Практический психолог и эффективность кадров
Статистически достоверная зависимость не выявлена.
Таблица 10. Результаты подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена по ответам на 4 вопрос: Какие профессиональные знания, умения, навыки важны для работы психолога-менеджера.
№
|
Варианты ответов
|
Студенты
|
Преподаватели
|
|
|
|
|
ранг
|
|
ранг
|
|
1
|
Знание социальной психологии
|
7,9
|
5,5
|
8,6
|
4,5
|
|
2
|
Знание психологии труда
|
7,7
|
7
|
8,8
|
2
|
|
3
|
Подготовка в области управления
|
8,2
|
3,5
|
8,6
|
4,5
|
|
4
|
Подготовка в области права
|
7,5
|
10
|
7,8
|
11
|
|
5
|
Подготовка в области экономики
|
6,6
|
12
|
7,4
|
13
|
|
6
|
Знание организации производства
|
7,9
|
5,5
|
8
|
9
|
|
7
|
Знание иностранного языка
|
5,7
|
14
|
7
|
14
|
|
8
|
Умение работать на персональном компьютере
|
7,6
|
8,5
|
8,2
|
8
|
|
9
|
Умение вести служебную документацию
|
7,4
|
11
|
7,8
|
11
|
|
10
|
Умение вести деловую переписку
|
6,5
|
13
|
7,8
|
11
|
|
11
|
Умение проводить деловые переговоры
|
7,6
|
8,5
|
8,4
|
6,5
|
|
12
|
Владение профессиональной этикой и этикетом
|
8,4
|
2
|
8,8
|
2
|
|
13
|
Коммуникативные навыки
|
8,7
|
1
|
8,8
|
2
|
|
14
|
Организаторские навыки
|
8,2
|
3,5
|
8,4
|
6,5
|
|
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 0,869, уровень значимости 0,001
|
|
|
Получена положительная корреляция на высоком уровне значимости.
Таблица 11. Результаты подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена по ответам на 5 вопрос: Какие индивидуальные личностные особенности могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера.
№
|
Варианты ответов
|
Студенты
|
Преподаватели
|
|
|
|
|
ранг
|
|
ранг
|
|
1
|
Креативность
|
7,6
|
6
|
8,4
|
3
|
|
2
|
Высокий уровень общего и социального интеллекта
|
8,3
|
1,5
|
8,8
|
1
|
|
3
|
Эмпатия
|
7
|
10,5
|
7,6
|
8,5
|
|
4
|
Ответственность
|
7,9
|
5
|
8,6
|
2
|
|
5
|
Внимательность
|
8,1
|
3
|
8
|
5
|
|
6
|
Наблюдательность
|
8
|
4
|
7,8
|
6,5
|
|
7
|
Рефлексия
|
7,5
|
7,5
|
8,2
|
4
|
|
8
|
Устойчивость к стрессу
|
8,3
|
1,5
|
7,8
|
6,5
|
|
9
|
Привлекательность
|
6,4
|
12
|
6,6
|
12
|
|
10
|
Оптимизм
|
7,5
|
7,5
|
7
|
11
|
|
11
|
Любознательность
|
7
|
10,5
|
7,4
|
10
|
|
12
|
Нравственность
|
7,2
|
9
|
7,6
|
8,5
|
|
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 0,711, уровень значимости 0,01
|
|
|
Получена корреляция на высоком уровне значимости.
Таблица 12. Результаты подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена по ответам на 6 вопрос: Что дает студентам профессия психолога-менеджера.
№
|
Варианты ответов
|
Студенты
|
Преподаватели
|
|
|
|
|
ранг
|
|
ранг
|
|
1
|
Возможность личностного роста
|
7,8
|
2
|
8,2
|
1
|
|
2
|
Широкий круг общения
|
7,5
|
4,5
|
7,6
|
4
|
|
3
|
Возможность профессионального развития
|
7,9
|
1
|
7,8
|
2,5
|
|
4
|
Карьерный рост
|
7,5
|
4,5
|
7
|
6
|
|
5
|
Деньги/ повышение зарплаты
|
6,8
|
6,5
|
7,2
|
5
|
|
6
|
Чувство стабильности, уверенности в завтрашнем дне
|
6,8
|
6,5
|
7,8
|
2,5
|
|
7
|
Удовлетворение от деятельности
|
7,7
|
3
|
6,8
|
7
|
|
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 0,285
|
|
|
Статистически достоверная зависимость не выявлена.
2.3 Обсуждение результатов.
Обсуждение результатов мы начнем с освещения вопросов, в которых мы выявили сходство в представлениях студентов и преподавателей. Это сходство касаются будущего места работы: на первом месте по значимости и у студентов и у преподавателей стоит коммерческая структура, на втором месте - государственная организация, третье место занимает негосударственная (общественная) организация, четвертое - свое дело, и заключает предложенный список частная практика.
Т.е. студенты и преподаватели в этом вопросе полностью единодушны. Но мы считаем, что данное сходство может уменьшиться, если будет больше вариантов ответов.
В ответе на вопрос о возможной области специализации студенты и преподаватели поставили на первое место «менеджер по персоналу». В остальных случаях отмечается статистически минимальное сходство (0,05): когда студенты выбирают менеджера по кадрам, а преподаватели менеджера по рекламе.
Следующий рассматриваемый вопрос, касающийся знаний, умений, навыков - у студентов и преподавателей выявлено сходство относительно придания значимости коммуникативным навыкам и знанию профессиональной этики и этикета.
Среднее сходство ответов по вопросу о индивидуальных качествах личности психолога-менеджера: на первом месте - общий и социальный интеллект, на предпоследнем - любознательность и на последнем - привлекательность.
На последний вопрос, касающийся темы, что дает студентам их профессия не наблюдается статистически достоверной зависимости.
Но в нашей работе наиболее значимыми являются полученные различия в представлениях студентов и преподавателей. Далее обсудим выявленные отличия во мнениях по поводу основных составляющих профессии психолога-менеджера.
Так, получены статистически значимые отличия (0,05) по поводу места учебно-воспитательной работы в деятельности психолога-менеджера. Преподаватели ставят этот вид деятельности на третье место, тогда как студенты на последнее. У большинства опрошенных преподавателей именно учебно-воспитательная деятельность является ведущей в профессиональной жизни, поэтому они не могут не отметить ее. Студенты же хотя и учатся в педагогическом вузе, не ориентированы на данный вид деятельности. Это может происходить по двум причинам: во-первых, студенты не считают учебно-воспитательную работу значимой в работе психолога-менеджера, во-вторых, они не достаточно осведомлены о месте и значении данного вида деятельности.
Далее существуют отличия во взглядах студентов и преподавателей относительно необходимости психологу-менеджеру знания социальной психологии (уровень значимости отличий 0,05) и знания психологии труда (уровень значимости отличий 0,01). В обоих случаях преподаватели заявляют о большей значимости этих дисциплин, чем студенты. В этом случае можно сказать, что студенты больше ориентированы на получение практических знаний, умений и навыков. К тому же возможно у них не сложилось представление о важности этих дисциплин, так как в ходе их чтения не подчеркивалась практическая значимость, место этих знаний именно относительно работы психолога-менеджера.
И последнее значительное отличие в представлениях студентов и преподавателей относится к индивидуальным личностным особенностям, которые могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера. Преподаватели статистически чаще отмечают такое качество как ответственность (уровень значимости отличий 0,05). У студентов ведущей является учебная деятельность, они в полной мере не сталкивались с решением профессиональных задач, с реальными проблемами клиента, поэтому они не представляют себе меру лежащей на них ответственности. В данном случае студенты, обучающиеся по специализации «психология управления», должны не только выполнять какие-то действия, но и четко представлять себе последствия принятых решений, подвергать их глубокому анализу и рефлексии. Так из таблицы 11 мы видим и отличие рангов важности такого качества как рефлексия, - у студентов оно намного ниже, чем у преподавателей. Что еще раз подчеркивает необходимость как теоретической, так и практической работы в этом направлении.
Выводы.
Результаты проведенного нами исследования показывают, что преподаватели статистически чаще, чем студенты заявляют о значимости учебно-воспитательной работы. Мы соотносим это представление с тем, что у опрошенных преподавателей, читающих дисциплины по специализации «психология управления», именно данный вид деятельности является часто встречающимся и значимым.
Результаты показали различия во взглядах между преподавателями и студентами относительно необходимости психологу-менеджеру знания психологии труда и социальной психологии. Преподаватели считают, что эти дисциплины более значимы в работе психолога-менеджера, а студенты не придают этому такого значения. На данное расхождение представлений следует обратить внимание при чтении этих курсов, объяснив студентам их практическую и теоретическую значимость, а так же углубить изучение дисциплин, значимых для студентов.
Также существуют значимые различия в представлениях об индивидуальных личностных особенностях.
Анализ результатов методами математической статистики показал наличие сходных представлений у студентов и преподавателей относительно возможного места работы психолога-менеджера, области специализации, важных знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств.
Рекомендации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|