Шпора: Билеты по теории гос-ва и права
исключением, обычай потерял здесь характер самостоятельного источника права.
Весьма противоречива доктрина по вопросу о судебной практике как источнике
права Р-Г семьи. Однако анализ реальной действительности позволяет сделать
вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных
источников права. Об этом свидетельствует все возрастающее количество
публикуемых сборников и справочников судебной практики, а также значение
прежде всего кассационного прецедента. Кассационный суд является высшей
судебной инстанцией. Поэтому судебное решение, основанное, напр., на аналогии
или общих принципах, оставленное в силе Кассационным судом, может
восприниматься другими судами при решении подобных дел как фактический
прецедент.
10. Англо-саксонская правовая система, ее основные черты и особенности
развития. В отличие от гос-в романо-германской правовой семьи, где
основным источником права является закон, в гос-вах англо-американской правовой
семьи основным источником права служит судебный прецедент, т.е. нормы,
сформулированные судьями в их решениях. А-А общее право включает прежде всего
группу английского права с характерным для Англии
прагматически-рационалистическим образом мышления, присущим буржуа в таких
странах, где никогда не было мировоззренческих традиций создания глобальных
социально-философских теорий и где в то же время в силу исторических
особенностей развития капитализма сохранилась явная настороженность к высшей
власти, к ее концентрации и поддерживался в противовес ей престиж судебной
системы. Это обстоятельство при определенных условиях нашло свое проявление в
жизни США и прежних доминионов Британской империи. В рассматриваемую семью
также входят Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также 36
гос-в – членов Британского содружества. Несмотря на все попытки кодификации,
дополнения и усовершенствования положениями права справедливости, оно в основе
своей является прецедентным правом, созданным судами. Это не исключает
возрастания роли статутного (законодательного) права. В противовес местным
обычаям это право – общее для всей Англии. Оно было создано королевскими
судами, называвшимися обычно Вестминстерскими – по месту, где они заседали
начиная с XIII в. В ходе деят-сти королевских судов постепенно сложилась сумма
решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды. Сложилось правило
прецедента, означающее, что однажды сформулированное судебное решение
становилось обязательным и для всех других судей. Характерные черты
правопонимания в этой семье выражается формулой: «Средство судебной защиты
важнее права», т.к. основная сложность заключалась в том, чтобы получить
возможность обратиться в Королевский суд. В XIV-XV вв. в связи с развитием
буржуазных отношений возникла необходимость выйти за жесткие рамки прецедентов.
Роль суда взял на себя королевский канцлер, который стал решать в порядке
опред.процедуры споры по обращениям к королю. В результате наряду с общим
правом сложилось право справедливости. До реформы 1873-1875 гг. в Англии
существовал дуализм судопроизводства: помимо судов, применявших общее право
существовал суд лорда-канцлера. Реформа слила общее право и право
справедливости в единую систему прецедентного права. И сегодня английское право
продолжает оставаться в основном судебным правом, разрабатываемым судами в
процессе решения конкретных случаев.
Помимо исключительно широких прав судей в создании права и роли судебного
прецедента особенностями англосаксонской правовой семьи
являются: 1) индивидуальный (казуистический) характер юридических прецедентов;
2) приоритет прав человека (защищаемых судом); 3) главенствующая роль
процессуального (доказательственного) права, оказывающего влияние на право
материальное; 4) отсутствие четкого разделения права на частное и публичное.
Его заменяет деление на общее право и право справедливости; 5) отсутствие
отраслевых кодексов; 6) нет резко выраженного деления права на отрасли,
поскольку суды могут разбирать разные категории дел: публично- и частноправовые
– гражданские, торговые, уголовные, а также по причине отсутствия кодексов
европейского типа. Доктрина не знает дискуссий о структурных делениях права.
Однажды вынесенное решение является нормой для всех последующих рассмотрений
аналогичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в
судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может
стать при этом прецедентом, т.е. к указанному общему правилу требуется на
практике поправка. Прецедентное право требует от судьи признать обстоятельства
рассматриваемого дела сходными с ранее решавшимся делом, от чего зависит
применение той или иной прецедентной нормы. Он может найти аналогию
обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд ее нет. Наконец, он вообще может
не найти никакого сходства обстоятельств, и тогда, если отношения не
регламентированы нормами статутного права, судья сам создает правовую норму,
т.е. становится законодателем.
12. Понятие и виды форм права. Источники права. Под формами
(источниками) права понимаются способы закрепления и выражения
правовых норм. Источники права – специальный правовой термин, который
употребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм.
Различаются следующие основные формы (источники права): правовой обычай,
юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт.
Правовым обычаем называется санкционированное гос-вом правило
поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми
определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма.
Юридический прецедент – это судебное или административное решение
по конкретному юрид.делу, которому гос-во придает общеобязательное значение.
Различаются судебный и административный прецедент. Суть юрид.прецедента состоит
в том, что ранее состоявшееся решение гос-венного органа (судебного или
административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при
последующем разрешении подобных дел.
Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором
содержатся нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой
акт занимает ведущее метсо. Он объединяет в себе общеобязательные правила
поведения, которые создаются и охраняются гос-вом. К нормативно-прав.актам
относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов
исполнит.власти. В отличие от других источников права, нормативные акты
наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного
развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового
регулирования.
13. Унитарная форма гос-венного устройства: понятие и признаки. Форма
гос-венного устройства – это национальное и
административно-территориальное строение гос-ва, которое раскрывает характер
взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными
органами гос-венной власти. Форма гос-венного устройства показывает: 1) из
каких частей состоит внутренняя структура гос-ва; 2) каково правовое положение
этих частей и каковы взаимоотношения их органов; 3) как строятся отношения
между центральными и местными гос-венными органами; 4) в какой гос-венной форме
выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного гос-ва. По
форме гос-венного устройства все гос-ва можно подразделить на три основные
группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное гос-во – это единое цельное гос-венное образование,
состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются
центральным органам власти и признаками гос-венного суверенитета не обладают.
Унитарное гос-во характеризуется следующими признаками: 1)
Предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные,
исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство
соответствующими местными органами (Франция); 2) На территории унитарного
гос-ва действует одна конституция, единая система закон-ства, одно гражданство.
В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех
административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. 3)
Составные части унитарного гос-ва (области, департаменты, округа, провинции,
графства) гос-венным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих
законодательных органов самостоятельных воинских атрибутов гос-венности. В то
же время местные органы в унитарном гос-ве обладают известной, а иногда и
значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных
органов унитарное гос-венное устройство может быть централизованным и
децентрализованным. Принято считать гос-во централизованным, если во главе
местных органов гос-венной власти стоят назначенные из центра чиновники,
которым подчинены местные органы самоуправления. 4) Унитарное гос-во, на
территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко
допускает национальную и законодательную автономию. 5) В унитарном гос-ве все
внешние межгос-венные сношения осуществляют центральные органы, которые
официально представляют страну на международной арене. 6) Имеет единые
вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами
гос-венной власти.
14. Нормативно-правовой акт: понятие, структура, виды.
Под нормативными правовыми актами понимают акты, устанавливающие
нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего
характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных
индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, привязанных к
определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени. Но в
реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в них включены
одновременно и нормы права и конкретные индивидуальные предписания
правоприменительного характера.
Классификация: Один из главных признаков дифференциации всех
нормативных источников – это принадлежность к той или другой отрасли права:
конституционному, административному, гражданскому, уголовному и т.д. Другое
основание деления нормативных актов – по субъектам их издания: акты органов
гос-ва; санкционированные гос-вом акты общественных организаций; акты органа
самоуправления; акты непосредственного народного волеизъявления (референдум). К
данной классификации примыкают и более конкретизированные деления актов по
издавшему их органу: акты парламента, правительства, министерства, муниц.органа
и т.д. Учитывая неодинаковую роль основных частей механизма гос-ва, следует
особо обратить внимание на акты органов гос-венной власти и акты органов
гос-венного управления. Центральным и главным является подразделение н-п актов
в соответствии с их иерархической структурой. В данной классификации основным
критерием отнесения н-п акта к тому или другому виду служит его юрид.сила.
Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или
подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт, от его
конституционных полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему
законодательству. Общему построению системы законодательств в любом гос-ве
свойственно деление на законы и подзаконные н-п акты. Закон –
это принимаемый в особом порядке (высшими органами власти федерации и ее членов
или в ходе референдума) и обладающий высшей юрид.силой н-п акт, выражающий
гос-венную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Законы подразделяют на
обыкновенные и конституционные (конституции и примыкающие к ним
основополагающие законы, регулирующие вопросы общественного и гос-венного
устройства). Особое место в системе нормативных актов занимают акты
президентской власти. Они относятся к подзакон.актам и должны носить
исполнительский характер. Однако, в условиях чрезвычайного или военного
положения и только на основе конституции президентские акты могут приостановить
или корректировать законы. К подзаконным нормативным актам,
имеющим превосходящую юрид.силу по отношению к ведомственным актам и актам
местных органов, относятся постановления и распоряжения правительства. НПА
отдельных ведомств, как правило, регулируют внутриведомственные отношения.
Однако некоторым из центральных ведомств, напр. МВД, в строго ограниченной
сфере предоставляется право издавать акты внешнего действия. Местные
подзаконные акты издаются территориальными органами гос-венной власти и
управления или органами местного самоуправления. Локальные подзаконные акты
издаются администрацией для решения своих внутренних вопросов.
15. Федерация как форма гос-венного устройства: понятие, признаки, виды.
Форма гос-венного устройства – это национальное и
административно-территориальное строение гос-ва, которое раскрывает характер
взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными
органами гос-венной власти. Форма гос-венного устройства показывает:
1) из каких частей состоит внутренняя структура гос-ва; 2) каково правовое
положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов; 3) как строятся
отношения между центральными и местными гос-венными органами; 4) в какой
гос-венной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории
данного гос-ва. По форме гос-венного устройства все гос-ва можно подразделить
на три основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.
Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких
ранее самостоятельных гос-венных образований в одно союзное гос-во.
Федеративное гос-венное устройство неоднородно.
В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются
историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего
национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов,
входящих в союзное гос-во. Но можно выделить наиболее общие черты
, характерные для большинства федеративных гос-в. 1) Территория федерации
состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель,
республик и т.п. 2) В союзном гос-ве верховная законодательная, исполнительная
и судебная власть принадлежит федеральным гос-венным органам. Компетенция между
федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией. 3)
Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои
высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. 4) В большинстве
федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных
единиц. 5) При федеральном гос-венном устройстве в парламенте имеется палата,
представляющая интересы членов федерации. 6) Основную общегос-венную
внешнеполитическую деят-сть в федерациях осуществляют союзные гос-венные
органы. Они официально представляют федерацию в межгос-венных отношениях (США,
Индия). Федерации строятся по территориальному и национальному признакам,
которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру
гос-венного устройства.
Территориальная федерация характеризуется значительным
ограничением гос-венного суверенитета субъектов федерации. 1) Гос-венные
образования, составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными
гос-вами, поскольку их деят-сть в сфере внутренних и внешних отношений зависит
от властных полномочий общефедеральных гос-венных органов. 2) Субъекты
терр.федерации конституционно лишены права прямого представительства в
международных отношениях (Индия). 3) В терр. Федерациях конституционное
закон-ство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из
союза (США, ФРГ). 4) Управление вооруженными силами в терр.федерациях
непосредственно осуществляется союзными гос-венными органами.
Национальные федерации характеризуется след.признаками: 1)
Субъектами такой федерации являются национальные гос-ва и нац.-гос-венные
образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения,
его особой культурой, бытом, традициями и обычаями, религией. 2) Нац.федерация
строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.
Независимо от экономического потенциала, размера территории, численности
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|