бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Билеты: Шпоры по введению в языкознание бесплатно рефераты

место веляризация (от лат. velum 'мягкое нёбо') — подъем задней

части языка в направлении к мягкому нёбу.

4. Важным активным органом являются губы, особенно нижняя губа.

Выпячиваясь вперед и округляясь, губы удлиняют общий объем резонаторной

полости, меняют ее форму. Это создает особую окраску так называемых сгубленных

(лабиализованных) звуков, например гласных [о], [u], [у] (в нем. тйае

'усталый', фр. rue 'улица') и некоторых других. При произне­сении губных

согласных губы создают препятствие на пути воздушной струи. Так образуются,

во-первых, губно-губные (билабиальные) со­гласные — смычные, например [р], [Ь],

и щелевые, в частности [w], например в англ. wall 'стена';

во-вторых — губно-зубные (лабиоден-тальные), в частности щелевые [v], [f] (щель

между нижней губой и пассивным органом — нижним краем верхних зубов).

5. Нёбная занавеска может принимать поднятое поло­жение, закрывая

проход в полость носа (так обстоит дело при артику­ляции всех неносовых звуков,

приводившихся в качестве примеров в пп. 3 и 4), либо, напротив, опускаться,

открывая проход в носовую полость и таким образом подключая носовой резонатор.

В этом по­следнем случае образуются носовые согласные, например [m] (как бы [b]

+ носовой резонанс), [n] (как бы [d] + носовой резонанс) и др..

6. Активными органами в полости рта являются при произнесении некоторых звуков

также язычок, например при произнесении язычкового (увулярного),

или «картавого», дрожащего согласного (в транскрипции [R]), а в некоторых

языках задняя стенка глотки—при произнесении глоточных

(фарингальных) согласных, например глухого щелевого [h] в англ. house

'дом' или нем. Haus 'дом' и звонкого щелевого в укр. гора,

'гора'.

Учитывая работу произносительных органов, необходимую Для образования каждого

звука, мы получаем анатомо-физиологическую (или артикуляционную)

классификацию звуков.

1. Первое и главное членение в этой классификации — членение на гласные

и согласные. Гласные могут быть охарактери­зованы как звуки —

«ртораскрыватели», звуки, при артикуляции которых речевой канал в надгортанных

полостях свободен, открыт и ток воздуха не встречает препятствий. У гласных нет

определенного «фокуса»—места образования; для них типична общая, «разлитая»

напряженность мускулов всего произносительного аппарата и отно­сительно слабая

воздушная струя. Согласные, напротив, могут быть названы «ртосмыкателями», при

их произнесении обязательно возни­кает та или иная преграда на пути воздушной

струи (обычно в надгор­танных полостях, а в случае гортанных согласных — в

гортани). Соответственно у них есть определенный «фокус» — место образования.

Для согласных типично сосредоточенное мускульное напряжение в месте образования

преграды и более сильная воздушная струя. Гласные нормально образуются с

голосом, но встречаются и глухие гласные (так может произноситься второй

гласный в русск. топот)', вместе с тем, как сказано выше, голос

участвует и в образовании мно­гих согласных.

2. Гласные классифицируются прежде всего по работе языка. Учитывается

ряд (передние, задние и смешанные, а также и более дробные подразделения —

«передние отодвинутые назад», «задние продвинутые вперед» и т. д.) и степень

подъема языка (открытые, или «широкие», и закрытые, или «узкие», гласные).

Вторым существенным моментом является работа губ: различают сгубленные и

неогубленные гласные (в некоторых случаях и разные степени огубленности). В

ряде языков гласные приходится классифицировать также по работе нёб­ной

занавески (неносовые и носовые), по долготе (долгие и краткие) и т. д.

3. Классификация согласных сложнее. Прежде всего по типичному соотношению шума и

голоса в образовании согласного нужно учиты­вать деление на сонанты

(голос преобладает над шумом) и шумные и, далее, деление шумных на

звонкие (произносимые с участием голоса), например русские или французские [b],

[d], [g], [z], и глухие (произносимые вовсе без голоса), например [р], [t],

[k], [s].

Группа сонантов может рассматриваться как в некотором роде промежуточная

между гласными и шумными согласными. При произ­несении сонантов преграда

имеет место, но либо она является более слабой, чем у шумных согласных, либо

воздушная струя не преодоле­вает, а обходит эту преграду.

4. Второе деление согласных, перекрещивающееся с первым,— это деление по способу

образования шума, т.е. по характеру преграды, на уже встречавшиеся нам

выше группы смычных, ще­левых и дрожащих. Среди смычных, в свою очередь,

выделяются взрыв­ные, у которых смычка заканчивается взрывом (например, [р],

[t], [k], [b], [d], [g] в положении перед гласным), и аффрикаты , у

которых смычка без взрыва переходит в щель. Примеры аффрикат: [с] в царь,

[с] в чай (глухие переднеязычные аффрикаты), [рф] в нем.

Apfel 'ябло­ко' (глухая губная аффриката). Особый случай представляют так

на­зываемые имплозивные, т. е. такие смычные, при произнесении ко­торых нет ни

взрыва, ни перехода в щель и которые, таким образом, заканчиваются смычкой.

Смычные согласные [m], [n], [р], [t] и др. в положении перед другими смычными

(а нередко и на конце слова перед паузой) обычно реализуются как имплозивные.

5. Третье деление согласных, также перекрещивающееся с первы­ми двумя,— это

деление по активному артикулирую­щему органу. Здесь выделяются, как мы

видели, губные, пе­реднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные,

фарингаль-ные и гортанные. Более дробное подразделение, в частности, в группе

губных учитывает активность обеих губ или только нижней, а в группе

переднеязычных — активность и способ работы отдельных участков передней части

языка. Кроме того, при дальнейшем подразделении принимается во внимание также

пассивный орган, что отражается в та­ких терминах, как «губно-зубные».

6. Наконец, для многих языков важны и некоторые другие призна­ки согласных:

их палатализация (например, в русском языке), веля­ризация, лабиализация и т.

д.

Там, где артикуляция согласного влияет на артикуляцию соглас­ного же или

артикуляция гласного — на артикуляцию гласного, при­чем влияние это направлено

в сторону сближения артикуляций, го­ворят об ассимиляции, или

уподоблении . Ассимиляция тоже может быть либо предвосхищающей, либо

инерционной.

Классическими примерами предвосхищающей ассимиляции соглас­ных может служить в

русском языке замена звонких согласных глу­хими в положении перед глухими и,

напротив, глухих согласных звон­кими в положении перед звонкими. Ср.

лодочка — но лодка, где про­износится глухое [t] перед [k], или

к реке—но /с домам, где имеем звонкое [g] перед [d]. В примере к

домам происходит предвосхищение вибрации голосовых связок; в примере

лодка — предвосхищение их разомкнутого состояния. В некоторых русских

говорах наблюдается инерционная ассимиляция согласных по мягкости — инерция

подня­того положения средней части спинки языка в момент произнесения

последующего согласного, например Ванькя с мягким [k'l. В англий­ском

языке в окончании множественного числа имен существительных звучит [z], в

частности после гласного, например в shoes [su:z] 'туфли', и после

сонанта, например balls [ba:lz] 'мячи', но только [s] непосред­ственно

после глухого согласного, например в cats [Pacts] 'кошки'. В этом

последнем случае наблюдаем инерционную ассимиляцию по глухости — инерцию

неучастия голосовых связок. Ассимиляцию глас­ных можно отметить в

севернорусских диалектных формах вроде бываат вместо бывает

предварительной утратой звука [j] между гласными).

Редукция – ослабление гласных в безудар­ных слогах и оглушение

согласных на конце слова перед паузой.

Яркие примеры редукции гласных дает русский язык. Гласный, обозначаемый на

письме буквой а, звучит далеко не одинаково в мал, малыш и

малыши. В истории немецкого языка редукция проявилась в том, что

существо­вавшие в основном до XI в. качественно разные гласные безударных

слогов совпали затем (в окончаниях) в одном нейтральном [э] (в не­мецком письме

е), так что, например, формы четырех падежей множе­ственного числа от слова

berg 'гора', звучавшие как berga, bergo, bergum, berga, теперь

звучат как Berge (им., род., вин.) и Bergen (дат.).

Полная степень редукции — это полное исчезновение гласного в безударном слоге и

даже всего слога, в частности: а) апокопа — отпадение конечного

гласного или конечной части слова, например Петь вместо Петя, чтоб

вместо чтобы, и б) синкопа — выпа­дение гласного или нескольких

звуков не на конце слова, например Иваныч вместо Иванович, нем.

диал. gmojn вместо gut'en Morgen 'доброе утро', шведск. far

'отец' рядом с fader. Апокопа безударных окончаний играла большую роль в

истории английского языка. В результате апо­копы таким древнеанглийским формам,

как bindan 'связывать' (ин­финитив), biпdе (1-е л. ед. ч. наст.

вр.), bindaд (мн. ч. наст. вр.), соот­ветствуют в современном языке

формы без окончания (с нулевыми окон­чаниями) bind [baind] — to

bind, I bind, we (you, they) bind.

Оглушение звонких согласных на конце слова перед паузой наблюдается во

многих языках. Ср. в русск. дуга — дуг td°uk], труба — труб

(t°r°up] и т, д. Физиологическая основа этого явления — преждевременное, еще до

конца произнесения слова, воз­вращение голосовых связок в состояние покоя. В

некоторых языках оглушение является в этой позиции частичным — оглушается

только конец согласного. Иногда оглушение на конце проявляется и в отно­шении

сонантов, например в русском языке — в позиции после глу­хого согласного (в

словах типа вопль).

Подразделением биологического аспекта является, как ска­зано выше,

перцептивный аспект. Он охватывает изучение тех процессов, которые

происходят в организме человека при восприя­тии звуков речи механизмами слуха и

при передаче соответствующих сигналов в головной мозг, в сенсорный центр речи

(речеслуховой ана­лизатор) — так называемую зону Вёрнике (около первой височной

извилины левого полушария). Но эти процессы изучены пока меньше, чем процессы

артикуляции.

11.Функциональный аспект в изучении звуков языка. Понятие фонемы. Ее функции.

Звук, произносимый в речи,— это не только колебание воз­душной среды и не

только результат работы наших произносительных органов. Звук этот выполняет

определенные функции в языке и речи, и в этом своем качестве он является, как

мы уже говорили выше, опреде­ленной единицей — фоном в потоке речи и фонемой в

системе языка. В сочетании с другими звуками он выступает как материальное,

чув­ственно воспринимаемое средство закрепления и выражения мысли, как

экспонент или составная часть экспонента языкового знака. Язык может служить

орудием общения и обмена мыслями только потому, что значащие единицы языка

(морфемы, слова и т. д.) материализуются в звуках, произносимых говорящим и

воспринимаемых слушающим.

Для языковедения именно эта, функциональная сторона является са­мой важной.

Функции фонемы. Ее выделимость

Фонемы это как бы «кирпичики», из которых строятся экспо­ненты значащих единиц

языка, в первую очередь морфем, а тем самым и слов. Но кирпичи, используемые,

скажем, при постройке стены, все одинаковы или в принципе должны быть

одинаковыми. Фонемы же обязательно должны быть достаточно разными, различимыми

для вос­приятия: они ведь должны не просто составлять некоторые

последова­тельности («цепочки»), а должны составить для разных знаков

раз­ные последовательности, чтобы соответствующие знаки, морфемы или слова

отличались друг от друга на слух и распознавались, т. е. узнавались как

нечто разное, например бур, бор, бар, бра, брат, брать, брак., арба,

арбу и т. д. Поэтому в каждом языке имеется по нескольку десятков разных,

различающихся между собой на слух фонем (в русском языке, например, около 40

фонем). Комбини­руясь между собой, фонемы эти дают тысячи сочетаний, служащих

экспонентами для значащих единиц языка. Учитывая это, справед­ливо

говорить о двух (теснейшим образом между собой связанных) функциях фонемы: 1)

конститутивной, т. е. функции строитель­ного материала в составе

экспонентов морфем и 2) дистинк-тивной, или различительной, т. е. функции

различителя этих экспонентов.

В некоторых случаях фонема осуществляет как свою конститутив­ную, так и

дистинктивную функцию «в одиночку». Это имеет место в однофонемных словах вроде

русских союзов а, и, предлогов о, у, к, с, в, некоторых

междометий и т. п. Несколько чаще встречаются однофонемные морфемы — окончания,

суффиксы и т. д. Но более типичен другой случай, когда фонема осу­ществляет

свою конститутивную функцию, участвуя вместе с другой или другими фонемами в

образовании экспонента слова или морфемы. Так обстоит дело во всех

многофонемных (двух- и более фонемных) словах и морфемах. Если экспоненты таких

слов или морфем разли­чаются между собой одной фонемой, например бур : бор

: бар, или стул : стол, или окончание дательного падежа -ам:

окончание пред­ложного падежа -ах (рукам : руках), дистинктивная функция

фонемы как бы сосредоточена в одной точке и потому выступает особенно

от­четливо.

Итак, фонемой называется кратчайшая звуковая единица данного языка,

способная быть в нем единственным внешним различителем экс­понентов морфем и

слов.

«Кратчайшая» — значит неделимая на какие-либо более короткие единицы, которые

следовали бы друг за другом в линейной последо­вательности речевой цепи и

обладали бы теми же функциональными свойствами, которыми обладает фонема. Слово

«единственным» вве­дено в определение потому, что различия обязательных

вариантов тоже несут в составе общего облика слова известную информацию,

помогающую отличить одно слово от другого, но различия вариантов одной фонемы

никогда не могут играть роль единственного различи-теля экспонентов двух слов

(или морфем): если это случается, это значит, что бывшие варианты одной фонемы

превратились в разные фонемы. Наконец, «способная быть», а не просто

«являющаяся» ска­зано потому, что не все фонемы встречаются в составе реальных

«ми­нимальных пар» (т. е. пар слов данного языка, различающихся одной фонемой)

вроде бор : бур, вол : волк или а (союз): у (предлог),

и:ы (названия букв) и т. п. Так, для фонем /k/ и /k'/ нет в русском языке

'очной «минимальной пары», но фонематичность их различия без­упречно

доказывается наличием сочетаний и той и другой фонемы с "яними и теми же

последующими гласными, ср. ком : ткём, кувал­да : кювет и т. п.

Впрочем, минимальную пару для русских /к/ и /к'/ составляют словоформы

садком и соткём /sat'kom/ —/sat'k'om/.

12. Слог. Словесное ударение. Слоговый акцент. Фразовая интонация.

Членение речевого потока на слоги наблюдается во всех язы­ках мира. Слог

везде выступает как минимальная произ­носительная (артикуляционная) единица ре-ч

и. Он может состоять либо из одного звука, либо из нескольких звуков,

соседствующих в речевой цепи и определенным образом объ­единенных в некое

неделимое (с произносительной точки зрения) целое.

Чаще всего вершину, или ядро, слога образует тот или иной гласный звук,

а на периферии слога располагаются согласные. Ср. пря-ник

(дефисом мы обозначаем слогораздел), до-мик, ра-злу-чить. Нередко слог

состоит из одного гласного (т. е. периферия оказывается нулевой). Вместе с тем

возможны слоги, вообще не содержащие гласного звука. В русском языке такие

слоги сплошь да рядом встречаются в беглом разговорном стиле

произношения, на­пример в словах полочка (если его произнести без

второго гласного), Ивановна (в произношении [i-v1a-n-nъ]) и

т. д. В этих слогах ядро составляют слогообразующие или слоговые сонанты. Реже

встречаются слогообразующие шумные, например [s] в русском междометии тсс!

С другой стороны, слог может содержать в себе два гласных, как В нем. Maus

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13