Шпора: Билеты по теории гос-ва и права
власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую
форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода
определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни,
задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами,
категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и
определяется им. Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный
уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений,
национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы.
Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений
государства и его органов с негосударственными организациями (партиями,
профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).
Форма гос-ва - сложное общественное явление, которое включает в себя три
взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и
форму государственного режима. В различных странах государственные формы имеют
свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития
наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий.
Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие
признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
34. Юридическая ответственность, понятие, признаки, виды. Основания
освобождения от юридической ответственности.
Юридическая ответственность – разновидность правового
принуждения, предполагающая наличие обязанности, закрепленной в законе,
понимание необходимости ее выполнения, а также возможность наступления
неблагоприятных последствий (применение санкций) в случае нарушения
обязанности.
К признакам юр. ответ-ти относятся следующие: 1) юрид. ответ-ть
всегда связана с гос-ым принуждением. 2) юр. ответ-ть характеризуется
определенными лишениями, которые виновный обязан претерпеть. Особенность
лишений состоит в том, что они наступают как дополнительные неблагоприятные
последствия за совершенное правонарушение. Негативные последствия м.б.: а)
личного характера; б) имущественного. 3) юридич. ответ-ть наступает только за
совершенное правонарушение. Правонарушение выступает в качестве основания юр.
ответ-ти.
Виды юрид. ответственности. Наиболее распространена классификация
юрид. от-ти по отраслевой принадлежности. Гражданско-правовая
ответ-ть заключается в применении к правонарушителю в интересах др. лица
(кредитора) установленных законом или дог. мер воздействия, влекущих для него
невыгодные последствия имущественного характера, возмещения убытков, уплату
неустойки, возмещение вреда. Уголовная и административно-правовая
ответственность применяются за те правонарушения, которые предусмотрены нормами
уг-го закона и законодательства об административных правонарушениях. Вследствие
нарушения дисциплины наступает дисциплинарная ответ-ть.
Конституционная ответственность (импичмент президенту, роспуск Думы,
Правительства). Возмещение имущественного вреда, нанесенного в результате
неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих служебных
обязанностей, составляет содержание материальной ответственности.
Основания освобождения от ответ-ти – это обстоятельства, которые в
соответствии с указаниями юрид. норм выступают при издании правоприменительного
акта в качестве фактических оснований для полного или частичного освобождения
от неблагоприятных последствий за правонарушение. Действующее законодательство
выделяет две группы таких обстоятельств. В первую группу входят
те деяния, которые по своим внешним признакам подпадают под квалификацию
правонарушающих, однако в силу их общественной полезности они таковыми законом
не признаются. К числу таких обстоятельств относятся: необходимая оборона,
крайняя необходимость, причинение вреда при задержании лица, совершившего
преступление, обоснованный риск, связанный с достижением общественно полезной
цели, совершение преступления вследствие физического или психического
принуждения. Ко второй группе можно отнести те деяния, которые
хотя и признаются законом в качестве противоправных , но в силу условий их
совершения, личности правонарушителя или вследствие иных обстоятельств
исключают применение мер юр. ответ-ти. Действующее законодательство к
основаниям освобождения от юр. отв-ти относит: наличие акта амнистии или
помилования, изменение обстановки, вследствие чего лицо ко времени рассмотрения
дела в суде перестало быть общественно опасным; передача лица на поруки;
передача дела в товарищеский суд; применение мер общественного воздействия;
истечение сроков давности привлечения к ответ-ти; деятельное раскаяние и др.
35. Марксистская теория государства и права, ее основные идеи, достоинства
и слабые стороны. Зародилась во второй половине XIX - начале XX в. и
являлась господствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца
80-х гг. XX в. Основоположники данной теории - К. Маркс (1818 - 1883); Ф.
Энгельс (1820 - 1895); В. И. Ленин (1870 - 1924). Суть марксистской
теории права составляют следующие положения: 1) в основе теории лежит
классовый подход; 2) право - возведенная в закон воля правящего класса; 3)
право отражает существующие производственные отношения, где основная масса
средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников; 4)
право устанавливается и охраняется государством. Сильной чертой теории
явилось подведение экономического базиса под вопрос изучения права, трезвая
оценка роли государства и государственной элиты в создании права.
Основной недостаток теории - преувеличение роли классовых
антагонизмов, недооценка интегрирующей функции права (или средства решения
противоречий в обществе). Марксистская теория права характеризуется признанием
связи права с государством. Государство создает и обеспечивает соблюдение
права. В праве выражена государственная воля. По этим признакам марксистскую
теорию права иногда рассматривают как разновидность позитивизма.
Отличительной особенностью марксистской теории является то, что
государственная воля, выраженная в праве, носит классовый характер. Это воля
экономически и политически господствующего класса (рабовладельцев, феодалов,
буржуазии, пролетариата или всего народа в социалистическом праве).
Другой важной чертой этой теории является положение о том, что указанная
воля — не произвол определенного класса, а содержание ее предопределено
материальными условиями жизни соответствующего класса, общества в целом. Однако
материальными, производственными отношениями (базисом) содержание права
обусловлено лишь в конечном счете. На право оказывают влияние и многие другие
факторы (соотношение классовых сил, традиции, мораль, правосознание, политика
и т п.), а потому оно относительно самостоятельно по отношению к экономике. В
силу этого оно оказывает обратное влияние на развитие экономических, да и
других отношений, выступает в качестве важного фактора стабилизации и
развития общественных отношений. Марксизм выдвинул также гипотезу об отмирании
государства и права.
36. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
Правовой статус – это система обязанностей, прав, гарантий и юридическая
ответственность. Права человека – основополагающий элемент правового статуса
личности, наряду с обязанностями и законными интересами, взятыми в единстве.
Кроме того в структуру правового статуса входит гражданство,
правосубъектность и некоторые другие элементы. Возможность реализовать
некоторые права дает лишь обладание определенным правовым статусом. Выделяют
правовые статусы: 1) граждан; 2) иностранцев; 3) лиц без гражданства: 4)
лиц, которым предоставлено убежище. Помимо этого, различают общий правовой
статус лица как гр-нина гос-ва или члена общества: отраслевой (определяемый
нормами конкретной отрасли); межотраслевой (комплексный) и специальный правовой
статус, связанный с некоторыми правовыми ограничениями и реализацией мер
ответственности. Наряду с категорией «правовой статус» имеет место и правовое
положение личности, выступающее как общее правового статуса и любого другого,
например отраслевого или специального.
40. Правовое государство: понятие, признаки и принципы построения.
Правовое государство - это суверенное гос-во, которое концентрирует в
себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя
верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое
государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах
справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом гос-ве
осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и
беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех
случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно
ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает другим
людям.
Признаки и принципы построения правового гос-ва: 1) народный
суверенитет – только народ – источник всей той власти которой располагает
гос-во; 2) господство закона (права), поскольку суверенитет предполагает
правовую организацию верховной гос-венной власти, юрид.процедуру ее
осуществления, принципы взаимоотношений личности и власти; 3) разделение
властей – каждая из властей в гос-ве самостоятельна, имеет свою компетенцию и
не должна вмешиваться в дела других. В федеративном гос-ве проводится принцип
вертикального разделения: между федерацией и ее субъектами; 4) реальное
обеспечение прав и свобод личности. 5) построение правового гос-ва происходит
на принципе законности. К числу иных важных признаков правового гос-ва можно
отнести: наличие развитого гражданского общества; создание институтов
политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного
лица или органа; верховенство и правовое действие конституционного закона,
установление в законе и проведение на деле суверенности гос-венной власти;
возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой гос-венности;
создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению
властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; формирование
обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и
контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах;
соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам
международного права; правовая защищенность всех субъектов социального общения
от произвольных решений кого бы то ни было; единство прав и обязанностей
граждан; взаимная ответственность государства и личности.
37. Гос-венно-политический режим: понятие, признаки и виды.
Гос-венно-правовой режим представляет собой совокупность способов
и методов осуществления власти гос-вом.
Гос-венный режим – важнейшая составная часть политического режима,
существующего в обществе.
Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает
в себя не только методы гос-венного властвования, но и характерные способы
деят-сти негос-венных политических организаций (партий, движений, клубов,
союзов). Гос-венные режимы могут быть демократическими и антидемократическими
(тоталитарными, авторитарными, расистскими). Поэтому основным критерием
классификации гос-в по данному признаку является демократизм форм и методов
осуществления гос-венной власти. Идеальных демократических форм гос-венного
режима в реальной действительности не существует. Тем не менее можно выделить
наиболее общие черты, присущие той или иной разновидности гос-венного режима.
Антидемократические режимы характеризуются следующими признаками:
1) Соотношение гос-ва и личности. Если гос-во в лице его различных органов
подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию, то
такой режим является антидемократическим. 2) Антидемократический режим (АДР)
характеризуется полным (тотальным) контролем гос-ва над всеми сферами
общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и
национальным строительством (диктатура одной партии, которая фактически
осуществляет все гос-венные функции, обладая полномочиями, не ограниченными
никакими законами). 3) АДР свойственно огосударствление всех общественных
организаций (профсоюзов, молодежных, женских и творческих объединений,
технических, спортивных и других обществ). 4) Личность в АДР гос-ве фактически
лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться
даже в конституционных актах. К инакомыслящим и прогрессивным силам применяются
жесткие репрессивные меры. 5) При АДР реально действует примат гос-ва над
правом, что является следствием произвола, нарушений законности, ликвидации
правовых начал в общественной жизни. 6) Всеохватывающая милитаризация
общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата,
военно-промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой. 7) АДР
игнорируют интересы национальных гос-венных образований, особенно национальных
меньшинств. 8) АДР гос-во во всех его разновидностях не учитывает особенностей
религиозных убеждений населения (полностью отрицает религиозное мировоззрение
или отдает предпочтение одной религии). 9) Господство одной формы
собственности. Демократические режимы складываются в правовых гос-вах.
Демократический режим характеризуется: 1) Свободой личности в
сфере экономической деят-сти, которая составляет основу материального
благополучия общества. 2) Реальной гарантированностью личных прав и свобод
гр-нина. 3) Создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны
на характер гос-венной власти (через избират.систему). 4) Личность защищена от
произвола, беззакония, т.к. ее права находятся под постоянной охраной органов
правосудия. 5) Реальное разделение властей. 6) В одинаковой мере учитываются
интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности
населения. 7) Обеспечивает компромисс между гос-венными органами и гр-нами,
между различными социальными группами населения. 8) Основной принцип деят-сти
дем.гос-ва – плюрализм мнений. 9) Базируется на законах, которые отражают
объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает
стабильный правопорядок, низкий уровень преступности, способствует более
спокойному разрешению конфликтов между гос-вом и личностью, между различными
социальными и национальными группами людей. 10) Существование различных форм
собственности.
38. Правосознание: понятие, структура и виды. Профессиональное
правосознание. Правосознание представляет собой совокупность идей,
взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к
правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законодательстве,
законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении.
В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов:
научного правосознания (правовой идеологии) и обыденного правосознания
(правовой психологии). Правовая идеология – это система взглядов
и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления
общественной жизни. Правовая психология – это совокупность
чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение
различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к
праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе.
Известны различные виды правосознания. По субъектам правовое
сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное. С точки
зрения глубины отражения правовой деят-сти обычно выделяют три уровня
правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и
профессиональное.
Профессиональное правосознание – это правовое сознание юристов. В
зависимости от предмета отражения в правосознании юриста образуются сферы,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|