бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Билеты по теории гос-ва и права бесплатно рефераты

- целостная, упорядоченная совокупность политических институтов,

политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации

общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических,

идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам

политического режима конкретного общества. Политическая система включает

организацию политической власти, отношения между обществом и государством,

характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию

власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в

обществе, характер политического участия, не институциональных политических

отношений. Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем

совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами:

социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной

образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее

природным окружением и природными ресурсами (демографическими,

пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим оружием.

Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой,

социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.),

типом государства (монархия, республика), характером политического режима

(демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических

отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсунсных

и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, развитыми

или не развитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и

культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых),

историческим типом государственности (нейтралистским, с иерархическими

бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией

уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с

кровнородственными связями или без них, с развитыми или не развитыми

гражданскими отношениями и т.д.). Политическая система, управляющая обществом,

не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем

(деспотический и тоталитарный тип политической системы) и быть достаточно

жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые

нарушают функционирование других систем общества. Политическая система

существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное

измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой

действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях

политической организации общества.

Структура политической системы. Политическая система структурна,

т.е. включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения

между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти

и политических отношений: двух институциональных - высшего или верхнего

(мегоуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень), и

неинституционального - нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они

делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях):

легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление

на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и носителей

власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.

Эволюция политической системы. Существование политической системы

во времени характеризуется как процесс изменения, развития или деградации

политических отношений и институтов. Он включает исторический масштаб смены

форм власти, становления государства какого-либо нового типа, например, переход

от политической системы феодального общества (с отношениями личной зависимости,

деспотическим абсолютизмом, централизованной бюрократией монархического центра)

к политической системе буржуазного общества (с обезличенной системой аппаратов

управления, демократическими институтами и т.д.). Сейчас: эволюционирует в

сторону правовой, демократической политической системы. Демократизация

общества, формирование гражданского общества.

22. Понятие, основные черты и виды правоотношений. Структура

правоотношений. Правоотношение – это такое общественное

отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юрид.правами и

обязанностями, охраняемыми гос-вом. Правоотношение есть та мера внешней

свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права.

Можно выделить следующие признаки правоотношений: 1)

идеологический характер, т.к. их возникновение, изменение и прекращение

проходит через сознание людей, прежде всего такую его сферу, как правосознание

2) волевой характер, т.к. правоотношение всегда является результатом

волеизъявления его сторон или одной из сторон; 3) двусторонний характер, т.е.

это всегда связь между его участниками через их субъективные права и

юрид.обязанности; 4) взаимосвязанный, корреспондирующий характер отношений

сторон, т.к. эти отношения выражаются во взаимных правах и обязанностях; 5)

наличие правосубъектности как отличительной черты сторон в правоотношении; 6)

регулирующая роль, заключающаяся в том, что правоотношения определяют

конкретное поведение сторон и вносят элемент урегулированности и порядка в

общественную практику, формируя или определяя общественную волю.

Структура правоотношения имеет четыре необходимых элемента:

субъект, объект, право и обязанность. 1) Субъекты правоотношений

– это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права

являются носителями субъективных юрид.прав и обязанностей. Мера участия

субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и

дееспособностью. Правоспособность – это признаваемое гос-вом

право быть носителем юрид.прав и юрид.обязанностей. Дееспособность

– это возможность лица своими действиями самостоятельно реализовывать свои права

и исполнять обязанности. 2) Объект правоотношения – это

фактическое поведение его участников. 3) Субъективное право

это предоставляемая и охраняемая гос-вом возможность (свобода) субъекта по

своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным

правом. 4) Юридическая обязанность – это предусмотренная

законодательством и охраняемая гос-вом необходимость должного поведения

участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида,

организации, гос-ва в целом).

Виды правоотношений. По отраслевой принадлежности выделяются:

конституционные, или гос-венно-правовые, гражданские,

гражданско-процессуальные, уголовные, уголовно-процессуальные,

уголовно-исполнительные, административные и другие правоотношения. При

выделении правоотношений по отраслевой принадлежности большое значение имеет

деление их на материально-правовые и процессуальные. Материальные

правоотношения возникают на основе норм материального права и регулируют

общественные отношения непосредственно, как бы накладываются на них путем

предоставления субъектам прав и обязанностей. Процессуальные

правоотношения возникают на основе процессуальных норм и носят организационный,

управленческий характер, т.е. предусматривают процедуру реализации прав и

обязанностей субъектов. Соответственно основным юрид.функциям

права выделяются регулятивные и охранительные правоотношения.

Регулятивные правоотношения являются результатом осуществления

регулятивных юрид.норм, закрепляющих опред.порядок отношений, создающих в

обществе правопорядок, т.е. тот результат, ради которого принимаются

юрид.нормы. Охранительные правоотношения возникают как реакция

гос-ва и общества на неправомерное поведение субъектов права. Они служат защите

существующего в обществе нормального порядка отношений и наказанию

правонарушителя. Регулятивные правоотношения бывают двух видов: активные

и пассивные. Первый вид выражает динамическую функцию права и

складывается на основании обязывающих норм. Второй вид выражает статическую

функцию права и складывается на основе запрещающих и некоторых управомочивающих

норм права. В юрид.литературе также существует деление правоотношений на

абсолютные и относительные. В основу этой классификации положен способ

индивидуализации субъектов правоотношения. В относительных

правоотношениях точно определены обе стороны: и лица управомоченные, и лица

обязанные. В абсолютных правоотношениях точно определяется лишь

одна сторона – носитель субъективного права, обязанными же являются все другие

лица – всякий и каждый. Считается, что к таким правоотношениям относятся

отношения собственности, авторские и изобретательские отношения. Различают

также общие и конкретные правоотношения. Общие правоотношения

возникают на основе конституционных норм, определяющих права, свободы и

обязанности личности, уголовно-правовых и административно-правовых запретов.

Если права, свободы и обязанности реализуются, а запреты нарушаются, то

возникают конкретные правоотношения, которые могут быть как

регулятивными, так и охранительными.

32. Правонарушение: понятие, признаки и состав. Виды правонарушений.

Правонарушение – это виновное поведение праводееспособного индивида,

которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и

влечет за собой юрид.ответственность.

Признаки правонарушения: 1) Правонарушение – это поведение

человека, которое выражается в действии или бездействии. Бездействие является

правонарушением в случае, если человек должен был совершить опред.действия,

предусмотренные нормой права, но не совершил их. 2) Правонарушение – это такое

поведение человека, которое противоречит предписаниям норм права. Поэтому

правонарушение можно назвать противоправным поведением, т.к. оно направлено

против тех общественных отношений, которые регулируются и охраняются нормами

права. 3) Правонарушением признается только виновное поведение субъектов права.

Противоправное поведение является правонарушением лишь в том случае, если в

действии или бездействии правонарушителя имеется вина, потому что лицо

осознанно совершило правонарушение, разумно руководило в этом момент своими

действиями. 4) Правонарушение представляет собой поведение, причиняющее вред

обществу, гос-ву, гр-нам. Правонарушения посягают на различные стороны

общественной жизни. Они наносят ущерб политическим, трудовым, имущественным,

личным правам и свободам гр-н, экономическим интересам организаций,

боеспособности воинских частей и подразделений. Поэтому правонарушения

запрещены гос-вом. 5) Правонарушение влечет за собой применение к

правонарушителю мер гос-венного воздействия.

Виды правонарушений. Все правонарушения по степени их общественной

опасности подразделяются на два вида: проступки и преступления.

Проступки – правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью

общественной опасности. К ним относятся дисциплинарные

(совершаются в сфере служебных отношений), административные

(правонарушения, посягающие на общественный порядок, на отношения в области

исполнительной и распорядительной деят-сти органов гос-ва) и

гражданские (совершаемые в сфере имущественных и связанных с ними личных

неимущественных отношений) правонарушения. Самым опасным видом правонарушений

являются преступления. Они отличаются от проступков повышенной

степенью общественной опасности и причиняют более тяжелый вред личности,

гос-ву, обществу. Преступления посягают на основы гос-венного и общественного

строя, собственность, личность и права гр-н, боеспособность вооруженных сил и

влекут за собой применение мер уголовного наказания.

В соотв.с общей теорией права структура правонарушения состоит из

объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон. 1) Объектом являются

общественные отношения, кот. регулируются и охраняются нормами права. 2)

Субъектом могут быть индивидуальные лица и организации, обладающие

праводееспособностью (деликтоспособностью). 3) Объективная сторона включает

противоправность и общественную опасность поведения субъекта. 4) Субъективная

сторона предполагает ответственность за противоправное деяние при наличии вины

правонарушителя.

33. Неолитическая теория происхождения и сущности гос-ва.

В отечественной юриспруденции особое значение в последние годы стала играть

неолитическая теория происхождения и понимания права (Чайлд, Венгеров).

Утверждают, что государство возникло ещё до появления рабовладельческого

способа производства и основной причиной его возникновения является его переход

к каменным орудиям труда и новой производящей экономике (до этого была

экономика присваивающей). Появление «классов» ускорило процесс формирования

государства, но не явилась его основной причиной. Поэтому, сторонники этого

подхода право определяют как систему норм, установленных и охраняемых

государством, создаваемую для управления обществом и не более того. Развитие

общественного производства не могло остановиться на первобытном уровне.

Следующий эволюционный этап связан с переходом от присваивающего хозяйства

(охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему — скотоводству и

плужному (пахотному) земледелию. Этот процесс, по данным археологии и

этнографии, начался 10—12 тыс. лет назад и продолжался — у разных народов —

несколько тысячелетий. Он получил название неолитической революции,

поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже

перехода к эпохе бронзы, когда человек научился выплавлять и употреблять

снача­ла "мягкие" цветные металлы — медь, олово, бронзу, золото, серебро, а

затем и железо. С появлением принципиально новых производительных сил были

связаны крупные общественные последствия. Они в целом правильно обобщены в

книге Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства".

Касаясь экономических последствий, Ф. Энгельс, в соответствии с марксистской

концеп­цией, отметил появление частной собственности отдельных семей и крупные

общественные разделения труда, первым из которых он называл выделение

пастушеских племен из всей массы варва­ров.

С точки зрения современной исторической науки и этногра­фии неолитическая

революция стала возможной не только бла­годаря появлению скотоводства. Именно

переход к пахотному земледелию в наибольшей мере способствовал быстрому

прогрес­су хозяйства (в том числе скотоводства), росту населения, развитию

ремесла, искусства, возникновению первых городов, пись­менности и иных

достижений материальной и духовной культуры Культура древнейших обществ

перехода к цивилизации получила название раннеземледельческой культуры.

Главным последствием неолитической революции явился рост

богатства: земледелие и скотоводство позволяли получить избы­ток продукта

(прибавочный продукт), которого не могло обеспе­чить присваивающее хозяйство.

На этой основе возник регуляр­ный обмен продуктами между племенами, дававший

возможность накопления новых богатств, которые ранее, при натуральном

хозяйстве, были недоступны. Излишек продуктов производства создавал также

возможность привлечения дополнительной рабо­чей силы, требующейся для ухода за

скотом и обработки полей Как писал Ф. Энгельс, такую рабочую силу поставляли

войны: военнопленных стали обращать в рабов, вследствие чего возникло "первое

крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и

эксплуатируемых".

44. Соотношения типа и формы государства, особенности его проявления на

различных этапах истории. Типология государств тесно связана с понятием

формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства

устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов

осуществления государственной власти. Четкого соотношения между типом и формой

государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа

могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9