Практический психолог и эффективность кадров
Представленное выше описание компонентов образа профессии и их содержательной части можно конкретизировать применительно к профессии психолога-менеджера следующим образом: такая составляющая образа профессии как цель, включает в себя представление о дальнейшей сфере деятельности, о специализации. Следующая составляющая подразумевает все средства, используемые специалистом - конкретные виды деятельности (диагностическая, коррекционная, экспертная и др.). И последней составляющей является предметная область, которая подразумевает под собой знания, умения и навыки человека в данной профессии.
Глава 2. Эмпирическое исследование расхождений в представлениях об основных составляющих профессии психолога-менеджера между студентами и их преподавателями в ВУЗе.
2.1 Программа исследования.
Цель исследования:
Выявить и проанализировать возможные расхождения в представлениях об основных составляющих профессии психолога-менеджера между студентами и педагогическим составом факультета психологии для оптимизации педагогического процесса.
Задачи эмпирического исследования:
Выдвинуть гипотезы относительно возможных расхождений в представлениях о профессии психолога-менеджера между преподавателями и студентами.
Применительно к выдвинутым гипотезам разработать методику и процедуру ее проверки.
Осуществить сбор данных согласно заранее составленному плану.
Проанализировать полученные результаты методами математической статистики.
Обсудить полученные результаты и сделать выводы относительно выдвигавшихся гипотез.
Объект исследования:
60 студентов 4 и 5 курсов факультета психологии, обучающихся по специальности психология менеджмента. Из них 55 девушек, 5 юношей, в возрасте 21-45лет (средний возраст составляет)
6 преподавателей, читающих дисциплины-специализации по специальности психология менеджмента.
Предмет исследования:
Представления студентов и преподавателей факультета психологии об основных составляющих профессии психолога-менеджера.
Основная гипотеза:
Представления о профессии психолога-менеджера у студентов и их преподавателей существенно различаются.
Гипотезы-следствия:
Преподаватели полагают, что большинство их выпускников будут работать в государственных организациях, тогда как студенты представляют путь своей профессиональной социализации как работу в коммерческой структуре.
Преподаватели полагают, что учащиеся собираются быть менеджерами по кадрам, тогда как студенты представляют себя в роли менеджера по персоналу.
Преподаватели полагают, что основным видом деятельности психолога-менеджера является диагностическая работа, тогда как студенты более ориентированы на консультативную работу.
Преподаватели полагают, что для работы психолога-менеджера наиболее важны знание социальной психологии и организаторские навыки, тогда как студенты наиболее важными считают коммуникативные навыки и знания в области управления.
Преподаватели полагают, что креативность и высокий уровень интеллекта в наибольшей степени могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера, тогда как студенты таковыми считают устойчивость к стрессу и внимательность.
Преподаватели полагают, что профессия психолога-менеджера предоставит студентам возможность карьерного роста и повышения зарплаты, тогда как для студентов эта профессия дает возможность личностного роста и профессионального развития.
Основная гипотеза и гипотезы-следствия возникли на основе предварительного анализа состояния объекта исследования, идея которого поступила из Всероссийского научно-практического Центра профориентации и психологической поддержки населения.
Методический инструментарий:
Для исследования компонентов представлений о профессии у студентов и преподавателей применительно к выдвинутой выше гипотезе была разработана специальная анкета. Вопросы анкеты были созданы на основе выводов относительно структуры представлений о профессии, полученных в результате теоретического анализа (см.табл.), анализа профессиограммы менеджера, общей характеристики специальности «психология» и требований к уровню подготовки специалиста. При составлении окончательного варианта анкеты мы также использовали данные, полученные в процессе пилотажа начальных вариантов методики - наиболее частые варианты ответов на открыто поставленный вопрос вводились в оценочную шкалу. Ознакомится с вариантом анкеты для студентов можно в приложении 1, с вариантом анкеты для преподавателей - в приложении 2.
2.2 Результаты исследования и их анализ методами математической статистики.
По получении результатов мы сочли необходимым проанализировать данные не только с точки зрения того, подтверждают они или не подтверждают выдвинутые гипотезы, но и с точки зрения того, какие различия существуют во взглядах студентов и преподавателей по всем использовавшимся в процессе исследования пунктам возможных ответов. Напомним, что данные списки пунктов были получены нами в процессе анализа ответов студентов и преподавателей на вопросы открытого типа методом контент-анализа.
Ниже приводятся таблицы, которые отражают различия в представлениях на основные составляющие профессии психолога-менеджера.
Таблица 1. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, где планируют студенты работать после окончания вуза.
№
|
Варианты ответов
|
Студенты
|
Преподаватели
|
t-критерий Стьюдента
|
Уровень значимости различий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Государственная организация
|
4,7
|
2,91
|
5,2
|
2,17
|
0,47
|
Не значимо
|
|
2
|
Коммерческая структура
|
6,7
|
1,95
|
7,4
|
2,07
|
0,72
|
Не значимо
|
|
3
|
Негосударственная (общественная) организация
|
4,2
|
2,38
|
4,2
|
2,05
|
0,00
|
Не значимо
|
|
4
|
Свое дело
|
3,4
|
2,46
|
4
|
2,12
|
0,59
|
Не значимо
|
|
5
|
Частная практика
|
3,3
|
2,41
|
3,8
|
2,59
|
0,41
|
Не значимо
|
|
|
Применительно к ответам на этот вопрос ни в одном случае не было зафиксировано статистически значимых различий с помощью t - критерия Стьюдента.
Таблица 2. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, в какой области студенты планируют специализироваться.
№
|
Варианты ответов
|
Студенты
|
Преподаватели
|
t-критерий Стьюдента
|
Уровень значимости различий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Менеджер по кадрам
|
6,4
|
2,19
|
5,6
|
2,61
|
0,66
|
Не значимо
|
|
2
|
Менеджер по персоналу
|
6,8
|
1,92
|
6,4
|
1,82
|
0,46
|
Не значимо
|
|
3
|
Рекрутер
|
3,5
|
2,41
|
4,8
|
2,28
|
1,20
|
Не значимо
|
|
4
|
Тренинг-менеджер
|
3,9
|
2,66
|
5,8
|
2,49
|
1,60
|
Не значимо
|
|
5
|
Орг-консультант
|
4,5
|
2,60
|
5
|
2,55
|
0,41
|
Не значимо
|
|
6
|
Менеджер по переобучению
|
2,8
|
2,08
|
4,6
|
2,88
|
1,36
|
Не значимо
|
|
7
|
Менеджер по рекламе
|
4,4
|
2,86
|
6
|
1,87
|
1,69
|
Не значимо
|
|
8
|
Имиджмейкер
|
3,4
|
2,40
|
4,8
|
2,17
|
1,35
|
Не значимо
|
|
9
|
Специалист по переговорным технологиям
|
3,6
|
2,41
|
4
|
2,35
|
0,36
|
Не значимо
|
|
10
|
Специалист по связям с общественностью
|
4,4
|
2,79
|
4,6
|
2,07
|
0,20
|
Не значимо
|
|
11
|
Помощник руководителя
|
5,8
|
2,36
|
5,2
|
1,64
|
0,73
|
Не значимо
|
|
12
|
Ученый-исследователь
|
2,7
|
2,33
|
4,6
|
2,51
|
1,61
|
Не значимо
|
|
|
Применительно к ответам на этот вопрос ни в одном случае не было зафиксировано статистически значимых различий с помощью t - критерия Стьюдента.
Таблица 3. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, с какими видами деятельности студенты будут чаще всего встречаться в своей работе психолога-менеджера.
№
|
Варианты ответов
|
Студенты
|
Преподаватели
|
t-критерий Стьюдента
|
Уровень значимости различий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Диагностическая
|
6,7
|
2,15
|
7
|
2,00
|
0,31
|
Не значимо
|
|
2
|
Коррекционная
|
5,4
|
2,39
|
6
|
2,55
|
0,50
|
Не значимо
|
|
3
|
Консультативная
|
7
|
1,92
|
7
|
1,87
|
0,00
|
Не значимо
|
|
4
|
Экспертная
|
6,3
|
2,38
|
6,2
|
1,92
|
0,11
|
Не значимо
|
|
5
|
Научно-исследовательская
|
3,9
|
2,31
|
4,6
|
2,41
|
0,62
|
Не значимо
|
|
6
|
Учебно-воспитательная
|
3,8
|
2,37
|
6,2
|
2,59
|
2,02
|
0,05
|
|
7
|
Культурно-просветительская
|
4,3
|
2,43
|
5
|
2,24
|
0,66
|
Не значимо
|
|
|
Применительно к ответам на этот вопрос статистически значимых различия были зарегистрированы только относительно одного пункта возможных ответов (уровень значимости различий 0,05). Преподаватели статистически чаще, чем студенты заявляют о том, что психологу-менеджеру предстоит в значительной степени сталкиваться с учебно-воспитательной работой.
Таблица 4. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, какие профессиональные знания, умения, навыки важны для работы психолога-менеджера.
№
|
Варианты ответов
|
Студенты
|
Преподаватели
|
t-критерий Стьюдента
|
Уровень значимости различий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Знание социальной психологии
|
7,9
|
1,76
|
8,6
|
0,55
|
2,03
|
0,05
|
|
2
|
Знание психологии труда
|
7,7
|
1,87
|
8,8
|
0,45
|
3,13
|
0,01
|
|
3
|
Подготовка в области управления
|
8,2
|
1,17
|
8,6
|
0,55
|
1,31
|
Не значимо
|
|
4
|
Подготовка в области права
|
7,5
|
1,38
|
7,8
|
1,30
|
0,48
|
Не значимо
|
|
5
|
Подготовка в области экономики
|
6,6
|
2,01
|
7,4
|
1,52
|
1,07
|
Не значимо
|
|
6
|
Знание организации производства
|
7,9
|
1,41
|
8
|
1,00
|
0,20
|
Не значимо
|
|
7
|
Знание иностранного языка
|
5,7
|
2,64
|
7
|
1,87
|
1,40
|
Не значимо
|
|
8
|
Умение работать на персональном компьютере
|
7,6
|
2,12
|
8,2
|
0,84
|
1,21
|
Не значимо
|
|
9
|
Умение вести служебную документацию
|
7,4
|
1,71
|
7,8
|
1,30
|
0,62
|
Не значимо
|
|
10
|
Умение вести деловую переписку
|
6,5
|
2,59
|
7,8
|
1,30
|
1,84
|
Не значимо
|
|
11
|
Умение проводить деловые переговоры
|
7,6
|
1,68
|
8,4
|
0,89
|
1,68
|
Не значимо
|
|
12
|
Владение профессиональной этикой и этикетом
|
8,4
|
1,19
|
8,8
|
0,45
|
1,47
|
Не значимо
|
|
13
|
Коммуникативные навыки
|
8,7
|
0,71
|
8,8
|
0,45
|
0,44
|
Не значимо
|
|
14
|
Организаторские навыки
|
8,2
|
1,21
|
8,4
|
0,55
|
0,65
|
Не значимо
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|