бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Билеты по теории гос-ва и права бесплатно рефераты

Основными правовыми формами осуществления функций современного

гос-ва являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и

правоохранительная деят-сть.

23. Механизм гос-ва понятие и структура. Особенности механизма Российского

гос-ва на современном этапе. Механизм гос-ва – это система специальных

органов и учреждений, посредством которых осуществляется гос-венное управление

обществом и защита его основных интересов. Механизм гос-ва выступает основным

субъектом осуществления гос-венной власти. Решающую роль в механизме гос-венной

власти играют гос-венные органы. Через гос-венный аппарат, его органы, гос-во

осуществляет возложенные на него задачи, оказывает заметное влияние на

стабилизацию и развитие обществ.жизни, способствует углублению демократии и

организованности в стране, процветанию и благополучию населения. В

опред.случаях властные гос-венные функции могут осуществлять и негос-венные

организации, если они на то уполномочены гос-вом. Понятие "механизм

государства" не следует отождествлять с понятием "государственный аппарат".

Государственный аппарат составля­ет основу механизма государства. Целостную

систему государственного ме­ханизма составляют: государственные органы;

государственные учреждения; государственные предприятия. Механизм государства

является материальным выражением государства.

Особенности механизма РФ. Все государственные органы объединены

выполнением сходных целей и задач - реализацией функций государства.

Деятельность государственного механизма обеспечивает особая группа людей,

которые: 1) занимаются управлением в качестве основного вида деятельности; 2)

обособлены от общества; 3) наделены властными полномочиями; 4) обладают

специальной подготовкой; 5) подчиняются специальным нормам своих органов и

организаций. В качестве примера представителей данной группы можно выделить:

Президента Российской Федерации; членов Правительства РФ; депутатов

Государственной Думы, членов Совета Федерации, депута­тов представительных

(законодательных) органов субъектов Российс­кой Федерации; судей; чиновников

различных уровней; военнослужащих и офицерский состав; работников милиции,

прокуратуры, спецслужб и иных государствен­ных организаций. Основным

элементом государственного механизма является государствен­ный орган,

который: занимает определенное место в иерархической системе механизма

го­сударства; выполняет определенные функции; имеет свою структуру; наделен

властными полномочиями. Возглавляют систему государственных органов (то есть

находятся на вер­шине иерархической государственной пирамиды и являются высшими

го­сударственными органами): Президент РФ; Правительство РФ; Федеральное

Собрание; Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; Высший арбитражный суд РФ.

В некоторых случаях граждане, занятые управлением государством, наделены

самостоятельными властными полномочиями и именуются должностными ли­цами,

(директор государственного предприятия) Понятие "государ­ственный служащий"

шире понятия "должностное лицо" (то есть не каждый го­сударственный служащий

является должностным лицом). Одним из главных признаков государственного

механизма является на­личие специального аппарата принуждения. Без

аппарата принуждения невозможно само существование государ­ства. В современном

политическом лексиконе появилось такое определение аппарата принуждения, как

"силовые структуры". К ним относятся: армия; органы внутренних дел; Федеральная

служба безопасности; разведка, контрразведка; пограничная служба; аппарат

судебных исполнителей; система исполнения наказаний (тюрьмы, колонии и т. д.);

иные органы, исполняющие функции государственного принуждения.

11. Республика как форма правления. Понятие и признаки. Форма правления

представляет собой структуру высших органов гос-венной власти, порядок их

образования и распределения компетенции между ними. Форма гос.правления дает

возможность уяснить: 1) как создаются высшие органы гос-ва и каково их

строение; 2) какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и

другими гос.органами; 3) как строятся взаимоотношения между верховной

гос.властью и населением страны; 4) в какой мере организация высших органов

гос-ва позволяет обеспечивать права и свободы гр-нина. По указанным признакам

формы гос.правления подразделяются на монархические (единоличные,

наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

Республика – это такая форма правления, при которой верховная

гос-венная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на

опред.срок.

Общими признаками республиканской формы правления являются: 1)

существование единоличного и коллегиального главы гос-ва; 2) выборность на

опред.срок главы гос-ва и др.верховных органов гос-венной власти; 3) юрид.

ответственность главы гос-ва в случаях, предусмотренных законом; 4)

осуществление гос-венной власти не по собственному праву, а по поручению

народа; 5) обязательность решений верховной гос-венной власти для всех других

гос-венных органов; 6) преимущественная защита интересов гр-н гос-ва, взаимная

ответственность личности и гос-ва. Зародилась в Афинском гос-ве.

Виды: парламентарная (верховная роль в организации гос-венной

жизни принадлежит парламенту), президентская (соединяет в руках президента

полномочия главы гос-ва и главы парламента), смешанная и социалистическая

(гос-венная форма диктатуры пролетариата).

29. Президент как глава гос-ва: функции, полномочия, способы осуществления

власти. В странах с республиканским правлением главой гос-ва обычно

является президент. В целом полномочия президента сводятся к

следующему: 1) президент принимает иностранных дипломатических представителей,

назначает послов; 2) ратифицирует международные договоры и соглашения; 3)

является главнокомандующим вооруженными силами страны. В ряде стран в

соответствии с конституционным закон-ством президент имеет право: 1) распустить

парламент, прервать сессию или отложить ее созыв; 2) отказать в одобрении

законопроекта и передать его на вторичное рассмотрение парламента. Наиболее

широкими властными полномочиями обладает глава гос-ва в президентских

республиках. Это характерно для России, где президент, кроме вышеперечисленных

полномочий, по предложению Председателя Правительства назначает на должность и

освобождает от должности заместителей Председателя Правительства федеральных

министров, формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, утверждает военную

доктрину РФ, формирует Администрацию Президента, назначает и освобождает

полномочных представителей Президента, назначает и освобождает высшее

командование ВВС РФ. Он издает указы и распоряжения, которые регулируют

разнообразные стороны гос-венной жизни. В парламентарных республиках роль

президента значительно скромнее. Являясь главой гос-ва, он лишь формально

представляет высшую исполнительную власть, т.к. реально ее осуществляет глава

правительства. В таких гос-вах роспуск парламента хотя и оформляется указом

президента, но осуществляется по решению правительства; акты президента не

имеют юрид.силы без подписи главы правительства.

24. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.

Систематизация нормативных актов – это деят-сть по приведению их в

упорядоченную совокупность, т.е. систему. Правовая практика использует 4

способа систематизации: 1) сбор гос-венными органами и должностными

лицами норм.док-тов необходимых для их деят-сти; 2) издание сборников

норм.док-тов; 3) объединение совокупности мелких актов изданных по одному или

нескольким мелким вопросам в один укрупненный акт; 4) издание нового акта,

кодекса или др. акта, приближающегося к кодексу путем переработки действующих

норм права, а также дополнения их новыми нормативными установлениями.

С учетом этих способов выделяют 4 вида систематизации: Учет – это

деят-сть по сбору, хранению и поддержанию в рабочем состоянии актов, а также по

созданию поисковой системы, обеспечивающей поиск необходимой информации в

массивах актов взятых на учет. Совокупность таких актов составляет

информационный фон. Если информац.фон содержит несколько сотен норм.актов, он

группируется по разделам. Внутри разделов акты подразделяются по

хронологическому принципу. В гос-венных органах учетом занимается спец.служба

или специально выделенный работник.

Кодификация охватывает как внешнюю, так и внутреннюю обработку

актов. В ходе кодификационных работ осуществляется не только классификация

нормативных актов, но и внесение в их содержание существенных изменений и

дополнений, отменяются устаревшие принципы и нормы, создаются новые. Она может

осуществляться только правотворческими органами гос-ва и является

разновидностью правотворчества. Результатом кодификации является издание нового

законодательного акта, который заменяет ранее действовавшие по данному вопросу

норм.акты и называется кодификационным актом. Кодификационные акты по своему

содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида. 1) Основы

законодательства – это нормативно-правовой акт, устанавливающий

важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы

гос-венного управления (используется в федеративных гос-вах). 2) Кодекс

- наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных

сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности. 3) Устав,

положение – это кодификационные акты специального действия, которые

издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами

(напр. Президентом или Правительством).

Инкорпорация основывается только на внешней систематизации или

простой классификации нормативных актов по определенным тематическим признакам:

предметному и (или) хронологическому. В результате инкорпорации норм.акты

соединяются в сборник по признаку регулирования ими определенной области

общественных отношений (в области пенсионного обеспечения). Инкорпорация может

охватывать все законодательство по данному предмету регулирования – тогда она

называется генеральной, а может относиться лишь к его части, и

тогда это будет частная инкорпорация. Официальная

инкорпорация осуществляется компетентными органами (собрание актов Президента и

Правительства РФ). Неофициальная инкорпорация проводится

организациями и лицами по их инициативе. Она не является формой опубликования

нормативных актов. Ее практическое значение – справочно-информационное.

Консолидация представляет собой промежуточное звено, нечто среднее

между кодификацией и инкорпорацией. В процессе консолидации несколько

норм.актов объединяются в один. При этом нормы права, включенные в прежние

акты, излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и

противоречия. Возможна даже новая редакция некоторых статей.

Научно обоснованная систематизация правовой информации позволяет

правотворческому органу в короткий срок оценить весь массив действующего

законодательства, более успешно и с меньшей затратой сил и средств выявлять

несогласованность, противоречия, пробелы правового регулирования и принимать

меры по их устранению.

25. Орган гос-ва: понятие и признаки. Классификация органов гос-ва.

Механизм гос-ва состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и

выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма

является орган гос-ва. Орган гос-ва – это составная часть

механизма гос-ва, имеющая в соответствии с законом собственную структуру,

строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной

жизни и органически взаимодействующая с другими частями гос-венного механизма,

образующая единое целое.

Признаки: 1) все органы гос-ва образуются в законодательном

порядке, который определяет их компетенцию; 2) орган гос-ва является

самостоятельным элементом гос-венного аппарата, действует специализированно в

системе других органов; 3) органы гос-ва тесно взаимодействуют между собой.

Органы гос-ва классифицируются по порядку их создания и характеру

выполняемых ими задач. По этим признакам гос-венные органы можно подразделить

на три основные группы: представительные органы; исполнительные органы;

судебные (правоохранительные) органы, в том числе органы конституционного

надзора.

К числу представительных гос-венных органов относятся

законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они

формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и

ответственны перед ним. Функции законодательной власти осуществляют высшие

представительные органы гос-ва. Законодательный орган занимает

главенствующее положение в механизме гос-ва, поскольку в соответствии с

принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной.

Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть

должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деят-сти

судебной власти.

Исполнительные органы гос-венной власти. Центральные органы ИВ. Глава

гос-ва. В подавляющем большинстве стран глава гос-ва выступает

носителем высшей исполнительной власти. В конституционных монархиях главой

гос-ва формально считается монарх. В странах с республиканским правлением

главой гос-ва обычно является президент. Правительство (кабинет

министров, совет министров) – это высший исполнительный и

распорядительный орган гос-венной власти, который непосредственно осуществляет

управление страной. Министерства, ведомства, другие центральные

учреждения. Министерства призваны обеспечивать безопасность страны,

поддержание общественного порядка, эффективное и оптимальное управление

основными и наиболее важными сторонами жизни общества: экономикой, социальным

строительством.

Местные исполнительные органы гос-ва. Исполнительная власть на

местах осуществляется либо органами местного самоуправления, либо назначаемыми

центральной властью должностными лицами, либо совместно теми и другими органами

при строгом разграничении их компетенций.

Судебные (правоохранительные) органы гос-венной власти. Суд – это

орган гос-ва, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных,

гражданских и административных дел в установленном законами данного гос-ва

процессуальном порядке. В современных странах деят-сть судов направлена на

обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и

организаций. Система суда включает в себя различные специфические судебные

учреждения: гражданские, административные, военные, транспортные и иные суды.

Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и только

ему подчиняется. Вся система судов возглавляется верховными судебными органами,

которые во многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда.

Прокуратура. В одних странах она является составной частью суда, а

в других организационно отделена от него. Функции прокуратуры заключаются

обычно в расследовании преступлений, принятии мер к нарушителям правопорядка,

санкционировании арестов. Прокуратура поддерживает в судах обвинение,

осуществляет функции надзора за соблюдением законности в стране. В

осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль, однако

ее деят-сть необходима для поддержания режима законности в правовом гос-ве.

Нотариат. Это система гос-венных органов, в функции которых

входит удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав,

засвидетельствование док-тов для придания им юрид.достоверности.

26. Реализация норм права: понятие и формы. Применение права как особая

форма реализации норм права. Реализация норм права есть воплощение их

предписаний в поведении людей.

Различаются следующие формы реализации норм права: 1)

Осуществление прав выражается в реализации возможностей, которые

предоставляются участникам общественных отношений нормами права. Особенность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9