бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Агрессия и способность к прогнозированию в подростковом возрасте бесплатно рефераты

Проанализировав данные таблицы 2.3. можно сказать, что из 90 обследуемых подростков 29 (32,22 %) показали низкий уровень вербальной агрессии, 32 (35,56 %) подростка показали средний и 29 (32,22 %) - высокий уровень вербальной агрессии. Следует отметить, что подростки с высоким уровнем вербальной агрессии часто выражают свои негативные чувства как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

Таблица 2.4.

Сводная таблица результатов, полученных при диагностике уровня косвенной агрессии среди подростков с различными уровнями способности к прогнозированию.

Низкий уровень косвенной агрессии

Средний уровень косвенной агрессии

Высокий уровень косвенной агрессии

Общее количество показателей

Низкий уровень способности к прогнозированию

1

8

22

31

Средний уровень способности к прогнозированию

5

20

6

31

Высокий уровень способности к прогнозированию

18

6

4

28

Общее количество показателей

24

34

32

90

Из данных таблицы 2.4. следует, что количество подростков с низким уровнем косвенной агрессии - 24 (26,67 %), со средним - 34 (37,78 %), а с высоким уровнем косвенной агрессии - 32 (35,55 %) подростка. Это значит, что у 32 подростков, которые показали высокий уровень косвенной агрессии часто можно встретить беспричинные взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

Таблица 2.5.

Сводная таблица результатов, полученных при диагностике уровня раздражительности среди подростков с различными уровнями способности к прогнозированию.

Низкий уровень раздражительности

Средний уровень раздражительности

Высокий уровень раздражительности

Общее количество показателей

Низкий уровень способности к прогнозированию

10

10

11

31

Средний уровень способности к прогнозированию

10

11

10

31

Высокий уровень способности к прогнозированию

10

9

9

28

Общее количество показателей

30

30

30

90

Соответственно из таблицы 2.5. следует, что показатели уровня раздражительности среди подростков распределились равномерно. 30 из них имеют средний, 30 высокий и 30 низкий уровни раздражительности. Подростков с высоким уровнем раздражительности можно охарактеризовать готовностью к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем признаке возбуждения.

Также на основе данных этой таблицы можно выдвинуть предположение, что связи между такими показателями, как способность к прогнозированию и уровень раздражительности у подростков, обнаружено не будет.

Таблица 2.6.

Сводная таблица результатов, полученных при диагностике показателей обиды среди подростков с различными уровнями способности к прогнозированию.

Низкий уровень обиды

Средний уровень обиды

Высокий уровень обиды

Общее количество показателей

Низкий уровень способности к прогнозированию

6

15

10

31

Средний уровень способности к прогнозированию

7

9

15

31

Высокий уровень способности к прогнозированию

8

10

10

28

Общее количество показателей

21

34

35

90

Таким образом, из таблицы 2.6. видно, что 35 (38,89 %) из 90 исследуемых подростков имеют высокий уровень такого агрессивного проявления, как обида, 34 (37,78 %) подростка - средний и 21 (23,33 %) -низкий уровень данного показателя. Подростки с высоким уровнем обиды склонны испытывать чувство зависти и ненависти к окружающим, обусловленные горечью, гневом на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Таблица 2.7.

Сводная таблица результатов, полученных при диагностике показателей негативизма среди подростков с различными уровнями способности к прогнозированию.

Низкий уровень негативизма

Средний уровень негативизма

Высокий уровень негативизма

Общее количество показателей

Низкий уровень способности к прогнозированию

5

20

6

31

Средний уровень способности к прогнозированию

6

19

6

31

Высокий уровень способности к прогнозированию

8

10

10

28

Общее количество показателей

19

49

22

90

Таким образом, из таблицы 2.7. следует, что 19 (21,1 %) из 90 исследуемых подростков имеют низкий уровень негативизма, 49 (54,44 %) подростков - средний и 22 (24,46 %) -высокий уровень данного показателя. Подростки с высоким уровнем негативизма предпочитают оппозиционную меру поведения, обычно направленную против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Таблица 2.8.

Сводная таблица результатов, полученных при диагностике показателей подозрительности среди подростков с различными уровнями способности к прогнозированию.

Низкий уровень подозрительности

Средний уровень подозрительности

Высокий уровень подозрительности

Общее количество показателей

Низкий уровень способности к прогнозированию

2

8

21

31

Средний уровень способности к прогнозированию

3

10

18

31

Высокий уровень способности к прогнозированию

6

7

15

28

Общее количество показателей

11

25

54

90

По результатам таблицы 2.8. можно сделать вывод, что из 90 испытуемых 54 (60 %) имеют высокий уровень подозрительности, 25 (27,78 %) - средний и 11 (12,22 %) - показали низкий уровень подозрительности. Подростки, показавшие высокий уровень подозрительности, склонны проявлять недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Таблица 2.9.

Сводная таблица результатов, полученных при диагностике показателей чувства вины среди подростков с различными уровнями способности к прогнозированию

Низкий уровень чувства вины

Средний уровень чувства вины

Высокий уровень чувства вины

Общее количество показателей

Низкий уровень способности к прогнозированию

19

6

6

31

Средний уровень способности к прогнозированию

7

12

12

31

Высокий уровень способности к прогнозированию

4

6

18

28

Общее количество показателей

30

24

36

90

Из данных таблицы 2.9. следует, что количество подростков с низким уровнем чувства вины - 30 (33,33 %), со средним - 24 (26,67 %), а с высоким уровнем чувства вины - 36 (40 %) подростков. Для подростков с высокой выраженностью чувства вины характерно убеждение в том, что они является плохими людьми, что поступают плохо, а также ощущаемые ими угрызения совести.

2.3 Исследование взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии в подростковом возрасте

Далее мы попытались ответить на вопрос, соответствующий гипотезе исследования: существует ли связь между способностью к прогнозированию и агрессией у подростков, и доказать это при помощи методов математической статистики.

Для подтверждения гипотезы нашего исследования все вычисления и расчеты проводились при помощи -критерия Пирсона. Мы выбрали именно этот критерий, потому что с его помощью можно определить не только наличие связи между признаками, но и установить особенности этой связи. Это значит, что на первом этапе мы сравниваем два эмпирических распределения признака - способность к прогнозированию и интересующие нас агрессивные проявления у подростков (физическая агрессия, косвенная агрессия, вербальная агрессия, негативизм, обида, раздражительность, подозрительность и чувство вины). Таким образом мы определяем, есть ли связь между способностью к прогнозированию и каждым из вышеперечисленных агрессивных проявлений. Далее, на следующем этапе, мы сравниваем эмпирическое распределение каждого из агрессивных проявлений, у которых была выявлена связь со способностью к прогнозированию, с теоретическим равномерным. Причем сравнение нужно проводить для каждого уровня способности к прогнозированию отдельно. Так мы сможем определить, влияет ли уровень способности к прогнозированию на уровень выраженности агрессивных проявлений у подростков, или же выраженность этих агрессивных проявлений распределяется равномерно по всем уровням способности к прогнозированию.

Алгоритм вычисления -критерия Пирсона:

1. построить таблицу и занести в нее наименования разрядов и соответствующие им эмпирические частоты;

2. рядом с каждой эмпирической частотой внести теоретическую частоту (2.1):

f = (Сумма частот по соответствующей строке) (Сумма частот по соответствующему столбцу) Общее количество наблюдений(2.1)

3. подсчитать и занести в таблицу разность между эмпирической и теоретической частотами по каждому разряду;

4. возвести полученную разность по каждому разряду в квадрат и также занести в таблицу;

5. вычислить и занести в таблицу отношение полученного квадрата разности к теоретической частоте по каждому разряду;

6. вычислить сумму полученных отношений по всем разрядам. Полученная сумма и будет значением -критерия Пирсона (2.2):

= ( f - f ) f , (2.2)

где f - эмпирическая частота признака;

f - теоретическая частота.

7. затем необходимо подсчитать число степеней свободы (2.3):

=(-1)(c-1), (2.3)

где - количество разрядов признака (строк в таблице эмпирических частот);

c - количество сравниваемых распределений (столбцов в таблице эмпирических частот).

8. после этого находится критическое значение -критерия Пирсона по таблице в соответствии с количеством степеней свободы [54];

9. на последнем этапе необходимо сравнить критическое (табличное) значение -критерия Пирсона с эмпирическим, полученным при расчетах, что позволяет нам принять или опровергнуть выдвинутые ранее статистические гипотезы.

Для того, чтобы упростить задачу вычисления -критерия Пирсона для выявления связи между способностью к прогнозированию и физической агрессией, была построена таблица эмпирических частот и дополнена теоретическими частотами (см. табл. 2.10.).

Таблица 2.10.

Эмпирические и теоретические частоты показателей способности к прогнозированию и физической агрессии у подростков

Значение

признака

Эмпирические частоты

Суммы

Теоретические частоты

Уровень способности к прогнозированию

Н

Ср

В

Н

Ср

В

Низкий

3

8

20

31

12,06

9,99

9,64

Средний

10

17

4

31

12,06

9,99

9,64

Высокий

22

4

2

28

10,89

9,02

8,71

Суммы

35

29

26

90

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12