бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Агрессия и способность к прогнозированию в подростковом возрасте бесплатно рефераты

Выводы

1. Способность к прогнозированию психологами рассматривается как способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий. 2. Психологический подход к прогнозированию состоит в изучении прогнозирования как психической деятельности, тех свойств человека, которые влияют на успешность/неуспешность прогнозирования (Регуш Л.А., Теплов Б.М., Шадриков В.Д.). 3. Развитие способности прогнозирования на мыслительном уровне в подростковом возрасте характеризуется следующими особенностями: 1) качественным совершенствованием мышления как опосредованного и обобщенного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях; 2) интенсивным развитием тех качеств мыслительной деятельности, которые являются специфичными именно для прогнозирования (перспективность, учет вероятностной природы будущего, доказательность прогноза); 3) значительным совершенствованием по сравнению с другими возрастными группами рефлексии на процесс прогнозирования (осознание цели плана, осознание мыслительной деятельности при установлении причинно-следственной зависимости и обобщенность вербального выражения прогноза. 4. Агрессия - это любая форма поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому - то физический или психологический ущерб. Агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, которая характеризуется демонстрацией преимущества в силе или использованием силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект пытается причинить вред. Агрессивность - относительно стабильная готовность к агрессивным действиям в самых различных ситуациях. 5. Агрессия может быть прямой или косвенной и обязательно включает в себя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. 6. Среди наиболее популярных теорий агрессии можно выделить следующие: теория влечений З. Фрейда, фрустрационная теория Д. Долларда и Дж. Миллера, теория социального научения А. Бандуры, теория катарсиса и теория пускового раздражителя Л. Берковитца. Наиболее близка к нашему исследованию теория социального научения А. Бандуры, так как он рассматривает очевидные последствия для агрессивного человека, и именно он обеспечивается такой когнитивной функцией, как способность к прогнозированию. 7. Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости. 8. Исследований взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии у подростков обнаружено не было, поэтому это определяет проведение нами эмпирического исследования взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии в подростковом возрасте.

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ И АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ

2.1 Этапы проведения эмпирического исследования взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии у подростков

Проведение эмпирического исследования включает в себя ряд этапов: определение методов и методик исследования, нахождение переменных, выявление уровней агрессии и способности к прогнозированию у подростков, установление взаимосвязи способности к прогнозированию с агрессией у подростков и анализ результатов исследования.

Определение методов и методик исследования.

Данный этап имеет своей целью теоретическую разработку проблемы: определение целей исследования, объекта, предмета исследования, гипотезы, формирование выборки испытуемых, ознакомление с базой исследования. Также сюда относится подбор методик исследования, устанавливаются средства статистической обработки данных.

Цель исследования: исследовать взаимосвязь способности к прогнозированию и агрессии у подростков.

Объект исследования: способность к прогнозированию и агрессия.

Предмет исследования: способность к прогнозированию и агрессия у подростков.

Гипотеза исследования: чем выше способность к прогнозированию, тем ниже уровень агрессии у подростков.

Выборка состояла из 90 подростков 13-15 лет, которые являлись учениками 7-х и 8-х классов сш № 3 города Несвижа.

Для выявления взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессией у подростков были использованы следующие методы: метод тестирования, количественно-качественного анализа и методы математической обработки данных.

Для работы были подобраны следующие методики: диагностический опросник агрессивных проявлений Басса-Дарки [40] и методика "Прогностическая задача" Л.А. Регуш и Н.Л. Сомовой [48].

Выбранная нами методика диагностики агрессивных проявлений состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет" (Приложение 1). Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия - под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо, так и агрессию, которая ни на кого не направлена, - взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

3. Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

4. Негативизм - оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленная чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

6. Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести.

Обработка опросника Басса - Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных реакций в соответствии с ключом (Приложение 1), которые определяются суммированием полученных ответов [40].

Показателями способности прогнозирования в методике "Прогностическая задача" выступили уровни успешности прогнозирования, осуществляемого как установление причинно-следственных связей, планирование, преобразование представлений, выдвижение и развитие гипотез.

Показатели оценки качеств мышления, определяющих способность к прогнозированию, в данной методике следующие:

1. уровень вербального обобщения следствий;

2. особенность выделенных следствий;

3. перспективность следствий;

4. логика построения следствий;

5. осознание вероятностного характера следствия;

6. осознание этапов процесса прогнозирования при установлении причинно-следственных связей;

7. широта ассоциативного поля;

8. вариативность ассоциаций;

9. пластичность представлений;

10. уровень вербального обобщения причин;

11. полнота причинно-следственных связей;

12. существенность причинно-следственных связей;

13. перспективность причинно-следственных связей;

14. осознание цели плана;

15. полнота операций планирования;

16. широта поиска при выдвижении гипотез;

17. учет требований условий при выдвижении гипотез;

18. гибкость гипотез;

19. обоснованность гипотез.

Методика состоит из набора бланков, соединенных между собой следующим образом: бланк с задачами 1-5, бланк с дополнительной информацией 5.1, бланк с дополнительной информацией 5.2, бланк с дополнительной информацией 5.3 (Приложение 2).

После количественного анализа [48] оценивается уровень выполнения заданий. С целью получения психологической информации об испытуемом данные по всем показателям суммируются и сравниваются с тестовыми возрастными нормами.

2.2 Исследование способности к прогнозированию и агрессии у подростков

Полученные в ходе исследования эмпирические данные представлены в таблице первичных эмпирических данных (Приложение 3). Проанализируем результаты исследования способности к прогнозированию и агрессии у подростков.

При помощи методики "Прогностическая задача" было установлено, что из 90 протестированных подростков 28 (31,1%) имеют высокий, 31 (34,45%) низкий и 31 (34,45%) средний уровни способности к прогнозированию.

Далее, после проведения опросника агрессивных проявлений Басса-Дарки, были получены данные по агрессии подростков, представленные в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Сводная таблица результатов, полученных при диагностике агрессивных проявлений у подростков

Агрессивные проявления

Уровни

Сумма

низкий

средний

высокий

Физическая агрессия

35

29

26

90

Косвенная агрессия

24

34

32

90

Раздражительность

30

30

30

90

Негативизм

19

49

22

90

Обида

21

34

35

90

Подозрительность

11

25

54

90

Вербальная агрессия

29

32

29

90

Чувство вины

30

24

36

90

Из таблицы 2.1. следует, что низкие показатели физической агрессии получили 35 (38,89%) подростков, средние - 29 (32,22%) и высокие - 26 (28,89%). Показатели косвенной агрессии распределились среди опрошенных подростков следующим образом: 24 (26,67%) - имеют низкий уровень, 34 (37,78%) - средний, 32 (35,55%) имеют высокий уровень косвенной агрессии. Показатели раздражительности распределились равномерно между тремя уровнями. Больше половины опрошенных подростков, а именно 49 (54,44%), показали средний уровень негативизма, 19 (21,11%) - показали низкий уровень и 22 (24,45%) показали высокий уровень негативизма. 35 (38,89%) подростков имеют высокий уровень обиды, 34 (37,78%) подростка имеют средний уровень обиды и 21 (23,33%) - имеют низкий уровень. 60% детей (54 опрошенных) показали высокий уровень подозрительности, 27,78% (25 опрошенных) показали средний уровень и 12,22% (соответственно 11 опрошенных) показали низкий уровень подозрительности. Вербальная агрессия имеет среднюю степень выраженности (средний уровень) у 32 (35,56%) подростков, у 29 (32,22%) подростков она выражена слабо (низкий уровень), и такое же количество опрошенных (29 (32,22%)) подростков имеют высокий уровень вербальной агрессии. Высокие показатели чувства вины имеют 36 (40%) подростков, средние - 24 (26,67%) и низкие показатели - 30 (33,33%) подростков.

Далее мы сопоставили данные, полученные испытуемыми после диагностики способности к прогнозированию, с данными, полученными по каждому показателю агрессивных проявлений. Для наглядности представления материала мы сформировали соответствующие таблицы для каждого из показателей агрессивных проявлений.

Таблица 2.2.

Сводная таблица результатов, полученных при диагностике уровня физической агрессии среди подростков с различными уровнями способности к прогнозированию.

Низкий уровень физической агрессии

Средний уровень физической агрессии

Высокий уровень физической агрессии

Общее количество показателей

Низкий уровень способности к прогнозированию

3

8

20

31

Средний уровень способности к прогнозированию

10

17

4

31

Высокий уровень способности к прогнозированию

22

4

2

28

Общее количество показателей

35

29

26

90

Таким образом, из таблицы 2.2. видно, что 35 (38,89 %) из 90 исследуемых подростков имеют низкий уровень физической агрессии, 29 (32,2 %) подростков - средний и 26 (28,91 %) подростков - высокий уровень. Подростки именно с высоким уровнем физической агрессии (в нашем исследовании таких подростков 26) отдают предпочтение в своих действиях использованию физической силы против другого лица.

Таблица 2.3.

Сводная таблица результатов, полученных при диагностике уровня вербальной агрессии среди подростков с различными уровнями способности к прогнозированию.

Низкий уровень вербальной агрессии

Средний уровень вербальной агрессии

Высокий уровень вербальной агрессии

Общее количество показателей

Низкий уровень способности к прогнозированию

4

7

20

31

Средний уровень способности к прогнозированию

7

19

5

31

Высокий уровень способности к прогнозированию

18

6

4

28

Общее количество показателей

29

32

29

90

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12