бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Билеты по теории гос-ва и права бесплатно рефераты

населения все субъекты нац.федерации пользуются одинаковыми правами и обладают

одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и гос-ва. 3)

Нац.федерация обеспечивает гос-венный суверенитет больших и малых наций, их

свободное и самостоятельное развитие. 4) Высшие гос-венные органы нац.федерации

формируются из представителей субъектов федерации. 5) Важнейшей особенностью

нац.федерации является правовое положение ее субъектов. Эта особенность

непосредственно связана с таким общедемократическим институтом, как право наций

на самоопределение, т.е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей

гос-венности. Основное различие между территориальной и нац.федерацией состоит

в различной степени суверенности их субъектов.

16. Норма права: понятие и признаки. Структура нормы права.

Правовая норма – это первичная клеточка права. Норма права

является образцом (моделью) типового общественного отношения, которое

устанавливается гос-вом. Она определяет границы возможного или должного

поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных

взаимоотношениях. Норма права предусмастривает свободу участников регулируемых

общественных отношений в двояком смысле: 1) как способность воли субъекта

сознательно избирать тот или другой вариант поведения (внутренняя свобода); 2)

как возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные

цели во внешнем мире (внешняя свобода).

Признаки правовой нормы: 1) Норма права устанавливается или

санкционируется гос-вом. Это модель поведения, которая закрепляется в

официальных гос-венных актах. 2) Норма права имеет предоставительно-обязывающий

характер. С одной стороны, она предоставляет свободу действий, направленных на

удовлетворение законных прав субъекта. С другой стороны, норма права обязывает

совершать или не совершать определенные действия, ограничивая таким образом

свободу отдельных лиц. 3) Реализация правовой нормы в необходимых случаях

обеспечивается мерами гос-венного принуждения. Нарушение границ свободы

дозволенного и необходимого поведения влечет за собой применение со стороны

компетентных гос-венных органов мер юрид.ответственности к правонарушителям. 4)

Благодаря вышеуказанным признакам нормы права выступают гос-венным регулятором

типовых общественных отношений. В этом выражается социальная роль правовых

норм.

Структура нормы права. Норма права имеет характерное внутреннее

строение (структуру). Структура показывает из каких элементов состоит норма. Их

три: гипотеза, диспозиция и санкция. 1) Гипотеза (предположение)

– это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует

руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические

обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юрид.права и обязанности.

2) Диспозиция (распоряжение) – это элемент правовой нормы, в котором

указывается, каким может или должно быть поведение при наличии условий,

предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само правило поведения,

содержание юрид.прав и обязанностей лиц. 3) Санкция (взыскание)

– это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры гос-венного

взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией.

Санкция определяет меры юрид.ответственности за нарушение опред.нормы права.

Норма права может выполнять свои непосредственные регулятивные функции лишь при

наличии всех ее структурных элементов.

17. Содружество и сообщество государств, их понятия, признаки и цели

создания. Содружество государств – это весьма редкое, но тем не менее

организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих

признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут

касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция

хозяйственных связей, единая денежная единица); во-вторых, права (уголовного,

гражданского, процессуального, сходство имеет и правовой статус гражданина);

в-третьих, языка (языковое единство может иметь лингвистический характер, как,

например, у славянских стран СНГ, иногда привнесенное в результате

колониального господства); в-четвертых, культуры (иногда культурная общность

имеет историческое происхождение, иногда достигается взаимообогащением и даже

привнесением и ассимиляции иных, чужеродных элементов); в-пятых, религии.

Однако содружество это не государство, а своеобразное объединение независимых

государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать

межгосударственный договор, устав, декларация и иные юридические документы.

Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они

затрагивают важные интересы государства. Что не позволяет их отнести к разряду

второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится

иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило, члены содружества –

полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных

отношений. В содружестве могут создаваться надгосударственные органы, для

координации действий государств. Денежные средства для целей содружества

объединяются добровольно, в тех размерах, которые считаются достаточными и

необходимыми. Правотворческая деятельность осуществляется в форме нормативных

актов, которые принимают главы государств. Содружество, как объединение

государств может носить переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию

и, даже, в федерацию, а может, наоборот, при нерешенности, противоречивости

интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной

дезинтеграции этого специфического союза.

Межгос-венные образования знают и такую форму, как Сообщество гос-в.

В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество

является еще одной своеобразной переходной формой государственной организации

общества. Оно в большинстве случаев усиливает интернациональные связи

государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного

объединения (Европейские сообщества). В Сообщество могут входить

ассоциированные члены – государства, принимающие те или иные правила,

действующие в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода из него

устанавливается членами этого образования. В Сообществе может быть свой бюджет

(формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы. Целью

Сообщества является выравнивание экономического и научно-технического

потенциала государств, входящих в него, а также объединение условий этих

государств, для достижения глобальных целей, упрощение таможенных, визовых и

других барьеров.

18. Система права: понятие и структура. Классификация отраслей права, их

краткая характеристика. Система права формируется и функционирует на

основе общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся

социальное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме

закономерности общественной жизни. Система права – это его

внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности

действующих в гос-ве правовых норм и вместе с тем в разделении права на

относительно самостоятельные части.

Признаки системы права: 1) Характеризуется объективностью. Она не

может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена

реально существующей системой общественных отношений. Для системы права

характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут

функционировать изолированно. 2) С.П. – это многообразное правовое явление,

включающее неодинаковые по своему содержанию и объему структурные элементы.

Будучи цельным образованием, система права в то же время подразделяется на

нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права. Такое деление

объясняется большим разнообразием общественных отношений, которые отражает и

регулирует система права.

Нормы права – это элемент СП, его «атом» более не делимый. В

системной организации права правовые нормы существуют не обособленно, а

соответственно своему предметному назначению объединяются в более общее

образование – институты права. Подотрасль права представляет

собой объединение нескольких институтов в одной и той же отрасли права.

Отрасль права – это основное подразделение системы права, его главный

элемент, который объединяет взаимосвязанные между собой институты права,

регулирующие качественно однородную область общественных отношений.

Система права объединяет следующие основные отрасли: 1) Государственное

(конституционное) право – это отрасль права, закрепляющая основы

общественного и государственного устройства страны, основы правового положения

гр-н, систему органов гос-ва и их основные полномочия. 2)

Административное право регулирует общественные отношения, которые

складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деят-сти

органов гос-ва. 3) Финансовое представляет собой совокупность

норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деят-сти.

4) Земельное регулирует общественные отношения в области использования и

охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является материальной основой

жизнеобеспечения человеческого общества. 5) Гражданское

наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные

имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. 6)

Трудовое право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения

в процессе трудовой деят-сти человека. 7) Семейное – отрасль

права, которая регулирует брачно-семейные отношения. 8)

Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в

процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. 9)

Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые

устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое

наказание за его совершение применяется. 10) Уголовно-процессуальное

право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным

делам. 11) Исправительно-трудовое право регулирует отношения,

складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с

исправительно-трудовым воздействием.

19. Конфедерация: понятие и общая характеристика.

Форма гос-венного устройства – это национальное и

административно-территориальное строение гос-ва, которое раскрывает характер

взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными

органами гос-венной власти. Форма гос-венного устройства показывает: 1) из

каких частей состоит внутренняя структура гос-ва; 2) каково правовое положение

этих частей и каковы взаимоотношения их органов; 3) как строятся отношения

между центральными и местными гос-венными органами; 4) в какой гос-венной форме

выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного гос-ва. По

форме гос-венного устройства все гос-ва можно подразделить на три основные

группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Конфедерация – это временный юрид.союз суверенных гос-в,

созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве

гос-ва (члены конфедерации) сохраняют свои суверенные права как во внутренних,

так и во внешних делах.

В отличие от федеративного гос-венного устройства конфедерация характеризуется

следующими признаками: 1) Конфедерация не имеет своих общих законодат.,

исполнит-ных и судебных органов. Конфедеративные органы, состоящие из

представителей суверенных гос-в, решают проблемы экономического, оборонного

сотрудничества (ради этого она и создается). 2) Конфедеративное устройство не

имеет единой армии, единой системы налогов и единого гос-венного бюджета.

Однако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации. 3)

Конфедеративные гос-венные органы могут договориться о единой денежной системе,

единых таможенных правилах, а также единой межгос-венной кредитной политике на

период существования данного гос-венного образования. 4) Конфедеративные гос-ва

недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в

федерации. Конфедерация может служить основой для образования суверенных

унитарных или федеративных гос-в.

20. Система законодательства и ее соотношение с системой права. В

философском плане система права и система законодательства соотносятся между

собой как содержание и форма. Система законодательства есть выражение системы

права, ее объективированная форма. Система права и система законодательства

находятся во взаимной зависимости, хотя степень такой зависимости различна.

Система права (СП), формируясь под влиянием деятельности законодателя, вместе с

тем носит объективный и несколько автономный от воли законодателя характер.

Система закон-ства (СЗ) – детище закон-теля, хотя, безусловно, также имеет

социальную обусловленность. СП и СЗ не совпадают по кругу источников, в которых

они выражены: СЗ воплощена в закон-стве, иных нормативно-правовых актах; СП

находит воплощение не только в позитивном праве, но и отображена в обычном

праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах,

имеющих рекомендательный характер, договорах нормативного содержания, судебных

прецедентах и даже в правосознании. Это обусловлено тем, что каждая отрасль в

составе СП обладает присущим ей предметом и методом правового регулирования.

Отрасли же закон-ства такими объединяющими началами не обладают. Анализ

законодательства позволяет выделить три группы отраслей законодательства: 1)

одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское и т.д.); 2) комплексные

отрасли закон-ства – отрасли, состоящие из норм различных отраслей права:

административного, гражданского, уголовного; 3) отрасли закон-ства, привязанные

к соотв.сферам гос-венного управления и сферам гос-венной деят-сти (закон-ство

о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.) Отсюда

количество отраслей закон-ства значительно превышает число отраслей права.

Общеправовым классификатором отраслей российского закон-ства, утвержденным

Указом Президента РФ, охватывается 48 таких отраслей.

21. Функции гос-ва: понятие и классификация, гос-венно-правовые формы их

осуществления. Термин функции гос-ва применяется для обозначения

основных, наиболее важных направлений деят-сти гос-ва, в которых проявляется

его социальное назначение. Основные направления деят-сти законодательной,

исполнительной и судебной власти в правовом гос-ве имеют общую природу. Их

первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеят-сти общества.

Функции гос-ва устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед

гос-вом на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство

реализации этих задач. Вся функциональная деят-сть гос-ва направлена на

достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и

физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности

личности. Гос-во всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник

законных интересов личности. Через личность гос-во содействует общественному

прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных

отношений. Т.о. функции гос-ва – это основные направления его

деят-сти, в которой выражается сущность и социальное назначение гос-венного

управления обществом.

Все основные направления деят-сти гос-ва в зависимости от того, в какой сфере

общественной жизни они протекают, подразделяются на внутренние и

внешние. Жизнь любого современного общества осуществляется в двух

основных сферах: внутри страны и на международной арене. По продолжительности

действия функции гос-ва подразделяются на постоянные и временные.

Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития гос-ва.

Временные же – прекращают свое действие с решением определенной задачи,

как правило имеющей чрезвычайный характер (к ним относятся, напр.ликвидация

стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9