Диплом: Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний
организациями имеются в виду на только юридические лица, но и иные организации.
[58]. А это значит, что теория права не отрицает возможности признания
коллективными субъектами не только юридических лиц. В другом учебнике по теории
права после замечания, что не всякий коллектив может выступать субъектом права,
следует вывод: «Субъектами права являются лишь более или менее значительные,
устойчивые, постоянные образования, которые характеризуются единством воли и
цели, а также определенной внутренней организацией. Это не случайные и не
временные соединения граждан или каких-то структур
[59].
Таким признакам отвечает, на наш взгляд, предпринимательское объединение в
форме холдинга, осуществляющее согласованную деятельность участников.
Глава 2. Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний.
2.1. Цели создания холдинговой компании.
Целеполагание при создании холдингов напрямую зависит от времени, места,
способа и задач, реализуемых при образовании холдинговых компаний. Нельзя,
например, сравнить цели создания холдингов при приватизации и акционировании
государственных предприятий и цели организации холдинговых компаний в
рыночных условиях путем консолидации пакетов акций (долей участия) либо в
результате реструктуризации коммерческих организаций.
Эффект объединения юридических лиц в холдинговую компанию или
синергетический эффект заключается в том, что преимущества от объединения
достигаются не посредством арифметического сложения, а умножением
возможностей всех организаций, входящих в структуру холдинга. Холдинговые
компании как разновидность предпринимательских объединений в сравнении с
неинтегрированными коммерческими организациями, обладают следующими
преимуществами:
- реализацией масштаба используемых ресурсов (производственных фондов,
инвестиционных средств, трудовых ресурсов), в том числе возможностью
привлечения квалифицированного управленческого, научного, производственного
персонала;
- минимизацией для участников объединения в сравнении с обособленными
производителями, не формирующими данную группу, отрицательного воздействия
конкуренции, поскольку участники объединения, как правило, не допускают
взаимной конкуренции на одном и том же рынке;
- значительной централизацией капитала, который в зависимости от
экономической конъюнктуры может «перетекать» из одной сферы
предпринимательской деятельности в другую;
- возможностью создания самодостаточной вертикально интегрированной
системы от добычи сырья до выпуска законченной продукции высокой степени
переработки;
- возможностью диверсификации производства для снижения предпринимательских
рисков и обеспечения специализации отдельных видов деятельности как условия
их конкурентоспособности;
- объединением производства, технического опыта и научно-исследовательских
разработок, возможностью интеграции науки и производства.
Холдинговые компании наряду с общими для всех предпринимательских
объединений преимуществами имеют некоторые специфические особенности
организации, положительно выделяющие эту форму из ряда других. К числу таких
преимуществ относятся:
- возможность повышения устойчивости бизнеса, управления рисками, обеспечения
безопасности основных имущественных активов предпринимательского объединения.
Рискованные операции могут быть перенесены в дочерние общества, поскольку,
будучи самостоятельными юридическими лицами, они несут ответственность по
своим обязательствам только принадлежащим им имуществом (за исключением
случаев привлечения к ответственности основного общества). Стратегия
ограничения рисков предусматривает размещение основных ликвидных активов
холдинговой компании в специально созданных для этих целей структурах;
- возможность централизации целого ряда функций и тем самым экономии
управленческих затрат. Как правило, функциональное распределение
обязанностей между основным и дочерними обществами происходит таким образом,
что в сфере внимания основного общества оказываются такие полномочия, как
планирование, организация финансовых потоков, централизованный бухгалтерский
учет, правовое обеспечение, кадровая политика, информационное обеспечение,
статистика, возможно маркетинг и организация сбыта;
- обеспечение единого внутри холдинговой компании налогового и финансового
планирования. Корпоративные схемы налогового планирования, направленные на
снижение налоговых потерь, могут быть основаны, в частности, на рациональном
распределении функций внутри холдинга, внутреннем ценообразовании, создании
участниками холдинга централизованных фондов (резервов);
- обеспечение конфиденциальности контроля. В холдинговой системе организации
предпринимательской деятельности на верхушке «холдинговой пирамиды» может
быть общество, созданное отдельными лицами, чей реальный контроль,
осуществляемый через органы управления основного общества, практически скрыт
и может быть выявлен только через систему аффилированных лиц.
Следует отметить, во-первых, что не каждая холдинговая компания обеспечивает
единовременно реализацию всех перечисленных преимуществ; во-вторых, отдельные
из названных •преимуществ в создании холдинговых компаний оборачиваются для
других субъектов (государство, граждане, другие предприниматели, например,
контрагенты по договорам) обратной стороной и могут быть отнесены с точки
зрения реализации их интересов к недостаткам. Например, монополизация отдельных
сегментов рынка или минимизация налогообложения за счет установления по
внутреннему обороту между участниками холдинга «трансфертных» цен могут иметь
в целом для экономики отрицательное значение. «Распространение групп в
хозяйственной жизни капиталистических стран, — писал М.И. Кулагин, — породило
многочисленные проблемы. Среди них обычно выделяют четыре наиболее важные и
сложные для практического решения. Это проблемы защиты меньшинства акционеров
в зависимых обществах; охраны прав кредиторов товариществ, входящих в группу;
защиты интересов государства, на территории которого действует группа;
предоставления гарантий трудящимся, занятым на ее предприятиях»
[60]. В то же время М.И. Кулагин показывает, что с точки зрения способа
ведения бизнеса «группа» имеет ряд существенных преимуществ перед другими
способами концентрации капитала, поскольку позволяет избежать значительных
формальностей, диверсифицировать капитал и укрыть прибыль от риска и
кредиторов.
Экономические реальности интеграции производства и капитала в России с
учетом мировых подходов к управлению крупным бизнесом требуют как понимания
всех преимуществ предпринимательских объединений, так и осознания всех их
опасностей. В этом случае следует исходить из общего подхода защиты законных
прав и интересов всех участников правоотношений, осуществляющих свои права
разумно и добросовестно. Законом не допускаются и не подлежат защите действия
граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением
причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Для целей изложения важно, что Гражданский кодекс Российской Федерации не
допускает использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а
также злоупотребления доминирующим положением на рынке (ст. 10).
2.2. Правовое регулирование холдинговых компаний.
Правовое регулирование холдинговых компаний в Российской Федерации существенным
образом отстает от предпринимательской практики. Компании холдингового типа
возникли в России не только в рамках приватизационного законодательства в
соответствии с Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при
преобразовании предприятий в акционерные общества, утверждённым Указом
Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по
реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий»,
но и в результате естественных интеграционных процессов концентрации
производства и капитала, восстановления разрушенных технологических
взаимосвязей хозяйствующих субъектов, входящих ранее в промышленные и
производственные объединения. Россия, по мнению некоторых авторов
[61], является страной с традициями ведения крупного бизнеса в отличие от
многих других европейских стран, экономический фундамент которых составляет
малое и среднее предпринимательство.
Холдинги возникли также и в результате обратного процесса – разукрупнения
организаций, когда в результате реорганизации или учреждения на месте одного
юридического лица появляется группа хозяйственных обществ, включая основное и
дочерние. Официальные статистические данные о числе холдингов в Российской
Федерации не публиковались. «Анализ курсирующих в различных публикациях
сведениях, - пишет А.Б. Фельдман, позволяет сделать вывод, что число
фактических холдингов достаточно велико (в угольной, нефтяной отраслях, сфере
профессионального фондового рынка)»[62].
При значительной распространенности холдингов в современной
предпринимательской практике отсутствует адекватное правовое обеспечение
создания и деятельности холдинговых компаний.
Правовое регулирование холдингов, осуществляемое в настоящий момент в рамках
гражданского законодательства через определение категорий основного и дочерних
хозяйственных обществ (ст. 105, 106 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона «Об
акционерных обществах»), явно отстает от требований предпринимательской
практики, к тому же является по ряду аспектов противоречивым.
[63] Мы до сих пор не имеем системного законодательства, которое бы
регламентировало «внутреннюю жизнь» холдингов и их внешние контакты –
взаимодействие с другими предпринимательскими структурами, кредиторами,
акционерами, наконец, государством.
Около трёх лет в Государственной Думе Федерального Собрания Российской
Федерации обсуждался проект федерального закона «О холдингах». Принятый
Государственной Думой ещё в декабре 1999 г., одобренный Советом Федерации в
июле 2000 г., он был отклонен Президентом РФ 20 июля 2001 г. С жесткой
формулировкой, что при его разработке четко не была определена экономическая
и юридическая цели создания и регламентации деятельности такого образования,
как холдинг, в результате чего законопроект, содержит большое количество
неясных положений, применение которых затруднено, а отдельные положения
противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации и другим федеральным
законам. В октябре 2001 года была создана согласительная комиссия, но и в
редакции согласительной комиссии, уже с учетом предложений главы государства,
закон был отклонен в феврале 2002 г. 7 июня 2002 г. На пленарном заседании
Государственная Дума сняла проект закона «О холдингах» с повторного
рассмотрения. Так закончилась «эпопея» законопроекта №99049555-2, который, по
оценке специалистов, носил рамочный характер, и, по мнению ученых-практиков,
был «сырым» документом, слишком общим, отсылочным, не имеющим механизмов
реализации многих содержащихся в нём положений (в последней редакции
законопроекта было всего 12 статей). В законопроекте совершенно не
затрагивались вопросы взаимоотношения холдингов с антимонопольными,
налоговыми органами, не рассматривались аспекты внутренних взаимоотношений в
холдинге, не было уделено внимание вопросам корпоративного управления и
корпоративного контроля в этом предпринимательском объединении.
Одним из положительных, на наш взгляд, моментов в принятии законопроекта было бы
введение консолидированной отчетности участников холдинга, упрощение
налогообложения. Интересно при этом, что холдинговые компании, многие из
которых возглавляют известные предприниматели и политики, имеющие определенное
влияние на законодательные органы, активно не инициировали принятие
Федерального закона «О холдингах». Холдинги выступают сегодня на рынке как
закрытая система, подчиняясь в условиях чистого правового поля своим внутренним
законам. Интересно на этот счёт высказывание заместителя председателя комитета
по собственности Государственной Думы И. Лисиненко, сделанное в период
обсуждения законопроекта: «.Скорость принятия закона зависит от того, насколько
он нужен обществу. Законопроект о холдингах никто не лоббирует, поэтому он и не
продвигается. Значит никто не заинтересован в том, чтобы он был принят. Лобби –
очень хороший индикатор общественного мнения»
[64].
В принятии законопроекта «О холдингах», как нам кажется, должно быть больше
всех заинтересовано государство, чтобы оградить потенциально слабых
участников имущественного оборота и обеспечить наполняемость бюджета за счёт
крупных холдинговых структур. Но выходит, что и государству в сложившейся
ситуации также удобно: оно делегирует сегодня свои функции по управлению
государственной собственностью крупным холдинговым компаниям; по сложившейся
традиции эти структуры занимаются социальной сферой, обеспечивают занятость
населения, т.е. получается, что государство тоже пока не заинтересовано в
наличии системного законодательства о холдингах.
Пока Закон «О холдингах» не принят, правовое регулирование холдингов носит
отстающий от требований современной предпринимательской практики
усеченно-фрагментарный характер[65]. При
этом отсутствие системного правового регулирования, в конечном счете, не
является фактором, запрещающим или даже ограничивающим осуществление
предпринимательской деятельностью в холдинговой форме. Другое дело, что это
неудобно для специалистов, работающих в холдинге, непрозрачно для государства и
кредиторов. Для легитимного распределения головной компанией полученного
кредита между участниками холдингами банки зачастую требуют создания простого
товарищества либо подписания договора о совместной деятельности. Это удается,
если холдинг создан на базе единого когда–то предприятия, и конечный продукт
выработки является плодом совместных усилий всех участников холдинга; а в
случае диверсификации производства, когда участники холдинговой компании
занимаются несхожими видами деятельности, подписание договора о совместной
деятельности довольно проблематично, так как представляет собой нарушение
закона, выражающееся в незаконном, по сути, получение кредитных средств. Именно
поэтому, несмотря на снятие законопроекта №99049555-2 с рассмотрения
Государственной Думы, в предпринимательских кругах не угасает надежда на
принятие системного законодательного акта, посвященного правовому регулировании
холдингов, который на более глубоком уровне, чем имевшийся проект закона,
обеспечит правовую базу организации и деятельности самой распространенной в
российском бизнесе формы предпринимательского объединения.
Правовую основу создания холдингов с участием государства или муниципальных
образований создает Федеральный закон «О приватизации государственного и
муниципального имущества»[66], в
частности ст. 25 «Внесение государственного и муниципального имущества в
качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ» и ст. 26
«Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного
управления». Следует заметить, что с принятием Федерального закона «О
государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. №
161-ФЗ[67], ограничившего осуществление
предпринимательской деятельности в этой организационно-правовой форме (ст. 8
Закона), а также запретившего унитарным предприятиям создавать дочерние
предприятия (ст. 2 Закона), процесс преобразования государственных и
муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, в том
числе со 100% долей участия государства или муниципального образования в
уставном капитале, станет более активным.
Упоминание о холдингах содержится в Федеральном законе «Об акционерных
обществах», в соответствии с подп.18 п. 1 ст. 48 которого принятие решения об
участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях
и иных объединениях коммерческих организаций относится к компетенции общего
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|