Агрессия и способность к прогнозированию в подростковом возрасте
Проанализировав данные таблицы 2.3. можно сказать, что из 90 обследуемых подростков 29 (32,22 %) показали низкий уровень вербальной агрессии, 32 (35,56 %) подростка показали средний и 29 (32,22 %) - высокий уровень вербальной агрессии. Следует отметить, что подростки с высоким уровнем вербальной агрессии часто выражают свои негативные чувства как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).
Таблица 2.4.
Сводная таблица результатов, полученных при диагностике уровня косвенной агрессии среди подростков с различными уровнями способности к прогнозированию.
|
Низкий уровень косвенной агрессии
|
Средний уровень косвенной агрессии
|
Высокий уровень косвенной агрессии
|
Общее количество показателей
|
|
Низкий уровень способности к прогнозированию
|
1
|
8
|
22
|
31
|
|
Средний уровень способности к прогнозированию
|
5
|
20
|
6
|
31
|
|
Высокий уровень способности к прогнозированию
|
18
|
6
|
4
|
28
|
|
Общее количество показателей
|
24
|
34
|
32
|
90
|
|
|
Из данных таблицы 2.4. следует, что количество подростков с низким уровнем косвенной агрессии - 24 (26,67 %), со средним - 34 (37,78 %), а с высоким уровнем косвенной агрессии - 32 (35,55 %) подростка. Это значит, что у 32 подростков, которые показали высокий уровень косвенной агрессии часто можно встретить беспричинные взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.
Таблица 2.5.
Сводная таблица результатов, полученных при диагностике уровня раздражительности среди подростков с различными уровнями способности к прогнозированию.
|
Низкий уровень раздражительности
|
Средний уровень раздражительности
|
Высокий уровень раздражительности
|
Общее количество показателей
|
|
Низкий уровень способности к прогнозированию
|
10
|
10
|
11
|
31
|
|
Средний уровень способности к прогнозированию
|
10
|
11
|
10
|
31
|
|
Высокий уровень способности к прогнозированию
|
10
|
9
|
9
|
28
|
|
Общее количество показателей
|
30
|
30
|
30
|
90
|
|
|
Соответственно из таблицы 2.5. следует, что показатели уровня раздражительности среди подростков распределились равномерно. 30 из них имеют средний, 30 высокий и 30 низкий уровни раздражительности. Подростков с высоким уровнем раздражительности можно охарактеризовать готовностью к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем признаке возбуждения.
Также на основе данных этой таблицы можно выдвинуть предположение, что связи между такими показателями, как способность к прогнозированию и уровень раздражительности у подростков, обнаружено не будет.
Таблица 2.6.
Сводная таблица результатов, полученных при диагностике показателей обиды среди подростков с различными уровнями способности к прогнозированию.
|
Низкий уровень обиды
|
Средний уровень обиды
|
Высокий уровень обиды
|
Общее количество показателей
|
|
Низкий уровень способности к прогнозированию
|
6
|
15
|
10
|
31
|
|
Средний уровень способности к прогнозированию
|
7
|
9
|
15
|
31
|
|
Высокий уровень способности к прогнозированию
|
8
|
10
|
10
|
28
|
|
Общее количество показателей
|
21
|
34
|
35
|
90
|
|
|
Таким образом, из таблицы 2.6. видно, что 35 (38,89 %) из 90 исследуемых подростков имеют высокий уровень такого агрессивного проявления, как обида, 34 (37,78 %) подростка - средний и 21 (23,33 %) -низкий уровень данного показателя. Подростки с высоким уровнем обиды склонны испытывать чувство зависти и ненависти к окружающим, обусловленные горечью, гневом на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Таблица 2.7.
Сводная таблица результатов, полученных при диагностике показателей негативизма среди подростков с различными уровнями способности к прогнозированию.
|
Низкий уровень негативизма
|
Средний уровень негативизма
|
Высокий уровень негативизма
|
Общее количество показателей
|
|
Низкий уровень способности к прогнозированию
|
5
|
20
|
6
|
31
|
|
Средний уровень способности к прогнозированию
|
6
|
19
|
6
|
31
|
|
Высокий уровень способности к прогнозированию
|
8
|
10
|
10
|
28
|
|
Общее количество показателей
|
19
|
49
|
22
|
90
|
|
|
Таким образом, из таблицы 2.7. следует, что 19 (21,1 %) из 90 исследуемых подростков имеют низкий уровень негативизма, 49 (54,44 %) подростков - средний и 22 (24,46 %) -высокий уровень данного показателя. Подростки с высоким уровнем негативизма предпочитают оппозиционную меру поведения, обычно направленную против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Таблица 2.8.
Сводная таблица результатов, полученных при диагностике показателей подозрительности среди подростков с различными уровнями способности к прогнозированию.
|
Низкий уровень подозрительности
|
Средний уровень подозрительности
|
Высокий уровень подозрительности
|
Общее количество показателей
|
|
Низкий уровень способности к прогнозированию
|
2
|
8
|
21
|
31
|
|
Средний уровень способности к прогнозированию
|
3
|
10
|
18
|
31
|
|
Высокий уровень способности к прогнозированию
|
6
|
7
|
15
|
28
|
|
Общее количество показателей
|
11
|
25
|
54
|
90
|
|
|
По результатам таблицы 2.8. можно сделать вывод, что из 90 испытуемых 54 (60 %) имеют высокий уровень подозрительности, 25 (27,78 %) - средний и 11 (12,22 %) - показали низкий уровень подозрительности. Подростки, показавшие высокий уровень подозрительности, склонны проявлять недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Таблица 2.9.
Сводная таблица результатов, полученных при диагностике показателей чувства вины среди подростков с различными уровнями способности к прогнозированию
|
Низкий уровень чувства вины
|
Средний уровень чувства вины
|
Высокий уровень чувства вины
|
Общее количество показателей
|
|
Низкий уровень способности к прогнозированию
|
19
|
6
|
6
|
31
|
|
Средний уровень способности к прогнозированию
|
7
|
12
|
12
|
31
|
|
Высокий уровень способности к прогнозированию
|
4
|
6
|
18
|
28
|
|
Общее количество показателей
|
30
|
24
|
36
|
90
|
|
|
Из данных таблицы 2.9. следует, что количество подростков с низким уровнем чувства вины - 30 (33,33 %), со средним - 24 (26,67 %), а с высоким уровнем чувства вины - 36 (40 %) подростков. Для подростков с высокой выраженностью чувства вины характерно убеждение в том, что они является плохими людьми, что поступают плохо, а также ощущаемые ими угрызения совести.
2.3 Исследование взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии в подростковом возрасте
Далее мы попытались ответить на вопрос, соответствующий гипотезе исследования: существует ли связь между способностью к прогнозированию и агрессией у подростков, и доказать это при помощи методов математической статистики.
Для подтверждения гипотезы нашего исследования все вычисления и расчеты проводились при помощи -критерия Пирсона. Мы выбрали именно этот критерий, потому что с его помощью можно определить не только наличие связи между признаками, но и установить особенности этой связи. Это значит, что на первом этапе мы сравниваем два эмпирических распределения признака - способность к прогнозированию и интересующие нас агрессивные проявления у подростков (физическая агрессия, косвенная агрессия, вербальная агрессия, негативизм, обида, раздражительность, подозрительность и чувство вины). Таким образом мы определяем, есть ли связь между способностью к прогнозированию и каждым из вышеперечисленных агрессивных проявлений. Далее, на следующем этапе, мы сравниваем эмпирическое распределение каждого из агрессивных проявлений, у которых была выявлена связь со способностью к прогнозированию, с теоретическим равномерным. Причем сравнение нужно проводить для каждого уровня способности к прогнозированию отдельно. Так мы сможем определить, влияет ли уровень способности к прогнозированию на уровень выраженности агрессивных проявлений у подростков, или же выраженность этих агрессивных проявлений распределяется равномерно по всем уровням способности к прогнозированию.
Алгоритм вычисления -критерия Пирсона:
1. построить таблицу и занести в нее наименования разрядов и соответствующие им эмпирические частоты;
2. рядом с каждой эмпирической частотой внести теоретическую частоту (2.1):
f = (Сумма частот по соответствующей строке) (Сумма частот по соответствующему столбцу) Общее количество наблюдений(2.1)
3. подсчитать и занести в таблицу разность между эмпирической и теоретической частотами по каждому разряду;
4. возвести полученную разность по каждому разряду в квадрат и также занести в таблицу;
5. вычислить и занести в таблицу отношение полученного квадрата разности к теоретической частоте по каждому разряду;
6. вычислить сумму полученных отношений по всем разрядам. Полученная сумма и будет значением -критерия Пирсона (2.2):
= ( f - f ) f , (2.2)
где f - эмпирическая частота признака;
f - теоретическая частота.
7. затем необходимо подсчитать число степеней свободы (2.3):
=(-1)(c-1), (2.3)
где - количество разрядов признака (строк в таблице эмпирических частот);
c - количество сравниваемых распределений (столбцов в таблице эмпирических частот).
8. после этого находится критическое значение -критерия Пирсона по таблице в соответствии с количеством степеней свободы [54];
9. на последнем этапе необходимо сравнить критическое (табличное) значение -критерия Пирсона с эмпирическим, полученным при расчетах, что позволяет нам принять или опровергнуть выдвинутые ранее статистические гипотезы.
Для того, чтобы упростить задачу вычисления -критерия Пирсона для выявления связи между способностью к прогнозированию и физической агрессией, была построена таблица эмпирических частот и дополнена теоретическими частотами (см. табл. 2.10.).
Таблица 2.10.
Эмпирические и теоретические частоты показателей способности к прогнозированию и физической агрессии у подростков
Значение
признака
|
Эмпирические частоты
|
Суммы
|
Теоретические частоты
|
|
Уровень способности к прогнозированию
|
Н
|
Ср
|
В
|
|
Н
|
Ср
|
В
|
|
Низкий
|
3
|
8
|
20
|
31
|
12,06
|
9,99
|
9,64
|
|
Средний
|
10
|
17
|
4
|
31
|
12,06
|
9,99
|
9,64
|
|
Высокий
|
22
|
4
|
2
|
28
|
10,89
|
9,02
|
8,71
|
|
Суммы
|
35
|
29
|
26
|
90
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|
|