бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Билеты по теории гос-ва и права бесплатно рефераты

применялся в нашей науке, причем в его основе лежало понятие исторического типа

гос-ва. Исторический тип гос-ва – это совокупность основных, важнейших черт

гос-ва определенной общественно-экономической формации, выражающих его сущность

и социальное назначение (а также совокупность гос-в, относящихся к одной

общественно-экономической формации и имеющих единую сущность. Существенным

недостатком такой типологии в прошлом была узкая трактовка классового подхода,

игнорирование общесоциальной роли гос-ва. Тем не менее был получен ряд ценных

для теории результатов: 1) установлена зависимость типа гос-ва, классовой

принадлежности власти от экономики, способа производства, от характера

общественно-экономической формации; 2) были объединены в одни классификационные

группы гос-ва, имеющие единый – по отражению классовых интересов – характер

власти; 3) появилась возможность выявлять общее и особенное в организации,

целеполагании, функционировании и развитии гос-в, входящих в указанные типы; 4)

были выявлены закономерности смены одного типа гос-ва другим – соответственно

сменам общественно-экономических формаций: вслед за рабовладельческим приходит

феодальное гос-во, а его сменяет буржуазное.

12. Понятие и виды форм права. Источники права. Под формами

(источниками) права понимаются способы закрепления и выражения

правовых норм. Источники права – специальный правовой термин, который

употребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм.

Различаются следующие основные формы (источники права): правовой обычай,

юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт.

Правовым обычаем называется санкционированное гос-вом правило поведения,

которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных

действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма. Юридический

прецедент – это судебное или административное решение по конкретному

юрид.делу, которому гос-во придает общеобязательное значение. Различаются

судебный и административный прецедент. Суть юрид.прецедента состоит в том, что

ранее состоявшееся решение гос-венного органа (судебного или административного)

по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при последующем разрешении

подобных дел. Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества,

в котором содержатся нормы права. Среди современных источников права

нормативно-правовой акт занимает ведущее метсо. Он объединяет в себе

общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются гос-вом. К

нормативно-прав.актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения

органов исполнит.власти. В отличие от других источников права, нормативные акты

наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного

развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового

регулирования.

50. Правовое государство: понятие и основные признаки. Проблемы

становления правовой государственности в РФ.

Правовое государство - это суверенное гос-во, которое

концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих

страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность

власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений,

основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан.

Принуждение в правовом гос-ве осуществляется на основе права, ограничено правом

и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках

и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан.

Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает

другим людям.

Признаки правового гос-ва: 1) народный суверенитет – только народ

– источник всей той власти которой располагает гос-во; 2) господство

закона (права), поскольку суверенитет предполагает правовую организацию

верховной гос-венной власти, юрид.процедуру ее осуществления, принципы

взаимоотношений личности и власти; 3) разделение властей

каждая из властей в гос-ве самостоятельна, имеет свою компетенцию и не должна

вмешиваться в дела других. В федеративном гос-ве проводится принцип

вертикального разделения: между федерацией и ее субъектами; 4) реальное

обеспечение прав и свобод личности. К числу иных важных признаков

правового гос-ва можно отнести: наличие развитого гражданского общества;

создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению

власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое действие

конституционного закона, установление в законе и проведение на деле

суверенности гос-венной власти; возвышение суда как одного из средств

обеспечения правовой гос-венности; создание антимонополистических механизмов,

препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или

институте; формирование обществом на основе норм избирательного права

законодательных органов и контроль за формированием и выражением

законодательной воли в законах; соответствие внутреннего законодательства

общепризнанным нормам и принципам международного права; правовая защищенность

всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было;

единство прав и обязанностей граждан; взаимная ответственность государства и

личности.

Проблемы становления правовой гос-венности в РФ. Реальные

демократические преобразования в российском праве начались со второй

половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения

августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип "правового

государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и

положения, стали развиваться демократическое законодательство, система

правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший

арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом РФ

была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на

утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной

влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей

законодательной и исполнительной. Процесс формирования правового государства

предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий,

которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство

всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

Сложившиеся экономические и социальные условия в нашей стране, рост цен и

инфляции, усиление бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате в

значительной мере затрудняют и замедляют этот процесс. Необходимым фактором,

определяющим во многом успех многих преобразований в

государственной и политической жизни нашего общества, является уровень

политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от

того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в

последнее время не только у граждан, но и у представителей

государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми

членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического

государства. Успешное решение формирования правового государства невозможно

без создания реальных условий для данного процесса. К таким условиям

относятся: достижение высокого уровня политического и правового сознания

людей; создание единого, внутренне не противоречивого

законодательства; ограничение вмешательства в сферу экономики;

разработка продуманной национальной политики и эффективных средств ее

реализации. В настоящее время многие законы еще не приведены в соответствие

с Конституцией. Время от времени возникает конкуренция федеральных законов и

местных законодательных актов. Все это отрицательно сказывается на

состоянии законности, экономики, приводит к межнациональным конфликтам,

имущественным и территориальным спорам.

6. Правовая система общества: понятие и структура. Основные правовые

системы современности. Правовая система – это совокупность

взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств,

регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень

правового развития той или иной страны или государства.

Структура:. 1) это явления духовного мировоззренческого характера,

среди которых на первом месте стоит юридическая наука. К явлениям

мировоззренческого характера относятся также правовые понятия, правовые

принципы, правовая культура и правовая политика. 2) правовые отношения,

представляющие собой динамику права и форму его жизни. 3) в качестве

цементирующих элементов правовой системы выступают право и выражающее его

законодательство (точнее система права и система законодательства). Именно

вокруг них группируются остальные элементы правовой системы. 4) юридическая

практика. Данный элемент правовой системы связан с деятельностью и накопленным

при этом опытом компетентных органов, должностных лиц и граждан по изданию и

реализации юридических норм. 5) юридическая техника — совокупность

специфических правил и приемов наиболее оптимального правового регулирования

общественных отношений. Юридическая техника делится на законодательную и

правоприменительную. Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как

нормативный, правообразующий, доктринальный (научный), статистический,

динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют

многочисленные горизонтальные и вертикальные связи и отношения. Все это

отражает сложный правовой уклад данного общества. Входящие в правовую систему

компоненты неодинаковы по своему значению, юридической природе, удельному весу,

самостоятельности, степени воздействия на общественные отношения, но в то же

время они подчинены некоторым общим закономерностям, характеризуются

единством.

Правовая система не является застывшим, раз и навсегда сформировавшимся

образованием. Находясь в постоянном развитии, та или иная правовая система

может изменяться.

Англосаксонская правовая семья – это совокупность правовых систем

Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и других стран. Отличительной

чертой данной семьи считается то, что главным источни­ком права выступает

судебный прецедент, а основными творцами права являются судьи.

Романо-германская правовая семья - совокупность правовых систем

конти­нентальной Европы; Северной Африки; Южной Америки; Японии; России (чья

правовая система близка к романо-германской правовой семье); некото­рых других

государств, отличительная особенность которых в том, что основ­ным источником

права в данной правовой семье является нормативно-право­вой акт,

которые составляют единую иерархическую систему нормативных актов.

Семья мусульманского права - совокупность правовых систем стран,

где сильное влияние имеет исламская религия - Ирана, Саудовской Аравии,

Ирака, Пакиста­на, некоторых других государств. Отличительными чертами

мусульманской правовой семьи является то, что: 1) одним из главных источников

права являются религиозно-правовые принципы, содержащиеся в священных книгах

мусульман, - Коране, Сунне, Иджме; 2) в ряде мусульманских стран имеет место

дуализм правовой системы: сосуществование кодифицированного права и исламских

религиозно-нравственных принципов.

Индусская правовая семья охватывает практически все народы,

име­ющие индийские корни. Индусское право тесно связано с религией - индуизмом.

Содержание права составляют обряды, верования, различные идеологические

ценности - мораль, философия. Основу индуизма составляет учение о

перевоплощении душ и кастовом делении общества. Согласно этому учению, все

хорошие и плохие поступки человека, совершаемые им на земле, создают основу его

будущего существования, определяемую моральными качествами истекшей жизни.

Главная черта индусского права — тесная связь с религией.

Обычное право Африки - это право молодых развивающихся государств

в результате особенностей их исторического развития сочетается с

мусульман­ским, индусским правом, а также с обычным правом, которое все еще

действует в достаточно широкой сфере отношений. Одна из характерных черт

обычного права заключается в том, что правовые и моральные нормы выступают в

неразрывной связи, а при решении конфликтов стороны руководствуются в первую

очередь идеей примирения. Другая черта африканского обычного права сводится к

тому, что оно регулирует отношения в первую очередь групп или сооб­ществ, а не

отдельных индивидов.

Славянская правовая семья характеризуется яркой самобытностью,

которая обусловлена глубокими социальными, культурными, государст­венными

началами жизни славянских народов. Право этой семьи тесно связано с

православным христианством, вследствие чего содержа­ние права несколько сходно

с содержанием Библии. Ведущим элементом славянской правовой семьи является

российская правовая система. Историческими, региональными и юридическими

ис­точниками современного российского права выступают два противопо­ложных

законодательных массива: право Российской империи; советское право. В состав

славянской правовой семьи входят следующие группы право­вых систем:

российское право; западно-славянское право.

8. Романо-германская правовая семья, ее основные признаки на современном

этапе развития. Романо-германская правовая семья, или семья

континентального права (Франция, ФРГ, Италия, Испания и др.) имеет длительную

юрид.историю. Она сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских

университетов, которые выработали и развили начиная с XII в. на базе

кодификации императора Юстиниана общую для всех юрид.науку, приспособленную к

условиям современного мира.

Особеннос­ти: 1) нормативно-правовой акт является основным

источником права; 2) нормативно-правовые акты составляют иерархическую систему;

3) во главе данной иерархической системы нормативных актов стоит кон­ституция

(основной закон) - документ высшей юридической силы, при­нимаемый обычно

парламентом или народом на референдуме (либо из­даваемый монархом); 4) система

права делится на две большие части - публичное право (регу­лирует общественные

отношения, связанные с осуществлением влас­ти, и т. д.) и частное право

(регулирует вопросы частной жизни граж­дан); 5) публичное и частное права

делятся на специализированные отрасли права (например, гражданское, семейное,

уголовное, конституцион­ное и др.); 6) во главе отрасли, как правило, находится

комплексный стабильный акт, содержащий основные положения данной отрасли права

и приме­няемый непосредственно, - кодекс; 7) главными творцами права являются

законодатели, а не судьи; 8) большое значение имеют подзаконные акты (указы,

положения, инструк­ции и т. д.), а также доктрина (теория) права,

вырабатываемая в универси­тетах и научных учреждениях; 9) судьи являются не

создателями права, а его применителями.

Юристы признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но что

пробелы эти практически незначительны. В Р-Г юрид.доктрине и в

законодательной практике различают три разновидности обычного закона:

кодексы, специальные законы (текущее законодат-во) и сводные тексты норм. В

Р-Г семье достаточно широко используются некоторые общие принципы, которые

юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости и вне закона. Эти

принципы показывают подчинение права велению справедливости в том виде, как

последняя понимается в определенную эпоху и в определенный момент. В наши

дни, как и в прошлом, в Р-Г правовой семье доктрина составляет достаточно

активно действующий источник права. Законодатель часто выражает лишь те

тенденции, которые установлены в доктрине, и воспринимает подготовленные ею

предложения. С развитием международных связей большое значение для

национальных правовых систем приобрело международное право. Своеобразно

положение обычая в системе источников права Р-Г семьи. Он может действовать

не только в дополнение к закону, но и помимо закона. В целом, за редким

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9