бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте бесплатно рефераты

Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте

51

51

Оглавление

Введение

Глава 1. Основы работы социального педагога для решения проблемы « трудных» детей.

1.1. Проблема «трудных» детей

1.2.Основные направления работы социального педагога с трудновоспитуемыми детьми.

Глава 2. Технология работы социального педагога.

2.1. Работа социального педагога с трудновоспитуемым ребенком как один из путей решения «трудных детей».

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выд-винули целый ряд проблем, одной из которых является про-блема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заклю-чается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к уве-личению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат по-литической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия кон-троля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпиде-мий разводов.

Распространено ложное мнение родителей о том, что глав-ным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемо-сти ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания.

Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошиб-ками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.

Внешкольное воспитание не предлагает бесплатного много-образия выбора видов деятельности, не гарантирует относи-тельной независимости от взрослых, широких возможностей для развития активности и самодеятельности, неформального характера отношений, разновозрастного состава объединений.

Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспита-тельной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.

Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способ-ность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищенности.

Как помочь такому ребенку? Что посоветовать его родителям? Как правильно организовать воспитательную работу с ним?

Непросто найти ответы на эти и еще многие другие вопросы, связанные с воспитанием трудного ребенка, организацией про-филактической и коррекционной работы с группой таких де-тей. Трудность решения поставленных вопросов связана с тем, что многие годы замалчивания проблем, связанных с девиант-ным поведением молодых людей, привели к тому, что в нашем обществе педагогами совместно с другими специалистами проводилась не воспитательно-профилактическая работа, а пред-принимались главным образом предупредительно-каратель-ные меры, в результате которых наказание, «урок», который молодой человек получал за тот или иной проступок, не толь-ко не нейтрализовало накопления девиантного потенциала, но, наоборот, увеличивало вероятность отклоняющихся форм поведения.

Это связано с рядом причин и, в пер-вую очередь, с тем, что большинство современ-ных социологов и социальных психологов (К. А. Абульханова-Славская, Ю. М. Орлов, Д. Майерс, С. Московичи, А. Эллис, А. Бек и другие) утверждают, чтоименно мышление может но-сить адаптивный и малоадаптивный характер.

Проблема социальной адаптации красной ни-тью проходит через большинство древних и со-временных философских и психологических источников (например, библейские тексты, уче-ние римских стоиков, теории А. Адлера В. Франкла, А. Маслоу. А. Эллиса. Н. Пезешкиана и других.

Объект исследования :деятельность соц. педагога с трудными подростками.

Предмет: процесс формирования у подростков положительных качеств в процессе соц.- педагогической работы.

Цель нашей работы : изучить технологию работы социального педагога с трудновоспитуемыми детьми.

Задачи:

- обосновать факторы, влияющие на появле-ние, развитие и проявление различных форм отклоняющегося поведения,

- определить основные направления совершенство-вания воспитательной работы с трудными детьми,

рассмотреть систему помощи трудным детям.

Гипотеза исследования: если в ходе организации воспитательной работы с трудным ребенком педагоги смогут помочь сделать акцент на подавлении в моло-дом человеке стремления к негативному поведению и модифи-цировании условий среды, вызывающих девиантное поведение, то это приведет к стимулированию пози-тивного поведения ребенка.

При решении поставленных задач использовались методы: анализ социально - психологический, педагогический методической литературы по данной теме, а так же изучение и обобщение опыта социального педагога по проблеме адаптации трудновоспитуемых подростков.

Сама работа состоит из введения, заключения, двух глав и литературы.

Глава 1. Основы работы социального педагога для решения проблемы « трудных» детей.

1.1. Проблема «трудных» детей

Главная беда родителей -- это слабые педагогические знания, проявление антипедагогических установок, которые даже в бла-гополучной семье действуют отрицательно на детей. К таким уста-новкам относятся:

переоценка истинных способностей, сил ребенка родителями и родственниками («Мой ребенок талантливее других!»);

семейное воспитание строится на ложной идее: детство долж-но быть без трудностей и постоянных обязанностей («Успеет, на-работается, успеет намучиться, когда большой вырастет!»);

стремление взрослых все лучшее дать ребенку («Нам, взрос-лым, необязательны фрукты, а ребенку так нужны витамины!»);

ложное мнение родителей о том, что главное воспитание да-ет школа («Нам некогда, мы работаем!»);

неправильное отношение к учебной работе ребенка («Мой ре-бенок умный, если он плохо учится, виноваты учителя!»);

вина за аморальность, пробелы в воспитании и недостатки пе-рекладываются на школу, «улицу», поскольку «в семье плохому не учат».

Причина антипедагогических установок лежит прежде всего в излишней родительской любви и в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний, в нежелании разобраться в сложном и противоречивом мире самого ребенка.

Эти типичные ошибки семейного воспитания дополняются ти-пичными недостатками в школьном воспитании:

стремление сломить сопротивление ученика педагогическим давлением с помощью угроз, наказаний, жалоб родителям;

поверхностное знание учителями особенностей школьника, принятие сложности и своеобразия его характера за трудновос-питуемость;

конфликтные отношения родителей с педагогами или ребенка с учителями;

злоупотребление словесными методами воздействия, неумение использовать методы переубеждения, переучивания, перестройки характера.

Естественно, что совершенствование школьного и семейного вос-питания невозможно без устранения указанных типичных ошибок.

Появление отрицательного является нередко следствием ин-тенсивного развития положительного в духовном мире личности. Развитие психики, как всякий диалектический процесс, противо-речиво по своей сущности. Переучивание, переубеждение, перестройка поведения вместе с общим ростом и развитием психики неизбежны в обычном воспитательном процессе. Переход к каждой возрастной ступени сопровождается определенной пероценкой своего прежнего состояния.

Известно, например, что в большинстве современных семей воспитываются один-два ребенка. Существует объективная опас-ность возникновения эгоцентризма у детей.

Семейная педагогика веками строилась на авторитете отца как главного воспитателя, и многие ее положения сегодня оказались неприменимыми. Решающее значение имеет перестройка воспита-тельных функций членов семьи в связи с активной социальной позицией женщины. Без всесторонних связей со школой семья сегодня не может положительно решать многие вопросы воспита-ния ребенка. Задача школы, семьи и общественности -- активи-зировать зону ближайшего социального окружения, чтобы эффек-тивно действовали положительные общественные влияния, нейт-рализовались или уничтожались отрицательные. причины, вызывающие трудновоспитуемость, не действуют изолированно друг от друга. Никакая отдельно взятая причина не может фактически быть единственной: трудновоспитуемость всегда создается комплексом причин, стечением ряда неблагопри-ятных обстоятельств. Все причины начинают активно взаимодей-ствовать, если совершаются педагогические ошибки. Внешние от-рицательные факторы действуют на психику ребенка, создавая предпосылки внутренних причин негативизма. «Враждебная уста-новка по отношению к внешнему миру,-- писал Л. В. Занков,-- есть следствие неправильного влияния педагогической среды на процесс развития ребенка»[]. Вот почему важно знать не только воспитанность школьника, но и его отношение к воспитанию, вос-приимчивость к педагогическому процессу.

В. Н. Мясищев писал: «В зависимости от качества, длитель-ности и степени неблагоприятного влияния, отрицательные уста-новки и навыки личности могут иметь различное направление: или поверхностный, легко устранимый характер, или глубоко укореняться и требовать длительного, настойчивого, систематического перевоспитания[]

К внутренним предпосылкам негативизма относятся:

возникновение неразрешимого конфликта, обусловленного противоречием между сознанием и ведением, личным и социальным опытом, потребностями и возможностями, целями, установками и способностями их достижения; сложность и неравномерность формирования личности, кото-рые порождают несоответствия в уровне положительных качеств, отсутствие связи между ними; отставание в общем развитии, вызванное болезнями и другими неблагоприятными обстоятельствами; высокое проявление нестандартности ребенка, его яркая ин-дивидуальность или одаренность, которые делают его странным, непопятным для учителей и сверстников; аномалии в наследственности (выражающиеся в основном в физических недостатках).

Эти предпосылки при благоприятных условиях и правильном воспитании еще не порождают трудновоспитуемость. Но при ма-лейших недостатках семейного и школьного воспитания они ак-тивно проявляются, усиливая отрицательную направленность лич-ности.

Анализ взаимодействия внешних причин и внутренних пред-посылок даст ВОЗМОЖНОСТЬ определить характер их влияния па личностные установки, определяющие поведение индивида. Такой анализ, подкрепленный практически (наблюдениями), помогает пе-дагогу более точно поставить диагноз в каждом конкретном случае.

Спросите любого школьного работника, чем характеризуется трудный воспитанник, и он ответит по-разному. Учитель началь-ных классов скажет: «Непослушный и капризный»; классный руководитель IV--VI классов ответит: «Неуправляемый или вред-ный»; о старших говорят: «Невыносимые, все делают наоборот и во всем мешают».

Уже в дошкольном возрасте вследствие неправильного воспи-тания в семье возникают ошибки в поведении ребенка: неумение играть со сверстниками, общаться с ними, неправильное отноше-ние к старшим и себе. В их основе -- неудачи в игре и трудовых действиях, рождающие неуверенность в себе, обидчивость, уп-рямство и даже агрессивность, озлобленность. Дефицит успеха в игре и дефицит общения ведут к искажению психического разви-тия.

В младшем школьном возрасте продолжают действовать след-ствия неправильного воспитания в семье и детском саду, порож-дая новые явления: стремление избежать неприятностей, свя-занных с неудачами в деятельности и отношениях, а отсюда -- непослушание, истеричность, капризность, нерешительность, пассивность.

В подростковом возрасте неправильное поведение рождено не только отставанием в психическом развитии, но и ограничен-ным жизненным опытом. Ошибки в поведении проявляются в сле-пом копировании поступков взрослых, неумении действовать са-мостоятельно, преждевременном взрослении. Отсюда типичные недостатки поведения подростков -- драчливость, грубость, невы-держанность, активно отрицательное отношение к учению, нега-тивизм, обособленность, замкнутость, конфликтные отношения с окружающими. У старших подростков чувство взрослости по-буждает к самостоятельности, а для этого еще нет необходимого жизненного опыта, практических умений, развитых сил и способ-ностей. Обостряются также противоречия между осознанием норм поведения и их выполнением, разумом и чувствами, возникает не-соответствие планов возможностям и др. Наблюдения показывают, что наибольшее количество неудач, ошибок, конфликтов при-ходится на подростковый возраст.

В этот период родителями и педагогами чаще всего наруша-ется правило соответствия воспитательных мер возрастным, по-ловым и индивидуальным особенностям школьников. Это вызыва-ет у них сопротивление, отрицательную реакцию. В пер-вую очередь изменяется сфера сознания и самосознания. Отноше-ние к миру строится на развитом логическом мышлении, повы-шенной критичности. Познание окружающей действительности тесно связано с самопознанием. Так создаётся предпосылка для активной познавательной деятельности и перехода воспитания в самовоспитание. Но если это не учитывается в воспитании, позна-вательные интересы угасают, проявляется безответственность, возникают нежелание преодолевать трудности, стремление к праздному образу жизни.

У подростков возрастает двигательная активность, вызванная развитием тела, ростом мускулатуры, качественным изменением функций двигательного анализатора. Если в этот период обуче-ние не связано с практическими видами деятельности, не форми-руются мотивы значимости трудовой и спортивной деятельности детей, то неизбежны нарушения дисциплины и даже стихийное, неразумное применение грубой физической силы, т. е. происходит искажение активности. Отклонения в поведении выступают как. клапан, через который выходит возрастная мышечная энергия подростков, неспособных к саморегуляции, к управлению собой.

Следовательно, если возрастные особенности учитываются в воспитательном процессе, они становятся значимыми внутренними.

Отрицательные свойства возникают также на основе неправиль-ного отношения к деятельности. Если ребенок не привык к само-обслуживанию, не помогает родителям, он выглядит смешным и беспомощным в любой работе. И тогда возникает желание избе-жать той деятельности, в которой что-то не получается. Так пас-сивность перерастает в лень.

Проявившийся негативизм, неизбежно возникающие конфлик-ты со сверстниками постепенно изменяют к худшему статус под-ростка. Подросток не может быть коллективистом, если у него разрушается умение подчинять личное общественному, исчезает ответственность за себя и товарищей перед коллективом и др.

Неудачи, ошибки в деятельности, неадекватность поведения внутренним побуждениям в течение длительного времени порож-дают отрицательный опыт, который усугубляет личностные недо-статки. Так, факт недисциплинированного поведения на ряде уро-ков формирует непослушание как личностный недостаток. А если это закрепляется в дальнейшем опыте (удаление с уроков, уход из школы, прогулы), то непослушание превращается в недисцип-линированность как отрицательное свойство. Негативные пережи-вания, возникающие при неудачах, неуспехе, отрицательный опыт поведения (например, списывание, уход с уроков), соединяясь, рождают отрицательное свойство. Например, из пассивности мо-гут возникнуть личностные недостатки: равнодушие, работа под постоянным нажимом со стороны. Так, постепенно складывается личность трудного воспитанника. Причем, поступки подростка оп-ределяются доминирующей отрицательной чертой характера, ко-торая подчиняет себе остальные качества, в том числе и положи-тельные. Подросток в такой ситуации стремится уйти от требо-ваний, выполнение которых требует от него уже значительных усилий. В то же время он старается найти, создать такое окруже-ние, в котором бы его эгоизм, недисциплинированность и т. п. могли вызвать поддержку.

Разные характеры у трудновоспитуемых детей. Подчас кажет-ся, что бесполезно у них искать что-то общее: что ни ребенок, то уникум. И никак нельзя предсказать, что подействует на всех, что повлияет только на одного, что изменит ребенка к лучшему, а что совсем испортит дело, несмотря на разумность действий педагога. В сущности, все кажется просто: сочетаются весьма стандартные факторы -- ситуация трудновоспитуемости, характер допущенных педагогических ошибок в семье и школе говорят об уровне педагогической запущенности, плюс к тому же кризисные возрастные состояния. Однако сочетаний этих факторов может быть такое множество, а потому и совершенно неожиданными мо-гут быть проявления трудновоспитуемости. Анализируя взаимо-действия всех факторов, очень важно точно выявить причину трудновоспитуемости.

Недостатки поведения -- начальная стадия, характерная для младших школьников, результат несформированности опыта по-ведения или постоянных неудач в той или иной деятельности. Ребенок не всегда может найти адекватную форму поведения: у одних недостает некоторых положительных качеств, у других -- социального опыта поведения, Если формирование личности не корректировать и соответствии с повышающимися общественными требованиями, то неизбежно возникает противоречие между тре-бованиями извне и реакцией человека на них. В этих условиях все чаще проявляются недостатки поведения: ошибки в работе, отчужденность или конфликтность в отношениях с людьми.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5