бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Практический психолог и эффективность кадров бесплатно рефераты

Исходя из полученных в ходе нашего исследования данных, можно мы предлагаем следующие рекомендации:

Довести до сведения преподавателей полученные результаты. Провести беседу относительно выявленных различий.

При чтении курсов «социальная психология» и «психология труда» обратить особое внимание на значение этих теоретических дисциплин в практической работе психолога-менеджера.

В ходе психолого-педагогической практики и при чтении курса «введение в профессию» подчеркнуть место и значение учебно-воспитательной работы.

При проведении практических и тренинговых занятий обратить внимание студентов на такое личностное качество как ответственность, и его значение в работе психолога-менеджера.

Данные нами рекомендации можно раскрыть в следующих положениях:

Во-первых, особое внимание следует уделять не простому усвоению учащимися знаний по типу механической машины, но преломлению их в личный субъективный опыт студента как будущего профессионала. Необходима интериоризация полученных в ходе лекций сведений, их встроенность в общее понимание профессии. Если представить себе профессию психолога-менеджера кирпичным домом, то отдельные знания, умения, навыки, жизненный опыт индивида буду в нем кирпичиками. При этом такие дисциплины как социальная психология и психология труда будут лежать в его фундаменте, и будут непременно нести соответствующую им смысловую нагрузку.

Значение учебно-воспитательной работы в специализации «психология управления» состоит не только в возможности выпускника заниматься преподавательской деятельностью. Оно заключено и в функциях психолога-менеджера. Воспитательная функция менеджера - это управление поведением и нравственным развитием персонала, в соответствии с целями и миссией фирмы. Педагогическая функция менеджера - это управление познавательным и профессиональным развитием персонала. Чаще всего она реализуется через профессиональное обучение персонала (38).

Ответственность является важнейшей характеристикой личности, это то, что в первую очередь отличает социально зрелую личность от социально незрелой. В нестоящее время в психологии распространена концепция о двух видах ответственности (так называемая теория локуса контроля). Ответственность первого типа - это тот случай, когда личность возлагает на себя всю ответственность за происходящее с ней в жизни. Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственными за все происходящее с ним либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию. В концепции Дж. Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: он одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. В настоящее время многие авторы исходят из другой посылки, полагая, что в различных по типу ситуациях возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля. Социальная зрелость и ее главная составляющая - ответственность - формируются исключительно в условиях, адекватных устремлениям личности. Обретение ответственности прямо связано с представлением личности свободы в принятии решений, с развитием автономности личности. Интерналы менее тревожны, менее подвержены депрессии, менее склонны к агрессии, более благожелательны, терпимы и популярны в группе. Они более уверены в себе и чаще находят смысл и цели в жизни. За этими выводами стоит большое число исследований и эмпирических фактов (Е.Ф. Бажин, Е.А.Голынкина, А.М. Эткинд, К. Мудыбаев, В.В. Знаков, А.А. Реан, Д.Ю. Карандашев и др.). В качестве развития такого качества как ответственность предлагаем модификацию упражнения-тренинга «Отстройка от внешнего контроля» (см. Приложение 3).

Заключение.

Анализ литературы об исследовании представлений в современной психологии показал нам существование двух основных направлений возможных исследований. Это теория социальных представлений французского психолога Сержа Московиси, и исследования отечественных ученых ( А.Н. Леонтьева, С.Д. Смирнова, В.В. Петухова, Е.А. Климова и др.) относительно такого понятия как образ или представление мира.

Сущность исследований представлений о профессии заключается в понимании образа профессии как представления о цели деятельности учения. Это способ осознания желаемого результата собственной деятельности по освоению профессией. В своей работе мы пришли пониманию трехкомпонентоного состава образа профессии, состоящего из целей, средств и предметной области профессии. Компоненты образа профессии и их содержательную часть мы конкретизировали применительно к профессии психолога-менеджера следующим образом: такая составляющая образа профессии как цель, включает в себя представление о дальнейшей сфере деятельности, о специализации. Следующая составляющая подразумевает все средства, используемые специалистом - конкретные виды деятельности (диагностическая, коррекционная, экспертная и др.). И последней составляющей является предметная область, которая подразумевает под собой знания, умения и навыки человека в данной профессии.

На основании изложенных выше теоретических положений мы выдвинули и экспериментально проверили гипотезы относительно возможных различий в представлениях о профессии психолога-менеджера между студентами и преподавателями. Выявленные нами различия касаются места учебно-воспитательной работы в деятельности психолога-менеджера, необходимости знания социальной психологии и психологии труда, важности такого личностного качества как ответственность для успеха в работе психолога-менеджера.

Исходя из полученных данных нами были разработаны рекомендации по оптимизации педагогического процесса. Они включили в себя лекцию-беседу для преподавателей и студентов, а также практическое занятие - тренинг.

Литература

Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности. / Е.В. Шороховой. - М., 1987. - С.137-145.

Акопов В.Г. профессиональное сознание - ключевое понятие теоретической и практической подготовки специалистов. // Психологические аспекты формирования профессионального сознания в процессе подготовки специалистов в вузе. - Куйбышев, 1989. - С.164--203.

Артемьева Е. Ю., Стрелков Ю. К.. Профессиональная составляющая образа мира // Мышление и общение: активное взаимодействие с ми-ром. Сб. науч. трудов. Ярославль, 1988. - С. 67-84.

Асеев В.Г. Единство содержательной и динамической сторон мотивации. // Принцип системности в психологических исследованиях. - М., 1990.- С.78-85.

Асмолов А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности // А.Н. Леонтьев и современная психология. - М., 1983. - С.118-128.

Бодалев А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. - М., 1993. - 320с.

Борисова Е.М. О применении социально-психологических методик в изучении становления профессионала. // Психодиагностика. Ее проблемы и методы: Сб. науч. трудов /К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. - М., 1975. - С.142-161.

Гарбер Е. И., Козача В. В. Методика профессиографии. - Саратов, 1992. - 137с.

Горбатов С.В., Лысков Б.Д. Концепция собственного будущего как фактор регуляции социального поведения. // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 1992. - №6, - С.70-77.

Гостев А. А. Образная сфера человека. - М., 1992. - 211с.

Гусейнова В. В., Овсянникова И. Н. О культуре решения профкон-сультационных задач // Профориентация и формирование социально-психологической культуры личности специалиста в вузе. Межвузовский сборник. - Томск, 1989. - С. 144-156.

Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // А.Н. Леонтьев и современная психология. - М., 1983. - С.128-140.

Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М., 1993. - 179с.

Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция "социальных представлений" в современной французской психологии. - М., 1987. - 427с.

Дружинин В. Н. Теоретические основы диагностики познавательных способностей // Автореф. Дисс. ... докт. психол. наук. - М. 1989. - 48с.

Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. - М., 1986. - 468с.

Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М., 1960. - С.72-99.

Зиброва С.В. Профессиональное сознание: репрезентация и образ профессии. - Дисс. …канд. психол. наук. - Красноярск, 1999. - 122с.

Зинченко В. П. От генезиса ощущений к образу мира. // А. Н. Леонтьев и современная психология. - М., 1983. - С.140-153.

Калининский Л.П., Гайраджи С.Г. О психологических критериях становления профессионала в вузе. // Психологическая наука и практика. - Новосибирск, 1987. - С.98-99.

Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М., 1988. - 38с.

Климов Е. А. Образ... чего? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психоло-гия. - 1991. - № 4. - С.24-31.

Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М., 1983. - 197с.

Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 1993 - 344с.

Климов Е. А., Носкова О. Г. История психологии труда в России: Учебное пособие. - М., 1992 - 409с.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 1988. - 198с.

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М., 1995. - 352с.

Конопкин, О. А. Психологические механизмы регуляции деятельнос-ти. - М., 1980. - 311с.

Кукосян О. Г. Профессия и познание людей. - Ростов, 1981. - 179с.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1977. -304с.

Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М., 1991. - 296с.

Медведев Д.А. Образ мира как внутренний фактор развития личности студента педагогического вуза. - Дисс. …канд. психол. наук. - Ставрополь, 1999. - 206с.

Миракян А. И. Афизикальные принципы психического отражения и их моделирование в технических системах. // Принципы порождающего про-цесса восприятия. - М., 1992. - С.148-162.

Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Профессиональное сознание как предмет психолого-педагогического исследования в высшей школе. - Саранск, 1989.- 158с.

Овсянникова В. В. Самооценка учащегося ПТУ как субъекта про-фессиональной деятельности. - Автореф. Дис. ...канд. психол. наук. - Л., 1982. - 23с.

Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. //Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1984. - № 4. - С.17-29.

Пономаренко В.А., Алешин С. В., Ворона А. А. Психический образ в практике профессионального обучения // Вопр. психологии. - 1986. - № 3. - С.9-16.

Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента./ Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - С.-Пт., 2001. - 240с.

Психологическое сопровождение выбора профессии./ Л.М. Митиной. - М., 1998. - 184с.

Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. - М., 1985.- 208с.

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957. - 244с.

Самоукина Н.В. психология и педагогика профессиональной деятельности. - М., 2000. - 384с.

Сизова И.Г. Личность и профессиональная деятельность психолога. -- Дисс. …канд. психол. наук. - Тверь, 1999. - 214с.

Смирнов А.И. Об изучении профессий типа «человек -- художест-венный образ» //Вопросы профессиоведения: Сб. науч. трудов. - Л., 1979. - С.

Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вести Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1981. - № 2. - С.34-39.

Смирнов С. Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов // А. Н. Леонтьев и современная психология. - М., 1983. - С.172-197.

Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. - М., 1985. - 352с.

Социально-психологический портрет инженера. /В.А. Ядова. - М., 1977. - 232с.

Стрелков Ю.К., Сизов К.. В. К психологическому описанию штурман-ского труда //Вопр. психологии. - 1985. - № 4. - С.12-15.

Титова И.П. К вопросу о классификации профессий // Вопросы тео-рии и практики профориентации в средней школе. - М., 1972. - С.42-47.

Трушкова С.В. Особенности представлений о средней школе в различных социальных группах. - Дисс. …канд. психол. наук. - М.,1996. - 157с.

Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятель-ности. - М., 1982. - 94с.

Шадриков В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. - Ярославль, 1981. - 72с.

Шихирев П.И. Современная социальная психология. - М., 1999. - 448с.

Шошин П.Б. Метод экспертных оценок. - М., 1987. - 56с.

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999. - 416с.

Козлов Н.И. Формула личности. - СПб., 1999. - 368с.

Приложение №1.

Уважаемые коллеги!

Просим Вас принять участие в исследовании, проводимом Всероссийским научно-практическим Центром профориентации и психологической поддержки населения совместно с Московским Государственным Открытым Педагогическим Университетом им.М.А.Шолохова.

Данная работа посвящена исследованию представлений о профессии психолога-менеджера.

Ответьте на вопросы, используя шкалу от 1 до 9. Где 1 означает «нет, это не так» , 9 - «да, это так», 5 - «пока не знаю»; остальные цифры являются промежуточными значениями. Выбранный вариант обведите в кружок. Оцените все предложенные варианты ответов. В строке «что еще» Вы можете вписать свой вариант ответа.

Где Вы планируете работать после окончания ВУЗа?

Государственная организация ………………………………………..

Коммерческая структура ……………………………………………...

Негосударственная (общественная) организация……………………

Свое дело……………………………………………………………….

Частная практика ……………………………………………………...

Что еще:__________________________________________________

1-2-3-4-5-6-7-8-9

1-2-3-4-5-6-7-8-9

1-2-3-4-5-6-7-8-9

1-2-3-4-5-6-7-8-9

1-2-3-4-5-6-7-8-9

1-2-3-4-5-6-7-8-9

В какой области Вы планируете специализироваться как психолог-менеджер?

Менеджер по кадрам …………………………………………………..

Менеджер по персоналу ……………………………………………...

Рекрутер ………………………………………………………………..

Тренинг-менеджер……………………………………………………..

Орг-консультант ……………………………………………………….

Менеджер по переобучению …………………………………………

Менеджер по рекламе …………………………………………………

Имиджмейкер …………………………………………………………

Специалист по переговорным технологиям ………………………...

Специалист по связям с общественностью ………………………….

Помощник руководителя ……………………………………………..

Ученый-исследователь ………………………………………………..

Что еще:_________________________________________________

1-2-3-4-5-6-7-8-9

1-2-3-4-5-6-7-8-9

1-2-3-4-5-6-7-8-9

1-2-3-4-5-6-7-8-9

1-2-3-4-5-6-7-8-9

1-2-3-4-5-6-7-8-9

1-2-3-4-5-6-7-8-9

1-2-3-4-5-6-7-8-9

1-2-3-4-5-6-7-8-9

1-2-3-4-5-6-7-8-9

1-2-3-4-5-6-7-8-9

1-2-3-4-5-6-7-8-9

1-2-3-4-5-6-7-8-9

С какими видами деятельности Вы будете чаще всего встречаться в работе как психолог-менеджер?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8