бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Агрессия и способность к прогнозированию в подростковом возрасте бесплатно рефераты

Примечания: Н - низкий уровень физической агрессии; Ср - средний уровень; В - высокий уровень физической агрессии. Аналогично мы произвели расчет эмпирических и теоретических частот для остальных показателей агрессивных реакций: косвенной агрессии (Приложение 4), раздражительности (Приложение 5), негативизма (Приложение 6), обиды (Приложение 7), подозрительности (Приложение 8), вербальной агрессии (Приложение 9) и чувства вины (Приложение 10). Далее мы рассчитали -критерия Пирсона для установления связи способности к прогнозированию и физической агрессии у подростков в соответствии с алгоритмом вычисления, описанным ранее. Результаты всех вычислений представлены в таблице 2.11.

Таблица 2.11.

Сводная таблица расчета -критерия Пирсона для показателей способности к прогнозированию и физической агрессии

f

f

f - f

f -f

f -f /f

3

12,06

-9,06

82,08

6,81

8

9,99

-1,99

3,96

0,4

20

8,96

11,04

121,88

13,6

10

12,06

-2,06

4,24

0,35

17

9,99

7,01

49,14

4,92

4

8,96

-4,96

24,6

2,75

22

10,89

11,11

123,43

11,33

4

9,02

-5,02

25,2

2,79

2

8,09

-6,09

37,09

4,58

сумма

47,53

После всех произведенных по формулам 2.1. и 2.2. расчетов из таблицы 2.11. следует, что полученное эмпирическое значение критерия Пирсона равно:

эмп=47,53.

Затем, воспользовавшись формулой 2.3., мы определили число степеней свободы:

=(3-1)(3 -1)=4

На последнем этапе, в соответствии с алгоритмом вычисления критерия , мы сравнили полученное эмпирическое значение критерия Пирсона с табличным (теоретическим) [54]. Критические значения при =4 равны:

9,488 ( 0,05)

= 13,277 ( 0,01)

Согласно приведенному выше алгоритму, мы рассчитали значения -критерия Пирсона для всех оставшихся показателей агрессивных реакций (Приложения 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10). Были получены следующие результаты:

1) значение -критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и косвенной агрессии равен 48,35;

2) значение -критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и раздражительности равен 0,19;

3) значение -критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и негативизма равен 5,91;

4) значение -критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и обиды равен 3,267;

5) значение -критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и подозрительности равен 3,82;

6) значение -критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и вербальной агрессии равен 37,55;

7) значение -критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и чувства вины равен 21,42.

Для наглядного представления полученных значений критерия Пирсона по всем показателям агрессивных проявлений мы построили "ось значимости".

На изображенной "оси значимости" очень хорошо видно, что полученные после эмпирических вычислений значения критерия Пирсона для таких показателей, как раздражительность, обида, подозрительность и негативизм меньше критического (табличного) значения. Это позволило нам сделать вывод, что для данных показателей гипотеза не подтвердилась. Это в свою очередь означает, что между способностью к прогнозированию и такими показателями агрессивных реакций, как раздражительность, обида, подозрительность и негативизм связи нет. А эмпирические значения критерия Пирсона для чувства вины, вербальной агрессии, физической агрессии и косвенной агрессии оказались выше табличных (теоретических) значений. Таким образом, получается что гипотеза подтвердилась на 1% уровне значимости. Из этого можно сделать вывод, что связь между способностью к прогнозированию и чувством вины, вербальной агрессией, физической агрессией и косвенной агрессией существует.

Вычисление критерия Пирсона для всех трех уровней способности к прогнозированию проводилось отдельно, в соответствии с описанным ранее алгоритмом по формулам 2.4. и 2.2., но для наглядности данные для каждого из показателей агрессивных реакций были занесены в отдельные таблицы.

Таблица 2.12.

Расчет критерия для изучения особенностей связи низкого, среднего и высокого уровней способности к прогнозированию с физической агрессией у подростков

Уровень способности к прогнозированию

Уровень физической агрессии

э

т

э-т

(э-т)

(э-т) т

Высокий

Низкий

22

9,33

12,67

160,53

17,21

Средний

4

9,33

-5,33

28,41

3,04

Высокий

2

9,33

-7,33

53,73

5,76

Суммы

28

28

0

=26,01

Средний

Низкий

10

10,33

-0,33

0,11

0,01

Средний

17

10,33

6,67

44,49

4,31

Высокий

4

10,33

-6,33

40,07

3,88

Суммы

31

31

0

=8,2

Низкий

Низкий

3

10,33

-7,33

53,73

5,2

Средний

8

10,33

-2,33

5,43

0,53

Высокий

20

10,33

9,67

93,51

9,05

Суммы

31

31

0

=14,78

Из таблицы 2.12. следует, что эмпирические значения критерия Пирсона для различных уровней способности к прогнозированию различны и равны: при низком уровне способности к прогнозированию равен 14,78; при среднем - = 8,2, а при высоком уровне = 26,01.

Теоретические частоты распределения признака для каждого уровня самооценки подсчитывались по формуле 2.4:

теор=n , (2.4)

где n - общее количество выборов по каждому уровню физической агрессии;

- количество разрядов, в данном случае количество уровней способности к прогнозированию (=3).

Количество степеней свободы для каждого критерия определялось одинаково по формуле 2.5:

=-1, (2.5)

где - это также количество разрядов, т.е. количество уровней способности к прогнозированию (=3).

В нашем случае количество степеней свободы во всех трех случаях одинаково и равно: = 3-1=2.

В соответствии с таблицей критических (теоретических) значений [54] значения критерия Пирсона при =2 равны:

= 6,065 ( 0,05) ; = 9,595( 0,01)

Таким образом, при сопоставлении всех полученных эмпирических значений критерия Пирсона (для низкого, среднего и высокого уровней способности к прогнозированию) с табличным (теоретическим) мы смогли принять гипотезу на 1%-ом уровне значимости для высокого и низкого уровней способности к прогнозированию и гипотезу на 5% уровне значимости для среднего уровня, так как эти эмпирические значения оказались больше критических значений, данных в таблице. Однако, следует отметить, что, принимая гипотезу на 5% уровне значимости, мы должны учитывать более низкий уровень статистической достоверности - всего 95 %.

Это значит, что показатели физической агрессии у подростков распределяются неравномерно между высоким, средним и низким уровнем способности к прогнозированию.

Причем, если проанализировать данные таблицы 2.12., можно сделать вывод, что подростки с высоким уровнем способности к прогнозированию в большинстве показали низкий уровень физической агрессии -78,6 % испытуемых; подростки со средним уровнем способности к прогнозированию показали 54,84 % средней физической агрессии и 32,26 % - низкой. У подростков с низкой способностью к прогнозированию высокий уровень физической агрессии в 64,52 % случаев. Таким образом, мы можем утверждать, (относительно проявлений физической агрессии), что чем выше уровень способности к прогнозированию, тем ниже уровень физической агрессии.

Аналогично вышеуказанному алгоритму вычисления -критерия Пирсона, используя формулы 2.4. и 2.5., те же табличные значения (так как число степеней свободы всюду одинаковое), мы вычислили особенности связи уровней способности к прогнозированию с вербальной агрессией, косвенной агрессией и с чувством вины.

Таблица 2.13.

Расчет критерия для изучения особенностей связи низкого, среднего и высокого уровней способности к прогнозированию с вербальной агрессией

Уровень способности к прогнозированию

Уровень вербальной агрессии

э

т

э-т

(э-т)

(э-т) т

Высокий

Низкий

18

9,33

8,67

75,17

8,06

Средний

6

9,33

-3,33

11,09

1,19

Высокий

4

9,33

-5,33

28,4

3,04

Суммы

28

28

0

=12,29

Средний

Низкий

7

10,33

-3,33

11,09

1,07

Средний

19

10,33

8,67

75,17

7,28

Высокий

5

10,33

-5,33

28,4

2,75

Суммы

31

31

0

=11,1

Низкий

Низкий

4

10,33

-6,33

40,07

3,88

Средний

7

10,33

-3,33

11,09

1,07

Высокий

20

10,33

9,67

93,5

9,05

Суммы

31

31

0

=14

В данном случае, при сопоставлении всех полученных эмпирических значений критерия Пирсона (для низкого, среднего и высокого уровней способности к прогнозированию) с табличным (теоретическим) мы приняли гипотезу на 1%-ом уровне значимости для высокого, среднего и низкого уровней способности к прогнозированию.

Это значит, что показатели вербальной агрессии у подростков с высоким, средним и низким уровнем способности к прогнозированию распределяются неравномерно.

Если проанализировать данные таблицы 2.13., можно сделать вывод, что подростки с высоким уровнем способности к прогнозированию в 64,3% случаев показали низкий уровень вербальной агрессии; подростки со средним уровнем способности к прогнозированию показали 61,3 % средней вербальной агрессии. Испытуемые с низким уровнем способности к прогнозированию в 64,5 % случаев имеют высокие показатели вербальной агрессии. Значит, мы можем утверждать, что чем выше уровень способности к прогнозированию, тем ниже уровень вербальной агрессии.

Таблица 2.14.

Расчет критерия для изучения особенностей связи низкого, среднего и высокого уровней способности к прогнозированию с косвенной агрессией

Уровень способности к прогнозированию

Уровень косвенной агрессии

э

т

э-т

(э-т)

(э-т) т

Высокий

Низкий

18

9,33

8,67

75,17

8,06

Средний

6

9,33

-3,33

11,09

1,19

Высокий

4

9,33

-5,33

28,41

3,04

Суммы

28

28

0

=12,29

Средний

Низкий

5

10,33

-5,33

28,41

2,75

Средний

20

10,33

9,67

93,51

9,05

Высокий

6

10,33

-4,33

18,75

1,81

Суммы

31

31

0

=13,61

Низкий

Низкий

1

10,33

-9,33

87,05

8,43

Средний

8

10,33

-2,33

5,43

0,53

Высокий

22

10,33

11,67

136,19

13,18

Суммы

31

31

0

=22,14

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12