бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте бесплатно рефераты

Личностные недостатки -- как следствие типичных ошибок в поведении. В имеющихся работах они трактуются как пробелы в нравственном, умственном и волевом развитии. Они легко уст-раняются интенсивным развитием положительных качеств лич-ности. При неэффективной воспитательной работе они могут раз-виться в отрицательные свойства. Например, общая пассивность личности при неблагоприятных условиях способствует возникно-вению таких отрицательных черт, как леность и нерешительность. А на основе неорганизованности может возникнуть недисциплини-рованность; отчужденное отношение к другим людям может стать предпосылкой эгоизма, самовлюбленности, недоверия к людям. Всякий своевременно неисправленный недостаток -- возможный источник развития множества отрицательных свойств. В общем плане воспитание положительных качеств и есть предупреждение п преодоление возможных недостатков.Отрицательное свойство в той или иной форме приводит к неправильному способу поведения, противоречащему обществен-ном норме, нашему идеалу. Например, капризы, прихоти, избалованность, неуважение старших, постоянное сопротивление волевых качеств с мотивировкой: «Не хочу», «Не буду».

Трудновоспитуемость -- состояние, в которое волей-неволей впадает личность при комплексе недостатков и отрицательных свойств, которые делают ее невосприимчивой к воспитательным влияниям. Невоспитанность и трудновоспитуемость не одно и то же: если невоспитанность может нести просто к невосприятию педагогических воздействий, то трудновоспитуемость зарождается как противодействие воспитательному процессу.

Когда возникает комплекс отрицательных свойств, можно го-ворить о сформировавшейся трудновоспитуемости, которая требу-ет специальной системы мер перевоспитания.

Задача перевоспитания на любом этапе -- остановить отрица-тельные проявления личности, восстановить ее способность к ес-тественному развитию положительных человеческих качеств.

Итак, общее, определяющее характеры трудных детей,-- ис-кажение в общественной направленности личности, несформированность устремлений (человек живет одним днем, своими при-хотями и капризами; он податлив дурному влиянию, не имеет своих четких позиций, бесхарактерен или эгоистичен).

Трудновоспитуемый всегда стремится найти оправдательные мотивы своему поведению. Причем такое оправдание всегда свя-зано с особенностями зоны ближайшего социального окружения, с личностными недостатками: «Другие так же поступают», «Мне терять нечего» и т. д.

В такой обстановке довольно легко оформляется отрицательное отношение ко всему, что мешает сохранять привычный, избран-ный образ жизни.

Соответствующие педагогические методы перевоспитания долж-ны учитывать содержание отрицательной направленности каж-дого трудновоспитуемого.

Любой поведенческий акт совершается в определенной жизнен-ной ситуации, в которой взаимодействуют внешние условия и внутренние предпосылки. Поведение включает в себя:

· цели и мотивы действий и поступков личности как преломление этих внешних условий и требований в сочетании с направленно-стью данного воспитанника;

· восприятие задачи, поручения, требования, выдвигаемые педа-гогами, коллективом сверстников, родителями или обстоятельст-вами жизни, объективными условиями, содержанием деятель-ности;

· планирование деятельности и поведения с учетом личных ус-тановок и внешних обстоятельств;

· принятие решения и мобилизация сил, способностей для со-вершения необходимых действий;

· реальная деятельность, содержание поведения; действия, по-ступки; осмысление, самоанализ и самооценка своего поведения.

В соответствии с диалектическим подходом движущая сила любого явления находится внутри его самого, определяется внут-ренними факторами. Личностные качества и свойства в психоло-гии определяются как внутренние факторы, а поведение -- как их внешние проявления (В. Г. Афанасьев, М. И. Бобнева, А. Г. Ко-валев, Б. Ф. Ломов, Е. В. Шорохова). Поэтому конкретное пове-дение зависит от установок, самооценки личностных качеств школьника. Например, целевые установки определяются видом направленности, идеалами, ценностными ориентациями; восприя-тие внешних требований зависит от воспитуемости и обучаемости школьника, от его отношения к школе, к учителю, к коллективу; планирование деятельности осуществляется на основе таких ка-честв, как целеустремленность и организованность; принятие ре-шения -- прерогатива решительности, важного волевого качества и т. д. Все поведение в конечном счете обусловлено личностными качествами, целью и конкретной ситуацией.

Бессмысленно бороться с отрицательным поведением, когда речь идет о педагогической профилактике. Пока есть отрицатель-ные свойства, они будут порождать бесчисленное количество ва-риантов неправильного поведения. Бороться надо не со следстви-ем, а с причиной, которая их порождает. Вот почему так важно внимание к внутреннему миру воспитанника, хотя, несомненно, внешний контроль и регуляция поведения сдерживают отрица-тельные проявления.

В профилактике трудновоспитуемости важное значение приоб-ретает проблема взаимодействия внешней и внутренней регуляции поведения. М. И. Бобнева пишет: «При социальной регуляции по-ведения личности основными регуляторами и посредниками со-циального воздействия оказываются высшие качественно опре-деленные образования субъективного мира личности -- ценности, нормы, нравственные и ценностные представления, убеждения, идеалы»1. Значит, изменение поведения требует изменения его внутренних факторов, в первую очередь интенсивного формиро-вания положительных черт и качеств личности, идеалов и убеж-дений. Считать, что причиной испорченности человека является само поведение, все равно что считать слезы причиной горя, смех -- причиной веселого настроения, поступок -- причиной мотива и т. д.

Возрастными проявлениями трудновоспитуемости подростков можно считать: болезненное самолюбие, дерзость, грубость, от-рицательную реакцию на критику, критиканство, пессимизм.

Трудновоспитуемость всегда индивидуальна. Она -- результат конкретных пробелов в социально ценном жизненном опыте школьника и тех личностных недостатков, в связи с которыми идет закрепление навыков отрицательного поведения.

Например, эгоистичность имеет несколько разновидностей. Так, самонадеянность, самолюбование эгоиста почти всегда связаны с непрактичностью, ограниченностью, словесной активностью. Ес-ли ребенок рос единственным, был первенцем или самым младшим в семье, он особо оберегался взрослыми от забот и хлопот, его успехи создавались усилиями старших. Когда родители возлагают на ребенка особые надежды, требуют от него отличной учебы и помогают преимущественно в этой области любой ценой добиваться успехов, пренебрегая всем остальным, вырастает человек с раздутым тщеславием, болезненным самолюбием, обостренной потребностью самоутверждения, Если маленького эгоиста посто-янно защищают и оберегают от перегрузок, неизбежно появляется лицемерие, пренебрежение к другим, нежелание принимать в рас-чет общественные интересы.

Лживость также имеет немало разновидностей: то как само-обман или оправдание своих недостатков, то как компенсаций отсутствия положительных впечатлений и фантазий, то как интри-ганство в корыстных интересах.

Многолика и лень: уход от труда из-за страха перед постоян-ными неудачами в деятельности, боязнь стать объектом насмешек товарищей из-за неумения трудиться, неумение преодолевать сла-бость, неспособность к длительному усилию, привычка облегчать свои физические- и умственные нагрузки за счет других.

Индивидуальный характер трудновоспитуемости зависит также от взаимодействия темперамента, нездоровых потребностей, не-устойчивости поведения, искаженной направленности с конкретными проявлениями лености, нечестности, грубости, недисцип-линированности, поэтому профилактика и преодоление трудно-воспитуемости должны осуществляться разнообразными педагогическими воздействиями на каждого воспитанника с учетом имен-но его данных.

Для предупреждения трудновоспитуемости решающими могут оказаться действия педагога в сложный период роста ребенка, когда он делает ошибки и терпит неудачи из-за отсутствия опыта, необходимых знаний, умений и навыков.

Самое опасное время -- стабилизация трудновоспитуемости.

Знание уровня трудновоспитуемости, ее признаков позволяет, во-первых, определить основное направление педагогической про-филактики, во-вторых, избежать ошибок в диагностике воспитан-ности школьника.

1.2.Основные направления работы социального педагога с трудновоспитуемыми детьми.

Они определяются прежде всего проблемами, возника-ющими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно до-биться хороших результатов. Хотя направле-ния работы зафиксированы в квалификаци-онной характеристике социального педагога, на практике их круг значительно шире. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: учи-телей, классного руководителя, администра-ции, родителей, ближайших родственников, а иногда и других лиц, занимающихся воспи-танием по должности или из чувства челове-ческой солидарности. Можно выделить сле-дующие основные направления социально-педагогической работы в образовательном уч-реждении:

Понятие «реабилитация» используется как в медико-соци-альном, так и психолого-педагогическом и социально-педаго-гическом аспекте. Медико-социальная реабилитация - ком-плекс медицинских, педагогических, профессиональных, пси-хологических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограничениями в результа-те перенесенных заболеваний и травм, а также другими физи-ческими и психическими ограниченными возможностями.

Психолого-педагогическая и социально-педагогическая ре-абилитация -- комплекс мер социальной поддержки и диагностико-коррекционных программ по преодолению различных форм детско-подростковой дезадаптации по включению, инте-грированию ребенка в социальную сферу, выполняющую функции институтов социализации (семья, школа, общение сверстников и т.д.).

По сути дела речь идет о некоторых личностных психологи-ческих особенностях, затрудняющих социальную адапта-цию детей и подростков. К ним могут относиться различные черты характера, неадекватное проявление самооценки, на-рушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, неосознаваемые регуляторы поведения, вытесненные в под-сознание комплексы, фиксированные установки, фобии, тревожность, агрессивность. У таких подростков, как прави-ло, нет заметных изменений в ценностно-нормативной сфе-ре, их проблемы поведения носят психологический харак-тер. В этих случаях наряду с индивидуальным педагогичес-ким подходом применяют в семье и школе весьма эффектив-ные психокоррекционные техники и психосоциальные тех-нологии. Трудный ребенок - это ребенок имеет трудности в ощени, в учебе. Тогда говорят о социальной дезадаптации.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении и деформации систе-мы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориен-тации, социальных установок. В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации.

Стадия школьной социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися, для которых харак-терно хроническое отставание по ряду предметов школьной программы, сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость с учителями, различные асоциальные проявления (сквернословие, курение, хулиганские проступки, пропуски уроков).

Вместе с тем, несмотря на отставание в учебе, значительная часть педагогически запущенных стремится к получению про-фессии, экономической самостоятельности, готова трудиться. Деформация в их ценностно-нормативной сфере пока незначи-тельна. Реабилитационная работа с ними может вестись в рам-ках учебно-воспитательных учреждений, общеобразователь-ных школ, профессионально-технических училищ. По отно-шению к ним необходима более адресная психологическая и социальная помощь, расширение сферы их интересов во вне-школьной и внеклассной деятельности, формирование профес-сиональных планов и жизненных устремлений. Здесь могут неоценимую помощь оказать социальные учреждения для мо-лодежи и подростков, молодежные биржи труда, клубы по ин-тересам, а также центры экстремальной социально-психологи-ческой помощи.

В системе народного образования имеется опыт создания центров социально-педагогической реабилитации для трудно-воспитуемых подростков, которые создаются на базе вечерне-сменных школ и учебно-производственных комплексов.

Более глубокую стадию социальной дезадаптации пред-ставляют социально-запущенные подростки. Социальная за-пущенность характеризуется глубоким отчуждением подро-стков от семьи и школы как основных институтов социализа-ции. Их формирование идет в основном под влиянием асоци-альных и криминогенных групп, для них характерна глубо-кая деформация и искаженные ценности нормативной сферы, асоциальное поведение и противоправные действия (бродяж-ничество, наркомания, пьянство, вымогательство). Они, как правило, профессионально не ориентированы, к труду отно-сятся негативно и имеют установку на паразитическое суще-ствование.

В условиях учебно-воспитательных учреждений трудно до-биться успеха в работе с социально-запущенными подростками. В таки случаях уместна постановка их на учет в инспекции по делам несовершеннолетних и помещение в специальные за-крытые учебно-воспитательные учреждения.

Очевидно, что в зависимости от характера дезадаптации в реабилитации будут доминировать либо психолого-педагоги-ческие диагностико-коррекиионные программы, выявляющие и исправляющие дефекты психики, включая как познаватель-ную сферу, так и личностные особенности, либо социально-пе-дагогические программы ресоциализации, восстановление со-циального статуса подростка в системе межличностных отно-шений, переориентацию референтных ориентации социаль-ных установок.

Так, в отношении детей с пограничным уровнем психичес-кого и интеллектуального развития на первое место выходят методы коррекционно-развивающего обучения, позволяющие восстановить дефекты его познавательной сферы. При психо-социальной дезадаптации важное место будет отводиться адек-ватно выбранным психосоциальным технологиям и психоте-рапевтическим техникам, помогающим в решении индивиду-ально-психологических личностных проблем; при социальной дезадаптации - программы по включению в систему новых со-циальных отношений, выполняющих функции институтов ре-социализации, по формированию позитивных жизненных планов и устремлений.

Разумеется, в той или иной степени разные реабилитацион-ные формы и методы будут представлены в каждой из реабили-тационных программ, применяемых к разным видам дезадап-тации, но тем не менее для эффективной реабилитации долж-ны быть выбраны адекватные приоритеты.

Осуществление процесса реабилитации может также за-трудниться тем, что нередко в одном ребенке-подростке пред-ставлены как бы смешанные формы дезадаптации, включая и патогенную, и психосоциальную, я социальную. И тогда диагностико-коррекционные программы должны последователь-но быть ориентированы на все вышеперечисленные формы дез-адаптации.

В настоящее время сложилась достаточно широкая разноведомственная сеть социальных учреждений, занимающихся психолого-педагогической и социально-педагогической реаби-литацией трудновоспитуемых детей и подростков.

Социально-реабилитационные учреждения в настоящее время создаются в системах Минобразования, Министерства труда и социального развития, Минздрава, комитетов по де-лам молодежи. При этом разноведомственные учреждения, как правило, ориентированы на определенные виды дезадаптации, что, в свою очередь, и определяет их специфику.

Наиболее сложные и глубокие формы детско-подростковой дезадаптации представлены в социально-реабилитационных учреждениях Министерства труда и социальной защиты, кото-рые, как правило, создаются при социальных приютах. Кон-тингент детей, поступающих в социальные приюты, характе-ризуется крайней степенью социальной запущенности, отста-ванием в психосоматическом, развитии, посттравматическими синдромами. Это «дети улицы», дети-бродяжки либо дети - со-циальные сироты, отобранные из семьи, где условия их содер-жания из-за небрежного и жестокого отношения родителей уг-рожали их жизни и здоровью.

Социально-реабилитационная работа с детьми, как прави-ло, начинается с социально-бытовой и медико-социальной реа-билитации, когда детей лечат, избавляют от педикулеза, учат пользоваться ванной, есть горячую пищу, спать в постели с простынями и т.д. Большое внимание уделяется также психо-эмоциональной реабилитации, где на первом месте стоят ком-фортные условия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специальные психотерапевтические методы и прежде всего игротерапия, сказкотерапия, психоте-рапевтический театр. Дети старшего возраста, подростки включаются в различные формы обслуживающего труда, рабо-тают в пошивочных и столярных мастерских по изготовлению игрушек, сувениров и т.п.

В числе реабилитационных мероприятий, проводимых по отношению к детям, помещенным в социальные приюты, важ-ное место отводится социально-педагогической работе с семьей ребенка, а если таковой не имеется либо ситуация в родитель-ской семье оказывается безнадежной, оказывается содействие в подборе приемной семьи или семьи усыновителя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5