Шпора: Билеты по теории гос-ва и права
населения все субъекты нац.федерации пользуются одинаковыми правами и обладают
одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и гос-ва. 3)
Нац.федерация обеспечивает гос-венный суверенитет больших и малых наций, их
свободное и самостоятельное развитие. 4) Высшие гос-венные органы нац.федерации
формируются из представителей субъектов федерации. 5) Важнейшей особенностью
нац.федерации является правовое положение ее субъектов. Эта особенность
непосредственно связана с таким общедемократическим институтом, как право наций
на самоопределение, т.е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей
гос-венности. Основное различие между территориальной и нац.федерацией состоит
в различной степени суверенности их субъектов.
16. Норма права: понятие и признаки. Структура нормы права.
Правовая норма – это первичная клеточка права. Норма права
является образцом (моделью) типового общественного отношения, которое
устанавливается гос-вом. Она определяет границы возможного или должного
поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных
взаимоотношениях. Норма права предусмастривает свободу участников регулируемых
общественных отношений в двояком смысле: 1) как способность воли субъекта
сознательно избирать тот или другой вариант поведения (внутренняя свобода); 2)
как возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные
цели во внешнем мире (внешняя свобода).
Признаки правовой нормы: 1) Норма права устанавливается или
санкционируется гос-вом. Это модель поведения, которая закрепляется в
официальных гос-венных актах. 2) Норма права имеет предоставительно-обязывающий
характер. С одной стороны, она предоставляет свободу действий, направленных на
удовлетворение законных прав субъекта. С другой стороны, норма права обязывает
совершать или не совершать определенные действия, ограничивая таким образом
свободу отдельных лиц. 3) Реализация правовой нормы в необходимых случаях
обеспечивается мерами гос-венного принуждения. Нарушение границ свободы
дозволенного и необходимого поведения влечет за собой применение со стороны
компетентных гос-венных органов мер юрид.ответственности к правонарушителям. 4)
Благодаря вышеуказанным признакам нормы права выступают гос-венным регулятором
типовых общественных отношений. В этом выражается социальная роль правовых
норм.
Структура нормы права. Норма права имеет характерное внутреннее
строение (структуру). Структура показывает из каких элементов состоит норма. Их
три: гипотеза, диспозиция и санкция. 1) Гипотеза (предположение)
– это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует
руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические
обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юрид.права и обязанности.
2) Диспозиция (распоряжение) – это элемент правовой нормы, в котором
указывается, каким может или должно быть поведение при наличии условий,
предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само правило поведения,
содержание юрид.прав и обязанностей лиц. 3) Санкция (взыскание)
– это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры гос-венного
взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией.
Санкция определяет меры юрид.ответственности за нарушение опред.нормы права.
Норма права может выполнять свои непосредственные регулятивные функции лишь при
наличии всех ее структурных элементов.
17. Содружество и сообщество государств, их понятия, признаки и цели
создания. Содружество государств – это весьма редкое, но тем не менее
организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих
признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут
касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция
хозяйственных связей, единая денежная единица); во-вторых, права (уголовного,
гражданского, процессуального, сходство имеет и правовой статус гражданина);
в-третьих, языка (языковое единство может иметь лингвистический характер, как,
например, у славянских стран СНГ, иногда привнесенное в результате
колониального господства); в-четвертых, культуры (иногда культурная общность
имеет историческое происхождение, иногда достигается взаимообогащением и даже
привнесением и ассимиляции иных, чужеродных элементов); в-пятых, религии.
Однако содружество это не государство, а своеобразное объединение независимых
государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать
межгосударственный договор, устав, декларация и иные юридические документы.
Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они
затрагивают важные интересы государства. Что не позволяет их отнести к разряду
второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится
иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило, члены содружества –
полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных
отношений. В содружестве могут создаваться надгосударственные органы, для
координации действий государств. Денежные средства для целей содружества
объединяются добровольно, в тех размерах, которые считаются достаточными и
необходимыми. Правотворческая деятельность осуществляется в форме нормативных
актов, которые принимают главы государств. Содружество, как объединение
государств может носить переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию
и, даже, в федерацию, а может, наоборот, при нерешенности, противоречивости
интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной
дезинтеграции этого специфического союза.
Межгос-венные образования знают и такую форму, как Сообщество гос-в.
В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество
является еще одной своеобразной переходной формой государственной организации
общества. Оно в большинстве случаев усиливает интернациональные связи
государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного
объединения (Европейские сообщества). В Сообщество могут входить
ассоциированные члены – государства, принимающие те или иные правила,
действующие в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода из него
устанавливается членами этого образования. В Сообществе может быть свой бюджет
(формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы. Целью
Сообщества является выравнивание экономического и научно-технического
потенциала государств, входящих в него, а также объединение условий этих
государств, для достижения глобальных целей, упрощение таможенных, визовых и
других барьеров.
18. Система права: понятие и структура. Классификация отраслей права, их
краткая характеристика. Система права формируется и функционирует на
основе общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся
социальное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме
закономерности общественной жизни. Система права – это его
внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности
действующих в гос-ве правовых норм и вместе с тем в разделении права на
относительно самостоятельные части.
Признаки системы права: 1) Характеризуется объективностью. Она не
может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена
реально существующей системой общественных отношений. Для системы права
характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут
функционировать изолированно. 2) С.П. – это многообразное правовое явление,
включающее неодинаковые по своему содержанию и объему структурные элементы.
Будучи цельным образованием, система права в то же время подразделяется на
нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права. Такое деление
объясняется большим разнообразием общественных отношений, которые отражает и
регулирует система права.
Нормы права – это элемент СП, его «атом» более не делимый. В
системной организации права правовые нормы существуют не обособленно, а
соответственно своему предметному назначению объединяются в более общее
образование – институты права. Подотрасль права представляет
собой объединение нескольких институтов в одной и той же отрасли права.
Отрасль права – это основное подразделение системы права, его главный
элемент, который объединяет взаимосвязанные между собой институты права,
регулирующие качественно однородную область общественных отношений.
Система права объединяет следующие основные отрасли: 1) Государственное
(конституционное) право – это отрасль права, закрепляющая основы
общественного и государственного устройства страны, основы правового положения
гр-н, систему органов гос-ва и их основные полномочия. 2)
Административное право регулирует общественные отношения, которые
складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деят-сти
органов гос-ва. 3) Финансовое представляет собой совокупность
норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деят-сти.
4) Земельное регулирует общественные отношения в области использования и
охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является материальной основой
жизнеобеспечения человеческого общества. 5) Гражданское –
наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные
имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. 6)
Трудовое право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения
в процессе трудовой деят-сти человека. 7) Семейное – отрасль
права, которая регулирует брачно-семейные отношения. 8)
Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в
процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. 9)
Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые
устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое
наказание за его совершение применяется. 10) Уголовно-процессуальное
право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным
делам. 11) Исправительно-трудовое право регулирует отношения,
складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с
исправительно-трудовым воздействием.
19. Конфедерация: понятие и общая характеристика.
Форма гос-венного устройства – это национальное и
административно-территориальное строение гос-ва, которое раскрывает характер
взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными
органами гос-венной власти. Форма гос-венного устройства показывает: 1) из
каких частей состоит внутренняя структура гос-ва; 2) каково правовое положение
этих частей и каковы взаимоотношения их органов; 3) как строятся отношения
между центральными и местными гос-венными органами; 4) в какой гос-венной форме
выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного гос-ва. По
форме гос-венного устройства все гос-ва можно подразделить на три основные
группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.
Конфедерация – это временный юрид.союз суверенных гос-в,
созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве
гос-ва (члены конфедерации) сохраняют свои суверенные права как во внутренних,
так и во внешних делах.
В отличие от федеративного гос-венного устройства конфедерация характеризуется
следующими признаками: 1) Конфедерация не имеет своих общих законодат.,
исполнит-ных и судебных органов. Конфедеративные органы, состоящие из
представителей суверенных гос-в, решают проблемы экономического, оборонного
сотрудничества (ради этого она и создается). 2) Конфедеративное устройство не
имеет единой армии, единой системы налогов и единого гос-венного бюджета.
Однако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации. 3)
Конфедеративные гос-венные органы могут договориться о единой денежной системе,
единых таможенных правилах, а также единой межгос-венной кредитной политике на
период существования данного гос-венного образования. 4) Конфедеративные гос-ва
недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в
федерации. Конфедерация может служить основой для образования суверенных
унитарных или федеративных гос-в.
20. Система законодательства и ее соотношение с системой права. В
философском плане система права и система законодательства соотносятся между
собой как содержание и форма. Система законодательства есть выражение системы
права, ее объективированная форма. Система права и система законодательства
находятся во взаимной зависимости, хотя степень такой зависимости различна.
Система права (СП), формируясь под влиянием деятельности законодателя, вместе с
тем носит объективный и несколько автономный от воли законодателя характер.
Система закон-ства (СЗ) – детище закон-теля, хотя, безусловно, также имеет
социальную обусловленность. СП и СЗ не совпадают по кругу источников, в которых
они выражены: СЗ воплощена в закон-стве, иных нормативно-правовых актах; СП
находит воплощение не только в позитивном праве, но и отображена в обычном
праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах,
имеющих рекомендательный характер, договорах нормативного содержания, судебных
прецедентах и даже в правосознании. Это обусловлено тем, что каждая отрасль в
составе СП обладает присущим ей предметом и методом правового регулирования.
Отрасли же закон-ства такими объединяющими началами не обладают. Анализ
законодательства позволяет выделить три группы отраслей законодательства: 1)
одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское и т.д.); 2) комплексные
отрасли закон-ства – отрасли, состоящие из норм различных отраслей права:
административного, гражданского, уголовного; 3) отрасли закон-ства, привязанные
к соотв.сферам гос-венного управления и сферам гос-венной деят-сти (закон-ство
о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.) Отсюда
количество отраслей закон-ства значительно превышает число отраслей права.
Общеправовым классификатором отраслей российского закон-ства, утвержденным
Указом Президента РФ, охватывается 48 таких отраслей.
21. Функции гос-ва: понятие и классификация, гос-венно-правовые формы их
осуществления. Термин функции гос-ва применяется для обозначения
основных, наиболее важных направлений деят-сти гос-ва, в которых проявляется
его социальное назначение. Основные направления деят-сти законодательной,
исполнительной и судебной власти в правовом гос-ве имеют общую природу. Их
первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеят-сти общества.
Функции гос-ва устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед
гос-вом на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство
реализации этих задач. Вся функциональная деят-сть гос-ва направлена на
достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и
физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности
личности. Гос-во всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник
законных интересов личности. Через личность гос-во содействует общественному
прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных
отношений. Т.о. функции гос-ва – это основные направления его
деят-сти, в которой выражается сущность и социальное назначение гос-венного
управления обществом.
Все основные направления деят-сти гос-ва в зависимости от того, в какой сфере
общественной жизни они протекают, подразделяются на внутренние и
внешние. Жизнь любого современного общества осуществляется в двух
основных сферах: внутри страны и на международной арене. По продолжительности
действия функции гос-ва подразделяются на постоянные и временные.
Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития гос-ва.
Временные же – прекращают свое действие с решением определенной задачи,
как правило имеющей чрезвычайный характер (к ним относятся, напр.ликвидация
стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|