бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Билеты: Шпоры по введению в языкознание бесплатно рефераты

Этимологические словари содержат сведения о проис­хождении и

первоначальной мотивировке слов. В этих словарях обыч­но приводятся

соответствия данного слова в родственных языках, излагаются гипотезы ученых,

касающиеся его этимологии.

Особую группу составляют различные исторические сло­вари. В

некоторых из них ставится цель — проследить эволюцию каждого слова и его

отдельных значений на протяжении письменно засвидетельствованной истории

соответствующего языка. К другой разновидности отно­сятся словари прошлых

периодов истории языка. Словарь языка писателя (тем более

произведения) стремится быть исчерпывающим: он обязательно включает все слова,

употребленные в сохранившемся тексте или текстах писателя, а неред­ко указывает

и все встретившиеся формы этих слов; при этом не толь-до иллюстрируются

цитатами все выделенные значения и оттенки зна­чений, но и даются «адреса» всех

случаев их употребления (том, стра­ница, строка).

К общим словарям отнесем и полные диалектные сло­вари, т. е.

такие, которые в принципе охватывают всю лексику, бы­тующую в диалектной речи

на территории одного говора (или группы говоров), как специфическую для данного

диалекта, так и совпадаю­щую с лексикой общенародного языка.

Наконец, упомянем орфографические и орфоэпические словари, преследующие чисто

практические цели.

Среди специальных лингвистических словарей ин­тересны различные

фразеологические словари (они бы­вают переводными и одноязычными),

словари «крылатых слов» и словари народных пословиц и поговорок.

Из других специальных лингвистических словарей отметим словари синонимов —

одноязычные и переводные, словари антонимов, омони­мов, словари так называемых

«ложных друзей переводчика», т. е. слов, близких в каких-либо двух языках по

звучанию и написанию, но расходящихся по значению (так, в болг. гора

значит 'лес', а вовсе не Тора', в англ. magazine 'журнал', а не

'магазин').

К специальным относятся и дифференциальные диалектные сло­вари, т. е. те,

которые содержат только диалектную лексику, не совпа­дающую (материально или

по значениям) с общенародной. Такой диа­лектный словарь может быть либо

словарем одного говора, либо сло­варем многих или даже (в принципе) всех

территориальных диалектов какого-либо языка. К дифференциальным диалектным

принадлежат также словари сленга и арго.

Упомянем, наконец, словари иностранных слов, сокращений, различные словари

имен собственных (личных, географических и т. д.), словари рифм.

22. Понятие морфемы. Типы морфем.

Морфема — минимальная двусторонняя единица языка, т. е. такая единица, в

которой 1) за определенным экспонентом закреплено то или иное содержание и

которая 2) неделима на более простые единицы, обладающие тем же свойством.

. Понятие морфемы ввел И. А. Бодуэн де Куртенэ (1845—1929) как объединяющее для

понятий корня, приставки, суффикса, окон­чания, т. е. как понятие минимальной

значащей части слова, ли­нейно выделимой в виде некоторого «звукового сегмента»

(отрезка) при морфологическом анализе. Наряду с этими, как теперь говорят,

оегментными морфемами Бодуэн рассматривает и нулевые морфемы, «лишенные,—как он

пишет,—всякого произносительно-слухового со­става», выступающие, например, в

формах им. п. ед. ч. дом, стол или Род. п. мн. ч. мест, дел

(нулевые окончания). Позже в работах многих лингвистов разных стран понятие

морфемы было значительно Расширено и углублено и постепенно стало одним из

центральных понятий в мировом языкознании. Теперь морфема рассматривается Как

универсальная языковая единица. Наряду с сегментными морфемами — частями слов —

выделяются сегментные морфемы, функционирующие в качестве целого

слова—служебного (например, наши предлоги к, на, союзы и, но)

или знаменательного (здесь, увы, метро рагу).

Вычленение морфем — частей слов — основы­вается на параллелизме между

частичными различиями, наблюдаемы­ми во внешнем облике (звучании) слов и их

форм, и частичными раз­личиями в значениях (лексических и грамматических),

передаваемых этими словами и формами.

Путем сравнения форм, частично различ­ных (и тем самым частично сходных)

по зву­чанию и по значению, мы выявляем различия (и сходства) в звучании,

параллельные различиям (и, соответственно, сходствам) в значении, и таким

образом устанавливаем единицы, в ко­торых за определенным экспонентом (отрезком

звучания, иногда нулем звучания и т. д.) закреплено определенное содержание

(значение). Если эти единицы окажутся минимальными, т.е. не

поддаю­щимися дальнейшему членению на основе того же принципа, то это и будут

морфемы.

Сегментные морфемы — части слов (части простых, синтетических словоформ) —

разделяются на два больших класса: 1) корни и 2) некорни, или аффиксы.

Эти классы противопоставлены друг другу прежде всего по характеру выражаемого

зна­чения и по своей функции в составе слова

В составе знаменательных слов корни являются носителями лексических

значений, обычно совпадающих с лексическими значе­ниями слов, содержащих эти

корни и наиболее простых по морфоло­гической структуре. Так, значение корня

рук- совпадает с лексическим значением слова рука. В знаменательных

словах более сложной струк­туры корень (или каждый из корней, если их в слове

несколько) не­сет какую-то часть целостного лексического значения слова или же

выступает как «опора» мотивировки. Аффиксы не несут самостоятельных

лексических значений, их значения либо лек-сико-грамматические

(словообразовательные, деривационные), либо собственно грамматические (как

иногда говорят, реляционные, т. е. выражающие отношения), либо, наконец, они

выполняют формально-структурные и формально-классифицирующие функции.

Корень (или сочетание корней) образует смысловое ядро и струк­турный

организующий центр слова. Деривационные аффиксы участ­вуют вместе с корнем

(сочетанием корней) в формировании целостного лексического значения слова.

В рус­ском языке (и ряде других) возможны три позиции и, сообразно этому, три

главных позиционных класса аффиксов: 1) позицию перед корнем или корнями

(нередко, исходя из письменного облика слова, говорят «слева от корня»)

занимают префиксы, или приставки, что осо­бенно типично для

глаголов и отглагольных имен, но широко наблю­дается и в других частях речи; 2)

позицию после корня или корней («справа») занимают постфиксы

широком смысле), нередко представленные в русском языке цепочками из нескольких

единиц в одной словоформе; 3) позиция между двумя корнями нередко бы­вает

заполнена интерфиксом; в качестве интерфиксов высту­пают

формально-структурные, соединительные аффиксы, например орфографическое -о-

(собственно -/а/-) в лесоруб или орфографическое -е- (собственно -/i/-)

в бурелом.

Постфиксы в широком смысле в свою очередь подразделяются дальше, исходя из

смешанных функционально-позиционных крите­риев. Так, выделяют окончания

(или флексии), которые ' большинстве случаев (а в некоторых

языках всегда) занимают пози­цию на самом конце простой словоформы, а главное

выражают те или иные синтаксические связи данного слова с другими словами.

Поэтому говорят о падежных, личных и родовых (например, в несла, несло)

окончаниях, но обычно не считают окончанием стоящий всегда на конце показатель

инфинитива. Большинство постфиксов, не попадаю­щих в число окончаний, называют

суффиксами. В русской грамматике выделяют еще одну группу — постфиксы в

узком смысле. Это возвратная морфема -ся/-сь, которая всегда ставится

после окон­чания, также -то, -либо в какой-то, какой-либо.

Префиксы и постфиксы разного рода широко представлены во многих языках, однако

есть языки, в которых один из этих типов почти довсе отсутствует или

используется редко. Интерфиксы есть, в частности, в немецком («соединительное

-s-»), например, в Аrbeit[s]tag 'рабочий день').

С помощью морфемы выражается лексическое и грамматическое значение слова,

образуются новые слова, слова изменяют грамматическую форму, т.е. склоняются,

спрягаются.

Границы содержательного варьирования, т.е. полисемии морфемы,

определяются на основании довольно зыбкого критерия смысловой связи между

зна­чениями, опирающегося на языковое чутье и не поддающегося форма­лизации.

Между двумя значениями глагольного префикса над- «чувствуется» момент

связи: и в том, и в другом действие глагола оказывается ограниченным в

пространстве областью, представ­ляемой как «верх» предмета (в прямом или

переносном смысле), что перекликается с пространственным значением предлога

над и именного префикса над- (ср. надкостный}.

Морфемы делятся на формообразовательные (аффикс): завод – заводу –

заводом - . и словообразовательные (меняют лексическое значение

слова): общественный – антиобщественный.

Основа слова – это слово без окончания.

23. Словообразование.

Словообразование (дериватология) – наука об образовании новых

слов; свод правил на основе уже существующих. Способов образования много. Среди

типов производящих основ и словообразовательных формативов выделяют следующие:

1.В качестве производящей основы может выступать не только основа производящего

слова, но и отдельная словоформа: ничего – ничегошеньки, ты – тыкать.

2. Кроме суффиксальных есть и другие виды производных слов -, префиксальные

(унести от нести) , префиксально-суффиксальные (Поволжье от

Волга), производные с помощью морфем-операций (голь от голый,

англ. to import от import)

3. Иногда словообразовательный форматив состоит только из набора формативов

отдельных словоформ, так что производное слово внешне отличается от

производящего лишь своей формообразователь­ной парадигмой. Это явление, впервые

описанное советским языкове­дом А. И. Смирницким (1903—1954), называют

морфологиче­ской конверсией. Яркие примеры дает английский язык такими

образованиями, как master 'хозяин, мастер' — (to) master

'овладеть, справиться', в которых конверсия ведет к частичной омо­нимии

производного и производящего слов, что связано с омонимией показателей

отдельных форм (прежде всего нулевых показателей, а также -s во мн. ч.

существительного и в 3-ем л. ед. ч. глагола). Но суть конверсии не в омонимии,

а в том, что образование слова проис­ходит без помощи специального

словообразовательного аффикса, одной только сменой парадигмы: ср. the

master, a master, master's, masters и, с другой стороны, to master, I

master, he masters, I mastered, mastering. В рус­ском языке морфологическая

конверсия представлена в таких парах слов, как супруг — супруга, Александр

— Александра, Евгений — Ев­гения, соль — солю, надою — надой, синий — синь,

ученый, -ая, -ое — ученый (существительное).

4. Кроме морфологической выделяют еще синтаксическую конверсию,

при которой сигналом образования производного слова является только изменение

синтаксической сочетаемости. Ср. наречие позади, сочетающееся с

глаголом (остался позади), и образо­ванный от него предлог позади,

употребляемый с род. п. существи­тельного (позади дома).

Особо рассмотрим словообразовательную структуру слож­ных слов (т. е.

содержащих более одного корня). Некоторые из них являются результатом стяжения

словосочетаний, например имя Мойдодыр у К. Чуковского из мой до дыр

или нем. Vergibmeinnicht 'не­забудка'—букв. 'не забудь меня'.

Производящая основа равна здесь сумме слагаемых компонентов, а в состав

словообразовательного форматива входят закрепленный порядок этих компонентов и

«объеди­няющее» ударение.

В других случаях мы имеем сложение основ, например Новгород, лесостепь,

первоисточник, исп. pelirojo 'рыжеволосый' (ср. pelo

'волос, волосы' и rojo 'красный'), нем. Arbeitstag 'рабочий

день' (ср. Arbeit .работа' и Tag 'день').

Далее следует сложение основ в сочетании с одновременным при­соединением

«внешнего» аффикса (т. е. какого-либо словообразова­тельного аффикса помимо

интерфикса). Примером может служить прилагательное железнодорожный,

образованное от устойчивого сло­восочетания железная дорога.

Производящая основа здесь железн-... дорог-, а словообразовательный

форматив состоит из сегментных эле­ментов — интерфикса -/а/- (орф. -о-)

и суффикса -н- ,набора окончаний прилагательного и из двух несегментных

элементов: фиксированного порядка компо­нентов и объединяющего главного

ударения на втором слагаемом. Особую разновидность этого типа представляют

слова голубоглазый, дровосек, шелкопряд, в которых вместо «внешнего»

словообразователь­ного аффикса используется формообразовательная парадигма,

несвой­ственная второму компоненту сложения (ведь прилагательного «гла-зый» или

существительных «сек», «пряд» в русском языке нет).

Фонетико-морфологическое образование - отбрасывание окончания: былойбыль.

24. Грамматическое значение и грамматическая категория.

Термин «грамматика» (из др.-греч. grammatike techne—букв. 'письменное

искусство' — от gramma 'буква') неоднозначен: он обо­значает и науку —

раздел языковедения, и объект этой науки — объ­ективно существующий в каждом

языке грамматический строй. Последний понимается либо в широком смысле—как

совокупность законов функционирования единиц языка на всех уров­нях его

структуры, либо (чаще) в более узком смысле — как совокупность правил

построения: 1) лексических единиц, прежде всего слов (и их форм) из морфем, и

2) связных высказываний и их частей — из лексических единиц, отбираемых в

процессе речи каждый раз соответственно выражаемой мысли. Первыми правилами

занимается морфология, вторыми – синтаксис.

Все эти правила построения прямо или косвенно соотнесены с ка­кими-то чертами

передаваемого содержания. Грамматические правила входят в общую систему

соответствий между планом содержания и планом выражения языка, т. е. между

значением (смыслом) и особенностями внешнего облика формируемых языковых

единиц. Поэтому правила построения являются одновременно и правилами

понимания выражае­мых смыслов, правилами перехода от воспринимаемого

адресатом плана выражения высказывания к закодированному в нем плану

со­держания.

Те элементы содержания, которые стоят за грамматиче­скими правилами, называют

грамматическими значениями. Грамматические значения представлены, конечно,

не только в отдельных словах и их формах, но в еще большей мере — в осмысленных

сочетаниях знаменательных слов и в целом предложении. Если в слове

грамматические значения выражаются особенностями построения слова, его

отдельными частями (например, окончаниями), чередованиями, Ударением и т. д.,

то в словосочетании и предложении к этим грамма­тическим средствам

присоединяются другие — порядок расположения слов, интонация, служебные слова,

обслуживающие все предложение или словосочетание, и т. д. Грамматические

средства (или способы), применяемые в языках, являются формальными

показателями соответствующих грамматических значений.

Своеобразие грамматических значений состоит в том, что они, в отличие от

лексических значений, не называются в нашей речи прямо, а выражаются попутно,

как бы мимоходом. Они сопутствуют лексическим значениям, которые одни только и

называются прямо (именуются) в высказывании. Нетрудно, однако, убедиться в том,

что в создании целостного значения высказывания, а также значения всех его

осмысленных частей грамматические значения играют весьма су­щественную роль,

ничуть не меньшую, чем лексические значения ис­пользованных в высказывании

слов. Ср., например, сочетания подарок жены и подарок жене

(слова те же, но изменено одно окончание и полу­чается совсем другой смысл); или

достань палку! и достань палкой!; или — с более тонким различием —

выпил воды и выпил воду; двести человек и человек двести

-последнем примере словоформы те же, но изменение порядка их расположения

создает добавочное значение приблизительности); ср., наконец, одно и то же

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13