеров «напря­мую» не могут

применяться в дочерних обществах, пока они в надлежащем порядке не оформлены

как решения компетент­ных органов управления дочернего общества. Такое

понима­ние достигается не сразу, поэтому в практике встречаются ошиб­ки,

которые ставят под угрозу, как интересы самой холдинговой компании, так и ее

кредиторов.

Избежать этих ошибок, защитить интересы всех участников рыночных отношений

возможно только при наличии надлежа­щего внутреннего правового регулирования

организации и дея­тельности холдингов.

Правовым полем для холдинговых компаний являются, на наш взгляд, как нормы

действующего законодательства, уставы и внутренние документы каждого

хозяйственного общества — участника, так и внутренние документы холдинговой

компании в целом (как совокупности связанных отношениями экономи­ческой

зависимости основного и дочерних хозяйственных об­ществ), принятые полномочными

органами управления всех юридических лиц, входящих в холдинг

[92].

Холдинговые компании через компетентные органы управления участников —

основного общества и дочерних хозяйственных об­ществ — в пределах

диспозитивных норм законодательства впра­ве принимать нормативные документы,

регулирующие внутренние взаимоотношения участников объединения. Такие

документы мо­гут регулировать общие принципы организации и деятельности

холдинговой компании, формирование целевых централизован­ных фондов холдинга,

организацию финансовых потоков, фун­кциональное распределение обязанностей,

порядок принятия решений внутри холдинга и обеспечение легитимного

«прохож­дения ими административных границ» самостоятельных юри­дических лиц,

входящих в его структуру, вопросы ответствен­ности основного общества перед

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11