Билеты: Шпоры по введению в языкознание
место веляризация (от лат. velum 'мягкое нёбо') — подъем задней
части языка в направлении к мягкому нёбу.
4. Важным активным органом являются губы, особенно нижняя губа.
Выпячиваясь вперед и округляясь, губы удлиняют общий объем резонаторной
полости, меняют ее форму. Это создает особую окраску так называемых сгубленных
(лабиализованных) звуков, например гласных [о], [u], [у] (в нем. тйае
'усталый', фр. rue 'улица') и некоторых других. При произнесении губных
согласных губы создают препятствие на пути воздушной струи. Так образуются,
во-первых, губно-губные (билабиальные) согласные — смычные, например [р], [Ь],
и щелевые, в частности [w], например в англ. wall 'стена';
во-вторых — губно-зубные (лабиоден-тальные), в частности щелевые [v], [f] (щель
между нижней губой и пассивным органом — нижним краем верхних зубов).
5. Нёбная занавеска может принимать поднятое положение, закрывая
проход в полость носа (так обстоит дело при артикуляции всех неносовых звуков,
приводившихся в качестве примеров в пп. 3 и 4), либо, напротив, опускаться,
открывая проход в носовую полость и таким образом подключая носовой резонатор.
В этом последнем случае образуются носовые согласные, например [m] (как бы [b]
+ носовой резонанс), [n] (как бы [d] + носовой резонанс) и др..
6. Активными органами в полости рта являются при произнесении некоторых звуков
также язычок, например при произнесении язычкового (увулярного),
или «картавого», дрожащего согласного (в транскрипции [R]), а в некоторых
языках задняя стенка глотки—при произнесении глоточных
(фарингальных) согласных, например глухого щелевого [h] в англ. house
'дом' или нем. Haus 'дом' и звонкого щелевого в укр. гора,
'гора'.
Учитывая работу произносительных органов, необходимую Для образования каждого
звука, мы получаем анатомо-физиологическую (или артикуляционную)
классификацию звуков.
1. Первое и главное членение в этой классификации — членение на гласные
и согласные. Гласные могут быть охарактеризованы как звуки —
«ртораскрыватели», звуки, при артикуляции которых речевой канал в надгортанных
полостях свободен, открыт и ток воздуха не встречает препятствий. У гласных нет
определенного «фокуса»—места образования; для них типична общая, «разлитая»
напряженность мускулов всего произносительного аппарата и относительно слабая
воздушная струя. Согласные, напротив, могут быть названы «ртосмыкателями», при
их произнесении обязательно возникает та или иная преграда на пути воздушной
струи (обычно в надгортанных полостях, а в случае гортанных согласных — в
гортани). Соответственно у них есть определенный «фокус» — место образования.
Для согласных типично сосредоточенное мускульное напряжение в месте образования
преграды и более сильная воздушная струя. Гласные нормально образуются с
голосом, но встречаются и глухие гласные (так может произноситься второй
гласный в русск. топот)', вместе с тем, как сказано выше, голос
участвует и в образовании многих согласных.
2. Гласные классифицируются прежде всего по работе языка. Учитывается
ряд (передние, задние и смешанные, а также и более дробные подразделения —
«передние отодвинутые назад», «задние продвинутые вперед» и т. д.) и степень
подъема языка (открытые, или «широкие», и закрытые, или «узкие», гласные).
Вторым существенным моментом является работа губ: различают сгубленные и
неогубленные гласные (в некоторых случаях и разные степени огубленности). В
ряде языков гласные приходится классифицировать также по работе нёбной
занавески (неносовые и носовые), по долготе (долгие и краткие) и т. д.
3. Классификация согласных сложнее. Прежде всего по типичному соотношению шума и
голоса в образовании согласного нужно учитывать деление на сонанты
(голос преобладает над шумом) и шумные и, далее, деление шумных на
звонкие (произносимые с участием голоса), например русские или французские [b],
[d], [g], [z], и глухие (произносимые вовсе без голоса), например [р], [t],
[k], [s].
Группа сонантов может рассматриваться как в некотором роде промежуточная
между гласными и шумными согласными. При произнесении сонантов преграда
имеет место, но либо она является более слабой, чем у шумных согласных, либо
воздушная струя не преодолевает, а обходит эту преграду.
4. Второе деление согласных, перекрещивающееся с первым,— это деление по способу
образования шума, т.е. по характеру преграды, на уже встречавшиеся нам
выше группы смычных, щелевых и дрожащих. Среди смычных, в свою очередь,
выделяются взрывные, у которых смычка заканчивается взрывом (например, [р],
[t], [k], [b], [d], [g] в положении перед гласным), и аффрикаты , у
которых смычка без взрыва переходит в щель. Примеры аффрикат: [с] в царь,
[с] в чай (глухие переднеязычные аффрикаты), [рф] в нем.
Apfel 'яблоко' (глухая губная аффриката). Особый случай представляют так
называемые имплозивные, т. е. такие смычные, при произнесении которых нет ни
взрыва, ни перехода в щель и которые, таким образом, заканчиваются смычкой.
Смычные согласные [m], [n], [р], [t] и др. в положении перед другими смычными
(а нередко и на конце слова перед паузой) обычно реализуются как имплозивные.
5. Третье деление согласных, также перекрещивающееся с первыми двумя,— это
деление по активному артикулирующему органу. Здесь выделяются, как мы
видели, губные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные,
фарингаль-ные и гортанные. Более дробное подразделение, в частности, в группе
губных учитывает активность обеих губ или только нижней, а в группе
переднеязычных — активность и способ работы отдельных участков передней части
языка. Кроме того, при дальнейшем подразделении принимается во внимание также
пассивный орган, что отражается в таких терминах, как «губно-зубные».
6. Наконец, для многих языков важны и некоторые другие признаки согласных:
их палатализация (например, в русском языке), веляризация, лабиализация и т.
д.
Там, где артикуляция согласного влияет на артикуляцию согласного же или
артикуляция гласного — на артикуляцию гласного, причем влияние это направлено
в сторону сближения артикуляций, говорят об ассимиляции, или
уподоблении . Ассимиляция тоже может быть либо предвосхищающей, либо
инерционной.
Классическими примерами предвосхищающей ассимиляции согласных может служить в
русском языке замена звонких согласных глухими в положении перед глухими и,
напротив, глухих согласных звонкими в положении перед звонкими. Ср.
лодочка — но лодка, где произносится глухое [t] перед [k], или
к реке—но /с домам, где имеем звонкое [g] перед [d]. В примере к
домам происходит предвосхищение вибрации голосовых связок; в примере
лодка — предвосхищение их разомкнутого состояния. В некоторых русских
говорах наблюдается инерционная ассимиляция согласных по мягкости — инерция
поднятого положения средней части спинки языка в момент произнесения
последующего согласного, например Ванькя с мягким [k'l. В английском
языке в окончании множественного числа имен существительных звучит [z], в
частности после гласного, например в shoes [su:z] 'туфли', и после
сонанта, например balls [ba:lz] 'мячи', но только [s] непосредственно
после глухого согласного, например в cats [Pacts] 'кошки'. В этом
последнем случае наблюдаем инерционную ассимиляцию по глухости — инерцию
неучастия голосовых связок. Ассимиляцию гласных можно отметить в
севернорусских диалектных формах вроде бываат вместо бывает (с
предварительной утратой звука [j] между гласными).
Редукция – ослабление гласных в безударных слогах и оглушение
согласных на конце слова перед паузой.
Яркие примеры редукции гласных дает русский язык. Гласный, обозначаемый на
письме буквой а, звучит далеко не одинаково в мал, малыш и
малыши. В истории немецкого языка редукция проявилась в том, что
существовавшие в основном до XI в. качественно разные гласные безударных
слогов совпали затем (в окончаниях) в одном нейтральном [э] (в немецком письме
е), так что, например, формы четырех падежей множественного числа от слова
berg 'гора', звучавшие как berga, bergo, bergum, berga, теперь
звучат как Berge (им., род., вин.) и Bergen (дат.).
Полная степень редукции — это полное исчезновение гласного в безударном слоге и
даже всего слога, в частности: а) апокопа — отпадение конечного
гласного или конечной части слова, например Петь вместо Петя, чтоб
вместо чтобы, и б) синкопа — выпадение гласного или нескольких
звуков не на конце слова, например Иваныч вместо Иванович, нем.
диал. gmojn вместо gut'en Morgen 'доброе утро', шведск. far
'отец' рядом с fader. Апокопа безударных окончаний играла большую роль в
истории английского языка. В результате апокопы таким древнеанглийским формам,
как bindan 'связывать' (инфинитив), biпdе (1-е л. ед. ч. наст.
вр.), bindaд (мн. ч. наст. вр.), соответствуют в современном языке
формы без окончания (с нулевыми окончаниями) bind [baind] — to
bind, I bind, we (you, they) bind.
Оглушение звонких согласных на конце слова перед паузой наблюдается во
многих языках. Ср. в русск. дуга — дуг td°uk], труба — труб
(t°r°up] и т, д. Физиологическая основа этого явления — преждевременное, еще до
конца произнесения слова, возвращение голосовых связок в состояние покоя. В
некоторых языках оглушение является в этой позиции частичным — оглушается
только конец согласного. Иногда оглушение на конце проявляется и в отношении
сонантов, например в русском языке — в позиции после глухого согласного (в
словах типа вопль).
Подразделением биологического аспекта является, как сказано выше,
перцептивный аспект. Он охватывает изучение тех процессов, которые
происходят в организме человека при восприятии звуков речи механизмами слуха и
при передаче соответствующих сигналов в головной мозг, в сенсорный центр речи
(речеслуховой анализатор) — так называемую зону Вёрнике (около первой височной
извилины левого полушария). Но эти процессы изучены пока меньше, чем процессы
артикуляции.
11.Функциональный аспект в изучении звуков языка. Понятие фонемы. Ее функции.
Звук, произносимый в речи,— это не только колебание воздушной среды и не
только результат работы наших произносительных органов. Звук этот выполняет
определенные функции в языке и речи, и в этом своем качестве он является, как
мы уже говорили выше, определенной единицей — фоном в потоке речи и фонемой в
системе языка. В сочетании с другими звуками он выступает как материальное,
чувственно воспринимаемое средство закрепления и выражения мысли, как
экспонент или составная часть экспонента языкового знака. Язык может служить
орудием общения и обмена мыслями только потому, что значащие единицы языка
(морфемы, слова и т. д.) материализуются в звуках, произносимых говорящим и
воспринимаемых слушающим.
Для языковедения именно эта, функциональная сторона является самой важной.
Функции фонемы. Ее выделимость
Фонемы это как бы «кирпичики», из которых строятся экспоненты значащих единиц
языка, в первую очередь морфем, а тем самым и слов. Но кирпичи, используемые,
скажем, при постройке стены, все одинаковы или в принципе должны быть
одинаковыми. Фонемы же обязательно должны быть достаточно разными, различимыми
для восприятия: они ведь должны не просто составлять некоторые
последовательности («цепочки»), а должны составить для разных знаков
разные последовательности, чтобы соответствующие знаки, морфемы или слова
отличались друг от друга на слух и распознавались, т. е. узнавались как
нечто разное, например бур, бор, бар, бра, брат, брать, брак., арба,
арбу и т. д. Поэтому в каждом языке имеется по нескольку десятков разных,
различающихся между собой на слух фонем (в русском языке, например, около 40
фонем). Комбинируясь между собой, фонемы эти дают тысячи сочетаний, служащих
экспонентами для значащих единиц языка. Учитывая это, справедливо
говорить о двух (теснейшим образом между собой связанных) функциях фонемы: 1)
конститутивной, т. е. функции строительного материала в составе
экспонентов морфем и 2) дистинк-тивной, или различительной, т. е. функции
различителя этих экспонентов.
В некоторых случаях фонема осуществляет как свою конститутивную, так и
дистинктивную функцию «в одиночку». Это имеет место в однофонемных словах вроде
русских союзов а, и, предлогов о, у, к, с, в, некоторых
междометий и т. п. Несколько чаще встречаются однофонемные морфемы — окончания,
суффиксы и т. д. Но более типичен другой случай, когда фонема осуществляет
свою конститутивную функцию, участвуя вместе с другой или другими фонемами в
образовании экспонента слова или морфемы. Так обстоит дело во всех
многофонемных (двух- и более фонемных) словах и морфемах. Если экспоненты таких
слов или морфем различаются между собой одной фонемой, например бур : бор
: бар, или стул : стол, или окончание дательного падежа -ам:
окончание предложного падежа -ах (рукам : руках), дистинктивная функция
фонемы как бы сосредоточена в одной точке и потому выступает особенно
отчетливо.
Итак, фонемой называется кратчайшая звуковая единица данного языка,
способная быть в нем единственным внешним различителем экспонентов морфем и
слов.
«Кратчайшая» — значит неделимая на какие-либо более короткие единицы, которые
следовали бы друг за другом в линейной последовательности речевой цепи и
обладали бы теми же функциональными свойствами, которыми обладает фонема. Слово
«единственным» введено в определение потому, что различия обязательных
вариантов тоже несут в составе общего облика слова известную информацию,
помогающую отличить одно слово от другого, но различия вариантов одной фонемы
никогда не могут играть роль единственного различи-теля экспонентов двух слов
(или морфем): если это случается, это значит, что бывшие варианты одной фонемы
превратились в разные фонемы. Наконец, «способная быть», а не просто
«являющаяся» сказано потому, что не все фонемы встречаются в составе реальных
«минимальных пар» (т. е. пар слов данного языка, различающихся одной фонемой)
вроде бор : бур, вол : волк или а (союз): у (предлог),
и:ы (названия букв) и т. п. Так, для фонем /k/ и /k'/ нет в русском языке
'очной «минимальной пары», но фонематичность их различия безупречно
доказывается наличием сочетаний и той и другой фонемы с "яними и теми же
последующими гласными, ср. ком : ткём, кувалда : кювет и т. п.
Впрочем, минимальную пару для русских /к/ и /к'/ составляют словоформы
садком и соткём /sat'kom/ —/sat'k'om/.
12. Слог. Словесное ударение. Слоговый акцент. Фразовая интонация.
Членение речевого потока на слоги наблюдается во всех языках мира. Слог
везде выступает как минимальная произносительная (артикуляционная) единица ре-ч
и. Он может состоять либо из одного звука, либо из нескольких звуков,
соседствующих в речевой цепи и определенным образом объединенных в некое
неделимое (с произносительной точки зрения) целое.
Чаще всего вершину, или ядро, слога образует тот или иной гласный звук,
а на периферии слога располагаются согласные. Ср. пря-ник
(дефисом мы обозначаем слогораздел), до-мик, ра-злу-чить. Нередко слог
состоит из одного гласного (т. е. периферия оказывается нулевой). Вместе с тем
возможны слоги, вообще не содержащие гласного звука. В русском языке такие
слоги сплошь да рядом встречаются в беглом разговорном стиле
произношения, например в словах полочка (если его произнести без
второго гласного), Ивановна (в произношении [i-v1a-n-nъ]) и
т. д. В этих слогах ядро составляют слогообразующие или слоговые сонанты. Реже
встречаются слогообразующие шумные, например [s] в русском междометии тсс!
С другой стороны, слог может содержать в себе два гласных, как В нем. Maus
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|