бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Практический психолог и эффективность кадров бесплатно рефераты

Немалый и психологически ценный материал об образах, регулирующих деятельность людей, занятых разными видами операторского труда, закодирован под термином «концеп-туальная модель» в работах по инже-нерной психологии, эргономике (30, 47, 52).

Следует отметить, что обоснованные утверждения о про-фессиональной специфике отображения в сознании сущест-венных, реальностей (включая прежде всего предметную об-ласть труда) часто и подчас неожиданно встречаются в са-мых разных исследованиях. Например, в работе В. Н. Дружинина о диагностике способностей (15).

Субъективное своеобразие видения разными профконсультантами такого сложного объекта, как множество про-фессий, отмечено в работе В. В. Гусейновой и И. Н. Овсян-никовой (11).

Вопросы восприятия и понимания человека человеком в зависимости от профессиональной принадлежности рассмот-рены в специальной главе книги А. А. Бодалева по пробле-мам социальной перцепции (6).

Систематическому экспериментальному изучению особен-ностей познания человека человеком в зависимости от про-фессиональной принадлежности (изучались формирующиеся профессионалы -- студенты университета) посвящена работа О. Г. Кукосяна (29).

Хороший обзор находок последних лет в области «профессиональной составляющей образа ми-ра» дан в работе Е. Ю. Артемьевой и Ю. К. Стрелкова (3, 48).

Е. А. Климов сосредоточил свое внимание на идее профессиональной относительности образа мира, которая рассматривается им в качестве частного выражения идеи групповой и индивидуальной относительности отображения объектной и субъектной реальности разными людьми.

Он считает, что образов мира столько же, сколько людей, и одним из факторов типизации этих образов, их большого или мень-шего сходства у разных людей как субъектов труда является как раз профессионально-трудовая деятельность (именно владение деятельностью обусловливает и принадлежность к профессиональной общности с характерном для нее модусом жизни, и возможность занимать определенные трудовые пос-ты -- места в мире людей, возможность обретать все более высокую квалификацию, что, полагаем, должно приводить к специализации и индивидуализации образа мира у каждого профессионала) (27).

Одним словом, мы будем исходить из того, что «труд по определению всегда есть деятельность, в ходе которой про-изводится нечто, составляющее предмет потребления в об-ществе (о психологических признаках труда подробнее см.: 26 с. 61--68), то есть труд в принципе произво-дителен, в противном случае мы просто принимаем за труд какую-то иную активность человека, хотя бы и находящегося на штатном рабочем месте» (27 с.35).

Сложность изучения образа мира по мнению Климова, что «в мире профессий в качестве очень важного выступает как раз не общее, не то, что сходно у разных людей (скажем, уровень общеобразовательной или общетехнической, или общепро-фессиональной подготовки), а именно особенное и уникаль-ное (единичное)» ( там же). Поэтому обращаясь к вопросу метода, Климов признает, что текст описания профессии, повест-вующий даже, казалось бы, не собственно о профессионале, а об области приложения его сил, предметах, средствах и ус-ловиях трудовой деятельности, может служить материалом хотя бы для ориентировочных суждений о том как представ-лен мир в образах субъекта соответствующей деятельности. Условившись о выделении некоторых смысловых единиц та-кого рода текстов, можно подсчитать частоты встречаемости тех или иных из них, рассматривая это как показатель представленности в сознании профессионала соответствующих образов, идей.

Вот почему в качестве первого и простейшего метода по-лучения сведений об образе мира в разнотипных профессиях Климов прибегает к анализу профессиограмм как докумен-тов, в которых в конкретно-культурной форме зафиксирова-ны, объективированы свойства субъекта деятельности и об-ласти приложения его сил. Поскольку авторы профессио-грамм, рассматриваемых как исходный, уже «собран-ный» материал, во-первых, знают, о чем пишут (они экспер-ты в области изучения и описания профессий), и, во-вторых, не знают (не могли знать, когда писали тексты), с какой целью мы используем эти профессиограммы, то можно, до-пустить, что в нашем случае соблюдаются два полезных ме-тодических принципа:

· принцип незнания «собирателем материала» общего за-мысла и гипотез исследования;

· принцип использования экспертных оценок, или сужде-ний компетентных судей. Этим вторым пунктом работа Климова несколько отличается от применения метода, который иногда называют «контент-анализом», который применяется в социальной психологии (27).

Климов считает, что обращение к профессиограммам адресованным широкому читателю, есть не «измена» научному профессиоведению, а скорее методичес-кая уловка, которая, как он надеется, поможет лучше почувст-вовать и заметить особенности и перспективы совершенство-вания собственно научного психологического языка описания субъекта деятельности (там же).

Образ мира, «представление мира» это -- «опорное условие психической жизни» оно «обычно не рефлексируется субъектом» (36, с.16) и связано с чувством «внутренней определенности, самоочевидности чего-либо (в том числе и самого себя), которое и является подчас единственной опорой возможности указания на его существование» (там же). Поэтому о том, что называют «об-разом мира», нельзя выспросить человека, а нужно рекон-струировать этот образ по косвенным источникам, в частнос-ти по высказываниям профессионала о каких-то дельных, с его точки зрения вещах, объектах.

Климов предлагает следующую методику анализа профессиограмм:

1. Выделить в тексте все утверждения (смысловые едини-цы, слова), так или иначе характеризующие: а) субъекта деятельности и б) то окружение (предметный и социальный «фон» -- «мир», «универсум»), на котором субъект профес-сионального труда подается читателю.

2. Упорядочить выделенные смысловые единицы по суще-ственным признакам. В результате сложится некоторая «ка-тегориальная сетка», в соответствии с которой будет про-текать дальнейший анализ. В ходе работы эта сетка может совершенствоваться, пока не сложится ее вариант, удовлет-воряющий исследователя (27).

Также говоря о программе рассмотрения образа мира про-фессионала Климов полагает полезными следующие ее пунк-ты, но «не следует думать, что предлагается некий опросник: нет, узнавать о содержании сознания лучше всего по косвенным показателям -- продуктам деятельности, свободным выборам, инициативным -- без внешнего стимула -- высказываниям, поступкам, генерируемым конфликтам, досуговой активности, кругу чтения и т. п.» (27).

1) Что выступает в сознании в качестве важных, фактичес-ки волнующих событий:

в своей жизни (биографии), в семейном, домашнем кругу,

в жизни своей контактной группы на работе,

в жизни своего широкого (незримого) профессионального

сообщества,

в жизни своего народа, страны, человечества.

2) Что выступает в сознании в качестве важных, фактичес-ки волнующих событий:

в существовании природы на Земле,

в существовании нашей планеты, ее природных регионов,

в существовании околоземного пространства и мироздания.

3) Как расставлены в сознании приоритеты перечисленных выше групп событий (главное, второстепенное, третьестепен-ное).

4) Каким бы хотелось видеть мир (как универсум), вклю-чая перечисленные только что в 1-м и 2-м пунктах группы со-бытий и их ценностный порядок (в соответствии с пунктом 3).

Тип «человек -- человек», к которому и относится профессия психолога-менеджера, описывается в исследовании Климова следующим образом (27):

Мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны наполненности окружающего разны-ми, разнообразными, разномыслящими и разнокачественны-ми и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. В то же время «космическая», «природно-планетная» составляющая образа мира практически не находит заметного отображения в рассмотренных текстах, по-видимому, по принципу «все мы знаем, что это такое». Это какой-то далекий смутный фон.

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, которые характеризуют умо-настроение, поведение людей, образ их жизни и формы актив-ности, а также способы привнесения порядка, упорядоченнос-ти в сложную жизнь человека и общества.

Цивилизация, культура, история человечества -- это преж-де всего народы, страны, государства, языки, культурные цен-ности разных народов.

Международные отношения -- это прежде всего деловые -- политические, торгово-экономические, общекультурные -- взаимодействия между хорошо различаемыми социальными системами.

Условия существования и развития человека -- это памят-ники культуры, сеть музеев, экскурсии, общение участников специально организованного празднества, удовлетворение ду-ховных запросов населения, общественный порядок. Осталь-ное -- некий само собой разумеющийся и кем-то обеспечивае-мый фон.

Деятельность человечества, людей -- это прежде всего приобщение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительная деятельность, доведе-ние товаров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями разного рода. Наиболее детализиро-ваны при этом представления о разновидностях людей (и де-ти, и взрослые, и обезличенные «лица», и индивидуально от-личаемые люди).

Чтобы дать более полное представление о харак-тере тех дискретных определенностей, системных целостноетей -- «гештальтов», или «квантов» (нет единого устоявшего-ся термина), в которые сознание профессионалов как бы от-формовывает непрерывный и по необходимости хаотический поток жизненных впечатлений из внешнего мира, Климов приводит краткие иллюстративные перечни этих определенностей:

Внешние проявления работы -- это свое поведение; свои поступки; своя речь, мероприятия (операциональная сторона весьма сложной деятельности часто не раскрывается, а обоз-начается общими понятиями -- «обеспечивает», «пресекает» и пр ).

Субъектное: свои эмоции; свое настроение; дурное распо-ложение духа (всем этим надо уметь владеть, уметь властво-вать собой); духовный мир; внимание; совесть и т. п.

Нормативное -- это закон, требования морали, правила дорожного движения и т. п.

Люди: это и подопечные, и нетрезвые водители, и прооперированные больные, и просто «лица» и пр.

Обстоятельства работы -- это психологический климат, си-туации нервно-психического напряжения, необходимость быст-ро переключаться с одного вида деятельности на другой, ра-бота в вечерние часы и выходные дни.

Представители профессий этого типа умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать не-которую упорядоченность общественным процессам сообраз-но поставленным целям), учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей (материальных, духовных, социальных).

Исполнительно-двигательная сторона труда имеет в про-фессиях этого типа следующие особенности: это прежде всего речевые действия (говорение тоже не обходится без речедвигательных навыков: говорить профессионально надо также учиться. Далее, это выразительные движения (мимика, пантомимика) и выразительные свойства внешности и даже одежды

Особенности познавательной деятельности представителей профессий этого типа во многом определяются сложностью и текучестью, нестандартностью предметов рас-смотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих социальные явления.

Среди требований к качеству исполнительно-двигательных проявлений на первом месте требования не только к письмен-ной, но и к устной речи -- ее четкости, раздельности, удобно-му для слушателя темпу, связности и, конечно, ясности, по-нятности содержания высказываний, реплик.

Самое главное в области познавательных процессов пред-ставителей этого типа профессий, конечно, не острота зрения или слуха, а своеобразная душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характе-ра человека, к его поведению, умение или способность мыслен-но представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту или по газетам.

И еще важен оптимистический проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда мо-жет стать все лучше и лучше.

Требуется и очень важна способность сопереживать друго-му человеку (сострадать и сорадоваться). Важная особен-ность эмоционального склада личности сводится к способнос-ти заново, вновь и вновь переживать те события, о которых не в первый уж раз ведется речь, и передавать слушателям свое отношение к ним.

Важны наблюдательность именно по отношению к поведе-нию, проявлениям душевной деятельности человека, отзывчи-вость, доброжелательность, готовность бескорыстно прийти на помощь другому существу, искренняя и деятельная обеспоко-енность судьбами людей (учеников, пациентов, подопечных разного рода), терпение к снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, внешнего облика, об-раза мыслей.

Профессии данного типа неизбежно требуют творческого склада ума, способности ясно представлять, моде-лировать варианты возможных последствий действий людей, возможных исходов их конфликтов, противостояний или, на-оборот, объединений.

Особенности саморегуляции представителей рассматривае-мого типа профессий таковы. Требуется постоянное совершен-ствование своих знаний и навыков, стремление «идти в ногу» с быстротекущими процессами социального движения, разви-тия, заставлять себя быть в курсе текущих общественных со-бытий. В противном случае рушится взаимопонимание с окру-жающими. Требуется огромная выдержка, способность «не выходить из себя». Требуется умение строго сообразовывать свое поведение, обращенное к другим людям, с моральными и юридическими нормами, а это отнюдь не всегда просто. Вмес-те с тем в отношении самого себя часто невозможно строго подразделить время на рабочее и нерабочее.

Противопоказаниями к выбору профессий данного типа яв-ляются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физи-ческие недостатки, как это ни печально, нерасторопность, из-лишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку -- интереса «просто так».

Приведенные ниже пять обобщенных характеристик следует рассматривать как самое ориентировочное, «контур-ное» приближение к интересующей нас действительности. Задача профессиоведения на будущее состоит не в том, чтобы их «шлифовать» и пр., а в том, чтобы строить множество более конкретных характеристик определенных профессий и профессионалов, которые никогда не могут во всем согласо-вываться с типовыми представлениями. Для информационного обеспечения практики профессионального самоопределе-ния и руководства развитием человека как субъекта профес-сиональной деятельности нужна не только «контурная карта мира профессий», но и некая постоянно совершенствуемая, обновляемая энциклопедия или «база данных» вполне кон-кретных описаний профессий, специальностей, занятий и со-ответствующих нормативных, идеальных вариантов типов профес-сионалов.

Выше была приведена очень обобщенная, типовая характеристика субъекта деятельности в разнотип-ных профессиях. Но типовое, как отмечалось, не во всем сов-падает с отдельным конкретным случаем, а в какой-то части ему может и противоречить. Вот почему, по замечанию Климова, «совершенно необхо-димо учиться и уметь провести специальное изучение частно-го случая -- профессионала или профессии, которые нас в данный момент могут интересовать. Для этого нужна, прежде всего, некоторая схема-программа (перечень вопросов, кото-рые полезно не упустить при рассмотрении частного казуса)» (23, с.179).

Вывод.

Во французской школе возникла и развивалась концепция социальных представлений, структура которых представлена тремя измерениями: информацией, полем представления и установкой.

В отечественной психологии разрабатывалось понятие образ мира, введенное А.Н. Леонтьевым. Образ мира представляет собой целостную, многомерную систему представлений о мире, о других людях, о себе, о своей деятельности и т.д. Е.А. Климов выдвигает идею, что в основе типизации образов мира может лежать профессиональная деятельность. Исходя из этого, он предлагает обобщенные характеристики разнотипных профессионалов и говорит о необходимости изучения частных представлений различных групп профессионалов.

1.2 Образ будущей профессии у студентов вуза.

Обучение должно не просто формировать высококачественные профессиональные знания и умения, но и обеспечивать осознанное выделение реальной связи характеристик профессиональной деятельности с параметрами общественной и личностной значимости. Многие исследователи едины в утверждении, что обучение в вузе должно иметь целостный характер, но реальный учебный процесс является зачастую корпускулярным, когда изучение различных дисциплин не связано друг с другом, содержание теоретических и практических курсов разорвано, разнесено в изучении и по времени и по внутреннему наполнению, которое представлено студентам как изолированное, не взаимосвязанное. Цели обучения не отражают в полной мере социальные функции будущей практической деятельности и в результате образуются понятия теоретического характера, которые в столкновении с действительными материальными условиями не могут ориентировать специалиста (18).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8