бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Билеты по теории гос-ва и права бесплатно рефераты

исключением, обычай потерял здесь характер самостоятельного источника права.

Весьма противоречива доктрина по вопросу о судебной практике как источнике

права Р-Г семьи. Однако анализ реальной действительности позволяет сделать

вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных

источников права. Об этом свидетельствует все возрастающее количество

публикуемых сборников и справочников судебной практики, а также значение

прежде всего кассационного прецедента. Кассационный суд является высшей

судебной инстанцией. Поэтому судебное решение, основанное, напр., на аналогии

или общих принципах, оставленное в силе Кассационным судом, может

восприниматься другими судами при решении подобных дел как фактический

прецедент.

10. Англо-саксонская правовая система, ее основные черты и особенности

развития. В отличие от гос-в романо-германской правовой семьи, где

основным источником права является закон, в гос-вах англо-американской правовой

семьи основным источником права служит судебный прецедент, т.е. нормы,

сформулированные судьями в их решениях. А-А общее право включает прежде всего

группу английского права с характерным для Англии

прагматически-рационалистическим образом мышления, присущим буржуа в таких

странах, где никогда не было мировоззренческих традиций создания глобальных

социально-философских теорий и где в то же время в силу исторических

особенностей развития капитализма сохранилась явная настороженность к высшей

власти, к ее концентрации и поддерживался в противовес ей престиж судебной

системы. Это обстоятельство при определенных условиях нашло свое проявление в

жизни США и прежних доминионов Британской империи. В рассматриваемую семью

также входят Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также 36

гос-в – членов Британского содружества. Несмотря на все попытки кодификации,

дополнения и усовершенствования положениями права справедливости, оно в основе

своей является прецедентным правом, созданным судами. Это не исключает

возрастания роли статутного (законодательного) права. В противовес местным

обычаям это право – общее для всей Англии. Оно было создано королевскими

судами, называвшимися обычно Вестминстерскими – по месту, где они заседали

начиная с XIII в. В ходе деят-сти королевских судов постепенно сложилась сумма

решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды. Сложилось правило

прецедента, означающее, что однажды сформулированное судебное решение

становилось обязательным и для всех других судей. Характерные черты

правопонимания в этой семье выражается формулой: «Средство судебной защиты

важнее права», т.к. основная сложность заключалась в том, чтобы получить

возможность обратиться в Королевский суд. В XIV-XV вв. в связи с развитием

буржуазных отношений возникла необходимость выйти за жесткие рамки прецедентов.

Роль суда взял на себя королевский канцлер, который стал решать в порядке

опред.процедуры споры по обращениям к королю. В результате наряду с общим

правом сложилось право справедливости. До реформы 1873-1875 гг. в Англии

существовал дуализм судопроизводства: помимо судов, применявших общее право

существовал суд лорда-канцлера. Реформа слила общее право и право

справедливости в единую систему прецедентного права. И сегодня английское право

продолжает оставаться в основном судебным правом, разрабатываемым судами в

процессе решения конкретных случаев.

Помимо исключительно широких прав судей в создании права и роли судебного

прецедента особенностями англосаксонской правовой семьи

явля­ются: 1) индивидуальный (казуистический) характер юридических прецедентов;

2) приоритет прав человека (защищаемых судом); 3) главенствующая роль

процессуального (доказательственного) права, ока­зывающего влияние на право

материальное; 4) отсутствие четкого разделения права на частное и публичное.

Его заменяет деление на общее право и право справедливости; 5) отсутствие

отраслевых кодексов; 6) нет резко выраженного деления права на отрасли,

поскольку суды могут разбирать разные категории дел: публично- и частноправовые

– гражданские, торговые, уголовные, а также по причине отсутствия кодексов

европейского типа. Доктрина не знает дискуссий о структурных делениях права.

Однажды вынесенное решение является нормой для всех последующих рассмотрений

аналогичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в

судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может

стать при этом прецедентом, т.е. к указанному общему правилу требуется на

практике поправка. Прецедентное право требует от судьи признать обстоятельства

рассматриваемого дела сходными с ранее решавшимся делом, от чего зависит

применение той или иной прецедентной нормы. Он может найти аналогию

обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд ее нет. Наконец, он вообще может

не найти никакого сходства обстоятельств, и тогда, если отношения не

регламентированы нормами статутного права, судья сам создает правовую норму,

т.е. становится законодателем.

12. Понятие и виды форм права. Источники права. Под формами

(источниками) права понимаются способы закрепления и выражения

правовых норм. Источники права – специальный правовой термин, который

употребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм.

Различаются следующие основные формы (источники права): правовой обычай,

юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт.

Правовым обычаем называется санкционированное гос-вом правило

поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми

определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма.

Юридический прецедент – это судебное или административное решение

по конкретному юрид.делу, которому гос-во придает общеобязательное значение.

Различаются судебный и административный прецедент. Суть юрид.прецедента состоит

в том, что ранее состоявшееся решение гос-венного органа (судебного или

административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при

последующем разрешении подобных дел.

Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором

содержатся нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой

акт занимает ведущее метсо. Он объединяет в себе общеобязательные правила

поведения, которые создаются и охраняются гос-вом. К нормативно-прав.актам

относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов

исполнит.власти. В отличие от других источников права, нормативные акты

наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного

развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового

регулирования.

13. Унитарная форма гос-венного устройства: понятие и признаки. Форма

гос-венного устройства – это национальное и

административно-территориальное строение гос-ва, которое раскрывает характер

взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными

органами гос-венной власти. Форма гос-венного устройства показывает: 1) из

каких частей состоит внутренняя структура гос-ва; 2) каково правовое положение

этих частей и каковы взаимоотношения их органов; 3) как строятся отношения

между центральными и местными гос-венными органами; 4) в какой гос-венной форме

выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного гос-ва. По

форме гос-венного устройства все гос-ва можно подразделить на три основные

группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное гос-во – это единое цельное гос-венное образование,

состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются

центральным органам власти и признаками гос-венного суверенитета не обладают.

Унитарное гос-во характеризуется следующими признаками: 1)

Предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные,

исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство

соответствующими местными органами (Франция); 2) На территории унитарного

гос-ва действует одна конституция, единая система закон-ства, одно гражданство.

В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех

административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. 3)

Составные части унитарного гос-ва (области, департаменты, округа, провинции,

графства) гос-венным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих

законодательных органов самостоятельных воинских атрибутов гос-венности. В то

же время местные органы в унитарном гос-ве обладают известной, а иногда и

значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных

органов унитарное гос-венное устройство может быть централизованным и

децентрализованным. Принято считать гос-во централизованным, если во главе

местных органов гос-венной власти стоят назначенные из центра чиновники,

которым подчинены местные органы самоуправления. 4) Унитарное гос-во, на

территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко

допускает национальную и законодательную автономию. 5) В унитарном гос-ве все

внешние межгос-венные сношения осуществляют центральные органы, которые

официально представляют страну на международной арене. 6) Имеет единые

вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами

гос-венной власти.

14. Нормативно-правовой акт: понятие, структура, виды.

Под нормативными правовыми актами понимают акты, устанавливающие

нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего

характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных

индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, привязанных к

определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени. Но в

реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в них включены

одновременно и нормы права и конкретные индивидуальные предписания

правоприменительного характера.

Классификация: Один из главных признаков дифференциации всех

нормативных источников – это принадлежность к той или другой отрасли права:

конституционному, административному, гражданскому, уголовному и т.д. Другое

основание деления нормативных актов – по субъектам их издания: акты органов

гос-ва; санкционированные гос-вом акты общественных организаций; акты органа

самоуправления; акты непосредственного народного волеизъявления (референдум). К

данной классификации примыкают и более конкретизированные деления актов по

издавшему их органу: акты парламента, правительства, министерства, муниц.органа

и т.д. Учитывая неодинаковую роль основных частей механизма гос-ва, следует

особо обратить внимание на акты органов гос-венной власти и акты органов

гос-венного управления. Центральным и главным является подразделение н-п актов

в соответствии с их иерархической структурой. В данной классификации основным

критерием отнесения н-п акта к тому или другому виду служит его юрид.сила.

Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или

подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт, от его

конституционных полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему

законодательству. Общему построению системы законодательств в любом гос-ве

свойственно деление на законы и подзаконные н-п акты. Закон

это принимаемый в особом порядке (высшими органами власти федерации и ее членов

или в ходе референдума) и обладающий высшей юрид.силой н-п акт, выражающий

гос-венную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Законы подразделяют на

обыкновенные и конституционные (конституции и примыкающие к ним

основополагающие законы, регулирующие вопросы общественного и гос-венного

устройства). Особое место в системе нормативных актов занимают акты

президентской власти. Они относятся к подзакон.актам и должны носить

исполнительский характер. Однако, в условиях чрезвычайного или военного

положения и только на основе конституции президентские акты могут приостановить

или корректировать законы. К подзаконным нормативным актам,

имеющим превосходящую юрид.силу по отношению к ведомственным актам и актам

местных органов, относятся постановления и распоряжения правительства. НПА

отдельных ведомств, как правило, регулируют внутриведомственные отношения.

Однако некоторым из центральных ведомств, напр. МВД, в строго ограниченной

сфере предоставляется право издавать акты внешнего действия. Местные

подзаконные акты издаются территориальными органами гос-венной власти и

управления или органами местного самоуправления. Локальные подзаконные акты

издаются администрацией для решения своих внутренних вопросов.

15. Федерация как форма гос-венного устройства: понятие, признаки, виды.

Форма гос-венного устройства – это национальное и

административно-территориальное строение гос-ва, которое раскрывает характер

взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными

органами гос-венной власти. Форма гос-венного устройства показывает:

1) из каких частей состоит внутренняя структура гос-ва; 2) каково правовое

положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов; 3) как строятся

отношения между центральными и местными гос-венными органами; 4) в какой

гос-венной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории

данного гос-ва. По форме гос-венного устройства все гос-ва можно подразделить

на три основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких

ранее самостоятельных гос-венных образований в одно союзное гос-во.

Федеративное гос-венное устройство неоднородно.

В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются

историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего

национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов,

входящих в союзное гос-во. Но можно выделить наиболее общие черты

, характерные для большинства федеративных гос-в. 1) Территория федерации

состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель,

республик и т.п. 2) В союзном гос-ве верховная законодательная, исполнительная

и судебная власть принадлежит федеральным гос-венным органам. Компетенция между

федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией. 3)

Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои

высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. 4) В большинстве

федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных

единиц. 5) При федеральном гос-венном устройстве в парламенте имеется палата,

представляющая интересы членов федерации. 6) Основную общегос-венную

внешнеполитическую деят-сть в федерациях осуществляют союзные гос-венные

органы. Они официально представляют федерацию в межгос-венных отношениях (США,

Индия). Федерации строятся по территориальному и национальному признакам,

которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру

гос-венного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным

ограничением гос-венного суверенитета субъектов федерации. 1) Гос-венные

образования, составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными

гос-вами, поскольку их деят-сть в сфере внутренних и внешних отношений зависит

от властных полномочий общефедеральных гос-венных органов. 2) Субъекты

терр.федерации конституционно лишены права прямого представительства в

международных отношениях (Индия). 3) В терр. Федерациях конституционное

закон-ство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из

союза (США, ФРГ). 4) Управление вооруженными силами в терр.федерациях

непосредственно осуществляется союзными гос-венными органами.

Национальные федерации характеризуется след.признаками: 1)

Субъектами такой федерации являются национальные гос-ва и нац.-гос-венные

образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения,

его особой культурой, бытом, традициями и обычаями, религией. 2) Нац.федерация

строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.

Независимо от экономического потенциала, размера территории, численности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9