бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте бесплатно рефераты

Индивидуальную программу профилактики правонарушений мы предлагаем рассматривать, как долговременный социальный проект. При этом она может иметь следующий характер: информационно-пропагандистский; ролевой; игровой; деловой; досуговый и предназначаться для формирования как устойчивого негативного отношения подростка к возможным правонарушениям, так и для формирования позитивных установок на здоровый образ жизни и конструктивные отношения с людьми. Основными видами деятельность педагогической команды могут стать реабилитация, т.е. восстановление и укрепление статуса подростка, его психофизических возможностей, ресоциализация и создание ситуации успеха.

Ресоциализация в свою очередь включает два процесса:

десоциализацию, т.е. развенчание прежних негативно заряженных аморальных установок и стереотипов поведения;

воссоздание на «расчищенной территории» новых - социально приемлемых паттернов поведения.

Коррекцию здесь мы рассматриваем как набор социально-педагогических методов и технологий по достижению состояния успешной социализации.

После проведения анкетирования и сбора информации в банк данных вошли сведения о раз-личных категориях подростков. Фамилии подростков, состоящих на внутришкольном учете, выделены желтым цветом, , в мили-ции -- зеленым. Указан тип семьи: неполная, многодетная, опекунская, криминогенная и т.п., приведены подробные сведения о роди-телях и лицах, их замещающих (опекуны, об-разование, место работы, должность). На каж-дого проблемного подростка и на проблемную се-мью заведена карточка, где дана краткая ха-рактеристика каждого члена семьи, родствен-никах, сведения о бытовых условиях, о состо-янии здоровья школьника и его родителей, указаны основные причины неблагополучия в семье, отклонения в поведении и развитии подростка Затем с этими детьми проводиться реабилитационная работа.

Организация социального проектирования для всего класса может стать эффективным способом включения в социально-значимую деятельность трудновоспитуемых подростков.

Вместе с тем в качестве модели для построения индивидуальных программ мы предлагаем использовать «Примерную программу по профилактике рецидивов правонарушений» (Таблица 1), отражающую содержание и основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения. Общие задачи и функции педагогической команды, осуществляющей сопровождение, также представлены в «Положении о социально-психологической службе образовательного учреждения

Примерная программа по профилактики правонарушений

Таблица 2

Цель этапа

Основные направления в работе

Методы работы

1 этап

Цель:

Изучение причин, способствующих совершению правонарушений. Составление социально - психологического портрета учащегося, стоящего на внутришкольном учете или в ПДН

Первичная диагностика

Определить "зоны" детского неблагополучия;

Выявить индекс благополучия;

Изучить личность подростка, его мотивационно-потребностную сферу

Методы изучения личности

(анализ документов, беседа, опрос, социометрия, комплекс методик, связанных с изучением личности подростка).

2 этап

Цель:

Изменение нежелательного стереотипа поведения подростка. Развитие положительной мотивации и качеств личности подростка.

1. Развитие положительных взаимоотношений с подростком (личных и деловых);

2. Построение эмоционально-значимых и социально-значимых видов деятельности подростка;

3. Оказание конкретной помощи в реализации социальных потребностей подростка;

4. Привлечение подростка к участию в различных формах коллективной творческой деятельности;

5. Создание ситуации успеха в учебной деятельности.

Методы коррекции

- метод "педагогического взрыва", метод поощрения, метод убеждения, методика организации коллективной творческой деятельности, индивидуальная консультация, создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности и др.

3 этап

Цель:

Формирование законопослушного поведения подростка

1. Формирование доверительных отношений с подростком;

2. Достижение устойчивых позитивных результатов в учебе и других видах деятельности;

3. Постоянное участие в социально-значимых видах деятельности.

Метод аутогенной тренировки, тренинги социальных навыков и модификации поведения и др.

Индивидуальная педагогическая поддержка

Социальное проектирование.

Так, Оля М., была занесена в банк данных, как неуправляемый подросток, часто срывала уроки, была груба с учителями и одноклассниками. В ходе анкетирования мы выяснили, что у нее умерла мама, отец с горя начал пить, часто его не бывает дома. Девочке не хватает отцовского внимания и теплоты. Мы решили навестить отца и поговорить с ним. После беседы отец стал часто заходить в школу, интересоваться успехами дочки, а впоследствие стал членом родительского комитета. А Олю привлекали к общественной работе в классе и в школе. Девочка изменилась, стала посещать уроки, появился интерес к учебе.

В ходе нашего исследования среди 50 опрошенных детей к трудновоспитуемых было отнесено 5 детей.

Владимир К.пропускает занятия в школе без уважительных при-чин. В 7-м классе под-росток посетил 9 учебных дней, после чего перестал ходить в школу. В семье сложилась неблагоприятная обстановка, кон-троль за поведением Володи со стороны матери отсутствует, подросток подрабатывает на оптовом рынке, собирает бутылки, воруют, ребенок оставлен на попечение бабушки.

Подросток и семья были поставлены на учет к социаль-ному педагогу, который осуществлял контроль за ситуаци-ей в семье, консультировал и координировал деятельность служб и специалистов, участвующих в решении проблем семьи, информировал КДН о проделанной работе.

С родителями и подростком неоднократно проводились беседы, мальчик посетил консультацию психолога, через ('пригласительную комиссию был повторно оформлен индивидуальный план обучения, составлено расписание занятий Формирование учебной мотивации строилось на основе интереса подростка к истории и математике.

Родители долго не прилагали усилий для исправления ситуации и на Комиссии был поставлен вопрос о лишении их родительских прав. Это стало переломной точкой в ра-боте с семьей. Ситуация стабилизи-ровалась. Комиссия сняла семью с контроля и дальнейшая работа осуществлялась социальным педагогом.

Екатерина В.Елена С. 02.07.1989 г.р

Екатерина злостно уклоняется от обучения, пропускает за-нятия в школе без уважительных причин. Так, с начала учебного года ею пропущено 64 урока, по предваритель-ным данным, девочка по итогам четверти будет иметь 3 двойки. В последнее время, она стала грубо и, агрессивной, нецензур-но выражается.

Мать, зная, что дочь не посещает занятия, мер по ее воз-вращению в школу не предпринимает. Меры педагогичес-кого воздействия положительного результата не дают.

Семья была обследована специалистами Центра соци-альных услуг для молодежи. Установлено, что в семье слож-ные взаимоотношения между родителями, которые разве-дены, но проживают вместе и часто конфликтуют, все это происходит на глазах у девочки. В связи с этим Екатерина за-мыкается в себе, старается чаще бывать вне дома. Отсут-ствие контроля со стороны матери способствует уклонению несовершеннолетней от обучения.

Мама и подросток прошли курс консультаций психоло-га. Девочка стала посещать клуб «Ровесник» г. Майкопа. В школе смогли организовать дополнительные за-нятия для ликвидации пробелов в знаниях Екатерины Хотя се-рьезных изменений во взаимоотношениях родителей не произошло, девочка стала чувствовать себя увереннее, вер-нулась в школу, удовлетворительно закончила учебный год, нормализовались ее отношения с классом.

Денис О.. злостно уклоняется от обучения, пропускает занятия в школе без уважительных причин. Так, в течение 1-й четверти им пропущено 78 уроков, в резуль-тате чего он не успевает по 4 предметам. В настоящее вре-мя пропуски уроков продолжаются.

Денис объясняет нежелание хо-дить в школу сложившейся конфликтной ситуацией в классе и с учителями.

В течение двух месяцев проводилась работа с классным руководителем, подростком, семьей. Был составлен график консультаций по предметам для ликвидации пробелов в зна-ниях. Денис посещал занятия, но с началом новой четвер-ти отказался вернуться в класс. В связи с этим подросток был устроен в СГПУ № 1, где условия обучения позволяли завершить обучение в 9-м классе, сочетая его с начальным профессиональным образованием. Денис при-ступил к занятиям, и ситуация стабилизировалась.

Александр В. Установлено, что он. упот-ребляет наркотики с декабря 2004 г., Подросток находился под постоянным контролем инспектора ОППН, социального педагога. Именно социальный педагог помог маме устано-вить взаимоотношения с психологом, специалистами Город-ского наркологического диспансера. В итоге Сергей прошел курс лечения от наркомании. Социальным педагогом мальчику были предложены вари-анты организации досуга в спортивных секциях.

Кирил-л Ф.,

Кирилл употребляет алкогольные напитки, нео-прятный внешний вид.

В настоящее время других замечаний подросток не име-ет, по месту учебы характеризуется удовлетворительно.

Основную работу с подростком вел социальный педагог. Беседуя с мальчиком, она выяснила, что употреб-ление спиртного воспринимается им как основной способ организации свободного времени и взаимоотношений со сверстниками. Кириллу предложили прийти в школьный клуб старшеклассников, где он принял участие в организа-ции школьных мероприятий, нашел новых друзей, новую среду общения. Ситуация стабилизировалась.

Михаи-л Ч.

В семье сложилась критическая ситуация. Родители были предупреждены, что если ситуация не изменится, они бу-дут лишены родительских прав. Миша и Григорий посто-янно задерживались за попрошайничество, так как были постоянно голодны.

К работе с семьей подключили специалиста по социаль-ной работе Центра социальных услуг. Она организовала помощь одеждой через благотворительный фонд, регуляр-но посещала семью и проводила беседы с матерью, убеди-ла ее пройти консультацию психолога Центра и посетить вместе с Мишей врача-нарколога. Управление социальной защиты выделило материальную помощь в виде продук-тов.

В Городское управление образования было направлено представление с целью решения вопроса об определении возможностей обучения для подростков. Благодаря этому Женя и Гриша были устроены в школу-интернат, а для Миши был составлен план индивидуального обучения в школе по месту жительства.

Семья находилась под постоянным контролем инспек-тора ОППН и участкового инспектора милиции, благода-ря чему в доме все реже собирались пьющие компании. Совместно с социальным педагогом они помогли детям определиться с организацией летней занятости. Подрос-тки посещали детскую досуговую площадку по месту жи-тельства.

Посещение семьи -- дело сложное, тонкое, исключающее поспешность. Малейшая недо-работка -- и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться, поведать о своих бедах. Так, семья Л. встретила «группу поддержки» без восторга, настороженно. Все члены семьи ожидали морализирования, при-готовились молча слушать, как их будут ру-гать. учить, как правильно жить. Но прозву-чали совсем неожиданные для семьи слова:

«Давайте вместе подумаем, чем вам помочь. Хотите ли вы что-то исправить, изменить в своем доме?» Именно такие предложения могут положить начало сотрудничеству соци-ального педагога, школы и семьи.

Визит в семью повторяют че-рез несколько дней. Мало что изменилось с той первой встречи. Не надо строить иллю-зий, что приход педагога с группой в одно-часье изменит семью настолько, что взрослые перестанут употреблять алкоголь.

Связь с семьей, с кото-рой только-только налаживаются контакты, обязательно должна быть систематической, постоянной, а не эпизодической или перио-дической.

Используя личностно-деятельностный подход, социальный педагог дает ориентиры семье и помогает ей самоорганизоваться на решении собственной проблемы. Толчком к этому часто становится благоустройство сво-его жилья, ремонт квартиры за счет матери-альных затрат Центра семейного воспитания. Такая совместная деятельность способствует оздоровлению микроклимата в семье.

В нашей работе очень важны доверитель-ные партнерские отношения между социаль-ным педагогом и классным руководителем. Защищать ребенка -- значит, помогать ему в решении его проблем здоровья, учения, вза-имоотношений с учителями, родителями, т.е. создавать условия не только для выживания, но и для развития в сегодняшних условиях.

Планы социального педагога часто меня-ются в зависимости от каждодневных ситуа-тивных и сиюминутных проблем. Соци-альным педагогом проводится интенсивная работа по реабилитации и социальной адап-тации детей. Практика показывает, что индивидуальные еженедель-ные консультации помогают юношам и де-вушкам избавиться от стресса, разгружают их морально и психологически, устраняют при-чины негативного поведения.

Социальный педагог принимает подрост-ка как данность, независимо оттого, что он говорит, какие проступки совершал. Он про-сто обязан проявить заинтересованное отно-шение к подростку, в том числе и к асоциаль-ному, чтобы помочь ребенку открыться.

Практика показала, что нуждающе-гося в помощи ученика не обманешь даже талантливо сыгранным хорошим отношени-ем. Только с позиции принятия подростка можно выразить свое отношение к его про-ступку, к общественно неодобряемым дейст-виям. На консультациях педагог помогает подростку разобраться в сложностях его жиз-ни.. Лучше всего давать такой совет, ко-торый стимулирует самостоятельный поиск оптимальных выходов из сложных ситуаций, без навязывания своего мнения, используя в общении такие обороты: «по-моему...», «а что, если...» и др.

Одна из функций работы социального педагога в общеобразовательной школе -- помощь детям в сложном процессе их социализации, выработ-ка у них социоадаптивных качеств, помогаю-щих справиться с трудными ситуациями любо-го уровня и позволяющих не только приспособиться к жизни, но и реализовать свой творческий потенциал... Дети особенно восприимчивы к соци-альным воздействиям, и у большинства из них не сформировались устойчивые негативные, асоциальные качества. К тому же они находятся на рубеже перехода к подростковому возрасту, одному из самых сложных периодов развития личности, который может быть чреват появле-ниями психологических комплексов, неадекват-ной самооценки, девиантного поведения, лич-ных драм и даже трагедий. Исходя из этого, нужно готовить детей к этому периоду, чтобы он про-шел более щадяще, менее болезненно и для ре-бенка и для его окружения. С этой целью и был разработан данный спецкурс, который мы провели с детьми, занесеннми в банк данных, как трудно воспитуемые..

Название курса - «Основы позитивного мы-шления». Это связано с рядом причин и, в пер-вую очередь, с тем, что большинство современ-ных социологов и социальных психологов (К. А. Абульханова-Славская, Ю. М. Орлов, Д. Майерс, С. Московичи, А. Эллис, А. Бек и другие) утверждают, что мышление может но-сить адаптивный и малоадаптивный характер (подразумевая под мышлением содержание мыслей человека, его взгляды и убеждения, способ отношения к жизни и самому себе), что эмоции и поведение человека определяются прежде всего его мышлением, тем, что он дума-ет о ситуации, как ее оценивает.(5,67) Одну и ту же ситуацию можно трактовать адаптивным и не-адаптивным способом и, исходя из этого, испы-тывать соответствующие эмоции, чувства, строить свое поведение.

Какой же тип мышления, т.е. систему взгля-дов и убеждений человека, его способ отноше-ния к жизни, психологи считают адаптивным? Проблема социальной адаптации красной ни-тью проходит через большинство древних и со-временных философских и психологических источников (например, библейские тексты, уче-ние римских стоиков, теории А. Адлера В. Франкла, А. Маслоу. А. Эллиса. Н. Пезешкиана и других. Несмотря на различия этих ис-точников (стилевые, этнографические, хроно-логические и т.д.), у них есть много точек соприкосновения, и главная из них состоит в том. что путь успешной адаптации человека оп-ределяется ими через дисциплину разума (гово-ря современным научным языком - когнитивную саморегуляцию) и соблюдение нравственных принципов, которые способствуют выживанию и развитию человека, общества, природы и космо-са(10, 65).Опираясь на источники данного направле-ния выводится социоадаптивный тип мышления, который определяет как позитивное мышление, представляющее со-бой способ отношения человека к жизни, само-му себе на основе следующих компонентов: гу-манистического мировоззрения, мотивации роста, разумного, объективного взгляда на мир, реалистического оптимизма, безусловной люб-ви к себе, доброжелательности, терпимости, уважения себя и других, сотрудничества, само-стоятельности взглядов в сочетании с психоло-гической гибкостью, эстетического отношения к жизни, владения методами саморегуляции. Вслед за древними и современными психолога-ми и философами именно эти ка-чества считаются социоадаптивными и предлагает социальную технологию по их формированию у учащихся общеобразовательных школ на базе спецкурса «Основы позитивного мышления». Он основан на методах рациональной терапии в сочетании с использованием выразительных возможностей музыки. Направление рацио-нальной терапии строится на убеждении и пе-реубеждении человека, формировании у него более здоровых взглядов на жизнь, адекватных действительности. А искусство, особенно му-зыка, способствует не только рациональному, но и эмоциональному постижению школьника-ми нравственных истин, психологических за-кономерностей. Центральным методом ис-пользуемой социальной технологии служит этико-психологическая беседа в сочетании с выразительными возможностями музыки и других видов искусства. (Данная социальная технология использует и другие методы, напри-мер моделирование ролевых ситуаций, социодраму, элементы социально-психологического тренинга и т.д.). Предложенный в спецкурсе, разработанном на основе данной социальной технологии, порядок следования тем имеет оп-ределенную логику тем, характеризующих некоторые социально значимые качества, к те-мам, освещающим межличностные взаимо-действия. наиболее благоприятные для соци-альной адаптации модели общения, и постепенный выход на освоение высоких ду-ховных ценностей, таких как любовь и дружба. Затем следует закрепление всего пройденного на новом уровне. Данный предмет рассчитан на 31 занятие по 45 мин в неделю. При этом желательно дополнительное прослушивание на внеклассных уроках по 30-45 мин в неде-лю музыкального репертуара, использованно-го на занятиях, и проведение внеклассных ме-роприятий в форме сюжетно-ролевых игр с элементами социодрамы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5