бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте бесплатно рефераты

У детей, поступающих в социальные приюты большие про-блемы с учебной деятельностью. Они, как правило, отстают от своих сверстников, а некоторые из них, находящиеся уже в подростковом возрасте, не умеют ни читать, ни писать; снача-ла для таких детей организуется индивидуальное обучение на дому, а по достижении определенных результатов воспитанни-ки социально-реабилитационных учреждений определяются в близлежащие школы.

Пребывание детей и подростков в социально-реабилитаци-онном учреждении ограничено тем временем, за которое ребе-нок будет устроен для дальнейшего постоянного проживания. Местом такого постоянного проживания может стать либо ро-дительская семья, если удалось стабилизировать ситуацию в семье и родители готовы выполнять свои функции по содержа-нию и воспитанию детей, а также семьи-усыновители и прием-ные семьи, либо государственные воспитательные учрежде-ния -- детские дома и школы-интернаты.

Разнотипные социально-реабилитационные учреждения складываются в системе Министерства образования, и они прежде всего рассчитаны на трудновоспитуемых учащихся, которые по разным причинам не справляются со школьными программами, входят в острый конфликт с учителями и счита-ются «трудными» учащимися. Семейная ситуация этих детей также часто отличается неблагополучием, это, как правило, малообеспеченные неполные или многодетные семьи, семьи, где родители либо один из них злоупотребляют алкоголем, где происходят семейные конфликты, дебоши, проявления жесто-кости и насилия.

Центры социально-педагогической реабилитации систе-мы Минобразования, как правило, различаются своим воз-растным контингентом. Это могут быть учреждения, ориен-тированные как на учащихся начальной школы, так и на подростков.

Для учащихся начальной школы в числе реабилитацион-ных мероприятий на первый план выходят программы психо-лого-педагогической диагностики и коррекции, когда выявляются дефекты познавательной сферы. Они преодолеваются в процессе коррекционно-развивающего обучения, сопровожда-емого медико-социальной реабилитацией и двигательной кор-рекцией.

Для трудных учащихся подросткового возраста на первый план выходят проблемы профессионального само-определения и подготовки к рабочим профессиям, психологи-ческая коррекция личности и социально-психологическая коррекция межличностных отношений.

Большое значение в реабилитации де-тей и подростков имеет социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь семье.

Что характерно, современные исследования многодетных семей показывают, что в этих семьях на первый план с боль-шим отрывом по сравнению с потребностью в материальной помощи выходит потребность в психолого-педагогической поддержке.

В настоящее время имеется положительный опыт центров социально-педагогической реабилитации трудновоспитуемых подростков на базе вечерне-сменных школ и УПК (учебно-про-изводственных комбинатов). Учащиеся подросткового возраста, которые из-за своей неуспеваемости практически отсеялись из общеоб-разовательных школ, вливаются в новый коллектив с новой системой отношений, где педагогический коллектив относит-ся к ним доброжелательно и на «равных». Учебный процесс максимально привязан к жизни и актуальному опыту подрост-ка. На базе УПК происходит освоение рабочей профессии и по мере возможности организуется производственный процесс, позволяющий подросткам зарабатывать небольшую зарплату. Центры располагают также психологической службой и шта-том социальных педагогов, которые работают с семьей и бли-жайшим окружением подростка.

Наряду с такого рода центрами социально-педагогической реабилитации, созданными на базе вечерне-сменных школ, в системе Минобразования развивается сеть новых социально-реабилитационных учреждений, специализирующихся сугубо на работе с трудными детьми и подростками. В ка-честве примера можно привести принципы и содержание дея-тельности Ростовского областного центра реабилитации, соци-альной защиты и адаптации детей и подростков, который был создан в 1991 году как экспериментальное учебно-воспитательное учреждение. В своей деятельности Центр опирается на следующие принципы (10,105):

1. Комплексный подход к диагностике и реализация потен-циальных возможностей детей в обучении и воспитании.

2. Индивидуализация и вместе с тем дифференциации подхо-дов к обучению и воспитанию детей с проблемами в обучении.

3. Вариативность в выборе форм организации обучения и воспитания детей данной категории.

4. Ранняя медико-психолого-педагогическая диагностика и коррекция нарушенных психофизиологических функций де-тей, а также проявление социальной дезадаптации, являю-щихся основными причинами затруднений в обучении.

5. Коррекционная направленность обучения и воспитания.

6. Направленность системы обучения и воспитания на со-хранение и развитие здоровья детей.

7. Соблюдение прав детей и подростков, социального патронирования нуждающихся в особом внимании. Цели деятельности Центра следующие:

* осуществление практической психолого-педагогической реабилитации детей «группы риска»;

* преодоление явлений школьной и социальной дезадаптации: развитие познавательного интереса;

* разработка, апробирование и внедрение новых подходов к учебно-воспитательному процессу;

* содействие становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства: развитие способностей детей, изучение особенностей психического развития, определение психосоциальных при-чин и профилактика личностных нарушений;

* обеспечение социально-правовой защиты детей и подрост-ков;

* обобщение опыта практической психолого-педагогичес-кой реабилитации детей «группы риска» в условиях специали-зированного общеобразовательного учреждения.

Основные задачи Центра, решаемые в процессе психолого-педагогической реабилитации:

* осуществление комплексной медико-психолого-педагоги-ческой диагностики с целью определения причин возникнове-ния проблем в обучении, общении и др.;

* выбор оптимального способа обучения для каждого ребен-ка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его лич-ность;

* оказание индивидуально-ориентированной педагогичес-кой, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам «группы риска»;

* консультативная помощь родителям или людям, их заме-щающим;

* методическая и практическая помощь специалистам, за-нимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной де-ятельности.

Основные направления деятельности Центра составляют:

1. Диагностическое.

2. Психокоррекционное.

3. Оздоровительное.

4. Учебно-воспитательное.

5. Социально-правовое.

6. Консультационное.

7. Научно-методическое.

8. Социально-аналитическое.

9. Социально-аналитическое и просветительское. Диагностическое направление включает в себя комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику уровня психи-ческого, физического развития детей и подростков; отклонений в развитии личности каждого из них и их поведении; отдельных психических процессов; трудностей адаптации учащихся в об-разовательном учреждении. Диагностика проводится:

* индивидуальная -- при первичном обращении к психоло-гу, в ходе психокоррекционной работы и для отслеживания ре-зультатов психокоррекционного воздействия;

* групповая - при социально-психологических опросах.

Психологи-диагносты работают с детьми, имеющими про-блемы различного характера, родителями, обеспокоенными негативными проявлениями особенностей психофизиологиче-ского развития своих детей.

Психокоррекционное направление подразумевает психо-профилактическую и коррекционную работу:

* при начальных стадиях пограничных психических состо-яний детей и подростков;

* при травмировании психики несовершеннолетних, став-ших жертвами преступлений, правонарушений, социальных, технологических и природных катастроф и других травмиру-ющих событий;

* с целью компенсации девиаций личностного развития и неадекватных форм поведения;

* для коррекции межличностных отношении;

* с целью преодоления различных комплексов личностного характера;

* для адаптации ребенка в социуме. Оздоровительное направление представляют следующие разделы работы:

* углубленная диагностика причин и характера отклоне-ний в развитии ребенка;

* разработка и проведение комплекса лечебно-оздорови-тельных мероприятий, направленных на профилактику нерв-но-психических и соматических заболеваний;

* разработка индивидуальных программ восстановления здоровья детей;

* обеспечение соответствующего режима учебной деятель-ности детей и подростков «группы риска».

Учебно-воспитательное направление деятельности Цент-ра -- это осуществление образования детей, имеющих трудно-сти в усвоении образовательных программ в связи с особеннос-тями психофизического развития и неблагополучными соци-альными условиями жизни в пределах государственного обще-образовательного стандарта; создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно-развивающих задач; восстановление обучаемости и повышение уровня воспитанности.

Социально-правовое направление предусматривает оказа-ние помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоус-тройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов;

консультировании несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактике асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовер-шеннолетних.

В консультационное направление входят консультации ро-дителей и лиц, их заменяющих, а также педагогов и психоло-гов, работающих с детьми «группы риска», по вопросам выбо-ра методов психолого-педагогического воздействия на лич-ность ребенка, выбора типа и вида образовательного учрежде-ния, учебных программ и форм индивидуального обучения и воспитания, по проблемам личной жизни несовершеннолет-них; по разрешению конфликтных ситуаций в педагогической и семейной среде. Консультации проводят все специалисты

Центра -- администрация, психологи, учителя-предметники, юрист и т.д. -- в зависимости от специфики возникших про-блем.

Детская жизнь есть игра инстинктов, и поэтому необхо-димо для лиц, ведущих работу детского клуба, понимание тех инстинктов, из которых складывается жизнь детей». [13] Таким образом, организация клубного коллектива, с од-ной стороны, обосновывается детскими инстинктами, а вер-нее, потребностями этого возраста, а с другой - необходимо-стью создания живой, естественной и здоровой среды, в ко-торой должна происходить реализация этих потребностей. Если говорить о подростковом возрасте, то его ведущими по-требностями, обусловленными процессом активного форми-рования самооценки и самосознания, являются потребности общения и самоутверждения. И важно, чтобы они реализо-вывались на основе позитивно ориентированной деятельнос-ти в условиях здорового коллектива, что и представляет со-бой клуб.

Учитывая современную социально-экономическую ситуа-цию и то, что трудные подростки, как правило, вос-питываются в малообеспеченных семьях и уже в раннем возра-сте вынуждены получать рабочую профессию и зарабатывать на жизнь, важным звеном реабилитационной программы клу-бов является обучение рабочей профессии и включение в производительный труд. Это, несмотря на объективные труднос-ти, уже существует во многих социально-реабилитационных учреждениях.

В настоящее время социально-реабилитационные учрежде-ния, действующие на базе подростковых клубов и досуговых объединений, также имеют свои социальные и психологичес-кие службы. Психологические службы занимаются как инди-видуальными диагностико-коррекционными программами, так и групповыми социально-психологическими тренингами, психотерапевтическими играми по коррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростков.

Социальные педагоги и работники социальных служб реша-ют разнообразный круг вопросов социальной поддержки и за-щиты, связанных с различными сферами жизнедеятельности подростка в семье, школе, на улице в окружении сверстников. Нередко агрессия, жестокость и другие проявления острого со-циального неблагополучия в семье приобретают такие разме-ры, что возникает необходимость во временном социальном приюте, который также целесообразно оборудовать как центр социально-педагогической реабилитации.

Немало проблем в работе с подростками возникает и со школой. Чтобы исправить тяжелую конфликтную ситуацию, сложившуюся у «трудного» учащегося в школе, отнюдь недо-статочно коррекционных мер в отношении самого подростка, не менее важно изменить к нему отношение со стороны учи-телей, вызвать у учителя стремление самокритично разо-браться в причинах конфликта, отказаться от собственных ложных оценочных и поведенческих стереотипов. Изменение социальной ситуации в семье и в школе, изменение позиции родителей и учителей в отношении трудновоспитуемогопод-ростка входит в круг непростых обязанностей социального педагога.

Большую проблему также представляет уличное окруже-ние подростка, которое, как правило, про-тиводействует процессу его реабилитации и посещению клуба, досугового центра. В этом может применяться широкий арсе-нал противодействующих средств: от предложения вместе «кайфануть», «оттянуться», до угроз и физических расправ. В свое время в Тюменском клубе им. Ф.Э. Дзержинского было предложено оригинальное решение проблемы противодейст-вия уличной группировке. Уличная компания целиком при-глашалась в клуб и в своем прежнем составе, не разбиваясь, становилась подразделением клуба. Постепенно должна про-исходить переориентация группы, отказ от ее прежних норм и традиций. Такой процесс реорганизации складывался из трех этапов:

1-й этап групповой автономии, когда происходит вовлече-ние группы в коллектив клуба прежде всего за счет заинтере-сованности лидера группы.

2-й этап лидерской реорганизации, когда проходит либо пе-реориентация лидера за счет включения его в коллективную жизнь, либо дискредитация лидера, проявляющего несостоя-тельность прежних форм и методов управления группой в кол-лективной жизни.

3-й этап слияния группы с коллективом клуба. На этом эта-пе группа перестает быть замкнутым объединением и включа-ется в общую систему коллективной деятельности и широких связей со всеми членами коллектива.

Глава 2. Технология работы социального педагога.

2.1. Работа социального педагога с трудновоспитуемым ребенком как один из путей решения «трудных детей».

Для того чтобы не упустить ребенка или помочь решить проблему «трудных детей» социальный педагог в результате совместных усилий с педагоги-ческим коллективом создает банк данных. В его основе материалы -- полученные от клас-сных руководителей,, , медико-психолого-педагогической комиссии и т.д.Эта система апробирована в СШ №11 .г.Майкопа.

В ходе нашего исследования мы решили взять эту систему за основу.

Вначале предложили заполнить анкету(см.приложение №1).Эту анкету заполняют учащиеся 5-9 классов Списки таких детей подаются классным руководителем на основе наблюдения, анализа проступков и признаков дезадаптивного поведения.

Методика изучения личности в свою очередь позволяет педагогам, работающим с подростком оценить состояние социальной адаптации или уровень социальной и личностной зрелости подростка согласно следующим значимым критериям:

Здоровье ребёнка

Общественная активность

Структура или состав семьи

Моральный климат в семье

Потребности семьи, её социально-нравственную направленность

Характер эмоциональных отношений в семье

Отношения со сверстниками

Наличие жизненных планов и профессиональных намерений

Степень сознательности в учебной деятельности

Уровень развития полезных интересов, знаний, умений

Отношение к педагогическим воздействиям

Способность считаться с общими интересами и нормами

Способность морально оценивать поступки сверстников

Самокритичность, наличие навыков самоанализа

Отношение к окружающим, способность к сопереживанию

Волевые качества. Степень восприимчивости к дурному влиянию

Внешний вид, культура речи и поведения

Отношение к алкоголю

Отношение к курению

Отношение к нецензурным выражениям.

Таким образом, данная диагностика позволяет выявить детскую проблематику, определить её причины и факторы риска, лежащие в основе противоправного поведения и приступить к созданию индивидуальных программ профилактики правонарушений или их рецидивов. При этом сама программа как совокупность целенаправленных мер и мероприятий имеет гибкий характер и может корректироваться по ходу деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5