Шпора: Билеты по теории гос-ва и права
применялся в нашей науке, причем в его основе лежало понятие исторического типа
гос-ва. Исторический тип гос-ва – это совокупность основных, важнейших черт
гос-ва определенной общественно-экономической формации, выражающих его сущность
и социальное назначение (а также совокупность гос-в, относящихся к одной
общественно-экономической формации и имеющих единую сущность. Существенным
недостатком такой типологии в прошлом была узкая трактовка классового подхода,
игнорирование общесоциальной роли гос-ва. Тем не менее был получен ряд ценных
для теории результатов: 1) установлена зависимость типа гос-ва, классовой
принадлежности власти от экономики, способа производства, от характера
общественно-экономической формации; 2) были объединены в одни классификационные
группы гос-ва, имеющие единый – по отражению классовых интересов – характер
власти; 3) появилась возможность выявлять общее и особенное в организации,
целеполагании, функционировании и развитии гос-в, входящих в указанные типы; 4)
были выявлены закономерности смены одного типа гос-ва другим – соответственно
сменам общественно-экономических формаций: вслед за рабовладельческим приходит
феодальное гос-во, а его сменяет буржуазное.
12. Понятие и виды форм права. Источники права. Под формами
(источниками) права понимаются способы закрепления и выражения
правовых норм. Источники права – специальный правовой термин, который
употребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм.
Различаются следующие основные формы (источники права): правовой обычай,
юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт.
Правовым обычаем называется санкционированное гос-вом правило поведения,
которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных
действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма. Юридический
прецедент – это судебное или административное решение по конкретному
юрид.делу, которому гос-во придает общеобязательное значение. Различаются
судебный и административный прецедент. Суть юрид.прецедента состоит в том, что
ранее состоявшееся решение гос-венного органа (судебного или административного)
по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при последующем разрешении
подобных дел. Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества,
в котором содержатся нормы права. Среди современных источников права
нормативно-правовой акт занимает ведущее метсо. Он объединяет в себе
общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются гос-вом. К
нормативно-прав.актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения
органов исполнит.власти. В отличие от других источников права, нормативные акты
наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного
развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового
регулирования.
50. Правовое государство: понятие и основные признаки. Проблемы
становления правовой государственности в РФ.
Правовое государство - это суверенное гос-во, которое
концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих
страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность
власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений,
основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан.
Принуждение в правовом гос-ве осуществляется на основе права, ограничено правом
и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках
и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан.
Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает
другим людям.
Признаки правового гос-ва: 1) народный суверенитет – только народ
– источник всей той власти которой располагает гос-во; 2) господство
закона (права), поскольку суверенитет предполагает правовую организацию
верховной гос-венной власти, юрид.процедуру ее осуществления, принципы
взаимоотношений личности и власти; 3) разделение властей –
каждая из властей в гос-ве самостоятельна, имеет свою компетенцию и не должна
вмешиваться в дела других. В федеративном гос-ве проводится принцип
вертикального разделения: между федерацией и ее субъектами; 4) реальное
обеспечение прав и свобод личности. К числу иных важных признаков
правового гос-ва можно отнести: наличие развитого гражданского общества;
создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению
власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое действие
конституционного закона, установление в законе и проведение на деле
суверенности гос-венной власти; возвышение суда как одного из средств
обеспечения правовой гос-венности; создание антимонополистических механизмов,
препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или
институте; формирование обществом на основе норм избирательного права
законодательных органов и контроль за формированием и выражением
законодательной воли в законах; соответствие внутреннего законодательства
общепризнанным нормам и принципам международного права; правовая защищенность
всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было;
единство прав и обязанностей граждан; взаимная ответственность государства и
личности.
Проблемы становления правовой гос-венности в РФ. Реальные
демократические преобразования в российском праве начались со второй
половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения
августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип "правового
государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и
положения, стали развиваться демократическое законодательство, система
правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший
арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом РФ
была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на
утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной
влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей
законодательной и исполнительной. Процесс формирования правового государства
предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий,
которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство
всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.
Сложившиеся экономические и социальные условия в нашей стране, рост цен и
инфляции, усиление бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате в
значительной мере затрудняют и замедляют этот процесс. Необходимым фактором,
определяющим во многом успех многих преобразований в
государственной и политической жизни нашего общества, является уровень
политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от
того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в
последнее время не только у граждан, но и у представителей
государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми
членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического
государства. Успешное решение формирования правового государства невозможно
без создания реальных условий для данного процесса. К таким условиям
относятся: достижение высокого уровня политического и правового сознания
людей; создание единого, внутренне не противоречивого
законодательства; ограничение вмешательства в сферу экономики;
разработка продуманной национальной политики и эффективных средств ее
реализации. В настоящее время многие законы еще не приведены в соответствие
с Конституцией. Время от времени возникает конкуренция федеральных законов и
местных законодательных актов. Все это отрицательно сказывается на
состоянии законности, экономики, приводит к межнациональным конфликтам,
имущественным и территориальным спорам.
6. Правовая система общества: понятие и структура. Основные правовые
системы современности. Правовая система – это совокупность
взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств,
регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень
правового развития той или иной страны или государства.
Структура:. 1) это явления духовного мировоззренческого характера,
среди которых на первом месте стоит юридическая наука. К явлениям
мировоззренческого характера относятся также правовые понятия, правовые
принципы, правовая культура и правовая политика. 2) правовые отношения,
представляющие собой динамику права и форму его жизни. 3) в качестве
цементирующих элементов правовой системы выступают право и выражающее его
законодательство (точнее система права и система законодательства). Именно
вокруг них группируются остальные элементы правовой системы. 4) юридическая
практика. Данный элемент правовой системы связан с деятельностью и накопленным
при этом опытом компетентных органов, должностных лиц и граждан по изданию и
реализации юридических норм. 5) юридическая техника — совокупность
специфических правил и приемов наиболее оптимального правового регулирования
общественных отношений. Юридическая техника делится на законодательную и
правоприменительную. Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как
нормативный, правообразующий, доктринальный (научный), статистический,
динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют
многочисленные горизонтальные и вертикальные связи и отношения. Все это
отражает сложный правовой уклад данного общества. Входящие в правовую систему
компоненты неодинаковы по своему значению, юридической природе, удельному весу,
самостоятельности, степени воздействия на общественные отношения, но в то же
время они подчинены некоторым общим закономерностям, характеризуются
единством.
Правовая система не является застывшим, раз и навсегда сформировавшимся
образованием. Находясь в постоянном развитии, та или иная правовая система
может изменяться.
Англосаксонская правовая семья – это совокупность правовых систем
Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и других стран. Отличительной
чертой данной семьи считается то, что главным источником права выступает
судебный прецедент, а основными творцами права являются судьи.
Романо-германская правовая семья - совокупность правовых систем
континентальной Европы; Северной Африки; Южной Америки; Японии; России (чья
правовая система близка к романо-германской правовой семье); некоторых других
государств, отличительная особенность которых в том, что основным источником
права в данной правовой семье является нормативно-правовой акт,
которые составляют единую иерархическую систему нормативных актов.
Семья мусульманского права - совокупность правовых систем стран,
где сильное влияние имеет исламская религия - Ирана, Саудовской Аравии,
Ирака, Пакистана, некоторых других государств. Отличительными чертами
мусульманской правовой семьи является то, что: 1) одним из главных источников
права являются религиозно-правовые принципы, содержащиеся в священных книгах
мусульман, - Коране, Сунне, Иджме; 2) в ряде мусульманских стран имеет место
дуализм правовой системы: сосуществование кодифицированного права и исламских
религиозно-нравственных принципов.
Индусская правовая семья охватывает практически все народы,
имеющие индийские корни. Индусское право тесно связано с религией - индуизмом.
Содержание права составляют обряды, верования, различные идеологические
ценности - мораль, философия. Основу индуизма составляет учение о
перевоплощении душ и кастовом делении общества. Согласно этому учению, все
хорошие и плохие поступки человека, совершаемые им на земле, создают основу его
будущего существования, определяемую моральными качествами истекшей жизни.
Главная черта индусского права — тесная связь с религией.
Обычное право Африки - это право молодых развивающихся государств
в результате особенностей их исторического развития сочетается с
мусульманским, индусским правом, а также с обычным правом, которое все еще
действует в достаточно широкой сфере отношений. Одна из характерных черт
обычного права заключается в том, что правовые и моральные нормы выступают в
неразрывной связи, а при решении конфликтов стороны руководствуются в первую
очередь идеей примирения. Другая черта африканского обычного права сводится к
тому, что оно регулирует отношения в первую очередь групп или сообществ, а не
отдельных индивидов.
Славянская правовая семья характеризуется яркой самобытностью,
которая обусловлена глубокими социальными, культурными, государственными
началами жизни славянских народов. Право этой семьи тесно связано с
православным христианством, вследствие чего содержание права несколько сходно
с содержанием Библии. Ведущим элементом славянской правовой семьи является
российская правовая система. Историческими, региональными и юридическими
источниками современного российского права выступают два противоположных
законодательных массива: право Российской империи; советское право. В состав
славянской правовой семьи входят следующие группы правовых систем:
российское право; западно-славянское право.
8. Романо-германская правовая семья, ее основные признаки на современном
этапе развития. Романо-германская правовая семья, или семья
континентального права (Франция, ФРГ, Италия, Испания и др.) имеет длительную
юрид.историю. Она сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских
университетов, которые выработали и развили начиная с XII в. на базе
кодификации императора Юстиниана общую для всех юрид.науку, приспособленную к
условиям современного мира.
Особенности: 1) нормативно-правовой акт является основным
источником права; 2) нормативно-правовые акты составляют иерархическую систему;
3) во главе данной иерархической системы нормативных актов стоит конституция
(основной закон) - документ высшей юридической силы, принимаемый обычно
парламентом или народом на референдуме (либо издаваемый монархом); 4) система
права делится на две большие части - публичное право (регулирует общественные
отношения, связанные с осуществлением власти, и т. д.) и частное право
(регулирует вопросы частной жизни граждан); 5) публичное и частное права
делятся на специализированные отрасли права (например, гражданское, семейное,
уголовное, конституционное и др.); 6) во главе отрасли, как правило, находится
комплексный стабильный акт, содержащий основные положения данной отрасли права
и применяемый непосредственно, - кодекс; 7) главными творцами права являются
законодатели, а не судьи; 8) большое значение имеют подзаконные акты (указы,
положения, инструкции и т. д.), а также доктрина (теория) права,
вырабатываемая в университетах и научных учреждениях; 9) судьи являются не
создателями права, а его применителями.
Юристы признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но что
пробелы эти практически незначительны. В Р-Г юрид.доктрине и в
законодательной практике различают три разновидности обычного закона:
кодексы, специальные законы (текущее законодат-во) и сводные тексты норм. В
Р-Г семье достаточно широко используются некоторые общие принципы, которые
юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости и вне закона. Эти
принципы показывают подчинение права велению справедливости в том виде, как
последняя понимается в определенную эпоху и в определенный момент. В наши
дни, как и в прошлом, в Р-Г правовой семье доктрина составляет достаточно
активно действующий источник права. Законодатель часто выражает лишь те
тенденции, которые установлены в доктрине, и воспринимает подготовленные ею
предложения. С развитием международных связей большое значение для
национальных правовых систем приобрело международное право. Своеобразно
положение обычая в системе источников права Р-Г семьи. Он может действовать
не только в дополнение к закону, но и помимо закона. В целом, за редким
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|